Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Культурная специфика в запоминании и воспроизведении сюжетного материала (на примере азербайджанской и русской культуры)

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена крайне актуальной в теоретическом и практическом плане проблеме культурных различий в организации памяти, которая рассматривается на примере запоминания сюжетного материала представителями русской и азербайджанской культуры.

Методика и выборка. Применялась специально разработанная методика вербального пересказа видеосюжета, предъявляемого без речевого и звукового сопровождения, что позволило применять идентичный стимульный материал для различных культур. В исследовании участвовало 60 человек, по 30 человек в каждой культурной подвыборке.

Результаты. Полученные результаты указывают на наличие культурной специфики в запоминании и воспроизведении сюжетного материала. Показано, что значимость социальных и индивидуально-психологических факторов организации памяти меняется в зависимости от принадлежности человека к коллективистической или индивидуалистической культуре. Представители азербайджанской культуры более склонны включать в сюжет моральный вывод, а русской — более склонны к анализу мотивации героев.

Выводы:

1.Для представителей русской культуры более свойственна субъективность формируемого сюжета и большая проективная свобода интерпретаций в отношении событий и деталей, что может объясняться активностью индивидуальных факторов когнитивного порядка в отношении запоминания.

2. Склонность к моральным оценкам и наставлению при воспроизведении сюжета более выражена у представителей азербайджанской культуры, что указывает на активную роль социальных норм и правил в детерминации мнемических процессов по сравнению с индивидуальными факторами (например, мотивация).

3.Мотивация героев как основа сюжетной линии более характерна для представителей русской культуры по сравнению с азербайджанцами и свидетельствует о большей значимости для русских испытуемых индивидуально-личностных детерминант мнемических процессов.

Литература

  1. Арестова О.Н. Культурная специфика мнемического опосредования при запоминании вербального материала // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 89–95.

  2. Арестова О.Н., Муслимзаде П.З. Культурное своеобразие процессов обобщения при решении мыслительных задач (на примере азербайджаноязычных и русскоязычных жителей города Баку) // Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 87–93.

  3. Бартлетт Ф. Человек запоминает // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2008. С. 260–268.

  4. Блинникова И.В., Блинников Г.Б., Бобков А.Н., Алиева А.Э. Кросс-культурные различия в оценках эмоциогенных изображений: Сравнение российской и азербайджанской выборок // Вестник РГГУ. 2021. № 1. С. 15–25.

  5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993.

  6. Жане П. Эволюция памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979. С. 85–92.

  7. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.

  8. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

  9. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

  10. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М., 2004.

  11. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.

  12. Нисбетт Р., Пенг К., Чой И., Норензаян А. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания // Психологический журнал. 2011. № 1 (32). С. 55–86.

  13. Нуркова В.В. Жизнь — инструкция по применению: результаты графической экспликации Культурного Жизненного Сценария // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1 (30). С. 56–73.

  14. Панкратова А.А., Осин Е.Н. Особенности эмоциональной регуляции у представителей русской и азербайджанской культур // Культурно-историческая психология. 2018. № 2 (14). С. 44–52.

  15. Ревзина О. Г. Память и язык // Критика и семиотика. 2006. № 10. С. 10–24.

  16. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

  17. Самойленко Е.С., Галаничев П.А., Носуленко С.В. К проблеме межкультурных различий в когнитивных процессах // Экспериментальная психология. 2015. № 1 (8). С. 39–59.

  18. Славутин Е.И., Пимонов В.И. К вопросу о структуре сюжета // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2012. № 2. С. 22–30; [Электронный ресурс] // URL: http://litinstitut.ru/sites/default/files/vestnik_li_2012_2.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

  19. Слобин Д. Язык и память // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2008. C. 276–278.

  20. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1987.

  21. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006.

  22. Тивьяева И.В. Структурная организация мнемического нарратива // Сибирский филологический журнал. 2020. № 1. С. 303–315.

  23. Anakwah, N., Horselenberg, R., Hope, L., Amankwah-Poku, M., J. Koppen, P. (2020). Cross-cultural differences in eyewitness memory report. Applied Cognitive Psychology, 2 (34), 504–515, doi: 10.1002/acp.3637 (date of retrieval: 06.04.2021).

  24. Bartlett, F. (1932). Remembering. Cambridge: Cambridge University Press.

  25. Bisby, J., Burgess, N. (2017). Differential effects of negative emotion on memory for items and associations, and their relationship to intrusive imagery. Current Opinion in Behavioral Sciences, 17, 124–132. doi: 10.1016/j.cobeha.2017.07.012 (date of retrieval: 01.09.2021).

  26. Gutchess, A., & Huff, S. (2016). Cross-cultural differences in memory. In J.Y. Chiao, S.-C. Li, R. Seligman, & R. Turner (Eds.), The Oxford handbook of cultural neuroscience (pp. 155–169). Oxford: Oxford University Press.

  27. Hendricks, Z. (2021). Cross-Cultural Differences in Memory, Beliefs, and Mental Schemas. Inquiries Journal, 13 (02).

  28. Huk, O.M. & Bekhta, I. (2020). Concept of narrative analysis and basic approaches. Young Scientist, 11, 430–435.

  29. Ji, L.-J., Zhang, Z., Nisbett, R.E. (2004). Is it culture or is it language? Examination of language effects in cross-cultural research on categorization. Journal of Personality and Social Psychology, 1 (87), 57–65. doi: 10.1037/0022-3514.87.1.57 (date of retrieval: 06.04.2021).

  30. Leger, R., Gutchess, A. (2021). Cross-Cultural Differences in Memory Specificity: Investigation of Candidate Mechanisms // Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 1 (10), 33–43. doi: 10.1016/j.jarmac.2020.08.016 (date of retrieval: 24.04.2021).

  31. León, C. (2016). An architecture of narrative memory. Biologically Inspired Cognitive Architectures, 16, 19–33.

  32. Millar, P.R., Serbun, S.J., Vadalia, A. et al. Cross-cultural differences in memory specificity // Culture and Brain. 2013. № 1, 138–157. doi: 10.1007/s40167-013-0011-3 (date of retrieval: 06.04.2021).

  33. Minor, G., Herzmann G. (2019). Effects of negative emotion on neural correlates of item and source memory during encoding and retrieval. Brain Research, 1718, 32–45. doi: 10.1016/j.brainres.2019.05.001 (date of retrieval: 01.09.2021).

  34. Miyamoto, Y. (2013). Culture and analytic versus holistic cognition: Toward multilevel analyses of cultural influences. Advances in Experimental Social Psychology, 47, 131–188.

  35. Nadel, S.E. (1937). Experiments in Cultural Psychology. Africa, 10, 421–425.

  36. Rabeson, M., Blinnikova, I. (2020). Cross-cultural research of strategies and efficiency in visual semantic search. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 94, 636–645.

  37. Rabeson, M., Blinnikova, I., Izmalkova, A. (2021). Eye movements in visual semantic search: Scanning patterns and cognitive processing across three cultures // Advances in Intelligent Systems and Computing, 1358, 182–189.

  38. Wagoner, B. The Constructive Mind: Bartlett's Psychology in Reconstruction. 10.1017/9780511920219. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. doi: 10.1017/9780511920219 (date of retrieval: 01.09.2021).

  39. Wang, Q. (2009). Are Asians forgetful? Perception, retention, and recall in episodic remembering. Cognition, 1 (111), 123–131.

  40. Xie, W., Zhang, W. (2017). Negative emotion enhances mnemonic precision and subjective feelings of remembering in visual long-term memory. Cognition, 166, 73–83. URL: doi: 10.1016/j.cognition.2017.05.025 (date of retrieval: 02.09.2021).

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.08.2021

Принята к публикации: 24.09.2021

Дата публикации в журнале: 30.03.2022

Ключевые слова: Кросс-культурное исследование; мнемическая деятельность; запоминание; воспроизведение; сюжет ; память-рассказ; вербализация; когнитивные процессы

DOI: 10.11621/vsp.2022.01.08

Номер 1, 2022