Статья
Войскунский А.Е., Арестова О.Н., Солодов М.Ю. Психологические особенности чтения электронного текста. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.59-79
Автор(ы): Войскунский Александр Евгеньевич; Арестова Ольга Николаевна; Солодов Максим Юрьевич
Аннотация
Актуальность. Электронный текст все шире применяется в обыденной жизни, профессиональной и образовательной деятельности. В настоящее время психологические особенности работы с такого рода текстами недостаточно изучены, что создает значительные риски и не позволяет использовать новые возможности, предоставляемые цифровыми технологиями.
Целью исследования является изучение особенностей характерного для электронного текста параллельного чтения (по сравнению с последовательным чтением).
Методы и выборка. Модифицированные для работы онлайн методики «Смысловые отношения», шкала «Аналитичность-холистичность», «Сложные аналогии». Испытуемые - 45 человек от 18 до 58 лет.
Результаты. Обнаружены индивидуальные предпочтения в работе с параллельным и последовательным предъявлением текста. В целом работа с параллельным предъявлением текста менее успешна, что указывает на ее большую когнитивную сложность, обнаружена прямая связь эффективности этой работы с холистическим стилем мышления и уровнем вербального интеллекта. Успешность работы в параллельном режиме чтения зависит от когнитивных особенностей и способностей субъекта. Параллельное чтение является более сложной когнитивной задачей и требует более высокого уровня интеллектуального и когнитивного развития субъекта, чем последовательное чтение.
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования
PDF: Загрузить
Поступила: 31.08.2019
Принята к публикации: 08.10.2019
Страницы: 59-79
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.59
Ключевые слова: цифровизация; гипертекст; когнитивные стили; электронный текст; параллельное чтение; нелинейный текст
Доступно в on-line версии с 31.08.2019
Для цитирования статьи:
Войскунский А.Е., Арестова О.Н., Солодов М.Ю. Психологические особенности чтения электронного текста. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.59-79