Культурная специфика в запоминании и воспроизведении сюжетного материала (на примере азербайджанской и русской культуры)
Аннотация
Актуальность. Статья посвящена крайне актуальной в теоретическом и практическом плане проблеме культурных различий в организации памяти, которая рассматривается на примере запоминания сюжетного материала представителями русской и азербайджанской культуры.
Методика и выборка. Применялась специально разработанная методика вербального пересказа видеосюжета, предъявляемого без речевого и звукового сопровождения, что позволило применять идентичный стимульный материал для различных культур. В исследовании участвовало 60 человек, по 30 человек в каждой культурной подвыборке.
Результаты. Полученные результаты указывают на наличие культурной специфики в запоминании и воспроизведении сюжетного материала. Показано, что значимость социальных и индивидуально-психологических факторов организации памяти меняется в зависимости от принадлежности человека к коллективистической или индивидуалистической культуре. Представители азербайджанской культуры более склонны включать в сюжет моральный вывод, а русской — более склонны к анализу мотивации героев.
Выводы:
1.Для представителей русской культуры более свойственна субъективность формируемого сюжета и большая проективная свобода интерпретаций в отношении событий и деталей, что может объясняться активностью индивидуальных факторов когнитивного порядка в отношении запоминания.
2. Склонность к моральным оценкам и наставлению при воспроизведении сюжета более выражена у представителей азербайджанской культуры, что указывает на активную роль социальных норм и правил в детерминации мнемических процессов по сравнению с индивидуальными факторами (например, мотивация).
3.Мотивация героев как основа сюжетной линии более характерна для представителей русской культуры по сравнению с азербайджанцами и свидетельствует о большей значимости для русских испытуемых индивидуально-личностных детерминант мнемических процессов.
Литература
-
Арестова О.Н. Культурная специфика мнемического опосредования при запоминании вербального материала // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 89–95.
-
Арестова О.Н., Муслимзаде П.З. Культурное своеобразие процессов обобщения при решении мыслительных задач (на примере азербайджаноязычных и русскоязычных жителей города Баку) // Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 87–93.
-
Бартлетт Ф. Человек запоминает // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2008. С. 260–268.
-
Блинникова И.В., Блинников Г.Б., Бобков А.Н., Алиева А.Э. Кросс-культурные различия в оценках эмоциогенных изображений: Сравнение российской и азербайджанской выборок // Вестник РГГУ. 2021. № 1. С. 15–25.
-
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993.
-
Жане П. Эволюция памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979. С. 85–92.
-
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
-
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
-
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
-
Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М., 2004.
-
Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
-
Нисбетт Р., Пенг К., Чой И., Норензаян А. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания // Психологический журнал. 2011. № 1 (32). С. 55–86.
-
Нуркова В.В. Жизнь — инструкция по применению: результаты графической экспликации Культурного Жизненного Сценария // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1 (30). С. 56–73.
-
Панкратова А.А., Осин Е.Н. Особенности эмоциональной регуляции у представителей русской и азербайджанской культур // Культурно-историческая психология. 2018. № 2 (14). С. 44–52.
-
Ревзина О. Г. Память и язык // Критика и семиотика. 2006. № 10. С. 10–24.
-
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
-
Самойленко Е.С., Галаничев П.А., Носуленко С.В. К проблеме межкультурных различий в когнитивных процессах // Экспериментальная психология. 2015. № 1 (8). С. 39–59.
-
Славутин Е.И., Пимонов В.И. К вопросу о структуре сюжета // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2012. № 2. С. 22–30; [Электронный ресурс] // URL: http://litinstitut.ru/sites/default/files/vestnik_li_2012_2.pdf (дата обращения: 10.05.2021).
-
Слобин Д. Язык и память // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2008. C. 276–278.
-
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1987.
-
Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006.
-
Тивьяева И.В. Структурная организация мнемического нарратива // Сибирский филологический журнал. 2020. № 1. С. 303–315.
-
Anakwah, N., Horselenberg, R., Hope, L., Amankwah-Poku, M., J. Koppen, P. (2020). Cross-cultural differences in eyewitness memory report. Applied Cognitive Psychology, 2 (34), 504–515, doi: 10.1002/acp.3637 (date of retrieval: 06.04.2021).
-
Bartlett, F. (1932). Remembering. Cambridge: Cambridge University Press.
-
Bisby, J., Burgess, N. (2017). Differential effects of negative emotion on memory for items and associations, and their relationship to intrusive imagery. Current Opinion in Behavioral Sciences, 17, 124–132. doi: 10.1016/j.cobeha.2017.07.012 (date of retrieval: 01.09.2021).
-
Gutchess, A., & Huff, S. (2016). Cross-cultural differences in memory. In J.Y. Chiao, S.-C. Li, R. Seligman, & R. Turner (Eds.), The Oxford handbook of cultural neuroscience (pp. 155–169). Oxford: Oxford University Press.
-
Hendricks, Z. (2021). Cross-Cultural Differences in Memory, Beliefs, and Mental Schemas. Inquiries Journal, 13 (02).
-
Huk, O.M. & Bekhta, I. (2020). Concept of narrative analysis and basic approaches. Young Scientist, 11, 430–435.
-
Ji, L.-J., Zhang, Z., Nisbett, R.E. (2004). Is it culture or is it language? Examination of language effects in cross-cultural research on categorization. Journal of Personality and Social Psychology, 1 (87), 57–65. doi: 10.1037/0022-3514.87.1.57 (date of retrieval: 06.04.2021).
-
Leger, R., Gutchess, A. (2021). Cross-Cultural Differences in Memory Specificity: Investigation of Candidate Mechanisms // Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 1 (10), 33–43. doi: 10.1016/j.jarmac.2020.08.016 (date of retrieval: 24.04.2021).
-
León, C. (2016). An architecture of narrative memory. Biologically Inspired Cognitive Architectures, 16, 19–33.
-
Millar, P.R., Serbun, S.J., Vadalia, A. et al. Cross-cultural differences in memory specificity // Culture and Brain. 2013. № 1, 138–157. doi: 10.1007/s40167-013-0011-3 (date of retrieval: 06.04.2021).
-
Minor, G., Herzmann G. (2019). Effects of negative emotion on neural correlates of item and source memory during encoding and retrieval. Brain Research, 1718, 32–45. doi: 10.1016/j.brainres.2019.05.001 (date of retrieval: 01.09.2021).
-
Miyamoto, Y. (2013). Culture and analytic versus holistic cognition: Toward multilevel analyses of cultural influences. Advances in Experimental Social Psychology, 47, 131–188.
-
Nadel, S.E. (1937). Experiments in Cultural Psychology. Africa, 10, 421–425.
-
Rabeson, M., Blinnikova, I. (2020). Cross-cultural research of strategies and efficiency in visual semantic search. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 94, 636–645.
-
Rabeson, M., Blinnikova, I., Izmalkova, A. (2021). Eye movements in visual semantic search: Scanning patterns and cognitive processing across three cultures // Advances in Intelligent Systems and Computing, 1358, 182–189.
-
Wagoner, B. The Constructive Mind: Bartlett's Psychology in Reconstruction. 10.1017/9780511920219. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. doi: 10.1017/9780511920219 (date of retrieval: 01.09.2021).
-
Wang, Q. (2009). Are Asians forgetful? Perception, retention, and recall in episodic remembering. Cognition, 1 (111), 123–131.
-
Xie, W., Zhang, W. (2017). Negative emotion enhances mnemonic precision and subjective feelings of remembering in visual long-term memory. Cognition, 166, 73–83. URL: doi: 10.1016/j.cognition.2017.05.025 (date of retrieval: 02.09.2021).
Поступила: 03.08.2021
Принята к публикации: 24.09.2021
Дата публикации в журнале: 30.03.2022
Ключевые слова: Кросс-культурное исследование; мнемическая деятельность; запоминание; воспроизведение; сюжет ; память-рассказ; вербализация; когнитивные процессы
DOI: 10.11621/vsp.2022.01.08
Арестова, О.Н., Блинникова, И.В., Гамзаева, М.И. (2022). Культурная специфика в запоминании и воспроизведении сюжетного материала (на примере азербайджанской и русской культуры). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(1), 181-200. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.01.08
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная