Кинопедагогика как средство современного освоения математики в школе
Аннотация
Актуальность. В статье дан теоретический анализ требований к учебному фильму с точки зрения психологии и педагогики. Анализ отечественных и зарубежных исследований в области восприятия звука и видеоряда, а также смыслового содержания учебного фильма показал, что они посвящены общим характеристикам и механизмам переработки аудиальной и визуальной информации в создании образа реальности. Чрезвычайно важны в обучении фокус внимания и смысловые и познавательные установки.
Цель. Создать видеокурс, позволяющий ученику с проблемами освоения математики преодолеть «выученную беспомощность», найти для себя смысл в изучении алгебры и геометрии, поверить, что учиться математике легко и интересно.
Методы. Контент-анализ, субъект-субъектный диалог, оценка и прогноз изменений, умозаключения от общего к частному и от частного к общему, сравнительно-сопоставительное анализирование.
Результаты. Представлен проект «МатСтрим», цель которого в цикле видеоуроков рассмотреть основные темы алгебры, изучаемые в основной школе. Учет когнитивных особенностей современных учеников пятых-девятых классов реализован в подаче учебного материала. Три блока видеосюжетов направлены на формирование установки к восприятию абстрактно-логической информации, выраженной в математических символах, на конкретные знания, умения и навыки.
Выводы. В создании учебной аудиовизуальной продукции нужно учитывать как мотивационную, так и эмоциональную, и когнитивную составляющие; в рамках проекта «МатСтрим» реализуется программа помощи в обучении математике школьников, формирования установок на восприятие абстрактно-логического языка математических алгоритмов и преодоления трудностей в усвоении математики.
Литература
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2021.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: RUGRAM, 2015.
Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления: сборник переводов с немецкого и английского / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.
Дункер К. О функциональной фиксированности элементов решения математических задач // Психология мышления: сборник переводов с немецкого и английского / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 221–235.
Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления: сборник переводов с немецкого и английского / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 86–112.
Дункер К., Кречевский И. О процессе решения задач // Психология мышления: сборник переводов с немецкого и английского / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 235–245.
Карабанова О.А. Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. С. 60–68.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.
МатСтрим/MatStream: Обучающий курс для усвоения математики и успешной сдачи контрольных и ОГЭ. М., 2023. [Электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/suite/51d1881b-0c4b-4ce1-b2c8-24f18db19caa) (дата обращения: 03.23.2023).
Нагибина Н.Л., Ильясов И.И. Системная модель психики в контексте общего, частного и единичного // Социофизика и социоинженерия: труды Второй Всероссийской междисциплинарной конференции. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 2018. Т. 1. С. 219–220.
Петренко В.Ф., Дедюкина Е.А. Поиск смысла собственного существования (на материале восприятия и понимания художественного фильма) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 4. С. 54–73.
Рудалев В.М. Методика использования искусства кино в учебно-воспитательном процессе // Методические рекомендации в помощь лекторам и методистам институтов усовершенствования учителей. М.: Министерство просвещения СССР. 1983. С. 17–43.
Тарунтаев П.И. «Детский киновечер» как форма использования медиатехнологий в формировании просоциального поведения старших дошкольников // Современное дошкольное образование. 2020. № 6 (102). С. 58–69.
Торопова А.В. Интонирующая природа психики. М.: ООО «Издательство ритм», 2018.
Торопова А.В., Ермакова Н.А. Киномузыка как основа арт-терапевтического тренинга для развития личностной рефлексии в юношеском возрасте // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 2. С. 70–81.
Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дисс. … д-ра пед. наук. Москва, 1989.
Хохберг Дж., Гомбрих Э. Искусство, восприятие и реальность. М.: Ад Маргинем, 2023.
Христидис Т.В. Новые парадигмы дидактики высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 24 марта 2022 г.) / Под ред. Т.В. Христидиса. М.: МГИК, 2022. С. 7–12.
Chion, M. (1994). Audio-vision. Sound on screen. Columbia University Press, New York.
Frijda, N.H. (1986). The Emotions. United Kingdom: Cambridge University Press.
Jimenez-Montano, M., Flores-Ramos, J.E., Georas, A.L. (2017). The World Is as It Appears: Memory, Film, City, and Perception: General Considerations for Architectural Education by an Architect and Librarian. The University of Chicago press journals, 36, 9–21.
Sonnenschein, D. (2001). Sound design: The expressive power of music, voice and sound effects in cinema. California: Wiese Productions. Tan, E. (2018). A psychology of the film. Palgrave Communications, 4 (82), 1–20.
Поступила: 20.01.2023
Принята к публикации: 02.11.2023
Дата публикации в журнале: 18.12.2023
Ключевые слова: учебный фильм; установка; математика; школа; программа «МатСтрим»
DOI: 10.11621/LPJ-23-49
Доступно в on-line версии с: 18.12.2023
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная