Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Стили реагирования на изменения и восприятие учителями организационной культуры и конфликтов в школе

Стили реагирования на изменения и восприятие учителями организационной культуры и конфликтов в школе

Аннотация

Актуальность. Существует дефицит социально-психологических исследований, посвященных системному рассмотрению проблемы отношения учителей к изменениям в современной школе на трех уровнях: организационном, межличностном и индивидуально-личностном.

Цель исследования. Выявление взаимосвязей стилей реагирования на изменения в восприятии учителями организационной культуры и конфликтов в школе.

Методы. Был проведен анкетный опрос в дистанционном формате с использованием онлайн-платформы. Использовались: опросник «Стили реагирования на изменения», «Методика диагностики организационной культуры школы», методика «Конфликты в образовательной среде».

Выборка. В исследовании приняли участие 66 учителей старших классов средних общеобразовательных школ и лицеев в нескольких регионах России (г. Заречный, Пензенская область; г. Лесной, Свердловская область; г. Новоуральск, Свердловская область).

Результаты. Учителя с консервативным стилем реагирования на изменения предпочитают традиционную стабильную обстановку и нацелены на результативную организационную культуру школы; они ниже оценивают частоту возникновения в школе конфликтов между учителями и учениками с привлечением родителей. Учителя с инновационным стилем реагирования стремятся к постоянному прогрессу и нововведениям и ориентируются на инновационную культуру школы; выявлена положительная корреляция с оценкой частоты конфликтов между учителем и учеником с участием родителя. Учителя, являющиеся представителями реактивного стиля реагирования на изменения, тяжело адаптируются к любому типу перемен, отдают предпочтение ролевой культуре школы; существует положительная взаимосвязь со степенью эмоционального дискомфорта, вызываемого несколькими типами конфликтов с участием педагога. Учителя с реализующим стилем реагирования гибко адаптируются к различным переменам и предпочитают инновационный и семейный типы культуры школы; у них выявлена отрицательная взаимосвязь с эмоциональным дискомфортом от конфликтов с участием учителя.

Выводы. Полученные результаты позволяют определить перспективу дальнейших шагов авторского коллектива, которая состоит в том, чтобы построить трехстороннюю модель образовательного пространства «школа ― ученик ― семья» с присущими ему свойствами системного саморазвивающегося объекта.

Литература

Аксенова Е.П. Ипсативный подход к оценке личности: возможности и ограничения // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 31.03.2022).

Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2007.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2017.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2020.

Базаров Т.Ю., Сычева М.П. Создание и апробация опросника «Стили реагирования на изменения» // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 5(25). С. 12-22.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и современность. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.

Битюцкая Е.В., Базаров Т.Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 94–106.

Бубнова И.С., Арганова А.Н. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 90–93.

Варзанова М. А. Организационно-педагогические условия включения преподавателей в инновационную деятельность: преодоление сопротивления // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1. С. 22–30.

Голынчик Е.О., Елеференко Д.П., Липатов С.А., Несмеянова Р.К. Восприятие учениками и учителями конфликтных ситуаций, возникающих между ними в образовательной среде // Человеческий капитал. 2020. № 12 (144). С. 223–236.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2022.

Дубовская Е.М. Транзитивность общества как фактор социализации личности // Психологические исследования (электронный журнал). 2014. Т. 7, №. 36. С. 7. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1018-dubovskaya36.html (дата обращения 28.03.2022).

Иванов А.Е. Новые подходы к разработке ипсативных психодиагностических методик // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2014. Т. 7, № 4. С. 89–96.

Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. СПб: Питер, 2001.

Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги, 2000.

Коновалов А. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под ред. Л.М. Карнозовой. М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 2014.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001.

Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1997. № 4. С. 55–65.

Максудов Р. Укрепляя доверие: что могут сделать для России школьные службы примирения // Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. М.: Центр «Судебно-правовая реформа». 2009. С. 8–26.

Марцинковская Т.Д. Современная психология ― вызовы транзитивности // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2015. Т. 8, № 42. С. 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n42/1168-martsinkovskaya42.html (дата обращения 28.03.2022).

Наумова Л.Д. Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2009. № 10. С. 48–59.

Несмеянова Р.К. Взаимосвязь образа корпоративной культуры и организационной идентификации сотрудников коммерческих предприятий: дисс … канд. психол. наук. Москва, 2018.

Поташник М.М. Управление развитием школы / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс. 2000.

Соколова Н.А., Жеребкина В.Ф. К вопросу о конфликтологической подготовке будущих педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2016. № 7. С. 113–118.

Хасан Б.И. Природа и механизмы конфликтофобии // Конфликтология: Хрестоматия / сост. Н.И. Леонов. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модек». 2002. С. 55–61.

Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. 2014. № 2. С. 26–33.

Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019.

Ясвин В.А., Соснова И.В., Черкалина Е.В., Рыбинская С.Н. Системная психолого-педагогическая экспертиза школы: методическое пособие. 2004.

Bagrova N.V. (2017). Actual Problems of Russian Education: Ways of Their Solution and Modernization of Education. Contemporary Problems of Social Work, 3 (4), 12.

Berkemeyer, N., Junker, R., Bos, W., Muthing, K. (2015). Organizational cultures in education: Theory-based use of an instrument for identifying school culture. Journal for Educational Research Online, 7 (3), 86–102.

Briggs, K., Cheney, G.R., Davis, J., Moll, K.A. (2013). Operating in the dark: What outdated state policies and data gaps mean for effective school leadership. Retrieved from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED560209.pdf (review date: 31.03.2022).

Bush, T. (2015). Organization theory in education: How does it inform school leadership? Journal of Organizational Theory in Education, 1, 35–47.

Cobb, N. (2014). Climate, culture and collaboration: The key to creating safe and supportive schools. Techniques: Connecting Education & Careers, 89 (7), 14–19.

Daud, Y., Raman, A., Don, Y., Sofian, M., Hussin, F. (2015). The type of culture at a high performance schools and low performance school in the State of Kedah. International Education Studies, 8 (2), 21–31.

Debski, M., Cieciora, M., Pietrzak, P., Bolkunow, W. (2020). Organizational culture in public and non-public higher education institutions in Poland: A study based on Cameron and Quinn’s model. Human Systems Management, 39 (1), 1–11.

Dogani, B. (2018). School culture and climate, factors for an effective school. Knowledge International Journal, 28 (3), 757–760.

Jaghargh, F.Z., Ghorbanpanah, H., Nabavi, S.E., Saboordavoodian, A., Farvardin, Z. (2012). A Survey on Organizational Culture Based on Stephan Robbins's Theory (Case Study). 2-nd International Conference on Management and Artificial Intelligence, IPEDR, 35, 5.

Kythreotis, A., Pashiardis, P., Kyriakides, L. (2010). The influence of school leadership styles and culture on students’ achievement in Cyprus primary schools. Journal of Educational Administration, 48 (2), 218–240.

Lewis, D. (2002). Five years on ― the organizational culture saga revisited. Leadership & Organization Development Journal, 23, 280–287.

Scheres, H., Rhodes, C. (2006). Between cultures: Values, training and identity in a manufacturing firm. Journal of Organizational Change Management, 19, 223–236.

Tinus, A. (2020). Building Organizational Culture and Climate as a Strategy for Character Development in School. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 477, 40–43.

Torres, L.L. (2022). School Organizational Culture and Leadership: Theoretical Trends and New Analytical Proposals. Education sciences, 12, 254.


Поступила: 06.04.2022

Принята к публикации: 02.06.2022

Дата публикации в журнале: 31.10.2022

Ключевые слова: образовательное пространство; стили реагирования на изменения; организационная культура школы; восприятие школьных конфликтов

Номер 3, 2022