ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Статьи

Фильтр
Ru:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
  

Семенов И.Н. Социокультурная рефлексия столетнего развития российской психологической науки: к 100-летию советской психологии(1918—2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.4-31

Актуальность. В связи со 100-летием советской психологии представляется актуальным проанализировать историю ее предметно-институционального становления в контексте эволюции российского человекознания, включая его дореволюционные предпосылки и постсоветское развитие.

Цель работы. Краткая характеристикас позиций рефлексивного науковедения и персонологии творчества институций и направлений развития психологии, роли в нем ведущих ученых, а также обобщение их основных достижений, в том числе выражающих уникальное своеобразие советской психологической науки.

Метод. Институционально-предметный и персонологический анализ эволюции российской психологии путем описания эволюции тех учреждений, в рамках которых возникали ее основные научные школы и исследовательские направления, а также осуществлялась научная деятельность их лидеров и участников.

Результаты. В первом разделе статьи очерчен институционально-науковедческий подход к описанию панорамы истории российской психологии. Во втором разделе кратко представлена эволюция ее институций, смена лидеров и взаимодействие созданных ими направлений и школ. В заключение сформулированы выводы в виде обобщения логики развития и основных достижений советской психологии как историко-научных предпосылок дальнейшего становления постсоветской современной психологической науки.

Выводы. Советская психология, отталкивающаяся от дореволюционного человекознания, является закономерным периодом эволюции российской науки и конструктивной предпосылкой развития ее постсоветского этапа. Разработав диалектико-материалистическую методологию подхода к изучению психики, советские ученые построили систему психологического знания с позиций системно-деятельностного подхода  и внесли оригинальный вклад в мировую психологическую мысль. Ныне это наследие советской психологии развивается во взаимодействии с ассимиляцией зарубежных достижений в контексте цивилизационных вызовов ХХIв.

Поступила: 25.09.2018
Принята к публикации: 15.10.2018
Страницы: 4-31
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.04
Автор(ы): Семенов И.Н. ;
Ключевые слова: советская психология; история; педагогика; науковедение; персонология; личность; деятельность; рефлексия; творчество; культура;
Разделы журнала: История психологии;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 228

К 100-летию Зои Алексеевны Решетовой. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.196-197

16 декабря 2018 г. состоится выдающееся событие для отечественных психологической и педагогической школ — 100-летний юбилей Зои Алексеевны Решетовой— доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Поступила: 01.10.2018
Принята к публикации: 01.10.2018
Страницы: 196-197
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Юбилеи;
Разделы журнала: Юбилеи;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 223

Шелина С.Л. О роли организационной составляющей в процессе формирования действий с заданными свойствами. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.164-177

Актуальность. Результативность метода поэтапного формирования умственных действий, разработанного П.Я. Гальпериным и его последователями, была многократно подтверждена в исследовательской практике, но остались некоторые открытые вопросы, решение которых обеспечит возможность активного внедрения наработок этой научной школы в широкую педагогическую практику. К числу таковых относится вопрос о механизмах  «воспитания действий с заданными свойствами».

Цели работы. 1. Проанализировать результаты формирующих экспериментов с целью выявления фактов изменения исходной структурной организации действия (группы действий) в процессе его (ее) освоения. 2. Дать развернутое обоснование необходимости исследования роли организационной составляющей активности в процессе воспитания умственных действий с заданными свойствами.

Метод. Анализ в опоре на положение системного подхода, согласно которому наблюдаемое свойство объекта рассматривается как проявление взаимовлияний элементов единой системы.

РезультатыВыявлено 3 типа организационных преобразований действия по мере его освоения учеником: 1) переструктурирование самого действия (в  процессе развития от предметно-действенной формы к действию, выполненному во внутреннем плане); 2) переструктурирование связей комплекса сопряженных действий; 3) изменение исходной формы соорганизации субъектов (от этапа совместного с учителем формирования схемы ООД до этапа присвоения действия учеником). Были выдвинуты гипотезы: 1) о наличии функциональной связи между выявленными типами организационных изменений действия; 2) о возможности существования прототипной организационной формы, предопределяющей характер структурирования осваиваемого умственного действия.

Выводы. Проверка возникших в результате проведенного анализа исследовательских гипотез позволит продвинуться в понимании процессов формирования  действий с заданными свойствами.

Поступила: 30.07.2018
Принята к публикации: 28.09.2018
Страницы: 178-195
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.178
Автор(ы): Шелина С.Л.;
Ключевые слова: действия с заданными свойствами;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 177

Гордеева О.В. Исследования продолжительности эмоций в западной психологии: сколько «живет» радость? // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.164-177

Актуальность. Знания о динамике эмоциональных процессов имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они нужны для оказания психологической помощи в связи с проблемой поддержания отношений, для обучения навыкам саморегуляции, развития эмоционального интеллекта, выявления социальных манипуляций, а также для диагностики ряда аффективных расстройств (в том числе депрессии), распространенность которых в последнее время стремительно растет.   

Цель. Рассмотрение масштабных (по количеству экспериментов, испытуемых и широте изучаемых факторов) исследований группы Ф. Вердейна (Verduyn), проведенных в университете г. Лёвена (Бельгия) и Маастрихтском университете (Нидерланды). Работы посвящены изучению продолжительности субъективного переживания эмоций разного типа.

Методы. Обзор и анализ теоретических оснований, методов и результатов исследований, касающихся как продолжительности эмоций, так и определяющих ее факторов. 

Результаты. Осуществлена интеграция данных об абсолютной и относительной продолжительности эмоций различных видов, а также о влиянии нанее таких факторов, как интенсивность эмоциональной реакции вначале; общая интенсивность эмоции; характер ее протекания; когнитивные оценки; стратегии регуляции эмоции; характер эмоции; наличие общения по поводу эмоции; когнитивные процессы, обрабатывающие информацию об эмоциогенном событии (внимание, представление, мышление), и результаты этих процессов (определенное содержание мыслей). Выявлены возможности и ограничения основных методов, используемых для изучения динамики эмоций.

Выводы. Необходимо продолжить исследование динамики эмоций на материале других возрастных, профессиональных, культурных групп. Кроме того, перспективным направлением является изучение динамики других компонентов (а не только субъективного переживания) эмоций, например экспрессивных, физиологических, поведенческих реакций.

Поступила: 02.09.2018
Принята к публикации: 17.09.2018
Страницы: 164-177
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.164
Автор(ы): Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: ситуативные эмоции; динамика эмоций; продолжительность эмоций; социальный обмен; интенсивность эмоций; регуляция эмоций; субъективное переживание;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 209

Соленов И.В. Методологический потенциал культурно-деятель- ностного подхода к изучению измененных состояний созна- ния (на материале религиозных практик) (окончание). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.149-163

Актуальность. В культурных и религиозных практиках широко распространены и функционально значимы феномены измененных состояний сознания (ИСС). Само признание факта их существования зачастую выступает основой критики «догматической» марксистской психологии. Недостаточная разработанность культурно-деятельностного подхода к изучению мистических и религиозных состояний сознания создает препятствия в теоретическом оснащении практической работы с субъектами таких ИСС, а также в создании условий для полноценного межконфессионального диалога.

Цель. Обоснование методологического потенциала культурно-деятельностного подхода к изучению ИСС (в том числе мистико-религиозных) и рассмотрение методических средств решения соответствующих исследовательских задач.

Методы. Методологический анализ проблемы ИСС в религиозных практиках с позиций культурно-деятельностного подхода.

Выводы. Понимание культурно обусловленных ИСС как функционального органа деятельности продолжает отечественную традицию изучения динамических системных образований и вносит вклад в представления о структуре, функции и генезе ИСС. Обосновано применение схем строения деятельности и сознания к выявлению состава средств, способов индукции и психологических механизмов ИСС. В качестве единиц анализа ИСС допустимо использование паттерна психических процессов, действия и более дробных единиц. Показана значимость продуктивных критериев наличия ИСС, обсуждены возможности методов исследования ИСС в религиозных практиках с учетом требований современного типа научной рациональности. Раскрыта процедура реконструкции феноменов ИСС в религиозных практиках, требования к ее применению и ее ограничения. Объяснительные возможности культурно-деятельностного подхода позволяют дать целостную и непротиворечивую интерпретацию психическим феноменам изменения состояния сознания.

Поступила: 25.06.2018
Принята к публикации: 02.07.2018
Страницы: 149-163
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.149
Автор(ы): Соленов И.В.;
Ключевые слова: измененные состояния сознания (ИСС); мистико-религиозные ИСС; культурно-деятельностный подход; функциональный орган; единицы анализа ИСС; методы исследования ИСС;
Разделы журнала: К 115-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979);

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 176

Меньшикова Г.Я., Ковалёв А.И. Роль нистагменных движений глаз в формировании иллюзии движения собственного тела. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.135-148

Актуальность. Изучение психологических и психофизиологических механизмов ориентации тела в пространстве является одной из важнейших задач современной нейронауки. В том числе в связи с ростом использования технологий визуализации и симуляции (виртуальная реальность, проекционные системы, тренажеры летательных аппаратов), применение которых часто сопряжено с возникновением рассогласования между поступающими сенсорными сигналами. Одним из феноменов, появляющихся в результате такого рассогласования, является иллюзия движения собственного тела — иллюзорное восприятие неподвижным наблюдателем собственного перемещения при рассматривании движущегося зрительного стимула, занимающего значительную часть зрительного поля.

Цель. Изучение роли движений глаз, происходящих по типу оптокинетического нистагма, в формировании и протекании иллюзии движения собственного тела.

Методика и выборка. В качестве стимуляции выступал виртуальный оптокинетический барабан, вращающийся со скоростями 30, 45 и 60 град/с. Стимуляция предъявлялась в системе виртуальной реальности CAVE-system. Испытуемые — 17 человек (10 мужчин и 7 женщин) в возрасте от 19 до 27 лет.

Результаты. Были проанализированы длительности медленных фаз оптокинетического нистагма во время переживания испытуемыми иллюзии движения собственного тела. Оказалось, что интенсивность иллюзии и длительность медленных фаз оптокинетического нистагма тем больше, чем больше скорость вращения виртуального стимула. Также было показано, что ухудшение в реализации медленной фазы нистагма приводит к значительному росту интенсивности иллюзии, а восстановление нистагменных движений снижает выраженность иллюзии. Таким образом, было обнаружено, что реализация оптокинетического нистагма является компонентом системы пространственной ориентации человека и выступает регуляторным фактором по отношению к иллюзии движения собственного тела человека. Была доказана эффективность применения системы виртуальной реальности CAVE в изучении сложных когнитивных процессов переживания.

Поступила: 18.10.2018
Принята к публикации: 25.10.2018
Страницы: 135-148
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.135
Автор(ы): Меньшикова Г.Я.; Ковалев А.И.;
Ключевые слова: зрительное восприятие; векция; виртуальная реальность; движения глаз; оптокинетический нистагм;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 185

Пронина А.С., Григорян Р.К., Каплан А.Я. Движения глаз человека при наборе текста в интерфейсе мозг-компьютер на основе потенциала П300: эффект размера стимула и расстояния между стимулами. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.120-134

Актуальность. Возможность замещения у пациентов каналов вербальной и двигательной коммуникации, утраченных вследствие инсультов и нейротравм, в настоящее время активно исследуется с применением технологий интерфейсов мозг-компьютер (ИМК). Одним из наиболее перспективных вариантов подобных интерфейсов являются системы, основанные на использовании компонента П300 зрительных вызванных потенциалов — П300 ИМК. Поскольку зрительная стимуляция играет ключевую роль в концепции П300 ИМК, представляется важным изучение влияния особенностей визуальной стимульной среды на движения глаз пользователя и эффективность работы интерфейса.

Цель работы. Исследование влияния основных характеристик визуальной среды классического П300 ИМК — размеров стимулов и расстояния между стимулами в матрице — на движения глаз пользователя при наборе текста, точность набора текста, амплитуду и латентность компонента П300.

Методика. В исследовании было задействовано 16 здоровых испытуемых, каждый из которых принял участие в пяти экспериментальных сессиях. Основные характеристики визуальной среды — размер стимулов в матрице и расстояние между ними — варьировались между сессиями от 1.22 и 0.73 до 2.43 и 1.45 градусов зрительного угла. В каждой из пяти сессий испытуемым было необходимо напечатать с помощью П300 ИМК определенный текст на экране, при этом в течение всего эксперимента велась запись движений глаз и электроэнцефалограммы.

Результаты. Было обнаружено, что размер стимула значимо влияет на ряд характеристик движений глаз пользователя П300 ИМК. Размер стимула и расстояние между стимулами не оказывает значимого влияния на точность набора текста, амплитуду и латентность компонента П300.

Выводы. Полученные результаты в дальнейшем смогут быть применены в разработке более эффективных визуальных сред для П300 ИМК.

Поступила: 15.08.2018
Принята к публикации: 05.09.2018
Страницы: 120-135
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.120
Автор(ы): Пронина Елена А.; Григорян Р.К.; Каплан А.Я.;
Ключевые слова: интерфейс мозг—компьютер; ИМК; спеллер; П300; движения глаз;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 211

Леонтьев Д.А., Клейн К.Г. Качество мотивации и качество пере- живаний как характеристики учебной деятельности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.106-119

Актуальность. Качество мотивации — это характеристика природы побуждения, проявляющаяся в том, насколько мотивация конкретной деятельности связана с ее процессом (внутренняя мотивация) или с отчужденным результатом (внешняя мотивация), а также промежуточными формами между ними (Э. Деси, Р. Райан и др.). В данном исследовании был поставлен вопрос: как качество мотивации учебной деятельности студентов связано с сопровождающими деятельность переживаниями удовольствия, смысла и усилия, а также пустоты как их отсутствия (в терминах трехмерной модели переживаний в деятельности Д.А. Леонтьева)?

Цель. Эмпирически выявить и установить закономерности связей между качеством мотивации учебной деятельности и сопровождающими ее переживаниями.

Методы. Использовались методики: «Шкала универсального воспринимаемого локуса каузальности» (УВОЛК) К. Шелдона и др. и «Диагностика переживаний в деятельности» (ДПД) Д.А. Леонтьева. Исследование проведено на 367 студентах двух московских вузов в возрасте 17—24 лет (M=18.35; SD=1.00).

Результаты. Связьпереживания удовольствия в учебной деятельности с ее мотивацией монотонно возрастает при движении от контролируемых (внешних) к автономным формам мотивации, меняя знак с минуса на плюс; зеркально обратный паттерн обнаруживает переживание пустоты. Переживание смысла обнаруживает в целом сходную с удовольствием динамику, с некоторыми отличиями. Переживание усилия незначимо связано с наиболее и наименее автономными формами мотивации, проявляя значимую положительную связь с промежуточными формами мотивации, находящимися в середине континуума автономии.

Выводы. Обнаружились значимые связи между параметрами мотивации и переживаниями, относящимися к одной и той же (учебной) деятельности и незначимые или слабые связи между переживаниями и параметрами мотивации в разных деятельностях.

Поступила: 18.10.2018
Принята к публикации: 30.10.2018
Страницы: 106-119
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.106
Автор(ы): Леонтьев Д. А.; Клейн К. Г.;
Ключевые слова: теория самодетерминации; переживание; качество мотивации; внутренняя мотивация; мотивационный континуум; внешняя мотивация;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 227

Жданова С.Ю., Федотова В.А. Копинг-стратегии как механизмы адаптации иностранных студентов к условиям российской образовательной среды. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.89-105

Актуальность. Возрастающий интерес к теме иностранных студентов и созданию для них благоприятной образовательный среды в России делает актуальным изучение стратегий социокультурной адаптации представителей разных культур. 

Цель работы. Выявление особенностей копинг-стратегий и различий в шкалах социокультурной адаптации иностранных студентов в зависимости от принадлежности к культуре.

Методика. Использовались два опросника: «Шкала социокультурной адаптации (пересмотренная)» (RevisedSocioculturalAdaptationScale— SCAS-R) (автор Дж. Уилсон) и «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (StrategicApproachtoCopingScale— SACS) Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой. В исследовании приняли участие студенты из стран СНГ (Узбекистана и Казахстана, n=65) и из Китая (n=39), обучающиеся в российских вузах.

Результаты. У представителей стран СНГ выявлено доминирование непрямой и пассивной (осторожная модель поведения) копинг-стратегий. У студентов из Китая доминирует просоциальная копинг-стратегия (поиск социальной поддержки и вступление в социальный контакт). Обнаружены различия между группами по академической адаптации и уровню владения русским языком.

Выводы. Представители высококонтекстуальной и реактивной культуры (китайские студенты) труднее адаптируются к особенностям обучения, требованиям высшей школы и общению на языке принимающей стороны. Этот же тип культуры лежит в основе формирования просоциальной копинг-стратегии. У представителей полиактивной и полихронной культуры (студенты из стран СНГ) доминируют непрямая и пассивная копинг-стратегии.

Академическая адаптация включает в себя не только успешность выполнения учебных обязанностей и соблюдение правил и требований преподавателей, но и групповую работу с другими студентами, получение обратной связи от преподавателей и одногруппников, позиционирование себя в учебной группе. Соответственно данные паттерны поведения также вызывают затруднения у китайских студентов.

Поступила: 09.07.2018
Принята к публикации: 03.08.2018
Страницы: 89-105
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.89
Автор(ы): Жданова С.Ю.; Федотова В.А.;
Ключевые слова: культура; копинг-стратегии; модель поведения; социокультурная адаптация; шкалы адаптации;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 259

Синельникова Е.С., Зиновьева Е.В. Историческая память о 90-х годах XX века в России: психологические аспекты. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.74-88

Актуальность. 90-е годы XXвека (1990-е) — переломный период в истории нашей страны. Изучение памяти россиян об этой эпохе помогает глубже понять их представления о современности.

Цель. Изучение психологических аспектов исторической памяти о 1990-х гг. в России через выявление особенностей ассоциативных представлений россиян, являющихся и не являющихся современниками этих исторических событий.

Методика. Авторская анкета Е.С. Синельниковой «Представления об эпохе 90-х годов».

Выборка. Всего 154 человека. На основном этапе исследования — 60 человек: 29 респондентов юношеского возраста (M=19 лет; младшая группа); 31 респондент зрелого возраста (M=52.1 года; старшая группа).

Результаты. Показано, что респонденты обеих возрастных групп ассоциируют 1990-е гг. с беспорядками, финансовым кризисом (разрухой), голодом (дефицитом), коррупцией, перестройкой и освобождением. Респонденты младшей группы статистически достоверно чаще ассоциируют эти годы с коррупцией; наиболее часто упоминаемое ими слово — «беспорядки». Респонденты старшей группы достоверно чаще ассоциируют 1990-е гг. с перестройкой; наиболее часто упоминаемые ими слова — «разруха» и «голод». Основными источниками информации о 1990-х гг. являются: личный опыт (для современников той эпохи), телевидение, фильмы, газеты и журналы. Интернет — важный источник информации только для респондентов младшей группы.

 Выводы. В представлениях респондентов юношеского возраста 1990-е гг. в большей степени ассоциируются с социальными потрясениями и правонарушениями, а в представлениях респондентов зрелого возраста — с кардинальными изменениями в различных сферах и экономическими трудностями.

Поступила: 06.08.2018
Принята к публикации: 05.09.2018
Страницы: 74-88
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.74
Автор(ы): Синельникова Елена Семёновна; Зиновьева Е.В.;
Ключевые слова: историческая память; эпоха 1990-х гг. в России; ассоциации;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 193

Петренко В.Ф., Дедюкина Е.А. Поиск смысла собственного существования (на материале восприятия и понимания художественного фильма). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.54-73

Актуальность. Проблема поиска человеком смысла собственного существования актуальна во все времена и у всех народов. Исследование этой проблемы имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. В представляемой здесь работе пересекаются интересы психологии искусства, семиотики кино, психологии религии, этики, а для обработки полученных данных используется современный математический аппарат многомерной статистики.

Цель. На материале восприятия художественного фильма на буддийскую тематику исследовать глубину его понимания группой молодых россиян: выделить систему личностных конструктов (Келли) восприятия фильма; определить когнитивную сложность группового сознания респондентов-зрителей; проанализировать личностные смыслы, возникшие у разных зрителей при том или ином понимании фильма.   

Методы. Использовались методы психосемантического исследования с применением метода триадического выбора Дж. Келли и последующим шкалированием персонажей фильма и добавленных ролей по составленным респондентами личностным конструктам. Респонденты — 38 аспирантов, магистрантов и студентов различных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова.

Результаты. Применение метода триадического выбора Дж. Келли позволило выявить систему личностных конструктов и на их базе построить семантическое пространство, задаваемое базовыми категориями-факторами, сквозь призму которых происходит восприятие и осознание фильма. Получены 8 хорошо интерпретируемых факторов, демонстрирующих элементы ткани художественного фильма и оказавшихся в фокусе понимания респондентов: «Юность, неопытность — Мудрость, зрелость», «Эгоизм — Человеколюбие», «Ориентация на сакральность — Ориентация на мирскую жизнь, социум», «Пассивность, инертность — Активная жизненная позиция», «Рациональность — Следование страстям», «Открытость новому опыту — Конформизм», «Страдающий, несчастный — Наслаждающийся жизнью», «Маскулинность — Феминность».

Выводы. Зрители художественного фильма по-разному и на разных уровнях осознают его смысл. Одни осознают его на уровне сюжетной линии и оценки персонажей, другие осознают философский, экзистенциональный смысл произведения и соотносят его со своими духовными поисками. Художественное произведение как носитель заложенных в него смыслов требует от зрителя активного осмысления, инициирует работу мысли, встречное духовное творчество понимания.

Поступила: 21.09.2018
Принята к публикации: 28.09.2018
Страницы: 54-73
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.54
Автор(ы): Петренко В.Ф. ; Дедюкина Е.А.;
Ключевые слова: психология искусства; смысл; психосемантика; личностные конструкты; Буддизм; эмпатия;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 232

Павлова Е.М., Богачева Н.В. Уровневая организация когнитивных репрезентаций рисков у врачей и риелторов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.32-53

Актуальность. В современной науке отсутствует общепсихологическое представление о роли восприятия риска и неопределенности в сфере принятия медицинских решений. При объяснении специфики этих решений не уделяется должного внимания вопросу о ее связях с такими уровнями представлений о риске, как его когнитивные репрезентации и имплицитные теории.

Цель. В квазиэксперименте проверялись гипотезы о связи когнитивных репрезентаций риска (КРР) с предпочтением выборов в вербальных задачах на принятие профессиональных рисков и о включенности в регуляцию этих выборов имплицитных теорий риска (ИТР).

Методика. 103 человека в возрасте 21—73 лет (59 врачей и 44 риелтора) тестировались по методикам «Шкала медицинских рисков (ШМР)», «Когнитивные репрезентации рисков (КРР)», «Имплицитные теории риска (ИТР)». 

Результаты. Показано, что уровни представлений о медицинских рисках слабо связаны между собой, однако переменные внутри каждого уровня интегрированы (особенно у врачей). Группы врачей и риелторов значимо различаются по ИТР «недостаток рациональности», «преумножение ценностей» и «потеря или приобретение»; по средним оценкам рискованности при выборе «поиска информации», «передачи решения», «следования интуиции»; по средним оценкам рискованности ситуаций в задачах и вероятности негативного исхода; по предпочитаемым стратегиям редукции риска. У врачей оценка рискованности ситуации связана с невозможностью контроля; их представления о риске в целом мало связаны с представлениями о конкретных рисках. Представления риелторов более интегрированы с ИТР.

Выводы. Примененныеметодики отражают разные уровни представлений о риске. Связи между этими представлениями носят профессионально-специфический характер.Сделаны выводы о разноуровневости имплицитных теорий риска и его когнитивных репрезентаций как процессуальных регуляторов принятия решений и о возможности использования разработанных методик для диагностики представлений о медицинских рисках.

Поступила: 01.08.2018
Принята к публикации: 01.10.2018
Страницы: 32-53
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.32
Автор(ы): Павлова Е.М.; Богачева Н. В;
Ключевые слова: динамические регулятивные системы; принятие решения; риск; когнитивные репрезентации; медицинские риски; имплицитные теории;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 203

Указатель статей, опубликованных в «Вестнике Московского университета. Серия 14. Психология» в 2018 г. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.198-200

Указатель статей, опубликованных в «Вестнике Московского университета. Серия 14. Психология» в 2018 г.

Поступила: 01.10.2018
Принята к публикации: 01.10.2018
Страницы: 198-200
Автор(ы): Коллектив авторов;
Ключевые слова: Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.;
Разделы журнала: Указатель статей;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018
Количество показов: 189

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Григорьева С.В., Майстренко В.И. Нейрокомпьютерные модели эвристической деятельности мозга человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.109-127

АктуальностьСегодня отсутствуют реальные модели эвристической деятельности мозга человека. В этой связи на основе накопленного экспериментального материала обсуждаются возможности моделирования двух базовых принципов работы реальных нейронных сетей мозга человека. Эти принципы были положены в основу работы нейроэмуляторов.

Цель. Доказать возможность применения нейроэмуляторов как реальных моделей эвристической работы мозга в режиме системного синтеза.

Методы. Мы предлагаем многократные повторения регистрации электроэнцефалограмм и в дальнейшем построение матриц их попарного сравнения. Для нейроэмуляторов мы предлагаем многочисленные повторения и хаотическое задание значений весовых коэффициентов wi0для любых диагностических признаков xi(две новые процедуры), что реализуется в реальных электроэнцефалограммах.

Выводы. Было показано, что эти две процедуры (реверберации и хаос) идентичны эвристической работе мозга. Мозг выбирает параметры порядка xi*из всех xi, и в этом случае возможен переход из фазового пространства размерности mк фазовому пространству меньшей размерности n(n<<m). Выбор этих xi*является задачей системного синтеза (нахождение параметров порядка). Это сейчас реализовано нами (в режиме ревербераций и хаоса нейросетей) с помощью нейроэмуляторов в особом режиме их работы.

Поступила: 22.06.2018
Принята к публикации: 28.06.2018
Страницы: 109-127
DOI: 10.11621/vsp.2018.03.109
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Еськов Валерий Матвеевич; Григорьева С.В.; Майстренко В.И.;
Ключевые слова: реверберации; хаос параметров; квазиаттракторы; системный синтез;
Разделы журнала: Междисциплинарные исследования;

Доступно в on-line версии с 07.09.2018
Количество показов: 327

Сидоров К.Р., Васильев И.А. Методика исследования содержания целей человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.90-108

Актуальность работы связана с отсутствием в отечественной психологии достаточного количества инструментов, пригодных для исследования содержания целей человека.

Цель. Конструирование нового методического приема для исследования содержания целей человека.

Методы. Метод незаконченных предложений; клиническая беседа; модифицированный вариант проективной методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений».

Результаты. Произведена модификация методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений». Изменения коснулись не только предъявляемых респонденту незаконченных предложений для их завершения, но и шкал оценки личностных стремлений (целей): их содержания, последовательности предъявления, используемых оценок. Для анализа целей человека вводятся следующие 17 шкал: важность, ясность, трудность, усилие, возможность сосредоточиться, степень увлеченности, радость, огорчение, успешность в течение последнего времени, вероятность успеха, влияние обстоятельств, контроль за своими действиями, прогресс, важность для близких, степень общественной полезности, поддержка, внешняя/внутренняя причина. В оценках шкал используется 6-балльная градация (от 0 до 5). Все нововведения, осуществленные в методике, обосновываются, показывается необходимость их проведения. Авторская интерпретация полученных данных включает: анализ содержания выделенных стремлений (целей) и их классификацию, заключающуюся в выделении регулярно воспроизводимых целей, аналоговых целей и целей развития; анализ целей по отдельным шкалам на основе выставленных респондентом оценок и по связи шкал друг с другом; оценку взаимовлияния целей, принимающую гармоничный или дисгармоничный характер. Обсуждается апробация методики и возможные сферы ее применения.

Выводы. Заявленный методический прием корректен, имеет большой потенциал для расширения интерпретации и позволяет лучше осознать как содержание выдвигаемых целей, так и средства их достижения.

Поступила: 08.06.2018
Принята к публикации: 22.06.2018
Страницы: 90-108
DOI: 10.11621/vsp.2018.03.90
Автор(ы): Васильев И.А.; Сидоров К.Р. ;
Ключевые слова: метод незаконченных предложений; методика «Оценка личностных стремлений» (Р.Эммонс); содержание целей человека; интерпретация; модификация;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 07.09.2018
Количество показов: 355

Коршунова С.Г., Степанова О.Б. Категоризация названий эмоций в субъективном семантическом пространстве их зрительного различения по круговым характеристикам «интенсивность» и «сила». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.76-89

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения категоризации синонимических рядов названий базисных эмоций по энергетическим характеристикам интенсивности и силы.

Цель работы. Построение круговых категориальных шкал энергетических характеристик интенсивности и силы в сферической 6-мерной модели эмоций и анализ языковой организации семантической структуры восприятия их названий.

Методы. Психофизический метод выявления механизмов структурирования семантики в языковом сознании, основанный на нейропсихологической сферической модели векторного кодирования эмоционально-когнитивных операций обнаружения и дифференциации сигналов Е.Н. Соколова. Метод прямого надпорогового измерения субъективной величины семантических различий между названиями эмоций. Метод многомерного шкалирования ALSCAL субъективных различий. Метод моделирования субъективной семантической структуры в виде сферического 6-мерного евклидова пространства. Метод измерения субъективных характеристик в виде круговых шкал в 2-мерных подпространствах. Методы группирования и сегментации лексических единиц, основанные на пороговых значениях их семантических различий.

В эксперименте участвовало 152 человека в возрасте от 19 до 22 лет.

Результаты. В сферической 6-мерной модели семантической структуры названий эмоций построены круговые шкалы энергетических характеристик интенсивности и силы эмоций за счет объединения в пары различительных признаков-осей «торможение/возбуждение» – «изменчивость/устойчивость» и «закрытость/открытость» – «принятие/отвержение» соответственно. На шкалах интенсивности и силы выделены соответственно 8 и 10 категориальных групп синонимов с градуальными значениями «норма» – «отклонение от нормы». Преобладают категории интенсивности и силы, выражающие высокую степень проявления эмоций. Общее содержание для всех членов каждого из синонимических рядов по шкалам интенсивности и силы обозначается через их перечисление.

Выводы. Механизм семантического группирования названий эмоций в категориальные классы и сегментации их между собой носит единообразный основанный на вычислении содержательных различий характер и свойственен и энергетическим характеристикам интенсивности и силы эмоций, так же как и качественной характеристике тона.

Поступила: 08.06.2018
Принята к публикации: 25.06.2018
Страницы: 76-89
DOI: 10.11621/vsp.2018.03.76
Автор(ы): Коршунова С.Г.; Степанова О.Б.;
Ключевые слова: многомерное шкалирование; векторная психофизиология; субъективные семантические круговые шкалы «интенсивность» и «сила» в сферическом 6-мерном пространстве; названия эмоций; категориальное свойство круговых шкал;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 07.09.2018
Количество показов: 308

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование параметров эмоционально-личностного благополучия российских студентов (окончание). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.60-75

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения эмоционально-личностного благополучия современных студентов с целью оказания им психологической помощи по его оптимизации.

Цель работы. Анализ различных аспектов эмоционально-личностного благополучия студентов.

Методики. «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)» Г.А. Глотовой и Л.В. Карапетян; «Социально-психологическая адаптация (СПА)» К. Роджерса и Р. Даймонд; «Опросник атрибутивного стиля (ОАС)» М. Селигмана.

Основная выборка — студенты (n=430) гуманитарных, педагогических и технических специальностей вузов г. Екатеринбурга; выборки сравнения — нестуденческая молодежь (n=608) и осужденные (n=99).

Результаты. По методике СЭЛБ показано, что студенты по совокупности параметров самооценки эмоционально-личностного благополучия занимают промежуточное положение между группой нестуденческой молодежи, где оценки выше, и группой осужденных, где оценки самые низкие; по ряду параметров методики СЭЛБ получены возрастные различия между «младшей» (17—20 лет) и «старшей» (21—25 лет) студенческими подгруппами; не выявлено достоверных различий между женской и мужской подгруппами студентов при непосредственном сравнении без учета возраста, однако при делении на две возрастные подгруппы (17—20 и 21—25 лет) половые различия имеют место; получен ряд корреляционных связей параметров методики СЭЛБ и показателями методик СПА и ОАС; выделены четыре типа студентов, характеризующихся разными по уровню индексами СЭЛБ: высоким, повышенным, сниженным и низким.

Выводы. Полученные результаты подтверждают возможность использования методики СЭЛБ для изучения возрастных и половых различий между студентами, а также характерных для них типов переживания и оценки своего внутреннего благополучия/неблагополучия.

Поступила: 08.06.2018
Принята к публикации: 22.06.2018
Страницы: 60-75
DOI: 10.11621/vsp.2018.03.60
Автор(ы): Карапетян Л. В.; Глотова Г. А.;
Ключевые слова: эмоционально-личностное благополучие; самооценка; психологические корреляты; возрастные и половые различия;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 07.09.2018
Количество показов: 348

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков:ценностно-смысловой аспект. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.37-59

Актуальность. Необходимость изучения самоопределения подростков в условиях значительных социокультурных изменений в России начала XXIв.

Цель. Изучение ценностно-смысловой ориентировки современных российских старшеклассников на этапе предварительного профессионального самоопределения. 

Методы. Методика изучения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С. Пряжникова; метод контент-анализа. 

Выборка. 240 учащихся (133 девушки, 107 юношей) 9—11-х классов московских средних общеобразовательных школ в возрасте 14—17 лет. 

Результаты. Анализ ответов подростков на вопросы методики ЛПП показал: 1) в 72.5% ответов респонденты воспринимают честный труд как ценность; 2) в 81.7% ответов подростки признаютнеобходимость и ценность профессионального образования после школы; 3) в 62.8% ответов респонденты высказывают сомнения, а авторы 23.3% высказываний отрицают ценность сложного и квалифицированного труда в России; 4) 57.3% ответов старшеклассников свидетельствуют о готовности уехать из России или о возможности такого решения.

Выводы. 1. В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда. 2. Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис в России), старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России. 3. В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования. 4. Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Поступила: 08.06.2018
Принята к публикации: 22.06.2018
Страницы: 37-59
DOI: 10.11621/vsp.2018.03.37
Автор(ы): Коньшина Т. М.; Пряжников Н. С.; Садовникова Т.Ю. ;
Ключевые слова: старший подростковый возраст; личная профессиональная перспектива; ценности; ценностно-смысловая ориентировка; предварительное профессиональное самоопределение;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 07.09.2018
Количество показов: 353

Соленов И.В. Методологический потенциал культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания (на материале религиозных практик). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.21-36

Актуальность. В культурных и религиозных практиках широко распространены и функционально значимы феномены измененных состояний сознания (ИСС). Само признание факта их существования зачастую выступает основой критики «догматической» марксистской психологии. Недостаточная разработанность культурно-деятельностного подхода к изучению мистических и религиозных состояний сознания создает препятствия в теоретическом оснащении практической работы с субъектами таких ИСС, а также в создании условий для полноценного межконфессионального диалога.

Цель. Обоснование методологического потенциала культурно-деятельностного подхода к изучению ИСС (в том числе мистико-религиозных) и рассмотрение методических средств решения соответствующих исследовательских задач.

Методы. Методологический анализ проблемы ИСС с позиций культурно-деятельностного подхода.

Выводы. Понимание культурно обусловленных ИСС как функционального органа деятельности продолжает отечественную традицию изучения динамических системных образований и вносит вклад в представления о структуре, функции и генезе ИСС. Обосновано применение схем строения деятельности и сознания к выявлению состава средств, способов индукции и психологических механизмов ИСС. В качестве единиц анализа ИСС допустимо использование паттерна психических процессов, действия и более дробных единиц. Показана значимость продуктивных критериев наличия ИСС, обсуждены возможности методов исследования ИСС в религиозных практиках с учетом требований современного типа научной рациональности. Раскрыта процедура реконструкции феноменов ИСС в религиозных практиках, требования к ее применению и ее ограничения. Объяснительные возможности культурно-деятельностного подхода позволяют дать целостную и непротиворечивую интерпретацию психическим феноменам изменения состояния сознания.

Поступила: 01.07.2018
Принята к публикации: 01.07.2018
Страницы: 21-36
DOI: 10.11621/vsp.2018.03.21
Автор(ы): Соленов И.В.;
Ключевые слова: измененные состояния сознания (ИСС); культурно-деятельностный подход; функциональный орган; единица анализа; методы;
Разделы журнала: К 115-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979);

Доступно в on-line версии с 07.09.2018
Количество показов: 299

Семенов И.Н. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.3-20

Актуальность. Научная и научно-организационная деятельность психолога с мировым именем А.Н. Леонтьева вызывает постоянный интерес специалистов в области человекознания, методологов и историков психологии. В связи с 115-летним юбилеем этого выдающегося ученого представляется актуальным напомнить читателям о малоизученных аспектах его жизнетворчества.

Цель. Описание вклада А.Н. Леонтьева в разработку инженерно-психологических, эргономических и рефлексивно-акмеологических проблем в 1950—1970-х гг.

Методы. Науковедческий анализ с позиций рефлексивной психологии и персонологии; методологический анализ.

Результаты. Подробно освещены недостаточно отраженные в историко-научной литературе аспекты научного наследия А.Н. Леонтьева, такие как его фундаментальные исследования продуктивного мышления и научной деятельности, а также прикладные разработки в области инженерной психологии и эргономики. Показан фундаментальный вклад ученого в современное человекознание и в институциональное строительство психологической науки.

Выводы. Научное творчество А.Н. Леонтьева в сфере психологии носит междисциплинарный характер, поскольку в нем синтезированы методологические ориентациисовременного человекознания — естественно-научная, технико-кибернетическая, социогуманитарная. Венцом огромной научно-организационной деятельности А.Н. Леонтьева стала масштабная институциализация отечественной психологии, которая потребовала от него не меньше прозорливости и интуиции, ума и воли, дипломатии и энергии, чем его выдающаяся творческая деятельность на ниве человекознания в сфере философии, психологии, эргономики и педагогики.

Поступила: 20.06.2018
Принята к публикации: 04.07.2018
Страницы: 3-20
DOI: 10.11621/vsp.2018.03.03
Автор(ы): Семенов И.Н. ;
Ключевые слова: А.Н. Леонтьев; персонология; психология; философия; методология; деятельность; мышление; эргономика; науковедение;
Разделы журнала: К 115-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979);

Доступно в on-line версии с 07.09.2018
Количество показов: 308

Коллектив ВМУ. К 70-летию Ирины Георгиевны Кокуриной. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.118-120

Текущий год является юбилейным для Ирины Георгиевны Кокуриной — талантливого ученого и педагога, кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова


Поступила: 03.04.2018
Принята к публикации: 03.04.2018
Страницы: 118-120
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Кокурина Ирина Георгиевна;
Разделы журнала: Юбилеи;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018
Количество показов: 329

Рассказова Е.И. Апробация русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.100-117

Актуальность. В рамках и общей, и клинической психологии можно найти множество ситуаций, когда отказ от прежней деятельности и начало новой деятельности положительно влияют на дальнейшее развитие, психическое здоровье и внутреннее благополучие человека. В связи с этим представляется актуальным исследование феноменов отказа от цели и смены цели как особых процессов саморегуляции, которые несводимы к другим ее звеньям и могут быть продуктивными для человека. Такие исследования требуют валидизированного инструментария.

Цель. Целью данной работы была апробация русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели, предложенной в рамках теории саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера.

Методы. 287 студентов и 4792 сотрудника крупной производственной организации заполняли русскоязычную версию шкалы отказа и смены цели (авторы: К. Врош, М. Шейер и коллеги). Студенты выполняли также методику «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, «Опросник ориентации на действие/состояние» Ю. Куля в модификации О.В. Митиной, Е.И. Рассказовой и «Опросник когнитивной регуляции эмоций» Е.И. Рассказовой, А.Б. Леоновой и И.В. Плужникова.

Результаты. В обеих выборках были продемонстрированы надежность-согласованность и факторная структура шкалы. Внешняя валидность шкалы подтверждается ожидаемым паттерном связей с особенностями ориентации на действие/состояние, саморегуляции поведения и стратегий когнитивной регуляции эмоций. Результаты иерархического регрессионного анализа свидетельствуют, что отказ и смена цели не сводятся к особенностям саморегуляции поведения не только структурно (на уровне их корреляций между собой), но и функционально: после статистического контроля особенностей саморегуляции готовность к отказу и смене цели остаются предикторами ряда стратегий когнитивной регуляции эмоций.

Выводы. Психометрические характеристики русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели достаточны для применения в исследовательских целях. Дальнейшие задачи связаны с дифференциацией процессов смены цели и других особенностей саморегуляции, в особенности их влияния на продуктивность деятельности, здоровье, благополучие личности.

Поступила: 06.04.2018
Принята к публикации: 20.04.2018
Страницы: 100-117
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.100
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: психодиагностика; психология саморегуляции; теория саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера; шкала отказа и смены цели;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018
Количество показов: 338


Статьи 1 - 22 из 542
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер