Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Ресурсная субъектность обских угров в условиях экстремальных социальных вызовов

Аннотация

Актуальность. В условиях экстремальных социальных вызовов особое значение приобретает ресурсная субъектность человека. Поэтому необходимо понимать, как студенты с разными особенностями, в том числе этническими, в условиях Севера, обучающиеся
по индивидуальным образовательным траекториям (далее - ИОТ) и по традиционной образовательной технологии, адаптируются в условиях неопределенности, пандемии (COVID-19), какие личностные ресурсы используются студентами.

Цель. Выявить особенности ресурсной субъектности у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС Югры, обские угры), обучающихся
при разных образовательных моделях в условиях экстремальных социальных вызовов.

Методы. В исследовании участвовало 72 студента: 36 представителей КМНС Югры, 36 русских. В качестве методов сбора данных использовались следующие: 1) опросник самоорганизации деятельности H. Фезер и M. Бонд (Time Structure Questionnaire, адаптация Е.Ю. Мандриковой); 2) шкала базисных убеждений Р.Янофф-Бульман (World assumptions scale, адаптация О.Кравцовой); 3) опросник способов совладания С. Фолкман, Р.С. Лазарус (Way of Coping Questionare, адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк); 4) шкала психологического благополучия К.Д. Рифф (The scales of psychological well-being, адаптация Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко); 5) опросник потери и приобретения персональных ресурсов Н. Водопьяновой и М. Штейн.

Результаты. Сравнительный анализ студентов – представителей обских угров, обучающихся по традиционной образовательной технологии и по индивидуальным образовательным траекториям, выявил различия в параметрах ресурсов планирования. Сравнение студентов – представителей обских угров со студентами, идентифицирующих себя по национальному признаку как русских, показал, что значимые различия наблюдаются только по ресурсам реализации и достижений (копинг-стратегиям).

Выводы. Студенты, обучающееся по ИОТ, имеют высокие показатели ресурсной субъектности, у них наиболее выражена настойчивость как параметр самоорганизации, что позволяет успешно преодолевать негативные последствия стресса в академическом контексте. В целом необходимо говорить о психологической аккультурации студентов-представителей обских угров.

Литература

Абрамова М.А. Аккультурационные стратегии учащейся молодежи Якутии // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 108-115.

Аксенова Г.И., Купцов М.И., Аксенова П.Ю. Субъектность студентов как средство формирования антихрупкости высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2017. № 4. С.6-12.

Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Опыт жизнедеятельности и ресурсы преодоления трудностей социальной изоляции в первый период пандемии COVID-19 у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 10-25. doi: 10.17759/sps.2021120102

Белоножко Л. Н., Фокина А. Б. Образовательное пространство вуза: подготовка кадров для неоиндустриального освоения Арктики. Сборник статей «Арктика: общество, наука
и право» / Под ред. Н.К. Харлампьевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та. 2020. С. 115–120.

Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. № 1. С. 45–54.

Водопьянова Н.Е., Гофман О.О., Густелева А.Н., Сережин Д.В. Анализ трудностей дистанционного обучения студентов и поиск путей совладания с ними // Сборник статей матер. международной науч.-практ. онлайн-конф. «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации» / Под ред. Т.Н. Банщиков, Е. А. Фомина, В. И. Моросанова. М.: Знание-М. 2020. С. 419–434.

Водопьянова Н. Е., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Потери и приобретения ресурсов» для специалистов социономических профессий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. 2013. № 4. С. 8-22.

Илюшина М.И., Краснощеченко И.П. Концептуализация представлений о ресурсной субъектности // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. С.138-143.

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.

Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинов В.С. Особенности отношения к режиму самоизоляции
в период пандемии у студентов с разными показателями ответственности и ценностных ориентаций //Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, №. 1.
С. 174-182. doi: 10.21603/2078-8975-2021-23-1-174-182

Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87-111.

Несмелая А.С. Сохранение традиций коренных малочисленных народов Севера (социокультурный анализ на примере Ямало-Ненецкого автономного округа). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2 (118). С. 95-99.

Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008. № 4. С. 98-106.

Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.

Alemany-Arrebola, I., Rojas-Ruiz, G., Granda-Vera, J., Mingorance-Estrada, A. C. (2020). Influence of COVID-19 on the Perception of Academic Self-Efficacy, State Anxiety, and Trait Anxiety in College Students // Frontiers in psychology, 11, 570017. doi: 10.3389/fpsyg.2020.570017

Aslan, I., Ochnik, D.,Cinar O. (2020). Exploring Perceived Stress among Students in Turkey during the COVID-19 Pandemic. International journal of environmental research and public health, 17 (23), 8961. doi: 10.3390/ijerph17238961

Chen, S., Binning, K.R., Manke, K.J. et al. (2021). Am I a Science Person? A Strong Science Identity Bolsters Minority Students’ Sense of Belonging and Performance in College. Personality and Social Psychology Bulletin, 47(4), 593-606. doi: 10.1177/0146167220936480

Luthar, S., Ebbert, A., & Kumar, N. (2021). Risk and resilience during COVID-19: A new study in the Zigler paradigm of developmental science. Development and Psychopathology, 33(2), 565-580. doi: 10.1017/S0954579420001388

Qiu, J . Shen, B., Zhao, M., Wang, Z., Behold, B., Xu, Y.F. (2020). A nationwide study of the psychological stress among Chinese people related to the COVID-19 epidemic: implications and policy recommendations Gen. Psychiatry, 33 (2), e100213. doi: 10.1136 / gpsych-2020-100213

Rabenu. E., & Tziner, A. (2021). Back to routine after the coronavirus pandemic lockdown: A proposal from a psychological perspective. Industrial and Organizational Psychology, l.14 (1-2), 178-183. doi: 10.1017/iop.2021.23

Rahiem, M.D.H. (2021). Remaining motivated despite the limitations: University students' learning propensity during the COVID-19 pandemic. Children and youth services review, 105802. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105802

Satici, S.A., Kayis, A.R., Satici, B., Griffith, M.D., Can, y G. (2020). Resilience, hope, and subjective happiness among the Turkish population: Fear of COVID-19 as a mediator. International Journal of Mental Health and Addiction. doi: 10.1007/s11469-020-00443-5

Son, Ts., Hegde, S., Smith, A., Wang, X., Sasangohar, F. (2020) The Impact of COVID-19 on the Mental Health of College Students in the United States: An Interview Study.  J. Med. Internet Res, 22(9) , e21279. doi:10.2196 / 21279

Sun, S.F., Goldberg, S.B., Lin, D.H., Qiao, S., Operario, D. (2021). Psychiatric symptoms, risk, and protective factors among university students in quarantine during the COVID-19 pandemic in China. Globalization and health, 17(1), № 15. doi: 10.1186/s12992-021-00663-x1010

Скачать в формате PDF

Поступила: 12.07.2021

Принята к публикации: 27.03.2022

Дата публикации в журнале: 31.08.2022

Ключевые слова: высшее образование; пандемия; психологические ресурсы; субъектность; студенты; обские угры

DOI: 10.11621/vsp.2022.02.02

Доступно в on-line версии с: 31.08.2022

Номер 2, 2022