Как дети выбирают игрушки, и связан ли этот выбор с показателями психического развития?
Аннотация
Актуальность. Несмотря на глубину теоретического анализа игровой деятельности, существует недостаток эмпирических данных о выборе игрушек современными детьми. В то время как игрушка является средством построения игры и, следовательно, может во многом влиять на ее ключевые характеристики.
Цель. Исследование представляет собой продолжение ранее начатой серии работ, направленной на экспериментальное уточнение предпочтения игрушек и связи этих предпочтений с индивидуальными показателями психического развития детей.
Выборка. Участниками исследования стали 202 ребенка среднего дошкольного возраста и их родители, предоставившие необходимые социально-демографические данные.
Методы. В рамках исследования был использован экспериментальный дизайн с применением метода вынужденного выбора из нескольких опций. Диагностика психического развития детей включала оценку основных компонентов регуляторных функций и способности понимания эмоций и производилась с использованием стандартизированных на российской выборке инструментов.
Результаты. Показано, что дети среднего дошкольного возраста предпочитают в высокой степени реалистичные и детализированные игрушки. В частности, для детей оказались принципиально важны такие факторы, как наличие у игрушки достаточного количества важных для построения мнимой ситуации деталей, возможность ее использования в проигрывании знакомых сюжетов, адекватность воплощения с ней ролевых действий и возможность наделить человеческими чертами.
Выводы. На основе распределения выборов в экспериментальных пробах и устных объяснениях детей, можно с уверенностью заключить, что игровая деятельность строится по законам, описанным в работах классиков отечественной психологии. Также показано, что дети, выбирающие максимально реалистичные игрушки, способны удерживать в памяти большой объем слухоречевой информации, но при этом обладают слабой способностью к когнитивному переключению.
Литература
Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Якупова, В.А. (2020). Развитие саморегуляции у дошкольников (5–7 лет). 2-е изд. Москва: Мозаика-Синтез.
Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2023). Особенности развития воображения у дошкольников, играющих в цифровые игры разных типов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(3), 482–500. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-482-500
Веракса, Н.Е., Вересов, Н.Н., Веракса, А.Н., Сухих, В.Л. (2020). Современные проблемы детской игры: Культурно-исторический контекст. Культурно-историческая психология, 16(3), 60–70. https://doi.org/10.17759/chp.2020160307
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал высшей школы экономики, 18(1), 56–70, https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70
Выготский, Л.С. (1966). Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, (6), 62–68.
Смирнова, Е.О. (2015). К проблеме воли и произвольности в культурноисторической психологии. Культурно-историческая психология, 11(3), 9–15. https://doi.org/10.17759/chp.2015110302
Смирнова, Е.О., Собкин, В.С. (2017). Исследования игры: трудности и возможности. Культурно-историческая психология, 13(3), 83–86. https://doi.org/10.17759/chp.2017130310
Рябкова, И.А., Смирнова, Е.О., Шеина, Е.Г. (2019). Возрастные особенности ролевой игры с игровыми средствами у детей дошкольного возраста. Психологическая наука и образование, 24(5), 5–15. https://doi.org/10.17759/pse.2019240501
Эльконин, Д.Б. (1999). Психология игры. Москва: ВЛАДОС. Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, (3), 13–25.
Bondi, D., Bondi, D. (2021). Free play or not free play: An interdisciplinary approach to deal with paradoxes. Creativity Research Journal, 33(1), 26–32. https://doi. org/10.1080/10400419.2020.1833543
Colliver, Y., Veraksa, N. (2021). Vygotsky’s contributions to understandings of emotional development through early childhood play. In the Influence of Theorists and Pioneers on Early Childhood Education (pp. 38–52). Abingdon: Routledge.
Davis, J.T.M., Hines, M. (2020). How large are gender differences in toy preferences? A systematic review and meta-analysis of toy preference research. Archives of Sexual Behavior, 49(2), 373–394. https://doi.org/10.1007/s10508-019-01624-7
Fleer, M., Veresov, N., Harrison, L., Walker, S. (2017). Working with teachers’ pedagogical strengths: The design of executive function activities for play-based programs. Australasian Journal of Early Childhood, 42(4), 47–55. https://doi.org/10.23965/ AJEC.42.4.06
Fleer, M. (2022). How conceptual playworlds create different conditions for children’s development across cultural age periods: A programmatic study overview. New Ideas in Child and Educational Psychology, 2(1-2), 329. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
Francis, B. (2010). Gender, toys and learning. Oxford Review of Education, 36(3), 325–344. https://doi.org/10.1080/03054981003732278
Gavrilova, M., Sukhikh, V., Veresov, N. (2023) Do executive function and family factors predict children’s preference for trendy over classic toys? An experimental investigation. Frontiers in Psychology, (14), 1190876. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2023.1190876
Guirguis, R. (2018). Should we let them play? Three key benefits of play to improve early childhood programs. International Journal of Education and Practice, 6(1), 43–49. https://doi.org/10.18488/journal.61.2018.61.43.49
Hassett, J.M., Siebert, E.R., Wallen, K. (2008). Sex differences in rhesus monkey toy preferences parallel those of children. Hormones and Behavior, 54(3), 359–364. https://doi.org/10.1016/j.yhbeh.2008.03.008
Hedegaard, M. (2016). Imagination and emotion in children’s play: A culturalhistorical approach. International Research in Early Childhood Education, 7(2), 59–74. https://doi.org/10.4225/03/584e7127b23dd
Hinkley, T., Brown, H., Carson, V., Teychenne, M. (2018). Cross sectional associations of screen time and outdoor play with social skills in preschool children. PLOS ONE, 13(4), e0193700. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193700
Jadva, V., Hines, M., Golombok, S. (2010). Infants’ preferences for toys, colors, and shapes: Sex differences and similarities. Archives of Sexual Behavior, 39(6), 1261–1273. https://doi.org/10.1007/s10508-010-9618-z
Kangas, J., Harju-Luukkainen, H., Brotherus, A., Gearon, L., Kuusisto, A. (2022). Outlining play and playful learning in Finland and Brazil: A content analysis of early childhood education policy documents. Contemporary Issues in Early Childhood, 23(2), 153–165. https://doi.org/10.1177/1463949120966104
Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S.L. (2007). NEPSY II. Administrative Manual. San Antonio: Psychological Corporation.
Liu, L., Escudero, P., Quattropani, C., Robbins, R.A. (2020). Factors affecting infant toy preferences: Age, gender, experience, motor development, and parental attitude. Infancy, 25(5), 593–617. https://doi.org/10.1111/infa.12352
Marsh, K. (2017). Creating bridges: music, play and well-being in the lives of refugee and immigrant children and young people. Music Education Research, 19(1), 6073.
Mathieson, K., Banerjee, R. (2011). Peer play, emotion understanding, and sociomoral explanation: The role of gender. British Journal of Developmental Psychology, 29(2), 188–196. https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.2010.02020.x
Nicolopoulou, A., Ilgaz, H. (2013). What do we know about pretend play and narrative development? American Journal of Play, 6(1), 55–81.
Nelson, L.J., Rubin, K. H., Fox, N.A. (2005). Social withdrawal, observed peer acceptance, and the development of self-perceptions in children ages 4 to 7 years. Early Childhood Research Quarterly, 20(2), 185200.
Pons, F., Harris, P.L., De Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology, 1(2), 127152.
Quinn, S., Donnelly, S., Kidd, E. (2018). The relationship between symbolic play and language acquisition: A meta-analytic review. Developmental Review, (49), 121–135. https://doi.org/10.1016/j.dr.2018.05.005
Solovieva, Yu., Quintanar, L., Plotnikova, V.A. (2023). Playing online as preparation for mathematics: The cultural-historical approach as an alternative to constructivism. Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 56–73. https://doi.org/10.11621/ pir.2023.0305
Sung, J. (2018). How young children and their mothers experience two different types of toys: A traditional stuffed toy versus an animated digital toy. Child and Youth Care Forum, 47(2), 233–257. https://doi.org/10.1007/s10566-017-9428-8
Vidal Carulla, C., Christodoulakis, N., Adbo, K. (2021). Development of preschool children’s executive functions throughout a play-based learning approach that embeds science concepts. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(2), 1–11. https://doi.org/10.3390/ijerph18020588
Whitebread, D.D. (2012). The importance of play. Toy Industries of Europe, (April), 1–55. https://doi.org/10.5455/msm.2015.27.438-441
Weisgram, E.S., Dinella, L.M. (2018). Gender typing of children’s toys: How early play experiences impact development (pp. 300341). Washington: American Psychological Association.
Zelazo, P.D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A method of assessing executive function in children. Nature Protocols, (1), 297–301.
Поступила: 11.04.2024
Принята к публикации: 17.06.2024
Дата публикации в журнале: 28.06.2024
Ключевые слова: игрушка; экспериментальное исследование; предпочтение игрушек; саморегуляция; понимание эмоций
DOI: 10.11621/LPJ-24-25
Доступно в on-line версии с: 28.06.2024
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная