Осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность, качество преподавания как ресурсы субъективного благополучия и успеваемости обучающихся
Аннотация
Актуальность. Изучение психологических ресурсов академической успеваемости и субъективного благополучия обучающихся является значимой областью наук об образовании. В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором в качестве таких ресурсов рассматривается осознанная саморегуляция, субъективно оцениваемое учащимися качество преподавания и школьная вовлеченность.
Цель. Раскрыть влияние изучаемых феноменов на субъективное благополучие и академическую успеваемость обучающихся, установить непрямые и опосредствующие эффекты влияния. Выборка. В исследовании приняли участие обучающиеся подросткового возраста (N = 559, 53% девочек, Мвозраст = 12,96, SD = 0,91).
Методы. Использованы опросники:«Стиль саморегуляции учебной деятельности ССУД-М», опросник Э. Ирвинга для оценки качества преподавания, «Многомерная шкала школьной вовлеченности», Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников (MSLSS). В качестве показателя успеваемости использовался средний балл по основным учебным предметам школьников за последний модуль обучения.
Результаты. Показано, что качество преподавания, школьная вовлеченность и осознанная саморегуляция значимо связаны с благополучием и успеваемостью обучающихся. Школьная вовлеченность является значимым предиктором как успеваемости, так и удовлетворенности школой; психологическая поддержка и саморегуляция вносят значимый прямой вклад в благополучие обучающихся. Психологическая поддержка учителя более эффективно влияет на вовлеченность школьников при опосредствующей роли осознанной саморегуляции: чем выше развитие осознанной саморегуляции, тем выше позитивное влияние на успеваемость, благополучие и школьную вовлеченность. Вклад осознанной саморегуляции и воспринимаемой психологической поддержки в благополучие примерно сопоставим, в то время как вклад школьной вовлеченности более значителен. Значимым модерирующим фактором выступает возраст обучающихся.
Выводы. Результаты обсуждаются в контексте разработки эффективных стратегий повышения качества обучения, поддержания субъективного благополучия и вовлеченности современных школьников. Полученные результаты обосновывают метаресурсную роль осознанной саморегуляции в детерминации успеваемости и благополучия школьников.
Литература
Гордеева, Т.О., Сычев, О.А. (2023). От чего зависит психологическое благополучие российских подростков: анализ результатов PISA 2018. Сибирский психологический журнал, (88), 85–104. https://doi.org/10.17223/17267080/88/5
Гордеева, Т.О., Сычев, О.А. (2021). Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе». Психологическая наука и образование, 26(1), 5–65. https://doi.org/10.17759/pse.2021260103
Лункина, М.В., Гордеева, Т.О., Дирюгина, Е.Г., Пшеничнюк, Д.В. (2023). Качество преподавания как предиктор учебной вовлеченности, благополучия и успеваемости школьников. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(3), 628–649. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-628-649
Моросанова, В.И. (2021). Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 44(1), 4–37. https://doi.org/10.11621/ vsp.2021.01.01
Моросанова, В.И., Фомина, Т.Г. (2016). Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей. Вопросы психологии, (2), 124–135.
Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н. (2017). Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М. Теоретическая и экспериментальная психология, 10(2), 27–37.
Сычев, О.А., Гордеева, Т.О., Лункина, М.В., Осин, Е.Н., Си днева, А.Н. (2018). Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников. Психологическая наука и образование, 23(6), 5–15. https://doi.org/10.17759/pse.2018230601
Фомина, Т.Г., Моросанова, В.И. (2020). Адаптация и валидизация шкал опросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности». Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 43(3), 194–213.
Фомина, Т.Г., Филиппова, Е.В., Моросанова, В.И. (2024). Осознанная саморегуляция и школьная вовлеченность как ресурсы субъективного благополучия обучающи хся. Психолого-педагогические исследования, 16(3). 156–173. https://doi. org/10.17759/psyedu.2024160310
Фомиченко, А.С. (2019). Особенности влияния характера взаимодействия в системе «учитель-ученик» на процессы обучения и развития школьников (по материалам зарубежных публикаций). Современная зарубежная психология, 8(1), 76–83. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080108
Ayllón, S., Alsina, Á., Colomer, J. (2019). Teachers’ involvement and students’ self-efficacy: Keys to achievement in higher education. PloS one, 14(5), e0216865. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0216865
Bureau, J.S., Howard, J.L., Chong, J.X., Guay, F. (2022). Pathways to student motivation: A meta-analysis of antecedents of autonomous and controlled motivations. Review of Educational Research, 92(1), 46–72. https://doi.org/10.3102/00346543211042426
Collie, R. (2021). Instructional support, perceived social-emotional competence, and students’ behavioral and emotional well-being outcomes. Educational Psychology, (42), 4–22. https://doi.org/10.1080/01443410.2021.1994127
Costa, S., Cuzzocrea, F., Gugliandolo, M.C., Larcan, R. (2016). Associations between parental psychological control and autonomy support, and psychological outcomes in adolescents: The mediating role of need satisfaction and need frustration. Child Indicators Research, (9), 1059–1076. https://doi.org/10.1007/s12187-015-9353-z
Deci, E.L., Ryan, R.M. (2012). Self-determination theory. Handbook of Theories of Social Psychology, 1(20), 416–436.
Earl, S.R., Taylor, I.M., Meijen, C., Passfield, L. (2017). Autonomy and competence frustration in young adolescent classrooms: Different associations with active and passive disengagement. Learning and Instruction, (49), 32–40. https://doi.org/10. 1016/j. learninstruc.2016.12.001
Edisherashvili, N., Saks, K., Pedaste, M., Leijen, Ä. (2022). Supporting SelfRegulated Learning in Distance Learning Contexts at Higher Education Level: Systematic Literature Review. Frontiers in Psychology, (12), 792422. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2021.792422
Filippello, P., Buzzai, C., Costa, S., Sorrenti, L. (2019). School refusal and absenteeism: Perception of teacher behaviors, psychological basic needs, and academic achievement. Frontiers in Psychology, (10), 1471. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01471
Filippello, P., Buzzai, C., Costa, S., Orecchio, S., Sorrenti, L. (2020). Teaching style and academic achievement: the mediating role of Learned Helplessness and Mastery Orientation. Psychology in the Schools, 57(1), 5–16. https://doi.org/10.1002/pits.22315
Froiland, J.M., Worrell, F.C., Oh, H. (2019). Teacher–student relationships, psychological need satisfaction, and happiness among diverse students. Psychology in the Schools, 56(5), 856–870. https://doi.org/10.1002/pits.22245
Gilbert, W., Guay, F., Morin, A.J. (2022). Can teachers’ need-supportive practices moderate the big-fish-little-pond effect? A quasi-experimental study with elementary school children. Contemporary Educational Psychology, (69), 102060. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2022.102060
Guay, F. (2022). Applying self-determination theory to education: Regulations types, psychological needs, and autonomy supporting behaviors. Canadian Journal of School Psychology, 37(1), 75–92. https://doi.org/10.1177/08295735211055355
Gyeltshen, S., Gyeltshen, N. (2022). The Impact of Supportive Teacher-Student Relationships on Academic Performance. Asian Journal of Advanced Research and Reports, 16(12), 15–34. https://doi.org/10.9734/ajarr/2022/v16i12446
Helgeson, V.S., Lopez, L. (2010). Social support and growth following adversity. In: J.W. Reich, A.J. Zautra, J.S. Hall, (eds.). Handbook of adult resilience. (pp. 309–330). New York: Guilford Publ.
Kuhn, L., Bradshaw, S., Donkin, A., Fletcher, L., Liht, J., Wheater, R. (2021). PISA 2018 additional analyses: What does PISA tell us about the wellbeing of 15-year-olds? Slough: NFER.
Li, X., Duan, S., Liu, H. (2023). Unveiling the predictive effect of students’ perceived EFL teacher support on academic achievement: the mediating role of academic buoyancy. Sustainability, 15(13), 10205. https://doi.org/10.3390/su 151310205
Liu, X.X., Gong, S.Y., Zhang, H.P., Yu, Q.L., Zhou, Z.J. (2021). Perceived teacher support and creative self-efficacy: the mediating roles of autonomous motivation and achievement emotions in Chinese junior high school students. Thinking Skills and Creativity, 39(1), 100752. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100752
Morosanova, V.I., Fomina, T.G., Bondarenko, I.N. (2023). Conscious Self-Regulation as a Meta-Resource of Academic Achievement and Psychological Well-Being of Young Adolescents. Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 168–188. https:// doi.org/10.11621/pir.2023.0312
Peng, X., Sun, X., He, Z. (2022). Influence Mechanism of Teacher Support and Parent Support on the Academic Achievement of Secondary Vocational Students. Frontiers in Psychology, (13), 863740. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.863740
Reeve, J. (2012). A self-determination theory perspective on student engagement. In: Handbook of research on student engagement. (pp. 149−172). Boston: Springer Publ.
Reeve, J., Jang, H. (2006). What teachers say and do to support students’ autonomy during a learning activity. Journal of Educational Psychology, 98(1), 209–218.
Reeve, J., Deci, E.L., Ryan, R.M. (2004). Self-determination theory: a dialectical framework for understanding sociocultural influences on student. Big Theories Revisited, (4), 31–60.
Ren, X., Jing, B., Li, H., Wu, C. (2022). The impact of perceived teacher support on Chinese junior high school students’ academic self-efficacy: The mediating roles of achievement goals and academic emotions. Frontiers in Psychology, (13), 1028722. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1028722
Ryan, R.M., Deci, E.L. (2020). Intrinsic and extrinsic motivation from a selfdetermination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, (61), 101860. https://doi.org/10.1016/j. cedpsych.2020.101860
Sáez-Delgado, F., López-Angulo, Y., Mella-Norambuena, J., Baeza-Sepúlveda, C., Contreras-Saavedra, C., Lozano-Peña, G. (2022). Teacher Self-Regulation and Its Relationship with Student Self-Regulation in Secondary Education. Sustainability, 14(24), 16863. https://doi.org/10.3390/su142416863
Tao, Y., Meng, Y., Gao, Z., Yang, X. (2022). Perceived teacher support, student engagement, and academic achievement: a meta-analysis. Educational Psychology, (42), 401–420. https://doi.org/10.1080/01443410.2022.2033168
Tian, L., Tian, Q., Huebner, E.S. (2016). School-related social support and adolescents’ school-related subjective well-being: The mediating role of basic psychological needs satisfaction at school. Social Indicators Research, (128), 105–129. https://doi. org/10.1007/s11205-015-1021-7
Tuero, E., Núñez, J.C., Vallejo, G., Fernández, M.P., Añón, F.J., Moreira, T., Martins, J., Rosário, P. (2022). Short and long-term effects on academic performance of a school-based training in self-regulation learning: a three-level experimental study. Frontiers in Psychology, (13), 889201. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.889201
Vansteenkiste, M., Niemiec, C.P., Soenens, B. (2010). The development of the five mini-theories of self-determination theory: An historical overview, emerging trends, and future directions. The Decade Ahead: Theoretical Perspectives on Motivation and Achievement, (16), 105–165. https://doi.org/10.1108/S0749-7423(2010)000016A007
Wang, T. (2023). Teachers as the agent of change for student mental health: the role of teacher care and teacher support in Chinese students’ well-being. Frontiers in Psychology, (14), 1283515. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1283515
Wu, Y., Kang, X. (2023). Perceived Teacher Support and EFL Achievement: The Mediating Roles of Academic Enjoyment and Self-concept. International Journal of Linguistics and Translation Studies, 4(2), 38–53. https://doi.org/10.36892/ijlts.v4i2.320
Yang, Y., Li, G., Su, Z., Yuan, Y. (2021). Teacher’s Emotional Support and Math Performance: The Chain Mediating Effect of Academic Self-Efficacy and Math Behavioral Engagement. Frontiers in Psychology, (12), 651608. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.651608
Zhao, Y., Yang, L. (2022). Examining the relationship between perceived teacher support and students’ academic engagement in foreign language learning: Enjoyment and boredom as mediators. Frontiers in Psychology, (13), 987554. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.987554
Поступила: 29.11.2024
Принята к публикации: 18.01.2025
Дата публикации в журнале: 04.03.2025
Ключевые слова: осознанная саморегуляция; субъективное благополучие; школьная вовлеченность ; качество преподавания; ресурсный подход
DOI: 10.11621/LPJ-25-03
Доступно в on-line версии с: 04.03.2025
Моросанова, В.И., Фомина, Т.Г., Филиппова, Е.В. (2025). Осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность, качество преподавания как ресурсы субъективного благополучия и успеваемости обучающихся. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(1), 55-77. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-03
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная