Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Особенности безопасного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития (по результатам оценки родителей)

Аннотация

Актуальность. Безопасное поведение детей – одно из условий сохранения их жизни, здоровья и социального благополучия, что является приоритетом современного общества. Одной из наиболее уязвимых возрастных групп, подверженных опасности в связи с повышенным уровнем рискового поведения являются подростки, а склонность к такому поведению подростков с нарушением интеллекта вызывают особую озабоченность как у их родителей, так и общества в целом, что актуализируется и в научных исследованиях.

Целью исследования стало изучение безопасного поведения подростков с сохранным и нарушенным интеллектом и выявление особенностей и различия в поведении этих групп подростков в ситуациях, которые могут представлять угрозу для их жизни, здоровья и социального благополучия.

Методики и выборка. В исследовании приняли участие 109 родителей подростков 12-15-летнего возраста, среди которых 46 родителей подростков без нарушений интеллекта (19 мальчиков и 27 девочек) и 63 родителя подростков с нарушением интеллекта (35 мальчиков и 28 девочек). Была предложена анкета.

Результаты. Средствами анкетирования родителей были получены данные о сформированности безопасного поведения подростков с нарушением интеллекта в сравнении с их сверстниками без нарушений интеллекта. Результаты исследования показали различия в поведении подростков с сохранным и нарушенным интеллектом в таких ситуациях, как их поведение при переходе через дорогу, использование электроприборов и взаимодействие с острыми режущими предметами, действия во время отдыха на природе и при использовании гаджетов. Дополнительно к этому выявлены половые различия в поведении подростков-мальчиков и -девочек в ситуациях встречи с опасными собаками, при ссорах и драках, а также во время отдыха на природе.

Выводы. Полученные результаты открывают перспективы для обоснования подходов к разработке программ по воспитанию культуры безопасного поведения у подростков с учетом наличия /отсутствия у них нарушений интеллекта и половых различий.

Литература

  1. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 5-18. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250601

  2. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Гаямова С.Ю., Милехин А.В., Будыкин С.В. Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей (Часть 1). // Психология и право 2017. Т. 7. № 1. С. 1-12. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2017/n1/85398.shtml (дата обращения: 20.07.2021). DOI: 10.17759/psylaw.2017070101

  3. Будыкин С.В. Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические аспекты проблемы // Психология и право 2017. Т. 7. № 1. С. 13-24. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2017/n1/85399.shtml (дата обращения: 20.07.2021). DOI: 10.17759/psylaw.207070102

  4. Галасюк И.Н., Митина О.В. Родительское отношение в семьях, воспитывающих детей со специальными нуждами // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. C. 102-111. DOI: 10 17759/pse 2018230410

  5. Дозорцева Е.Г., Красавина А.Г. Правила проведения допросов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений: изменения в следственной практике // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 3. С. 23-31. DOI:10.17759/chp.2017130304

  6. Качимская А.Ю., Смык Ю.В. Субъективное восприятие школьниками психологической защищенности в пространстве межличностных отношений с педагогом // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 1. С. 97-111. DOI: 10.15293/2658-6762.2001.06

  7. Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Т.11. №1. С. 27-54. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110103

  8. Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Роль и участие родителей в процессе кибергруминга // Психология и право. 2021. Т. 11. № 2. C. 146-159. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/121147/psylaw_2021_n2_Medvedeva_Dozortseva.pdf (дата обращения: 20.07.2021). DOI:10.17759/psylaw.2021110211

  9. Миронова О.И. Предупреждение вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство // Психология и право. 2021. Т. 11. № 2. C. 160-177. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2021/n2/Mironova.shtml (дата обращения: 20.07.2021). DOI: 10.17759/psylaw.2021110212

  10. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. C. 112-120. DOI: 10 17759/pse 2018230411

  11. Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 156-174. DOI: 10.17759/cpp.20192703010

  12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С.71-83. DOI: 10.31857/S020595920002251-2

  13. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков. // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 276-295. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/n2/107185.shtml (дата обращения: 20.07.2021). DOI: 10.17759/psylaw.2019090219

  14. Холмогорова А.Б., Герасимова А.А. Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 138-155. DOI: 10.17759/cpp.2019270309

  15. Хотинец В.Ю., Плетников А.И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде // Психологический журнал. 2018. Т. 39., № 4. С.72-85. DOI: 10.31857/S020595920000072-5

  16. Daley D., Bachmann M., Bachmann B.A., Pedigo Ch., Bui M-Th., Coffman J. (2016). Risk terrain modeling predicts child maltreatment. Child Abuse & Neglect, 62, 29-38.

  17. Gül H., Fırat S., Sertçelik M., Gül A, Gürel Yu., Günay Kılıç B. (2019) Cyberbullying among a clinical adolescent sample in Turkey: effects of problematic smartphone use, psychiatric symptoms, and emotion regulation difficulties. Psychiatry and clinical psychopharmacologyм, 29 (4), 547–557. DOI: https://doi.org/10.1080/24750573.2018.1472923

  18. Kislyakov P.A. (2017) Risk factors related to antisocial behavior in teenagers with intellectual disabilities. Psychology in Russia: State of the Art, 10 (2), 215-227. DOI: 10.11621/pir.2017.0215

  19. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Luneva L.F., Rybakova A.I., Feofanov V.N. (2018). Social and psychological safety of adolescents with intellectual disabilities in special and inclusive schools of Russia. Journal of Clinical and Diagnostic Research, 12 (8), 17-20.

  20. Marino C., Marci T., Ferrante L., Altoè G., Vieno A., Simonelli A., Caselli G. and Spada M.M. (2019) Attachment and problematic Facebook use in adolescents: The mediating role of metacognitions Journal of Behavioral Addictions, 8(1), 63-78 DOI: 10.1556/2006.8.2019.07

  21. Mechling L.C., Gast D.L., Gustafson M.R. (2009) Use of video modeling to teach extinguishing of cooking related fires to individuals with moderate intellectual disabilities. Education and training in developmental disabilities, 44(1), 67-79.

  22. Méndez I., Ruiz-Esteban C., Soto G., Granados Alos L. and Matás-Castillo M. (2021) Profiles of maladjustment and interpersonal risk factors in adolescents. [Electronic resource]. Frontiers in Psychology, 12. Article 686451. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.686451/full (date of retrieval: 16.08.2021). DOI: 10.3389/fpsyg.2021.686451

  23. Moed A., Gershoff E.T., Bringewatt E.H. (2017) Violence exposure as a mediator between parenting and adolescent mental health Child psychiatry and human development, 48 (2), 235-247. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-016-0636-5

  24. Petersilia J.R. (2001) Crime victims with developmental disabilities: a review essay. Criminal justice and behavior, 28, 655-694.

  25. Piccoli V., Carnaghi A., Grassi M., Stragà M., Bianch M. (2020) Cyberbullying through the lens of social influence: predicting cyberbullying perpetration from perceived peer-norm, cyberspace regulations and ingroup processes. Computers in human behavior, 102, 260-273. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.09.001

  26. Qasmieh N. and at. (2018) A multi-informant approach to assessing safety behaviors among adolescents: Psychometric properties of the subtle avoidance frequency examination. Journal of Child and Family Studies, 27, 1830-1843. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-018-1040-5

  27. Stahl Ch., Fritz M.D. Fritz N. (2002) Internet safety: adolescents’ self-report. Journal of adolescent health, 31, 7-10.

  28. Tomczyk Ł, & Włch, A. (2019). Cyberbullying in the light of challenges of school-based prevention. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 7(3), 13-26. DOI: 10.5937/IJCRSEE1903013T

  29. Useche S, Alonso F, Montoro L, et al. (2019). More aware, more protected: a cross-sectional study on road safety skills predicting the use of passive safety elements among Spanish teenagers. BMJ Open, 9, 1-11. DOI:10.1136/bmjopen-2019-035007

  30. Van Hoorn J., McCormick E.M., Rogers C.R., Ivory S.L., Telzer E.H. (2018) Differential effects of parent and peer presence on neural correlates of risk taking in adolescence. Social cognitive and affective neuroscience, 13 (9), 945-955. DOI: https://doi.org/10.1093/scan/nsy071

Скачать в формате PDF

Поступила: 01.10.2021

Принята к публикации: 10.11.2021

Дата публикации в журнале: 30.03.2022

Ключевые слова: безопасное поведение; опасные ситуации; подростки с сохранным интеллектом; подростки с нарушением интеллекта; половые различия

DOI: 10.11621/vsp.2022.01.03

Номер 1, 2022