Регуляторные ресурсы профессионального самоопределения обучающихся в условиях стресса: исследовательские подходы и теоретические основания
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения профессионального развития старших школьников и студентов в условиях повышения влияния факторов стрессовой этиологии.
Цель. Провести обзорно-аналитическое исследование современных научных представлений по проблеме психологических ресурсов профессионального самоопределения обучающихся в условиях стресса.
Методы. Поиск и анализ результатов современных теоретических и эмпирических работ по теме статьи, последующее абстрагирование и обобщение полученной информации, теоретическое обоснование перспективных направлений исследования проблемы психологических ресурсов профессионального самоопределения обучающихся в условиях стресса.
Результаты. На основе анализа актуальных публикаций выявлены концептуальные различия в понимании феномена профессионального самоопределения личности и показано разнообразие подходов к исследованию профессионального поведения человека. Выделены и охарактеризованы основные направления современных исследований по обсуждаемой тематике, указывающие на востребованность изучения профессионального поведения человека в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Систематизированы теоретические основания и эмпирические данные о психологических ресурсах профессионального самоопределении обучающихся и преодоления стресса.
Выводы. Раскрыт потенциал ресурсного подхода к исследованию влияния стресса на профессиональное самоопределение обучающихся и обоснована роль ресурсов осознанной саморегуляции в выборе профессии и дальнейшем ее освоении.
Литература
Александрова, Ю.Ю., Пряжников, Н.С., Румянцева, Л.С. (2019). Проблема соотношения «профессиональной идентичности» и «идентичности субъекта профессионального самоопределения». Профессиональное образование. Столица, (12), 14–18.
Андреева, А.Д., Лисичкина, А.Г., Бримова, Л.А. (2021). Динамика формирования профессиональной идентичности у старшеклассников московских и региональных школ. Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки, (2), 127–140. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-2-127-140
Андреева, А.Д., Лисичкина, А.Г. (2022). Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920–2020-е гг. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 198–210. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-198-210
Банщикова, Т.Н., Соколовский, М.Л., Коростелева, Т.В. (2022). Саморегуляция и толерантность к неопределенности как ресурсы субъективного благополучия современной молодежи: кросс-культурный аспект. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 19(4), 717–743. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-717-743
Божович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер.
Буров, К.С. (2017). Профессиональное самоопределение как научное понятие. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 9(4), 57–67. https://doi.org/10.14529/ped170407
Данилова, Е.Е. (2021). Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса. Актуальные проблемы психологического знания, (1–2), 31–38.
Дубровина, И.В. (2020). Психологическая культура личности как фактор самоопределения в раннем юношеском возрасте. Гуманизация образования, (2), 4–15. https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10097
Заводчиков, Д.П., Манякова, П.О. (2018). Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы студентов. Образование и наука, 20(1), 116–135.
Зеер, Э.Ф. (2013). Теоретические основания профессионального развития человека. Профессиональное образование и рынок труда, (1), 8–10.
Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. (2019). Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе. Новое в психолого-педагогических исследованиях, (1), 76–83.
Зеер, Э.Ф., Степанова, Л.Н. (2023). Акмеологическая технология прогнозирования индивидуальных профессионально-ориентированных траекторий развития личности студентов. Образование и наука, 25(6), 69–98.
Зинченко, Ю.П. (Ред.). (2021). Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Кондратюк, Н.Г. (2020). Саморегуляция в зарубежных теориях выбора профессии и профессионального развития. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. Под. ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. (С. 462–470). Москва: Нестор-История.
Кондратюк, Н.Г., Моросанова, В.И. (2019). Медиаторные эффекты регуляторных ресурсов при остром и хроническом стрессе. Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы 5-й Междунар. науч. конф. (С. 195–200). Кострома: Изд-во КГУ.
Кондратюк, Н.Г., Моросанова, В.И. (2021). Надежность осознанной само регуляции как ресурс психологической безопасности личности в условиях стресса и неопределенности. Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина). (С. 156–161). Москва: Изд-во ПИ РАО.
Кондратюк, Н.Г., Бурмистрова-Савенкова, А.В., Моросанова, В.И. (2021a). Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 8(3), 555–575. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575
Кондратюк, Н.Г., Бурмистрова-Савенкова, А.В., Моросанова, В.И. (2023). От чего зависят профессиональные планы старших школьников? Психология. Журнал Высшей школы экономики, 20(3), 500–522. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-3-500-522
Кондратюк, Н.Г., Цыганов, И.Ю., Колесникова, И.М., Моросанова, В.И. (2021б). Регуляторные ресурсы жизненных планов человека в условиях неопределенности (на примере ситуации распространения пандемии COVID-19 в России). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 18(1), 7–24. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-7-24
Коньшина, Т.М., Пряжников, Н.С., Садовникова, Т.Ю. (2018). Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 41(3), 37–59. https://doi.org/10.11621/vsp.2018.03.37
Леонова, А.Б., Кузнецова, А.С. (2019). Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 42(1), 13–33. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.13
Молчанов, С.В., Кирсанов, К.А. (2018). Связь личной профессиональной перспективы и статуса идентичности в профессиональной сфере в старшем подростковом возрасте. Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки, (4), 38–49. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-4-38-49
Моросанова, В.И. (2012). Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала. Психологический журнал, 33(3), 98-111.
Моросанова, В.И. (2014). Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей. Теоретическая и экспериментальная психология, 7(4), 62–78.
Моросанова, В.И. (2016). Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей. Педагогика, (10), 13–24.
Моросанова, В.И. (2021). Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 44(1), 4–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
Моросанова, В.И., Ванин, А.В. (2011). Субъектные и личностные предпосылки принятия решения о выборе профессии старшеклассниками. Теоретическая и экспериментальная психология, 4(4), 60–71.
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2018а). Современные теории профессионального выбора и развития в зарубежной психологии. Платформа-навигатор: развитие карьеры. Научно-методический журнал, 3(5), 3–16.
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2018б). Выбор профессии и осознанная саморегуляция человека. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. Под ред. В.В. Знакова, А.Л. Журавлева, (С. 1982–1988). Москва: Изд-во Института психологии РАН.
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2022а). Вклад осознанной саморегуляции и личностных черт в профессионально-ориентированные ресурсы обучающихся. Педагогика, 86(2), 18–36.
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2022б). Регуляторные компетенции в профессиональном самоопределении человека. Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении. 80-летию Российской академии образования посвящается. Под ред. Е.Н. Геворкяна, Н.Д. Подуфалова, М.Н. Стриханова, (С. 220–230). Москва: Экон-информ.
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г., Гайдамашко, И.В. (2020). Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 43(1), 77–95. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.01.05
Осницкий, А.К., Истомина, С.В. (2016). Роль операционального компонента регуляторного опыта в становлении субъектного отношения к труду и професcионального самоопределения старшеклассников. Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки, (2), 34–41. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2016-2-34-41
Поваренков, Ю.П. (2021). Системогенетический подход к анализу карьерного целеобразования профессионала. Ярославский педагогический вестник, 120(3), 118–126.
Поваренков, Ю.П., Цымбалюк, А.Э. (2019). Оперативность развития системы саморегуляции профессиональной деятельности. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 16(4), 608–625. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-4-608-625
Пряжников, Н.С. (2018). Профориентология. Учебник и практикум. Академический курс. Москва: Юрайт.
Симакова, А.В. (2019). Профессиональное самоопределение школьников 8–10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологический анализ. Социологическая наука и социальная практика, (3), 72–91.
Толочек, В.А. (2022). Профессиональная карьера как феномен: открытые вопросы. Часть первая. Организационная психология, 12(4), 9–28. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2022-12-4-9-28
Череменская, М.А. (2024). Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии. Национальный психологический журнал, 19(1), 90–100. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106
Чистякова, С.Н. (2018). Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях. Профессиональное образование и рынок труда, (1), 54–60.
Ahmed, W. (2018). Developmental trajectories of math anxiety during adolescence: Associations with STEM career choice. Journal of Adolescence, (67), 158–166. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.06.010
Akkermans, J., da Motta Veiga, S.P., Hirschi, A., Marciniak, J. (2024). Career transitions across the lifespan: A review and research agenda. Journal of Vocational Behavior, (148), 103957. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2023.103957
Amaral, F.A., Krägeloh, C., Henning, M.A., Moir, F. (2023). Career indecision, depressive symptoms, self-efficacy and negative thoughts when transitioning from high school: A scoping review. Australian Journal of Career Development, 32(2), 158–169. https://doi.org/10.1177/10384162231180339
Arbona, C., Fan, W., Phang, A., Olvera, N., Dios, M. (2021). Intolerance of uncertainty, anxiety, and career indecision: A mediation model. Journal of Career Assessment, 29(4), 699–716. https://doi.org/10.1177/10690727211002564
Beisecker, L., Harrison, P., Josephson, M., DeFreese, J.D. (2024). Depression, anxiety and stress among female student-athletes: a systematic review and meta-analysis. British Journal of Sports Medicine, 58(5). https://doi.org/10.1136/bjsports-2023-107328
Bergmark, U., Lundström, S., Manderstedt, L., Palo, A. (2018). Why become a teacher? Student teachers’ perceptions of the teaching profession and motives for career choice. European Journal of Teacher Education, 41(3), 266–281. https://doi.org/10.1080/02619768.2018.1448784
Blustein, D.L., Kenny, M.E., Di Fabio, A., Guichard, J. (2019). Expanding the impact of the psychology of working: Engaging psychology in the struggle for decent work and human rights. Journal of Career Assessment, 27(1), 3–28. https://doi.org/10.1177/1069072718774002
Boo, S., Kim, S.H. (2020). Career indecision and coping strategies among undergraduate students. Journal of Hospitality & Tourism Education, 32(2), 63–76. https://doi.org/10.1080/10963758.2020.1730860
Clayton, S. (2020). Climate anxiety: Psychological responses to climate change. Journal of anxiety disorders, (74), 102263. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2020.102263
Deer, L.K., Gohn, K., Kanaya, T. (2018). Anxiety and self-efficacy as sequential mediators in US college students’ career preparation. Education + Training, 60(2), 185–197. https://doi.org/10.1108/ET-07-2017-0096
Gao, Y., Eccles, J. (2020). Who lower their aspirations? The development and protective factors of college-associated career aspirations in adolescence. Journal of Vocational Behavior, (116), 103367. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2019.103367
Guan, Y., Deng, H., Fan, L., Zhou, X. (2021). Theorizing person-environment fit in a changing career world: Interdisciplinary integration and future directions. Journal of Vocational Behavior, (126), 103557. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103557
Hirschi, A., Koen, J. (2021). Contemporary career orientations and career selfmanagement: A review and integration. Journal of Vocational Behavior, (126), 103505. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103505
Jia, Y., Hou, Z.J., Zhang, H., Xiao, Y. (2022). Future time perspective, career adaptability, anxiety, and career decision-making difficulty: Exploring mediations and moderations. Journal of Career Development, 49(2), 282–296. https://doi.org/10.1177/0894845320941922
Juntunen, C.L., Motl, T.C., Rozzi, M. (2019). Major career theories: International and developmental perspectives. In: J.A.Athanasou, H.N. Perera (Eds.), International handbook of career guidance (pp. 45–72). Cham: Springer.
Kang, M., Lee, J., Lee, A.R. (2020). The effects of college students’ perfectionism on career stress and indecision: self-esteem and coping styles as moderating variables. Asia Pacific Education Review, (21), 227–243. https://doi.org/10.1007/s12564-019-09609-w
Kleine, A.-K., Schmitt, A., Wisse, B. (2021). Students’ career exploration: A meta-analysis. Journal of Vocational Behavior, (131), 103645. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103645
Kulcsar, V., Dobrean, A., Balazsi, R. (2020). Does it matter if I am a worrier? The effect of worry as a moderator between career decision-making difficulties and negative dysfunctional emotions. Journal of Youth and Adolescence, 49(2), 549–564. https://doi.org/10.1007/s10964-019-01118-8
Lee, S., Gray, M.A., Kim, M. (2022). A pathway model of emotionally-associated predictors of US college students’ career indecision. Canadian Journal of Career Development, 21(1), 94–99. https://doi.org/10.53379/cjcd.2022.329
Lent, R.W., Brown, S.D. (2019). Social cognitive career theory at 25: Empirical status of the interest, choice, and performance models. Journal of Vocational Behavior, (115), 103316. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2019.06.004
Leung, S.A. (2008). The Big Five Career Theories. In: J.A. Athanasou, R. Van Esbroek (Eds.), International Handbook of Career Guidance (pp. 115–132). Dordrecht: Springer Netherlands.
Levin, N., Lipshits-Braziler, Y., Gati, I. (2022). The identification and validation of five types of career indecision: A latent profile analysis of career decision-making difficulties. Journal of Counseling Psychology, 69(4), 452. https://doi.org/10.1037/cou0000603
Marciniak, J., Johnston, C.S., Steiner, R.S., Hirschi, A. (2022). Career preparedness among adolescents: A review of key components and directions for future research. Journal of Career Development, 49(1), 18–40. https://doi.org/10.1177/0894845320943951
Massazza, A., Kienzler, H., Al-Mitwalli, S., Tamimi, N., Giacaman, R. (2023). The association between uncertainty and mental health: a scoping review of the quantitative literature. Journal of Mental Health, 32(2), 480–491. https://doi.org/10.1080/09638237.2021.2022620
Modestino, A.S., Sugiyama, K., Ladge, J. (2019). Careers in construction: An examination of the career narratives of young professionals and their emerging career self-concepts. Journal of Vocational Behavior, (115), 103306. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2019.05.003
Morosanova, V.I., Bondarenko, I.N., Kondratyuk, N.G. (2021). Regulatory resources and emotional states in overcoming difficulties of self-organization during lockdown. Psychological Studies, 66(3), 280–290. https://doi.org/10.1007/s12646-021-00611-0
Nalbantoglu Yilmaz, F., Cetin Gunduz, H. (2018). Career Indecision and Career Anxiety in High School Students: an Investigation through Structural Equation Modelling. Eurasian Journal of Educational Research, (78), 23–41.
Napolitano, C.M., Hoff, K.A., Ming, C.W.J., Tu, N., Rounds, J. (2020). Great expectations: Adolescents’ intentional self-regulation predicts career aspiration and expectation consistency. Journal of Vocational Behavior, (120), 103423. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103423
Parmentier, M., Dangoisse, F., Zacher, H., Pirsoul, T., Nils, F. (2021). Anticipatory emotions at the prospect of the transition to higher education: A latent transition analysis. Journal of Vocational Behavior, (125), 1–14. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103543
Phan, W.M.J., Rounds, J. (2018). Examining the duality of Holland’s RIASEC types: Implications for measurement and congruence. Journal of Vocational Behavior, (106), 22–36. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2017.11.011
Platania, S., Morando, M., Magnano, P., Santisi, G. (2023). Assessing the impact of courage and proactive personality on Italian and Spanish psychology students in career transitions: A multigroup analysis. Australian Journal of Career Development, 32(2), 107–121. https://doi.org/10.1177/10384162231168213
Priyashantha, K.G., Dahanayake, W.E., Maduwanthi, M.N. (2023). Career indecision: a systematic literature review. Journal of Humanities and Applied Social Sciences, 5(2), 79–102. https://doi.org/10.1108/JHASS-06-2022-0083
Ran, J., Liu, H., Yuan, Y., Yu, X., Dong, T. (2023). Linking Career Exploration, Self-Reflection, Career Calling, Career Adaptability and Subjective Well-Being: A Self-Regulation Theory Perspective. Psychology Research and Behavior Management, 2805–2817. https://doi.org/10.2147/PRBM.S420666
Reiss, F., Meyrose, A.K., Otto, C., Lampert, T., Klasen, F., Ravens-Sieberer, U. (2019). Socioeconomic status, stressful life situations and mental health problems in children and adolescents: Results of the German BELLA cohort-study. PloS one, 14(3), e0213700. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0213700
Rocconi, L.M., Liu, X., Pike, G.R. (2020). The impact of person-environment fit on grades, perceived gains, and satisfaction: an application of Holland’s theory. Higher Education, (80), 857–874. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00519-0
Russo, A., Zammitti, A., Zarbo, R. (2023). Career readiness and well-being: The mediation role of strategies for coping with career indecision. Australian Journal of Career Development, 32(1), 14–26. https://doi.org/10.1177/10384162221142747
Saleh, D., Camart, N., Romo, L. (2017). Predictors of stress in college students. Frontiers in Psychology, (8), 221589. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00019
Santilli, S., Grossen, S., Nota, L. (2020). Career adaptability, resilience, and life satisfaction among Italian and Belgian middle school students. The Career Development Quarterly, 68(3), 194–207. https://doi.org/10.1002/cdq.12231
Santisi, G., Magnano, P., Platania, S., Ramaci, T. (2018). Psychological resources, satisfaction, and career identity in the work transition: an outlook on Sicilian college students. Psychology Research and Behavior Management, (11), 187–195. https://doi.org/10.2147/PRBM.S164745
Savickas, M.L., Porfeli, E.J., Hilton, T.L., Savickas, S. (2018). The student career construction inventory. Journal of Vocational Behavior, (106), 138–152. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2018.01.009
Schultheiss, D.E.P. (2008). Current status and future agenda for the theory, research, and practice of childhood career development. The Career Development Quarterly, 57(1), 7–24. https://doi.org/10.1002/j.2161-0045.2008.tb00162.x
Shin, Y.J., Lee, J.Y. (2019). Self-Focused Attention and Career Anxiety: The Mediating Role of Career Adaptability. The Career Development Quarterly, 67(2), 110–125. https://doi.org/10.1002/cdq.12175
Staff, J., Messersmith, E.E., Schulenberg, J.E. (2009). Adolescents and the world of work. In: R.M. Lerner, L. Steinberg (Eds.), Handbook of adolescent psychology. Vol 2: Contextual influences on adolescent development (pp. 270–313). Hoboken: John Wiley & Sons Inc.
Starcke, K., Brand, M. (2016). Effects of stress on decisions under uncertainty: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 142(9), 909. https://doi.org/10.1037/bul0000060
Stead, G.B., LaVeck, L.M., Hurtado, Rua S.M. (2022). Career Adaptability and Career Decision Self-Efficacy: Meta-Analysis. Journal of Career Development, 49(4), 951–964. https://doi.org/10.1177/08948453211012477
Suyitno, S., Jatmoko, D., Primartadi, A., Ratnawati, D., Abizar, H. (2024). The role of social support on vocational school students’ career choices. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), (13), 271. https://doi.org/10.11591/ijere.v13i1.26269
Sverko, I., Babarovic, T. (2019). Applying career construction model of adaptation to career transition in adolescence: A two-study paper. Journal of Vocational Behavior, (111), 59–73. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2018.10.011
Talluri, S.B., Uppal, N., Akkermans, J., Newman, A. (2024). Towards a self-regulation model of career competencies: A systematic review and future research agenda. Journal of Vocational Behavior, 103969. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2024.103969
Tomlinson, M., Jackson, D. (2021). Professional identity formation in contemporary higher education students. Studies in Higher Education, 46(4), 885–900. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1659763
Wang, C., Wen, W., Zhang, H., Ni, J., Jiang, J., Cheng, Y., Liu, W. (2021). Anxiety, depression, and stress prevalence among college students during the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. Journal of American College Health, 71(7), 2123–2130. https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1960849
Wuthrich, V.M., Jagiello, T., Azzi, V. (2020). Academic stress in the final years of school: A systematic literature review. Child Psychiatry & Human Development, 51(6), 986–1015. https://doi.org/10.1007/s10578-020-00981-y
Yusufov, M., Nicoloro-SantaBarbara, J., Grey, N.E., Moyer, A., Lobel, M. (2019). Meta-analytic evaluation of stress reduction interventions for undergraduate and graduate students. International Journal of Stress Management, 26(2), 132–145. https://doi.org/10.1037/str0000099
Zhang, Z., Yu, X., Liu, X. (2022). Do I decide my career? Linking career stress, career exploration, and future work self to career planning or indecision. Frontiers in Psychology, (13), 997984. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.997984
Zinchenko, Yu.P., Morosanova, V.I., Kondratyuk, N.G., Fomina, T.G. (2020). Conscious self-regulation and self-organization of life during the COVID-19 pandemic. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 168–182. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0411
Поступила: 11.05.2024
Принята к публикации: 20.05.2024
Дата публикации в журнале: 28.06.2024
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; осознанная саморегуляция; ресурсы; стресс; старшие школьники; студенты
DOI: 10.11621/LPJ-24-14
Доступно в on-line версии с: 28.06.2024
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г., Потанина, А.М. (2024). Регуляторные ресурсы профессионального самоопределения обучающихся в условиях стресса: исследовательские подходы и теоретические основания. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(2), 31-60. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-14
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная