Личностные особенности студентов, покинувших зону боевых действий
Аннотация
Актуальность. Сравнительный анализ личностных особенностей, совладающего поведения и жизнестойкости студентов, покинувших зону боевых действий, и студентов, проживающих на приграничной к зоне СВО территории, является теоретической основой программы психологического сопровождения беженцев из зоны боевых действий, а также населения, проживающего на территории, прилегающей к линии боевого соприкосновения.
Цель. Сравнить личностные особенности студентов, покинувших зону боевых действий, и студентов, проживающих на приграничной к зоне СВО территории.
Выборка. Студенты-первокурсники педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (81 человек в возрасте от 18 до 20 лет). Из них 40 студентов, покинувших зону боевых действий, и 41 студент, проживающий на приграничной к зоне СВО территории.
Методы. В исследовании использованы тест «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке, Г. Эрдманна (в адаптации Н.Е. Водопьяновой), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой).
Результаты. Показано, что студенты, проживающие на приграничной к зоне СВО территории, имеют более высокий уровень жизнестойкости. Их вовлеченность в происходящие жизненные события, желание активно действовать, приобретать новые навыки и опыт повышают их уверенность в себе и способствуют формированию удовольствия от собственной деятельности, в отличие от студентов, покинувших зону боевых действий, которые чаще проявляют неуверенность в себе, недоверие к миру, тревожность, раздражительность, чувство беспомощности и непродуктивные копинг-стратегии.
Выводы. Определены различительные особенности личностных качеств, совладающего поведения и жизнестойкости студентов, покинувших зону боевых действий, и студентов, проживающих на приграничной к зоне СВО территории. Студенты, покинувшие зону боевых действий, менее жизнестойкие, чаще используют непродуктивные копинг-стратегии, более интеллектуальны, тревожны, раздражительны и напряжены, чаще проявляют лидерский потенциал, по сравнению со студентами, которые проживают на территории, прилегающей к линии боевого соприкосновения. Полученные результаты учтены при разработке тренинга «Жизнестойкая личность», являются основой программы психологического сопровождения беженцев из зоны боевых действий, а также населения, проживающего на приграничной к зоне СВО территории.
Литература
Акулинина, Т.А., Давлетбаева, З.К. (2019). Особенности копинг-стратегий у студентов в условиях конфликтных ситуаций. В: Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Л.М. Никоновой (С. 45–48). Псков: Сибайский информационный центр.
Водопьянова, Н.Е. (2009). Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций. URL: https://psycabi.net/testy/504-koping-strategii-test-preodolenie-trudnykhzhiznennykh-situatsij-ptzhs-oprosnik-svf120-v-yanke-g-erdmann-adaptatsiya-n-evodopyanovoj?ysclid = luk12m8r8f289308914 (дата обращения: 01.10.2023).
Волобуева, Н.М. (2013). Психологическая культура как условие развития жизнестойкости студентов: дисс. канд. психол. наук. Белгород.
Глушановская, К.Э. (2020). Уровень развития адаптационного потенциала иностранных студентов в зависимости от продуктивности используемых копинг-стратегий. Globus: гуманитарные науки, 31(1), 27–30.
Ермакова, Е.С. (2022). Связь креативности, жизнестойкости, стрессоустойчивости и совладающего поведения студентов. Вестник психофизиологии, 2(1), 42–51.
Кайипбекова, И.У., Гагай, В.В. (2021). Жизнестойкость как основание преодоления трудных жизненных ситуаций подростками из семей мигрантов. Мир науки. Педагогика и психология, 9(2), 34–39.
Калашников, А.И. (2022). Специфика совладающего поведения и защитных механизмов и ее связь с жизнестойкостью студентов вуза. В: Человеческий капитал как фактор социальной безопасности. Сборник материалов международной научно-практической конференции (С. 114–121). Екатеринбург: Изд-во УрГПУ.
Капустина, А.Н. (2001). Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. Санкт-Петербург: Речь.
Кудинов, С.И., Кудинов, С.С., Хаммад, С.М. (2017). Жизнестойкость как предиктор самореализации личности в трудных жизненных ситуациях. Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития, 23(3), 229–238.
Леонова, Е.Н. (2021). Жизнестойкость и когнитивная оценка трудной жизненной ситуации как предикторы способов совладания. Человеческий капитал, 148(4), 90–103.
Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е.И. (2006). Тест жизнестойкости. Москва: Смысл.
Мишина, М.М., Воробьева, К.А. (2022). Взаимосвязь информационного контента и особенностей личности в подростковом и юношеском возрасте. Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия: Психологические науки, (3), 99–108.
Петровская, В.Г. (2020). Жизнестойкость и социально-психологическое благополучие личности в юношеском возрасте. Конструктивные педагогические заметки, 8-1(13), 259–272.
Maltby, J., Hall, S.S. (2022). Less is more. Discovering the latent factors of trait resilience. Journal of Research in Personality, (97), 104193. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2022.104193
Oviedo, L., Seryczy´nska, B., Torralba, J., Roszak, P., Angel, J.D., Vyshynska, O., Muzychuk, I. (2022). Coping and Resilience Strategies among Ukraine War Refugees. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(20), 13094.
Поступила: 12.10.2023
Принята к публикации: 07.04.2024
Дата публикации в журнале: 28.06.2024
Ключевые слова: беженцы; боевые действия; жизнестойкость; личность; СВО; совладающее поведение; линия боевого соприкосновения
DOI: 10.11621/LPJ-24-19
Доступно в on-line версии с: 28.06.2024
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная