К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования связи психологических характеристик (черт Большой пятерки, ценностей, когнитивных стилей) с поведением при контакте с телефонными мошенниками, представляющимися сотрудниками банка.
Актуальность исследования связана с ростом числа жертв телефонного мошенничества, в особенности среди пожилых людей, и необходимостью выяснения психологических характеристик, позволяющих сопротивляться манипулятивному воздействию.
Целью работы стало вывление психологических характеристик людей, подверженных риску телефонного мошенничества и склонных к манипулятивному воздействию, исходя из гипотезы о том, что такими характеристиками являются черты «Большой пятерки» «Сотрудничество» и «Добросовестность», стиль мышления «наивный оптимизм» и ценности безопасности.
В исследовании принимали участие респонденты возраста 50+ (N=70, из них 26 – мужчины, средний возраст-61 год). Были использованы следующие опросники: сокращенный вариант «NEO-FFI» опросника «NEO PI-R» П. Коста и Р. Макраэ, «Портретный ценностный опросник Ш.Шварца — пересмотренный PVQ-R», конструктивного мышления CTI, Epstein. С тем чтобы выяснить сталкивались ли респонденты с мошенниками, какие чувства у них это вызвало и какие действия будут осуществляться при контакте с «мнимыми» сотрудниками банка по телефону, авторами была разработана анкета.
Согласно полученным результатам, были выявлены респонденты, которые составляют группу риска, подверженную манипулятивному воздействию мошенников. Это люди возраста 50+ с выраженными ценностями безопасности, образом мышления наивного оптимиста, высоким самоконтролем, ставящие интересы группы выше собственных, склонные к сотрудничеству составляют группу риска подверженности манипуляциям со стороны телефонных мошенников.
Делаются выводы о том, что 1. Ключевыми характеристиками жертвы телефонного мошенничества является не стремление к обогащению, а страх потерять имеющееся; 2. На уровне установок можно сформировать способность сопротивляться телефонному мошенничеству у людей возраста 70+. 3. Характеристиками сопротивления манипулятивному воздействию могут являться сочетание низкого самоконтроля и сотрудничества с другими людьми, не значимостью ценностей безопасности и отсутствие наивного оптимизма.
Литература
-
Андронникова О.О. Модели девиктимизации человека с ролевой позицией жертвы в социокультурном пространстве [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. C. 8 URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19793 (дата обращения: 04.06.2020).
-
Егоров Д.М. Избирательность восприятия лживых сообщений в зависимости от половой принадлежности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 46–61. doi: 10.17223/17267080/68/3
-
Ениколопов С.Н., Лебедев С.В. Адаптация методик исследования посттравматических стрессовых расстройств // Ж. Психологическая диагностика. 2004. № 3. С. 19–38.
-
Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14–15. С. 122–128.
-
Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968.
-
Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Кравцов О.Г. Психологический профиль макиавеллистов в рамках исследования симптомокомплекса жертв манипулятивного поведения // СПЖ. 2020. № 78. C. 6–20. doi: 10.17223/17267080/78/1
-
Онищенко О.Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве. Автореф. дисс. … канд. психол. н. Рязань, 2005.
-
Орел В.Е., Сенгин И.Г. Опросник NEO PI R. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2004.
-
Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010.
-
Пудовкин А.А. Уголовно-правовые и криминологические особенности мошенничества: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007.
-
Сафуанов Ф.С., Докучаева Н.В. Особенности личности жертв противоправных посягательств в Интернете [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Т. 5, № 4. С. 80–93. doi: 10.17759/psylaw.2015050407
-
Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 43–70.
-
Baker, A., ten Brinke, L., Porter, S. (2013). Will get fooled again: emotionally intelligent people are easily duped by high-stakes deceivers. Legal Criminol. Psychol., 18, 300–313. doi: 10.1111/j.2044-8333.2012.02054.x
-
Mayer, J.D., Roberts, R.D., Barsade, S.G. (2008). Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, 59, 507–536. doi: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646
-
McCrae, R.R., Costa, P.T. (1987). Validation of the five-factor model of personality across instruments and observers. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 81–90.
-
Peace, K.A., Porter, S., Almon, D.F. (2012). Sidetracked by emotion: Observers’ ability to discriminate genuine and fabricated sexual assault allegations. Legal and Criminological Psychology, 17 (2), 322–335. doi: 10.1111/j.2044-8333.2011.02013.x.
-
Pratt, T.C. (2015) A self-control/life-course theory of criminal behavior. European Journal of Criminology, 13 (1), 129–146. doi: 10.1177/147737081558777
-
Reisig, M.D., Pratt, T.C., Holtfreter, K. Perceived risk of internet theft victimization: Examining the effects of social vulnerability and impulsivity. Criminal Justice and Behavior, 2006, 36, 369–384. doi: 10.1177/0093854808329405
-
Reisig, M.D., Holtfreter, K. (2013). Shopping fraud victimization among the elderly. Journal of Financial Crime, 20 (3), 324–337. doi: 10.1108/JFC-03-2013-0014
-
Warren, G., Schertler, E., Bull P. (2009). Detecting deception from emotional and unemotional cues. Journal of Nonverbal Behaviour, 33, 59–69. doi: 10.1007/s10919-008-005
Поступила: 14.09.2021
Принята к публикации: 03.12.2021
Дата публикации в журнале: 30.03.2022
Ключевые слова: жертвы телефонного мошенничества; жертвы манипулятивного поведения; сопротивление манипулятивному поведению; черты Большой пятерки; когнитивные стили; ценности безопасности
DOI: 10.11621/vsp.2022.01.06
Ениколопов, С.Н., Кудрявцев, В.Т., Мешкова, Н.В. (2022). К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(1), 138-157. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.01.06
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная