Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Цифровые предикторы психологического благополучия молодежи в реальном и виртуальном мирах

Аннотация

Актуальность. Цифровые трансформации существенно преобразили повседневность современного человека, что определило все возрастающее внимание общества и исследователей к роли цифровых технологий в психологическом благополучии отдельной личности, различных групп, а также целых поколений, в первую очередь молодежи — самых активных пользователей Интернета.

Цель. Работа посвящена изучению роли доступа к технологиям, пользовательской активности, отношения к технологиям, цифровой компетентности, самоуправления цифровыми инструментами и жизнестойкости в удовлетворенности жизнью в виртуальном и реальном мирах у молодых людей.

Выборка. Выборку исследования составили 368 респондентов 18–39 лет (M = 23,6, SD = 4,9), среди которых 66,6% женщин.

Методы. Использовались следующие методики: «Индекс цифровой компетентности» (скрининг), «Самоуправление цифровой повседневностью», «Отношение к технологиям», «Тест жизнестойкости» (скрининг), «Шкала удовлетворенности жизнью» и ее модификация для виртуальной жизни, а также самооценка пользовательской активности и удовлетворенности доступом к технологиям. Обработка данных производилась с использованием ANOVA, коэффициента корреляции Пирсона, регрессионного анализа, анализа медиации.

Результаты. Удовлетворенность жизнью в реальном мире сильно связана с удовлетворенностью цифровой жизнью. При этом удовлетворенность жизнью как в реальном, так и в виртуальном мирах умеренно связана с управлением цифровым устройством, удовлетворенностью доступом к технологиям, технофилией и технорационализмом и слабо — с цифровой компетентностью. Удовлетворенность жизнью в реальном мире также слабо связана с технопессимизмом. Предикторами удовлетворенности онлайнжизнью оказались управление цифровыми устройствами, технопессимизм и удовлетворенность реальной жизнью, а предикторами удовлетворенности реальной жизнью — вовлеченность и удовлетворенность цифровой жизнью, а также пользовательская активность, удовлетворенность доступом к цифровым технологиям и технопессимизм. Результаты уточнены на основе анализа медиации.

Выводы. Удовлетворенность жизнью у молодежи в виртуальном и реальном мирах взаимосвязаны, что является еще одним доказательством конвергенции этих миров в рамках единого переживания личностью смешанной онлайн-офлайн реальности. При этом специфика предикторов удовлетворенности жизнью показывает необходимость комплексного анализа психологического благополучия в цифровых и реальных жизненных пространствах.

Литература

Белинская, Е.П., Шаехов, З.Д. (2023). Взаимосвязь психологического благополучия и адаптации к рискам цифрового мира в молодежном возрасте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(3), 239–260.

Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е.И. (2006). Тест жизнестойкости. Москва: Изд-во «Смысл».

Мамедьяров, З.А. (2024). Регулирование искусственного интеллекта: первые шаги. Экспресс-информация ИСИЭЗ. URL: https://issek.hse.ru/news/886273942. html (дата обращения: 10.09.2024).

Осин, Е.Н., Рассказова, Е.И. (2013). Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 36(2), 147–163.

Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (1), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06.

Панов, В.И., Патраков, Э.В. (2020). Интерференция цифровой и доцифровой сред как предмет психологического исследования. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, (3), 531–541. https://doi.org/10.33910/ herzenpsyconf-2020-3-56

Солдатова, Г.У., Войскунский, А.Е. (2021). Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(3), 431–450. https:// doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

Солдатова, Г.У., Нестик, Т.А., Рассказова, Е.И., Дорохов, Е.А. (2021). Психодиагностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отношения к технологиям для подростков и родителей. Социальная психология и общество, 12(4), 170–188. https://doi.org/10.17759/sps.2021120410

Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. (2018). Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения. Национальный психологический журнал, 31(3), 47–56.

Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Илюхина, С.Н. (2024). Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(2), 175–200. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-20

Чумаков, А.Н. (2007). Технооптимизм. Технопессимизм. В кн.: Малая российская энциклопедия прогностики. Под ред. И.В. Бестужев-Лада. Москва: Изд-во Института экономических стратегий.

Bartone, P.T., McDonald, K., Hansma, B.J., Stermac-Stein, J., Escobar, E.M.R., Stein, S.J., Ryznar, R. (2022). Development and validation of an improved hardiness measure. European Journal of Psychological Assessment, 39(3), 222–239. https://doi. org/10.1027/1015-5759/a000709

Brosnan, M.J. (1998). Technophobia: The psychological impact of information technology. London: Routledge Publ.

Büchi, M. (2024). Digital well-being theory and research. New Media & Society, 26(1), 172–189. https://doi.org/10.1177/14614448211056851

Cuadrado, D., Otero, I., Martínez, A., París, T., Moscoso, S. (2024). Predicting technostress: The Big Five model of personality and subjective well-being. PLoS ONE, 19(11), e0313247. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0313247

Delahaij, R., Gaillard, A.W., Van Dam, K. (2010). Hardiness and the response to stressful situations: Investigating mediating processes. Personality and Individual Differences, 49(5), 386–390. https://doi.org/10.1016/j.paid.2010.04.002

Diener, E., Oishi, S., Lucas, R.E. (2003). Personality, culture, and subjective wellbeing: emotional and cognitive evaluations of life. Annual Review of Psychology, (54), 403–425. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.54.101601.145056

Diener, E., Wirtz, D., Tov, W., Kim-Prieto, C., Choi, D., Oishi, S., Biswas-Diener, R. (2010). New well-being measures: Short scales to assess flourishing and positive and negative feelings. Social Indicators Research, 97(2), 143–156. https://doi.org/10.1007/ s11205-009-9493-y

Epishin, V.E., Salikhova, A.B., Bogacheva, N.V., Bogdanova, M.D., Kiseleva, M.G. (2020). Mental Health and the COVID-19 Pandemic: Hardiness and Meaningfulness Reduce Negative Effects on Psychological Well-Being. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 75–88.

Floridi, L. (2015). The onlife manifesto: Being human in a hyperconnected era. Cham, Switherland: Springer Publ.

Gao, X.L., Zhang, J.H., Yang, Y., Cao, Z.B. (2023). Sedentary behavior, screen time and mental health of college students: a Meta-analysis. PubMed, 44(3), 477–485. https://doi.org/10.3760/cma.j.cn112338-20220728-00669

Jæger, B. (2021). Digital Citizenship — A review of the academic literature. Dms — Der Moderne Staat — Zeitschrift Für Public Policy Recht Und Management, 14(1), 24–42. https://doi.org/10.3224/dms.v14i1.09

Maddi, S.R., Khoshaba, D.M. (1994). Hardiness and mental health. Journal of Personality Assessment, 63(2), 265–274. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa6302_6

Osiceanu, M.-E. (2015). Psychological Implications of Modern Technologies: “Technofobia” versus “Technophilia”. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (180), 1137–1144.

Przybylski, A.K., Weinstein, N. (2017). A large-scale test of the Goldilocks hypothesis: Quantifying the relations between digital-screen use and the mental well-being of adolescents. Psychological Science, 28(2), 204–215. https://doi. org/10.1177/0956797616678438

Stiglic, N., Viner, R.M. (2019). Effects of screentime on the health and well-being of children and adolescents: A systematic review of reviews. BMJ Open, 9(1), e023191.

Tay, L., Diener, E. (2011). Needs and subjective well-being around the world. Journal of Personality and Social Psychology, 101(2), 354–365. https://doi.org/10.1037/ a0023779

Vuorre, M., Przybylski, A.K. (2024). A multiverse analysis of the associations between internet use and well-being. Technology Mind and Behavior, 5(2). https://doi. org/10.1037/tmb0000127

Скачать в формате PDF

Поступила: 25.11.2024

Принята к публикации: 25.01.2025

Дата публикации в журнале: 04.03.2025

Ключевые слова: благополучие; молодежь; виртуальная жизнь; жизнестойкость; пользовательская активность; цифровая компетентность; технопессимизм; технофилия

DOI: 10.11621/LPJ-25-04

Доступно в on-line версии с: 04.03.2025

Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Илюхина, С.Н. (2025). Цифровые предикторы психологического благополучия молодежи в реальном и виртуальном мирах. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(1), 78-100. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-04

цитировать

скопировано

Номер 1, 2025