Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
О взаимосвязи видов социальной креативности с моральной идентичностью и толерантностью

О взаимосвязи видов социальной креативности с моральной идентичностью и толерантностью

Аннотация

Актуальность. Актуальность изучения социальной креативности связана с оптимизацией межличностного взаимодействия в рабочих и ученических группах. Дается определение социальной креативности как способности порождать оригинальные решения проблем в социальном взаимодействии. Предлагается классификация социальной креативности по валентности задачи: просоциальная и асоциальная (задачи с негативной коннотацией) креативность.

Цель исследования состояла в выявлении связи между видами социальной креативности с толерантностью и моральной идентичностью.

Выборка. В исследовании приняли участие старшеклассники и студенты вуза и колледжа (N = 96).

Методы. Использовались методики «Индекс толерантности» (Солдатова и др.), моральной идентичности (Aquino, Americus) и задания на дивергентное мышление, в качестве которых предлагались ситуации с разной коннотацией — просоциальной и негативной. Проверялись гипотезы о положительной связи просоциальной креативности и отрицательной связи асоциальной креативности с толерантностью и моральной идентичностью.

Результаты. Гипотезы подтвердились частично: в задании с просоциальной коннотацией была выявлена положительная связь моральной идентичности с асоциальной креативностью; в задании с негативной коннотацией мести были выявлены отрицательная связь асоциальной креативности с моральной идентичностью и общим индексом толерантности; положительная связь просоциальных решений с моральной идентичностью и толерантностью.

Выводы. Делаются выводы о возможной регулирующей и сдерживающей функции, которую могут осуществлять толерантность и моральная идентичность в асоциальной креативности: высокие значения параметров соотносятся с отказом
от мести, и наоборот, низкие значения соотносятся с идеями мести, при этом регулирующая роль моральной идентичности может не проявляться в просоциальной ситуации.

Литература

Антропова М.Ю., Мешкова Н.В. О ситуационных характеристиках креативности в социальном взаимодействии старших школьников // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 3. С. 175–185. doi: 10.17759/psyedu.2017090318

Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. Поведенческие особенности негативной
и антисоциальной креативности на примере подростков // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 1. C. 93–106. doi: 10.17759/psyedu.2019110108

Бочкова М.Н., Мешков И.А., Мешкова Н.В. О связи моральной идентичности и антисоциальной креативности у курсантов // Васильевские чтения — 2020: Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии: мат. Международ. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 23 апреля 2020 года / Под ред. А.А. Рожкова и др. СПб.: С.-Петербургский ун-т МВД России, 2020. С. 68–71.

Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 6. С. 74–86.

Косенкова Н.М., Мешкова Н.В. Самооценка и виды креативности у подростков: связь и предикторы // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2020. № 2. С  45–61. doi: 10.11621/vsp.2020.02.03

Любарт Т., Зенасни Ф., Торджман С. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009.

Мешкова Н.В. Исследование личностных и ситуативных особенностей межгрупповой предубежденности // Социальная психология и общество. 2012. Т. 3, № 1. С. 73–87.

Мешкова Н.В., Дебольский М.Г., Ениколопов С.Н., Масленков А.А. Особенности креативности в социальном взаимодействии у осужденных, совершивших корыстные и агрессивно-насильственные преступления // Психология и право. 2018a. Т. 8, № 1. С. 147–163. doi:10.17759/psylaw.2018080111

Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Митина О.В. и др. Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» // Психологическая наука
и образование. 2018b. Т. 23, № 6. С. 25–40. doi: 10.17759/pse.2018230603

Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Кудрявцев В.Т. и др. О предикторах негативной креативности у взрослых на примере курсантов // Психология и право. 2021. Т. 11, № 4. C. 90–108. doi: 10.17759/psylaw.2021110407

Павлова Е.М. Модель связей самооценки креативности и интеллекта
с толерантностью к неопределенности и креативностью // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2018. Т. 15, № 1. С. 69–78. doi: 10.17323/1813-8918-2018-1-69-78

Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е. и др. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф.-аналит. бюл. М., 2002. № 4. С. 59–65.

Aquino, K.F., Reed, A., II (2002). The Self-importance of Moral Identity. Journal of Personality and Social Psychology, 83 (6), 1423–1440.

CTS. Creativity Testing Services (2019). In M. Runco. ScienceSites: Websites for Scientists. URL: https://www.creativitytestingservices.com/products/ (date of retrieval: 26.09.2021).

Dumas, D.G., Strickland, A.L. (2018). From Book to Bludgeon: A Closer Look at Unsolicited Malevolent Responses on The Alternate Uses Task. Creativity Research Journal, 30 (4), 439–450. doi: 10.1080/10400419.2018.1535790

Furnham, A. (2015). The Bright and Dark Side Correlates of Creativity: Demographic, Ability, Personality Traitsand Personality Disorders Associated with Divergent Thinking. Creativity Research Journal, 27 (1), 39–46. doi: 10.1080/10400419.2015.992676

Gong, Q. (2013). The relationship between negative creativity and moral personality. Master, Nanjing Normal University, Nanjing. http://202.119.108.211/lunwen/list.asp?id=29472 (date of retrieval: 26.09.2022).

Harris, D.J., Reiter-Palmon, R. (2015). Fast and Furious: The Influence of Implicit Aggression, Premeditation, and Provoking Situations on Malevolent Creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 9 (1), 54–64. doi: 10.1037/a0038499

Kapoor, H. (2015). The Creative Side of the Dark Triad. Creativity Research Journal, 27 (1), 58–67. doi: 10.1080/10400419.2014.961775

Kapoor, H., Khan, A. (2018). Creativity in Context: Presses and Task Effects in Negative Creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. Advance online publication. June 7.

Lee, S.A., Dow, G.T. (2011). Malevolent creativity: does personality influence malicious divergent thinking? Creativity Research Journal, 23 (2), 73–82.

McLaren, R.B. (1993). The dark side of creativity. Creativity Research Journal, 6 (1–2), 137–144.

Okuda, S. (1991). Creativity and the finding and solving of real-world problems. Journal of educational assessment, 9, 45–53.

Runco, M.A. (1993). Creative morality: Intentional and unconventional. Creativity Research Journal, 6 (1–2), 17–28.

Runco, M.A. (2017). Hot topic 2. The dark side of creativity: Potential better left unfulfilled. In: J. A. Plucker (ed.). Creativity and innovation: Theory, research, and practice
(рр. 49—59). Prufrock Press Inc., 2017.

Shen, W. et al. (2019). A Theoretical and Critical Examination on the Relationship between Creativity and Morality. Curr. Psychol., 38, 469–485. doi: 10.1007/s12144-017-9613-9

Sternberg, R.J., Karami, S. (2021). An 8P theoretical framework for understanding creativity and theories of creativity. Journal of Creative Behavior, 56, 55–78. doi: 10.1002/jocb.516

Yip, J.A. et al. (2018). Trash-talking: Competitive incivility motivates rivalry, performance, and unethical behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 144, 125—144. doi: 10.1016/j.obhdp.2017.06.002

Zheng, X. et al. (2019). Will Creative Employees Always Make Trouble? Investigating the Roles of Moral Identity and Moral Disengagement. J. Bus. Ethics., 157, 653–672.

Скачать в формате PDF

Поступила: 10.10.2022

Принята к публикации: 20.11.2022

Дата публикации в журнале: 31.12.2022

Ключевые слова: социальная креативность; RWDT; просоциальная креативность; асоциальная креативность; моральная идентичность; толерантность

DOI: 10.11621/vsp.2022.04.07

Доступно в on-line версии с: 31.12.2022

Номер 4, 2022