Сравнительный анализ субъективной значимости жизненных целей старшеклассников
Аннотация
Актуальность. В психологической науке недостаточно изучены представления субъектов о перспективах их жизнедеятельности. Также дефицитарны знания о внутрисистемных взаимосвязях жизненных целей, которые могут быть установлены с помощью корреляционного анализа. Полученные данные о субъективной значимости жизненных целей старшеклассников позволят расширить представление о содержании мировоззрения современной молодежи.
Целью исследования является сравнительный эмпирический анализ значимости субъективных жизненных целей современных старшеклассников.
Выборка. 50 учащихся 10-х классов общеобразовательной школы (средний возраст 16,1 года). Из них 27 юношей (54%) и 23 девушки (46%).
Методы. Теоретический анализ научной литературы по проблеме изучения жизненных целей старшеклассников, эмпирическое исследование субъективной значимости жизненных целей старшеклассников с помощью опросника «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райана в адаптации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова.
Результаты. Теоретический анализ научной литературы позволил сопоставить и конкретизировать понятия жизненных целей и мировоззрение личности в контексте представлений молодых людей о будущих жизненных перспективах. Показана высокая значимость субъективных целей материального успеха и формирования крепкого здоровья у юношей и девушек. Статистически значимых различий при сравнении ранговых показателей жизненных целей в группах юношей и девушек не выявлено. Корреляционный анализ взаимосвязей субъективных жизненных целей старшеклассников установил, что цели достижения свободы и демократии имели положительные взаимосвязи со стремлениями субъектов к автономности и отрицательные — с перспективами личностного роста и привлекательности своей персоны. Цели достижения безопасности и защищенности положительно коррелировали с целями достижения крепкого здоровья. Стремление к привлекательности у старшеклассников отрицательно коррелирует с целью достижения автономности.
Выводы. Юноши и девушки в старших классах декларируют сходные жизненные цели. Жизненными целями высокой значимости у них являются материальный успех и крепкое здоровье. Перспективы служения людям и познание духовно-религиозной жизни наименее значимы для старшеклассников.
Литература
Арутюнян, М.П. (2016). Феномен мировоззрения: историко-философский и методологический анализ. Хабаровск: Изд-во Хабаровского краевого музея им. Гродекова.
Басанова, Т.А. (2006). О мировоззрении личности: научные представления. Известия ЮФУ. Технические науки, 14(69), 87–92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-mirovozzrenii-lichnosti-nauchnye-predstavleniya (дата обращения: 24.03.2024).
Беляев, А.Г., Агапов, В.С., Феоктистова, С.В. (2023). Учебная мотивация, осмысленность жизни и ассертивность у учащихся седьмого класса проекта «Математическая вертикаль». Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 46(4), 203−226.
Гордеева, О.Т., Сычев, О.А., Егоров, В.А. (2023). Диагностика жизненных целей: краткая версия опросника «Индекс стремлений». Психологический журнал, 44(4), 49−62.
Гржибовский, А.М., Иванов, С.В., Горбатова, М.А. (2017). Корреляционный анализ данных с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS. Наука и здравоохранение, (1), 7–36.
Инешина, Л.Г. (2007). Формирование личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной среде школы: дисc. канд. пед. наук. Якутск.
Клюева, Н.В. (2000). Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога: Ценностно-рефлексивный подход: дисс. д-ра. психол. наук. Ярославль.
Козырева, П.М., Смирнов, А.И. (2020). Реализация жизненных целей: субъективные оценки. Россия реформирующаяся, (18), 79–201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-zhiznennyh-tseley-subektivnye-otsenki (дата обращения: 24.03.2024).
Кунашева, А.А. (2010). Исследование проблемы жизненной успешности старших подростков. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, (3), 118−124.
Лебедева, Е.А. (2016). Взаимосвязь целей и ценностей. Международный научный обзор, (2), 323−324. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaztseley-i-tsennostey (дата обращения: 30.11.2024).
Лобова, Е.В. (2006). Процесс первичного профессионального самоопределения учащимся: социальный анализ: дисс. канд. социол. наук. Екатеринбург.
Моторная, С.Е. (2015). Проблема осуществления жизненной цели и формирование ценностной шкалы современной молодёжи в процессе образования. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (1), 141−145. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6354 (дата обращения: 30.11.2024).
Мурзина, К.Е. (2015). Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников. Концепт, (S1), 1–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-u-starsheklassnikov (дата обращения: 24.03.2024).
Немов, Р.С. (2007). Психологический словарь. Москва: Изд-во «ВЛАДОС».
Тудупова, Т.Ц. (2010). Этнокультурное исследование ценностных ориентации современных подростков. Вестник Бурятского государственного университета, (5), 51−56.
Поступила: 16.05.2024
Принята к публикации: 21.01.2025
Дата публикации в журнале: 04.03.2025
Ключевые слова: жизненные цели; мировоззрение; стремление к достижению; убеждения; старшеклассники
DOI: 10.11621/LPJ-25-07
Доступно в on-line версии с: 04.03.2025
Бурмако, А.К. (2025). Сравнительный анализ субъективной значимости жизненных целей старшеклассников. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(1), 155-174. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-07
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная