Развитие сдерживающего контроля у детей при переходе из детского сада в школу во время пандемии COVID-19: лонгитюдное исследование
Аннотация
Актуальность. Пандемия COVID-19 представляет собой уникальную ситуацию, не происходившую ранее. Проведенные исследования показывают, что данный период оказал долгосрочный эффект на развитие детей. Сдерживающий контроль является одним из основных компонентов регуляторных функций, предсказывающий дальнейшую успешность ребенка во многих сферах. Однако работ, посвященных изучению влияния пандемии на сдерживающий контроль у дошкольников, представлено мало.
Целью исследования являлось изучение особенностей динамики развития сдерживающего контроля у детей в возрасте 5–8 лет (от старшего дошкольного до младшего школьного возраста) во время пандемии COVID-19, а также сопоставление показателей развития сдерживающего контроля у первоклассников до и во время пандемии.
Методы. Оценка сдерживающего контроля проводилась у детей трижды (в старшей группе детского сада, в подготовительной группе детского сада и в первом классе) с помощью субтеста «Торможение» диагностического комплекса NEPSY-II.
Выборка. В лонгитюдном исследовании с 2019 по 2021 год принимали участие дети в возрасте с 5 до 8 лет на момент наблюдения (N = 101, 43,6 % мальчики). Также дополнительно в выборку вошли ученики первого класса, которые прошли обучение в детском саду и в первом классе до пандемии (март 2019 года, N = 84).
Результаты. Результаты проведенного анализа указывают на то, что сдерживающий контроль успешно развивался у детей от старшей группы детского сада к первому классу школы во время пандемии. При этом уровень развития сдерживающего контроля у девочек после пандемии выше, чем у девочек до пандемии, тогда как для мальчиков значимых различий выявлено не было.
Выводы. Уровень сдерживающего контроля дошкольников, чье обучение в подготовительной группе детского сада проходило во время пандемии COVID-19, несмотря на введенные ограничения и изменения в привычном образе жизни, соответствует нормам. Показано, что результаты развития сдерживающего контроля у детей, попавших и не попавших в пандемию, различаются в зависимости от пола.
Литература
Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 2. С. 94–109.
Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. 2016. Т. 4, № 24. С. 14–22.
Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик // Психологический журнал. 2020. T. 41, № 6. C. 108–118.
Веракса А.Н., Белолуцкая А.К., Гаврилова М.Н., Леонов С.В. Связь регуляторных функций и показателей функциональной физической подготовки у детей дошкольного возраста: обзор исследований // Вопросы психологии. 2020. № 2. С. 1–16.
Веракса А.Н., Корниенко Д.С., Чичинина Е.А., Бухаленкова Д.А., Чурсина А.В. Связь времени использования дошкольниками цифровых устройств с полом, возрастом и социально-экономическими характеристиками семьи // Наука телевидения. 2021. № 17 (3). С. 179–209. https://doi.org/10.30628/1994-9529-17.3-179-209
Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19 // Современное дошкольное образование. 2022. № 2 (110). С. 30–39. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39
Веракса Н.Е., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Взаимосвязь использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у дошкольников // Психологический журнал. 2022. T. 43, № 1. C. 51–59. Выготский Л.С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76.
Гнедых Д.С., Тихомирова М.А., Яковлева М.В. Психологические детерминанты адаптированности в вузе студентов-первокурсников медицинского факультета в период пандемии COVID-19 // Российский психологический журнал. 2022. № 19 (3). С. 95–107. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.3.6
Иерусалимова М.В., Калинина Т.В., Казакова О.А., Иванова Л.А. Организация самостоятельной двигательной активности дошкольников во время пандемии // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 11 (189), 197–201.
Карпова Э.Б., Николаева Е.А. Негативные психоэмоциональные последствия пандемии COVID-19 в группе риска // Национальный психологический журнал. 2020. № 3 (39). С. 66–74.
Кондратюк Н.Г., Цыганов И.Ю., Колесникова И.М., Моросанова В.И. Регуляторные ресурсы жизненных планов человека в условиях неопределенности (на примере ситуации распространения пандемии COVID-19 в России) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 1. C. 7–24. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-7-24
Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б., Конюховская Ю.Е., Шишкова И.М., Дорохов Е.А. Представления о пандемии COVID-19 и психологический дистресс у граждан России весной 2020 года // Consortium Psychiatricum. 2022. Т. 3, № 2. C. 70–86. https://doi.org/10.17816/CP136
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 91–103.
Солодовник Е.М., Абрамова Е.Д. Двигательная активность детей дошкольного возраста в период пандемии COVID-19 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1. С. 171–174.
Твардовская А.А., Габдулхаков В.Ф., Новик Н.Н., Гарифуллина А.М. Влияние физической активности дошкольников на развитие регуляторных функций: теоретический обзор исследований // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 214–238. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.10
Хорошилов Д.А., Громова О.А. Восприятие пандемии и вакцинации в период «второй волны» коронавируса (по результатам глубинных интервью) // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 3–10. https://doi. org/10.11621/npj.2021.0201
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
Abufhele, A., Bravo, D., López, B.F., Soto-Ramirez, P. (2022). Developmental Losses in Young Children from Pre-primary Program Closures during the COVID-19 Pandemic. IZA Discussion Papers,15179, 2-26. http://dx.doi.org/10.18235/0003920
Bates, L.C., Zieff, G., Stanford, K., Moore, J.B., Kerr, Z.Y., Hanson, E.D., Gibbs, B.B., Kline, C.E., Stoner, L. (2020). Covid-19 impact on behaviors across the 24-hour day in children and adolescents: Physical activity, sedentary behavior, and sleep. Children (Basel), 7(9), 138. https://doi.org/10.3390/children7090138 \
Beaugrand, M., Muehlematter, C., Markovic, A., Camos, V., Kurth, S. (2023). Sleep as a protective factor of children’s executive functions: A study during COVID-19 confinement. PLoS ONE, 18 (1), e0279034. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0279034
Brophy, M., Taylor, Er., Hughes, Cl. (2002). To go or not to go: Inhibitory control in ‘hard to manage’ children. Infant and Child Development, 11, 125–140. https://doi. org/10.1002/icd.301-x
Carlson, S.M., Wang T.S. (2007). Inhibitory control and emotion regulation in preschool children. Cognitive Development, 22 (4), 489–510. https://doi.org/10.1016/j. cogdev.2007.08.002
Clarke, J., Kipping, R., Chambers, S., Willis, K., Taylor, H., Brophy, R., Hannam, K., Simpson, S.A., Langford, R. (2021). Impact of COVID-19 restrictions on preschool children’s eating, activity and sleep behaviours: a qualitative study. BMJ Open, 11 (10), e051497. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2021-051497
Conger, R.D., Donnellan, M.B. (2007). An Interactionist Perspective on the Socioeconomic Context of Human Development. Annual Review of Psychology, 58, 175–199. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.58.110405.085551
Diamond, A. (2013). Executive functions. Annual Review of Psychology, 64, 135–68. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
Gandolfi, E., Traverso, L., Zanobini, M., Usai, M.C., Viterbori, P. (2021). The longitudinal relationship between early inhibitory control skills and emergent literacy in preschool children. Reading and Writing, 34, 1–25. https://doi.org/10.1007/s11145-021-10131-y
Ghosh, R., Dubey, M.J., Chatterjee, S., Dubey, S. (2020). Impact of COVID-19 on children: special focus on the psychosocial aspect. Minerva Pediatrica, 72 (3), 226–235. https://doi.org/10.23736/s0026-4946.20.05887-9
Imran, N., Zeshan, M., Pervaiz, Z. (2020). Mental health considerations for children & adolescents in COVID-19 Pandemic. Pakistan Journal of Medical Sciences, 36 (4), 67–72. https://doi.org/10.12669/pjms.36.COVID19-S4.2759
Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S.L. (2007). NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation.
Kucirkova, N., Littleton, K., Kyparissiadis, A. (2017). The influence of children’s gender and age on children’s use of digital media at home. British Journal of Educational Technology, 49(3), 545–559. https://doi.org/10.1111/bjet.12543
Lavigne-Cerván, R., Costa-López, B., Juárez-Ruiz, de M.R., Real-Fernández, M., Sánchez-Muñoz, de L.M., Navarro-Soria, I. (2021). Consequences of COVID-19 Confinement on Anxiety, Sleep and Executive Functions of Children and Adolescents in Spain. Frontiers in Psychology, 2, 565516. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.565516
Lynch, K., Lee, M., Loeb, S. (2023). An investigation of Head Start preschool children’s executive function, early literacy, and numeracy learning in the midst of the COVID-19 pandemic. Early Childhood Research Quarterly, 64, 255–265. https://doi. org/10.1016/j.ecresq.2023.04.002
Major, S. de O., Ana, C.P., Osvaldo, S. (2023). Attending (or not) after-school programs during the COVID-19 pandemic: What happens to children’s social skills and behavior problems? Children and Youth Services Review, 149, 106929. https://doi. org/10.1016/j.childyouth.2023.106929
Medrano, M., Cadenas-Sanchez, C., Oses, M., Arenaza, L., Amasene, M., Labayen, I. (2021). Changes in lifestyle behaviours during the COVID-19 confinement in Spanish children: A longitudinal analysis from the MUGI project. Pediatric Obesity, 16 (4), e12731. https://doi.org/10.1111/ijpo.12731
Mesce, M., Ragona, A., Cimino, S., Cerniglia, L. (2022). The impact of media on children during the COVID-19 pandemic: A narrative review. Heliyon, 8 (12), e12489. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e12489
Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A. (2000). The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis. Cognitive Psychology, 41, 49–100. https://doi. org/10.1006 cogp.1999.0734
Mochida, S., Sanadaa, M., Shaoa, Q., Leea, J., Takaokaa J., Ando, S., Sakakihara, Y. (2021). Factors modifying children’s stress during the COVID-19 pandemic in Japan. European Early Childhood Education Research Journal, 29 (1), 51–65. https://doi.org/ 10.1080/1350293X.2021.1872669
Moore, S.A., Faulkner, G., Rhodes, R.E., Brussoni, M., Chulak-Bozzer, T., Ferguson, L.J., Mitra, R., O’Reilly, N., Spence, J.C., Vanderloo, L.M. (2020). Impact of the COVID-19 virus outbreak on movement and play behaviours of Canadian children and youth: A national survey. The International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 17 (1), 1–11. https://doi.org/10.1186/s12966-020-00987-8
Morgan, P., Hillemeier, M., Pun, W.H., Maczuga, S. (2018). Kindergarten Children’s Executive Functions Predict Their Second‐Grade Academic Achievement and Behavior. Child Development, 90 (5), 1802–1816. https://doi.org/10.1111/cdev.13095
Navarro-Soria, I., Costa-López, B., Collado-Valero, J.A., Juárez-Ruiz, R., LavigneCervan, R. (2023). Anxiety, sleep habits and executive function during the COVID-19 pandemic through parents’ perception: a longitudinal study. Psicologia: Reflexão e Crítica, 36 (8), 1–13. https://doi.org/10.1186/s41155-023-00251-5
Perrigo, J.L., Samek, A., Hurlburt, M. (2022). Minority and low-SES families’ experiences during the early phases of the COVID-19 pandemic crisis: A qualitative study. Children and Youth Services Review, 140, 106594. https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2022.106594
Rakickienė, L., Jusienė, R., Baukienė, E., Breidokienė, R. (2021). Pre-schoolers’ behavioural and emotional problems during the first quarantine due to COVID-19 pandemic: The role of parental distress and screen time. Psichologija, 64, 61–68. https:// doi.org/10.15388/Psichol.2021.41
Rhoades, B.L., Greenberg, M.T., Domitrovich, C.E. (2009). The contribution of inhibitory control to preschoolers’ social–emotional competence. Journal of Applied Developmental Psychology, 30 (3), 310–320. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2008.12.012
Samokhvalova, A.G., Saporovskaia, M.V., Khazova, S.A., Tikhomirova, E.V., Shipova, N.S. (2022). Coping with the forced separation of close relationships during the COVID-19 pandemic. Psychology in Russia: State of the Art, 15 (3), 75–90. https:// doi.org/10.11621/pir.2022.0305
Shaligram, D. (2021). The impact of COVID-19 on sibling relationships. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 60 (10). https://doi. org/10.1016/j.jaac.2021.07.018
Shen, K., Yang, Y., Wang, T., Zhao, D., Jiang, Y., Jin, R., Zheng, Y., Xu, B., Xie, Z., Lin, L., Shang, Y., Lu, X., Shu, S., Bai, Y., Deng, J., Lu, M., Ye, L., Wang, X., Wang, Y., Gao, L. (2020). Diagnosis, treatment, and prevention of 2019 novel coronavirus infection in children: experts’ consensus statement. World Journal of Pediatrics. 16 (3), 223–231. https://doi.org/10.1007/s12519-020-00343-7
Sowmya, A.S.L., Manjuvani, E. (2019). Usage of electronic gadgets among preschool children. International Journal of Home Science, 5 (2), 1–5.
Spiegel, J.A., Goodrich, J.M., Morris, B.M., Osborne, C.M., Lonigan, C.J. (2021). Relations between executive functions and academic outcomes in elementary school children: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 147 (4), 329–351. https://doi. org/10.1037/bul0000322
Spinelli, M., Lionetti, F., Pastore, M., Fasolo, M. (2020). Parents’ Stress and Children’s Psychological Problems in Families Facing the COVID-19 Outbreak in Italy. Frontiers in Psychology, 3 (11), 1713. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01713
Stockwell, S., Trott, M., Tully, M., Shin, J., Barnett, Y., Butler, L., McDermott, D., Schuch, F., Smith L. (2021). Changes in physical activity and sedentary behaviours from before to during the COVID-19 pandemic lockdown: A systematic review. BMJ Open Sport and Exercise Medicine, 7 (1), e000960. https://doi.org/10.1136/ bmjsem-2020-000960
Tabullo, A., Canet Juric, L., Abusamra, V. (2022). Executive function difficulties among school-aged children during the COVID-19 pandemic: associations with home literacy environment, reading and screen media times. https://doi.org/10.21203/ rs.3.rs-1784639/v1
Valeeva, R., Kalimullin, A. (2021). Adapting or changing: The covid-19 pandemic and teacher education in Russia. Education Sciences, 11 (8), 408.
Veraksa, A, Bukhalenkova, D., Almazova, O. (2020). Executive Functions and Quality of Classroom Interactions in Kindergarten Among 5–6-Year-Old Children. Frontiers in Psychology, 11, 603776. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.603776
Veraksa, A., Gavrilova, M.N., Bukhalenkova, D.A., Yakupova, V.A. (2020). The Relationship between Play Repertoire and Inhibitory Control in Preschool Children. European Journal of Contemporary Education, 9 (2), 443–450. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:229253484
ociations Between Executive Functions and Physical Fitness in Preschool Children. Frontiers in Psychology, 12, 603776. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.674746
Veraksa, N.E., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Säljö, R. (2021). Exploring the development of executive functions in children in a digital world. European Journal of Psychology of Education, 37 (7), 68–80. https://doi.org/10.1007/s10212-021-00584
Willoughby, M.T., Kupersmidt, J.B, Voegler-Lee, M.E. (2012). Is preschool executive function causally related to academic achievement? Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence, 18 (1), 79–91.
Xing, X., Liu, X., Wang, M. (2019). Parental warmth and harsh discipline as mediators of the relations between family SES and Chinese preschooler’s inhibitory control. Early Childhood Research Quarterly, 48, 237–245. https://doi.org/10.1016/j. ecresq.2018.12.018
Ya-Yun, C., Hyungwook, Y., Tae-Ho, L. (2023). Negative impact of daily screen use on inhibitory control network in preadolescence: A two-year follow-up study. Developmental Cognitive Neuroscience, 60, 101218. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2023.101218
Поступила: 25.05.2023
Принята к публикации: 16.10.2023
Дата публикации в журнале: 18.12.2023
Ключевые слова: дошкольный возраст; младший школьный возраст; регуляторные функции; сдерживающий контроль; лонгитюд; пандемия; COVID-19
DOI: 159.922.73
Доступно в on-line версии с: 18.12.2023
Бухаленкова Д.А., Нечаева Д.М. (2023). Развитие сдерживающего контроля у детей при переходе из детского сада в школу во время пандемии COVID-19: лонгитюдное исследование. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(4), 36-63. https://doi.org/159.922.73
скопировано
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная