ISSN 0137—0936
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2015. - №1- 144 с.

Теоретические и экспериментальные исследования

Гордеева О. В. Механизмы перехода от обычного к измененному состоянию сознания в свете представлений А.Н. Леонтьева о структуре сознания (на материале изучения феноменов аналитической интроспекции)// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.4-19.

В статье приводятся результаты эмпирических исследований (экс­ периментального и проведенных в рамках спецпрактикума «Диагностика измененных состояний сознания»), в которых применялась аналитическая интроспекция как метод индукции состояний сознания, переходных к из­ мененным. Рассматриваются возможности использования представлений А.Н. Леонтьева о структуре сознания в объяснении феноменологии изме­ ненных состояний сознания. Предложены объяснения таких феноменов, как нарушения трехмерности и константности восприятия (размеров, форм, положения в пространстве, цвета и яркости) предметов, иллюзии ошибочного узнавания предметов (в частности, парейдолии) и свойств их материалов, дереализация, детализация. Результаты опытов с анали­ тической интроспекцией позволяют внести уточнения в представления А.Н. Леонтьева о функциях чувственной ткани образа.

Поступила: 06.09.2014
Страницы: 4-19
Ключевые слова: аналитическая ин­троспекция; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; значение; чувственная ткань образа; личностные смыслы; константность восприятия;
Автор(ы): Гордеева О.В. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Гусев А. Н., Михайлова О. А., Кремлев А. Е. Внимание и память как детерминанты слепоты к изменению// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.20-41.

В статье представлены результаты экспериментального исследова­ ния, обнаружившего влияние свойств внимания и рабочей памяти на выраженность феномена «слепота к изменению». При использовании парадигмы «мерцания» 93 испытуемых решали задачу поиска изменений в двух последовательно предъявлявшихся изображениях. Группы испы­ туемых разделялись по величине индексов концентрации и распределения внимания, оцененных с помощью теста «Корректурная проба Бурдона», а также по точности и времени опознания целевого стимула в тесте DMS на оценку рабочей памяти. Обнаружено позитивное влияние способности к концентрации и распределению внимания на время поиска изменений. Эффекты влияния двух показателей рабочей памяти различались: повы­ шение точности опознания целевого стимула приводило к увеличению времени поиска, а уменьшение скорости опознания — к его снижению. Делается предположение о специфической роли ресурсов внимания и памяти в выраженности феномена «слепота к изменению».

Поступила: 20.11.2014
Страницы: 20-41
Ключевые слова: пространственное внимание; слепота к изменению; концентрация внимания; распределение внимания; рабочая память;
Автор(ы): Гусев А.Н.; Михайлова О.А.; Кремлев А.Е. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015


Методика

Митина О. В., Сорокина В. В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.42-59.

В статье описывается созданная авторами компьютерная система диагностики ценностных предпочтений по методике Ш. Шварца. Доступ к системе осуществляется через Интернет. Проведен пилотажный монито­ ринг на выборке из 711 учеников старших классов общеобразовательных государственных школ г. Москвы в возрасте 16—18 лет. Доказана психо­ метрическая надежность и валидность методики. Выявлены сходства и различия шкальных показателей, полученных по компьютерной и тра­ диционной (бланковой) версиям методики. Делается вывод, что разра­ ботанная компьютерная система с удаленным интернет-доступом может использоваться для проведения научных и прикладных исследований, а также мониторингов в образовательных учреждениях.

Поступила: 29.11.2014
Страницы: 42-59
Ключевые слова: ценностные ориентации (ЦО); компьютерная диагностика; мониторинг; интернет-доступ; школьники 16—18 лет; психометрика;
Автор(ы): Митина О.В. ; Сорокина В.В. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015


Преподавание психологии

Битюцкая Е. В. Развитие психологической культуры на практических занятиях по курсу «Диагностика совладания с трудными жизненными ситуациями» // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.60-77.

В статье анализируется развитие психологической культуры как важная задача профессионализации психологов в вузе. Выделены усло­ вия развития психологической культуры: моделирование профессио­ нальных ситуаций; использование интерактивных методов; личностноориентированный подход к обучению; организация среды, дающей возможности коммуникации и сотрудничества студентов, рефлексии, творчества. Дано описание разработанного автором курса «Диагностика совладания с трудными жизненными ситуациями»: определены задачи и формы контроля знаний, представлено содержание. Подробно описаны приемы проведения практических занятий: а) способы интерактивной работы для усвоения теоретического материала; б) взаимодействие при за­ труднениях в понимании учебной информации; в) организация совместной деятельности и общения студентов; г) полилог при анализе результатов методик, которые разбираются в практикуме; д) способы активизации рефлексии. Обсуждаются эффекты используемых приемов. Представлены результаты курса, полученные на основе обратной связи от студентов, анализа динамики восприятия трудной жизненной ситуации. Результаты курса соотносятся с критериями развития психологической культуры.

Поступила: 10.11.2014
Страницы: 60-77
Ключевые слова: психологическая культура; рефлексия; опыт «потока»; опыт; диагностика; совладание с трудными жизненными ситуациями; практическое занятие; методики;
Автор(ы): Битюцкая Е. В. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Базаров Т. Ю., Пронин Р. О., Турсунова Ю. Т. Курс «Основы коммуникации» на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте: опыт разработки и проведения // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.78-93.

В статье дается описание предложенного авторами курса «Основы коммуникации»: перечисляются его образовательные цели и основные принципы, раскрывается содержание 5 разделов, обозначаются формы контроля знаний. Анализируется трехлетний опыт проведения данного курса на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте. На основе обратной связи от студентов делается вывод о позитивной роли разработанного курса на начальном этапе профессиональной социализации психологов. Указываются направления дальнейшего совер­шенствования курса с целью повышения его эффективности в развитии у студентов-психологов коммуникативной компетентности.

Поступила: 07.08.2014
Страницы: 78-93
Ключевые слова: общение; коммуникативная компетентность; студенты-психологи; социально-психологическая адаптация; программа курса «Основы коммуникации»; тренинг; обратная связь;
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович; Пронин Р.О. ; Турсунова Ю. Т. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015


Обзорно-аналитические исследования

Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров (окончание) // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.94-103.

В статье рассматриваются основные направления и результаты исследований когнитивной сферы у игроков в компьютерные игры (геймеров). Изучение психологических особенностей геймеров в настоящее время особенно актуально в связи с широким распространением этого вида досуга среди детей, подростков, а также взрослых. Имеющиеся исследо­ вания позволяют утверждать, что когнитивная сфера геймеров обладает определенной спецификой. Наряду с возможными негативными послед­ ствиями (например, ухудшением долговременной памяти) отмечаются факты положительного воздействия опыта компьютерной игры на про­ цессы внимания, пространственное мышление, когнитивный контроль у геймеров, а также у участников специально организованных игровых сессий. Наличие выраженного эффекта от контролируемых сеансов игры позволяет говорить о возможности тренировки когнитивных функций посредством компьютерных игр. Рассматривается вклад опыта компьютер­ ной игры в специфику мышления и принятия решений, а также проблема мультитаскинга и высокая способность геймеров к переключению между разнородными заданиями. Развитие и степень выраженности когнитивных особенностей геймеров представляются в значительной степени связан­ ными с содержанием и типом компьютерной игры

Поступила: 05.02.2014
Страницы: 94-103
Ключевые слова: пространственное мышление; киберпсихология; когнитивная психология; компьютерные игры; геймеры; внимание; память; когнитивный контроль; мультитаскинг;
Автор(ы): Богачева Н. В;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015


Психология — практике

Шнайдер Н. В., Контобойцева М. Г., Шнайдер А. В., Сафронова И. Г. Коррекционная программа по развитию настойчивости у слабоуспевающих курсантов учебных заведений системы МЧС // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.104-114.

В работе дано определение настойчивости с точки зрения систем­ ного подхода. Представлена коррекционная программа по развитию настойчивости у курсантов учебных заведений системы МЧС. Проведен контрольный замер уровня настойчивости в группе слабоуспевающих курсантов по модифицированному «Тесту суждений для повторного из­ мерения настойчивости» и выявлено, что 10 из 16 параметров структуры настойчивости статистически значимо изменились: в динамическом и регуляторном компонентах увеличились все «агармонические» переменные и «гармоническая» переменная энергичность. В содержательно-стилевом аспекте продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов увеличи­ лись «гармонические» (предметная сфера, операциональные трудности) и «агармонические» (осведомленность, эмоциональные трудности) ха­ рактеристики, уменьшилось значение эгоцентричности. Это объясняется увеличением трудностей при осуществлении настойчивого поведения, связанных с тем, что курсанты стали более широко понимать это свойство и направлять его в сферу предметной реализации.

Поступила: 22.10.2014
Страницы: 104-114
Ключевые слова: настойчивость; компоненты настойчивости; систем­ный подход; слабоуспевающие курсанты; коррекционная программа;
Автор(ы): Шнайдер Н.В.; Контобойцева М. Г.; Шнайдер А.В.; Саф­ронова И. Г. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015


Краткие сообщения

Федорова С. М., Россохин А. В. Психолингвистический анализ интрапсихической динамики личности в процессе психоанализа// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.115-123.

Теоретической предпосылкой данного исследования явились психоаналитическая теория объектных отношений и разработанная в ее русле теория структурных изменений. В процессе интериоризации значимых фигур, отношений и сопровождающих их аффектов формируется ин­ трапсихическое пространство объектных отношений личности. Статья посвящена эмпирической проверке основных предположений, лежащих в основе психоаналитической теории структурных изменений. Задача данного исследования состояла в том, чтобы, используя метод психолинг­ вистического анализа, формализованным способом оценить динамику реорганизации объектных отношений и интрапсихических инстанций личности субъекта в ходе психоанализа. Результаты психолингвисти­ ческого анализа динамики интрапсихических изменений подтвердили основные гипотезы: в процессе психоанализа происходит реорганизация пространства внутренних объектных отношений; психоаналитическая работа приводит к интрапсихическим изменениям личности: при увели­ чении показателя психической инстанции Эго уменьшаются показатели психических инстанций Супер-Эго и Ид. С помощью психолингвисти­ ческого анализа была также подтверждена гипотеза о повышенном по сравнению с обычным текстом содержании слов, обозначающих категорию Ид, в тексте, описывающем сновидение.

Поступила: 11.09.2014
Страницы: 115-123
Ключевые слова: личность; психоанализ; психолингвистический анализ; объектные отношения личности; интрапсихические изменения; сновидения ;
Автор(ы): Федорова С.М.; Россохин А. В. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Стратилат К. Н., Семечкин Н. И. Опыт экспериментального исследования социальной лености на выборке российских мужчин и женщин// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.124-132.

В статье приводится описание процедуры и результатов эмпирическо­ го исследования различий в проявлении социальной лености у российских мужчин и женщин. Выборку составили 27 сотрудников (12 мужчин и 15 женщин) трех компаний г. Владивостока. В ходе эксперимента испытуе­ мые выполняли два механических задания, каждое в индивидуальной и коллективной форме. Проверялись две гипотезы: 1) социальная леность обязательно должна проявиться на российской выборке; 2) в проявлении социальной лености существуют гендерные различия. По результатам экс­ перимента первая гипотеза подтвердилась. Вторая гипотеза подтвердилась частично: различия между мужчинами и женщинами выявлены только по первому из двух заданий.

Поступила: 14.08.2014
Страницы: 124-132
Ключевые слова: социальная леность; эксперимент; гендерные различия;
Автор(ы): Стратилат К.Н.; Семечкин Н.И. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015


Некрологи

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Александра Константиновича Ерофеева // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.133-134.

14 ноября 2014 г. после тяжелой болезни ушел из жизни Александр Константинович Ерофеев, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Страницы: 133-134
Ключевые слова: некролог;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Алексея Александровича Бодалева// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.135-137.

20 декабря 2014 г. скончался Алексей Александрович Бодалев, выдающийся российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, психологии общения и акмеологии, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР и РАО, член Международных академий психологических наук, акмеологических наук, педагогических наук.

Страницы: 135-137
Ключевые слова: некролог;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Носкова О.Г. Алексей Александрович Бодалев — о блокаде Ленинграда, о своей молодости и профессиональном выборе// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.138-144.

Алексей Александрович Бодалев — о блокаде Ленинграда, о своей молодости и профессиональном выборе.

Страницы: 138-144
Ключевые слова: Алексей Александрович Бодалев;
Автор(ы): Носкова О. Г.;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015



О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер