Способность к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников
Аннотация
В статье рассматривается проблема способности к предвосхищению событий будущего у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие способности к прогнозированию в старшем дошкольном возрасте делает ее одним из значимых условий процесса социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями, в том числе и слабовидящих дошкольников.
Цель исследования являлось изучение специфики предвосхищения событий будущего у слабовидящих детей.
В исследовании приняло участие 60 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, среди которых было обследовано 30 детей с нарушениями зрения и 30 детей с сохранным зрением.
В результате анализа структурно-функциональных компонентов установлено, что слабовидящие дошкольники чаще прогнозируют действия, а также у них отмечается более низкий уровень сформированности рече-коммуникативной функции по сравнению с ее развитием у нормотипичных сверстников. Способность к предвосхищению у детей со зрительными нарушениями проявляется успешнее в организованной деятельности, а также во взаимоотношениях с родителями, а не с окружающими взрослыми или детьми.
В результате исследования была выявлена специфика способности к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников с нарушениями речи. Было установлено, что дети с нарушением зрения действительно испытывают трудности при формировании прогноза, у них отмечается более низкий уровень сформированности регулятивной, когнитивной и рече-коммуникативной функции по сравнению с их развитием у сверстников без зрительных нарушений. Дошкольники с нарушением зрения могут ставить и удерживать цели, а также справляются с мысленным проигрыванием различных вариантов действий и осознают последствия их выполнения относительно себя и окружающих людей. У них имеются трудности в понимании и определении как своих, так и эмоций окружающих людей в прогнозируемых ситуациях.
Литература
- Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Структурно-функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе. Дефектология. 2021. № 5. С.13-21
- Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Диагностика структурно-функциональных характеристик прогнозирования у детей: методическое руководство. Казань: Издательство Казанского университета, 2020.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. Москва: Наука, 1980.
- Присяжная А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика): автореф. дисc. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2006.
- Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург: Речь, 2003.
- Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. Москва: Институт психологии РАН, 2006.
- Akhmetzyanova, A.I., Artemyeva, T.V. (2020). Features of interaction of children with developmental disorders with peers and adults. Utopia y Praxis Latinoamericana. 25, 2, 351–358.
- Akhmetzyanova, A.I., Artemyeva, T.V. (2019). Correlation between forecasting and success-ful socialization of children with developmental disorders. Utopia y Praxis Latinoamericana, 24, 6, 294–303.
- Akhmetzyanova, A.I., Tvardovskaya, A.A. (2020). Prognostic capability of preschoolers: analysis of Russian and foreign studies. International Journal of Pharmaceutical Research. Supplementary, 1, 1068–1074.
- Engle, J., Baker-Harvey, H., Nguyen, H.-K., Carney, H., Stavropoulos, K., Carver, L.J. (2021). Anticipation to Social and Nonsocial Dynamic Cues in Preschool-Age Children 13. Child Development, 92 (3), 811–820. doi: 10.1111/cdev.13551.
- Essler, S., Wörle, M., Moore, C., Paulus, M. (2020). Preschoolers’ sharing expectations towards friends relate to their kindergarten peer status. British Journal of Developmental Psychology, 38 (1), 1–14. doi: 10.1111/bjdp.12300
- Kopp, L., Atance, C.M., Pearc S. (2017) ‘Things aren't so bad!’: Preschoolers overpredict the emotional intensity of negative outcomes. British Journal of Developmental Psychology, 35 (4), 623–627. doi: 10.1111/bjdp.12210.
- Martin-Ordas, G. (2017). ‘Will I want these stickers tomorrow?’ Preschoolers’ ability to predict current and future needs. British Journal of Developmental Psychology, 35 (4), 568–581. doi: 10.1111/bjdp.12195.
- Mirabile, S.P., Oertwig, D., Halberstadt, A.G. (2018). Parent emotion socialization and children’s socioemotional adjustment: when is supportiveness no longer supportive? Social Development. 27, 466–481. doi: 10.1111/sode.12226.
- Schubert, E., Agathos J.A., Brydevall M. (2020). Neural patterns during anticipation predict emotion regulation success for reappraisal. Cognitive affective & behavioral neuroscience, 4, 888–900.
- Paulus, M., Moore, C. (2017). Preschoolers’ generosity increases with understanding of the affective benefits of sharing. Developmental Science, 20 (3), e12417, doi: 10.1111/desc.12417.
- Suddendorf, T. (2017). The emergence of episodic foresight and its consequences. Child development perspectives, 11 (3). 191–195.
- Sette, S., Colasante, T., Zava, F., Baumgartner, E., Malti, T. (2018). Preschoolers’ Anticipation of Sadness for Excluded Peers, Sympathy, and Prosocial Behavior. Journal of Genetic Psychology. 179 (5), 286–296. doi: 10.1080/00221325.2018.1502147.
- Was, A.M., Warneken, F. (2017). Proactive help-seeking: Preschoolers know when they need help, but do not always ask for it. Cognitive Development. 43, 91–105. doi: 10.1016/j.cogdev.2017.02.010.
- Yangmei, L., Xuhai, C., Senqing, Q. (2018). Well-being and Anticipation for Future Positive Events: Evidences from an fMRI Study. Frontiers in psychology, 8. doi: 10.3389/fpsyg.2017.02199.
- Xiong, M., Shi, J., Wu, Z., Zhang, Z. (2016). Five-year-old preschoolers' sharing is influenced by anticipated reciprocation. Frontiers in Psychology, 7 (MAR), 460, doi: 10.3389/fpsyg.2016.00460
Поступила: 12.07.2021
Принята к публикации: 29.10.2021
Дата публикации в журнале: 30.03.2022
Ключевые слова: предвосхищение ситуаций будущего; прогнозирование; антиципация; дети; дошкольный возраст; нарушения зрения
DOI: 10.11621/vsp.2022.01.01
Доступно в on-line версии с: 30.03.2022
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная