ISSN 0137—0936
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Статьи

Фильтр
Ru:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
  

Шмелев А.Г., Лисица И.А. Компьютерное тестирование и геймификация: перспективы мониторинга функционального состояния работников в эпоху компьютеризации психодиагностики. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.98-109

В статье рассматриваются инновации в области обучения и оценки персонала, связанные с внедрением процессов геймификации компьютерных средств обучения и оценивания (психодиагностики). В теоретико- методологической части статьи дается операциональное определение термина «геймификация», а также обсуждаются факторы, препятствующие успешной геймификации, — снижающие валидность компьютерных психодиагностических методов, построенных на использовании игровых элементов. В экспериментально-методической части статьи приводится описание новой компьютерной методики «Ложки», предназначенной для оценки функционального состояния. Эта краткая (трехминутная) методика представляет собой игровую модификацию таких классических тестов внимания, как «корректурная проба Бурдона» и «устный счет по Крепелину». Авторы публикуют данные о достаточно высокой надежности и валидности новой методики, подтверждающие возможность ее применения в качестве инструмента для мониторинга (оперативного отслеживания) функционального состояния.

Поступила: 29.11.2016
Принята к публикации: 15.12.2016
Страницы: 98-109
Автор(ы): Шмелев А.Г. ; Лисица И. А.;
Ключевые слова: оценка персонала; компьютерная психодиагностика; геймификация; умственная работоспособность; функциональное состояние; корректурная проба; подсчет визуальных предметов;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Ильченко А.И., Спиваковская А.С. Психологическое организационное пространство как предмет бизнес-консультирования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.84-97

В статье освещаются исследовательские перспективы нового подхода к бизнес-консультированию, основанного на синтезе двух современных научных направлений, разрабатываемых в последние годы, в том числе и авторами статьи, — социальной патопсихологии и беатотерапии. Объединение данных направлений связано с выделением нового предмета организационного консультирования — психологического организационного пространства, представленного на сознательном и бессознательном уровнях и имеющего нематериальные и материальные проявления. При исследовании неосознаваемых аспектов психологического организационного пространства социальная патопсихология и беатотерапия выявляют паттерны, оказывающие существенное влияние на функционирование организационного пространства. В основе такого подхода лежит предположение, что декодирование бессознательных паттернов поможет изменить такие психологические характеристики организационного пространства, как его психические особенности, организационные отношения и организационные действия.

Поступила: 04.12.2016
Принята к публикации: 23.12.2016
Страницы: 84-97
Автор(ы): Ильченко А. И.; Спиваковская А. С.;
Ключевые слова: социальная патопсихология; беатотерапия; бизнес- консультирование; психологическое организационное пространство;
Разделы журнала: Психология — практике;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Чеснокова М.Г. О парадигмах психологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.3-15

В статье анализируется методологический потенциал понятия парадигмы в психологии. Рассматриваются вопросы определения понятия парадигмы, оснований выделения психологических парадигм, классификации и закономерностей развития парадигм в психологии. Предлагается авторский взгляд на проблему парадигм в психологии. Анализируются четыре исследовательские парадигмы психологии: гносеологическая, феноменологическая, деятельностная и экзистенциальная. Подчеркивается связь выделенных парадигм с определенными течениями философии. Прослеживаются особенности трансформации этих парадигм при переносе их в прикладную психологию, практическую психологию и психотерапию. Анализируются причины, обусловливающие сосуществование и интеграцию различных парадигм в современной психологии.

Поступила: 15.11.2016
Принята к публикации: 15.12.2016
Страницы: 61-83
Автор(ы): Чеснокова М. Г.;
Ключевые слова: парадигма; философские основания; научные артефакты; исследовательские и практические парадигмы; технологическая и психотехническая парадигмы; интегрирование;
Разделы журнала: Методология психологии;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Гусев А.Н., Пряжников Н.С., Тюрин К.Г. Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.55-60

Представлены результаты разработки новой компьютерной профориентационной методики для школьников старших классов на основе разработанной Е.А. Климовым «формулы профессии» и современной схемы анализа профессий Н.С. Пряжникова. Показаны основные этапы получения экспертных оценок, позволивших соотнести компоненты профессиональной деятельности с официальным перечнем укрупненных специальностей Минобрнауки РФ. Рассмотрено преимущество 3-уровневых оценок школьников («хочу», «смогу сейчас» и «смог бы в будущем») перед традиционным оцениванием школьником своих актуальных предпочтений. В процессе выбора профессии предпочитаемые характеристики будущей трудовой деятельности задаются не в виде прямых оценок их традиционных обозначений (предмет, цели, средства, условия и др.), а через парные сравнения основных трудовых и учебных действий. Компьютерная система онлайн-тестирования обеспечивает работу с методикой чрез Web-интерфейс на современных программных платформах — Windows, Android, MacOS, iOS, Linux.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 55-60
Автор(ы): Гусев А.Н.; Пряжников Н. С.; Тюрин К. Г.;
Ключевые слова: профориентация; экспертная система; трудовые действия; учебные действия; парные сравнения; компьютерное онлайн-тестирование;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Головей Л.А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.39-46

В статье излагаются результаты исследования кризисов профессионального развития на этапах выбора профессии, профессионального обучения и на начальном этапе профессиональной деятельности. Использовалась комплексная программа методов, направленных на изучение показателей учебного и профессионального развития, выраженности кризисных переживаний, свойств личности и стратегий совладающего поведения. Выборку составили учащиеся старших классов, студенты вузов, начинающие профессионалы. Всего 1500 человек в возрасте от 15 до 28 лет. Исследование выявило высокую распространенность кризисов на всех изученных этапах профессионального развития. Установлено, что содержание и выраженность кризисных переживаний определяются этапом развития, личностными ресурсами, социальной ситуацией развития. Показана возрастающая значимость этапа выбора профессии для последующих этапов профессионального развития.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 47-54
Автор(ы): Головей Л. А.;
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; субъект деятельности; личность; ресурсы совладания; кризис;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Березовская Р.А. Особенности отношения к работе и синдром выгорания у руководителей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.39-46

Отношение к работе и особенности проявления синдрома выгорания в управленческой деятельности рассматриваются в контексте проблемы психологического обеспечения профессионального здоровья. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, цель которого — изучение особенностей отношения к работе в процессе развития синдрома выгорания в управленческой деятельности, которое выступает в качестве одного из ключевых критериев профессионального здоровья руководителей. Показано, что в целом для руководителей свойственен средний уровень выраженности синдрома выгорания, наиболее существенный вклад в развитие которого вносят такие функциональные компоненты, как отсутствие помощи и дефицит психологической поддержки коллег в работе, а также проблемы профессионального развития и самосовершенствования. Анализируются гендерные различия в развитии синдрома выгорания у руководителей. Полученные результаты могут быть использованы при разработке и реализации программ ранней профилактики и коррекции выгорания руководителей, основанных на субъектно-ресурсном подходе к психологическому обеспечению профессионального здоровья субъектов труда.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 39-46
Автор(ы): Березовская Р. А.;
Ключевые слова: психология профессионального здоровья; выгорание; отношение к работе; ">; ресурсный подход;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Марищук Л.В. К вопросу о способностях, профпригодности и профессиональном психологическом отборе. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.26-38

В статье анализируются понятия «способности», «профессиональная пригодность», «профессиональный психологический отбор», в разработку и понимание которых значительный вклад внес Е.А. Климов. Профессиональный психологический отбор рассматривается как система, системообразующим фактором которой выступает профессиональная пригодность лица, избирающего конкретную профессию. В содержание понятия «способности» включаются мотивация и опыт (знания, навыки, умения) личности, по аналогии с динамической функциональной структурой личности, разработанной К.К. Платоновым. Представлена собственная дефиниция термина «способности».

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 26-38
Автор(ы): Марищук Л. В.;
Ключевые слова: способности; профессиональная пригодность/непригодность; профессиональный психологический отбор; мотивация; знание; навыки;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.16-25

Для анализа этапов овладения профессиональными действиями используется экопсихологическая модель становления субъектности. В качестве исходной предпосылки для разработки этой модели используется представление о континууме «спонтанная активность — активность в форме действия». Дается описание семи стадий развития субъектности как способности быть субъектом профессионального действия.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 16-25
Автор(ы): Панов В.И. ;
Ключевые слова: профессиональные действия; субъектность; становление; стадии; субъект; континуум «активность — деятельность»,; действие-образец;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.3-15

Исходя из собственной концепции профессионального творчества, автор последовательно анализирует понятия «профессия» и «специальность », а также «профессионализм», указывая на факторы, приведшие в социально-историческом плане к изменениям мира профессиональной деятельности и соответствующим изменениям в профессиональной подготовке. На обширном массиве материала показано, что процесс профессионального совершенствования как поиск нетривиальных путей развития деятельности должен стать основой профессиональной подготовки в любой области.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 3-15
Автор(ы): Нечаев Н.Н. ;
Ключевые слова: профессия; специальность; профессиональная деятельность; профессиональная подготовка; профессионализм;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Соловьёва О.В. Психология профессионального общения в суде присяжных. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.107-112

Профессиональное общение в суде присяжных рассматривается как общение юристов в сложном коммуникативном пространстве с двумя контурами и двумя фокусами. Проанализированы коммуникативные задачи юристов и описаны возможные трудности в профессиональном общении в суде присяжных. Приведены некоторые результаты изучения автором трудностей взаимопонимания между юристами и присяжными заседателями в судебном процессе.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 107-112
Автор(ы): Соловьёва О. В.;
Ключевые слова: профессиональное общение юристов; коммуникативное пространство; коммуникативная компетентность; трудности взаимопонимания;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Рябов В.Б. Субъективное качество жизни и дауншифтинг. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.95-106

Предлагается подход к анализу психологического механизма дауншифтинга на основе модели субъективного качества жизни. Использование концепции субъективного качества жизни позволяет подойти к разработке модели психологического механизма дауншифтинга и проводить на ее основе целостный анализ этого явления. В основе модели субъективного качества жизни лежат критерии эмоциональной и рациональной удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью. Необходимое условие дауншифтинга — низкий уровень эмоциональной удовлетворенности жизнью, при этом уровень рациональной удовлетворенности жизнью может находиться на достаточно высоком уровне. Важный элемент объективного анализа дауншифтинга — изменение такого компонента субъективного качества жизни, как человеческий потенциал, который определяет оценку дауншифтинга субъекта его социальным окружением.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 95-106
Автор(ы): Рябов В. Б.;
Ключевые слова: феномен дауншифтинга; субъективное качество жизни; нормативная модель; удовлетворенность жизнью; человеческий потенциал; субъективное благополучие;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Пряжников Н.С., Полевая М.В., Камнева Е.В. Возрастно-психологические аспекты профессиональных деструкций госслужащих. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.87-94

Рассматривается проблема возрастно-психологических аспектов профессиональных деструкций государственных служащих. Выделены основные этапы развития моральной готовности работника к труду с сильными рисками профессиональных деструкций. Дана характеристика «вынужденных» и «естественных» профессиональных деструкций у государственных служащих.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 87-94
Автор(ы): Пряжников Н. С.; Полевая М. В.; Камнева Е. В.;
Ключевые слова: профессиональные деструкции; государственные служащие; профессиональная зрелость; психологическое просвещение;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.81-86

В статье обсуждается проблема ответственности при осуществлении профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Обсуждается значение ценностно-моральных ориентаций личности как основы профессионального самоопределения и принятия ответственности за выбор. Выделены личностные составляющие ответственности — автономия и моральный характер.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 81-86
Автор(ы): Молчанов С. В.;
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; морально-ценностная ориентация; ответственность;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Липатов С.А. Структура включенности работников в организацию как социально-психологическая проблема. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.73-80

В статье рассматривается проблема понимания конструкта «вовлеченность работника в организацию» в научной и практической литературе. Показано, что понятия «организационная приверженность», «организационное гражданское поведение», «организационная идентификация» и «увлеченность работой» часто рассматриваются как пересекающиеся с конструктом «вовлеченность работника в организацию». Отмечается также многообразие понятий, описывающих взаимосвязь работника с организацией, что создает терминологическую путаницу и затруднения для их практического использования. Предлагается объединить понятия «идентификация с организацией», «приверженность к организации» и «увлеченность работой» в более общее понятие «включенность работников в организацию». Кратко описываются результаты двух эмпирических исследований, которые частично подтверждают эвристичность данного подхода.представителей разных видов труда.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 73-80
Автор(ы): Липатов С. А. ;
Ключевые слова: вовлеченность в работу; организационная идентификация ; организационная приверженность; включенность работника в организацию;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Леонова А.Б. Комплексные психологические технологии управления стрессом и оценка индивидуальной стресс-резистентности: опыт интеграции различных исследовательских парадигм. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.63-72

Цель проведенного цикла работ — анализ синдромов профессионального стресса, развивающихся в контексте выполнения различных современных видов труда, и индивидуально-личностных характеристик работающего человека как факторов, определяющих его устойчивость к воздействию напряженных условий деятельности со стороны обеспечения успешности выполнения работы, сохранности психического здоровья и личностного благополучия. Описаны две разработанные в рамках структурно-интегративного подхода к анализу стресса комплексные технологии управления стрессом: «Интегральная оценка и коррекция стресса» (ИДИКС) и «Индивидуальная оценка стресс-резистентности» (ИОСР). Охарактеризованы возможности их применения для решения практических задач по профилактике и коррекции стрессовых состояний у представителей разных видов труда.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 63-72
Автор(ы): Леонова А.Б.;
Ключевые слова: трудовая деятельность; профессиональный стресс; стресс-резистентность; механизмы регуляции деятельности; психологические технологии управления стрессом;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Карабанова О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.54-62

В статье представлены результаты исследования связи детско-родительских отношений подростков и юношей со статусом идентичности в профессиональном самоопределении. Выявлено, что преобладающими статусами идентичности в профессиональной сфере в юношеском возрасте являются достигнутая идентичность, мораторий и предрешение, а в подростковом — мораторий, предрешение и диффузная идентичность. Обнаружены существенные различия в характере детско-родительских отношений в группах со статусами предрешения, достигнутой идентичности, моратория и диффузной идентичности. Для подростков и юношей с низкими статусами (диффузная идентичность, предрешение) характерно переживание целостности отношений с семьей при директивности родителей и низкой автономии детей. У подростков со статусом моратория отношения с родителями характеризуются высоким уровнем автономии и дифференциации от родительской семьи, часто сочетающимися с высокой конфликтностью и конфронтацией. Интеграция с семьей при достаточно высокой автономии, уважение мнения родителей характерно для подростков и юношей со статусом достигнутой идентичности. Выявлена гендерная специфика, отражающая различные роли матери и отца в формировании идентичности у девушек и юношей. Получены результаты, свидетельствую- щие о решающей роли отца в формировании статусов идентичности для обеих гендерных групп.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 54-62
Автор(ы): Карабанова О.А. ;
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; статус идентичности; предрешение; мораторий; достигнутая идентичность; диффузная идентичность; детско-родительские отношения;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Евсевичева И.В., Любимова Г.Ю. Восприятие собственной карьеры на этапе ее завершения. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.45-53

Работа посвящена изучению восприятия собственной карьеры на этапе ее завершения. Респонденты: 30 мужчин и женщин в возрасте от 52 до 67 лет, квалифицированные специалисты в разных областях профессиональной деятельности. Методы и методики исследования: интервьюирование, анкетирование, авторские варианты методик «Ранжирование жизненных ценностей» и «Незаконченные предложения». Полученные материалы подвергались качественному тематическому анализу. Выявлены основные жизненные приоритеты респондентов данной возрастной группы, стратегии и мотивация их профессионального поведения, ресурсы трудоустройства, запросы на психологическую помощь. Установлены внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование стратегии поведения при завершении карьеры. Материал, характеризующий образ карьеры на ее заключительном этапе, может быть использован в психологической консультативной практике.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 45-53
Автор(ы): Евсевичева И. В.; Любимова Г. Ю.;
Ключевые слова: профессиональная карьера; предпенсионный и пенсионный возраст; карьерные стратегии; карьерное консультирование;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Девишвили В.М., Носкова О.Г. Психологические исследования в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.34-44

В статье намечен ряд проблем практики социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Показано, что решение этих проблем требует комплексных психологических исследований. Сделан вывод об особой роли психологии труда в научном обеспечении практики социально-трудовой реабилитации инвалидов. Эта роль обусловлена тем, что инвалид рассматривается как личность и потенциальный субъект труда (труда по самообслуживанию, общественно-полезного труда, труда профессионального). Эффективное развитие практики социально-трудовой реабилитации инвалидов невозможно при использовании лишь готовых научных теорий, методов, накопленных в разных отраслях психологической науки. Необходима разработка специальных научных теорий, методов, интегрирующих данные разных отраслей психологии и ориентированных на решение конкретных задач реабилитационной практики.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 34-44
Автор(ы): Девишвили В.М.; Носкова О. Г.;
Ключевые слова: социально-трудовая реабилитация; больные и инвалиды; психологические исследования;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Величковский Б.Б. Влияние обнаружения и коррекции ошибок на феномен присутствия в виртуальных средах. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.25-33

Феномен присутствия заключается в субъективном чувстве реалистичности взаимодействия с виртуальной средой. Присутствие является важным фактором эффективности использования систем виртуальной реальности. На возникновение и выраженность феномена присутствия оказывают влияние как технологические, так и психологические факторы, в том числе когнитивный контроль. Особое влияние на возникновение феномена присутствия может оказывать система мониторинга и коррекции ошибок, связанная с обнаружением и нейтрализацией расхождения между ожидаемыми и реальными результатами когнитивной деятельности. Было изучено, в какой степени эффективность мониторинга и коррекции ошибок (оцененная через эффекты замедления после ошибки и адаптации к конфликту) связаны с аспектами феномена присутствия. Для высокоиммерсивной (CAVE) и низкоиммерсивной (стандартный дисплей) сред было показано, что (1) эффективная коррекция ошибок предупреждает развитие негативных соматических эффектов, связанных с работой в виртуальной среде, и (2) эффективное обнаружение когнитивных конфликтов препятствует возникновению феномена присутствия через обнаружение неестественности виртуального сценария. В низкоиммерсивной среде обнаружение конфликтов также препятствовало формированию эмоциональной вовлеченности в виртуальный сценарий.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 25-33
Автор(ы): Величковский Б. Б.;
Ключевые слова: виртуальная реальность; присутствие; когнитивный контроль; мониторинг ошибок; замедление после ошибки; адаптация к конфликту;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Буякас Т.М., Михеев В.А. Феноменологическая герменевтика профессионального становления. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.16-24

В статье обсуждаются основные идеи и положения феноменологически-герменевтического, понимающего подхода к профессиональному становлению в противовес объективирующим методам психодиагностического (психометрического) и формирующего подходов. Вводится принцип субъектности/авторства и нравственного отношения к осуществляемой деятельности. Предлагаются психотехники, направляющие и поддерживающие усилия «адепта» (человека, выбравшего сферу своей будущей профессиональной деятельности) на личностное отношение к задачам и ходу своего профессионального развития.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 16-24
Автор(ы): Буякас Т. М.; Михеев В. А.;
Ключевые слова: феноменологический подход; герменевтическое понимание; личностное и профессиональное самоопределение; профессиональное становление; смысл; диалог; личностный опыт; потенциал; проблематизация себя; принцип субъектности (авторства); сопровождающие психотехники;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Бухаленкова Д.А. Успешность в профессии в представлениях под- ростков о жизненном успехе. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.10-15

В статье приводятся результаты исследования представлений современных подростков о жизненном успехе. Выборку нашего исследования составили 500 учащихся 10—11 классов московских общеобразовательных школ и гимназий. Наибольшее внимание в статье уделено анализу успешности в профессии на материале выполнения испытуемыми проективных методик. Анализ примеров успешных людей позволил выделить наиболее значимые сферы профессиональной деятельности, а также основные критерии оценки успешности. Так, наиболее популярными примерами успешных людей для подростков становятся бизнесмены, заработавшие состояния благодаря развитию компьютерных технологий, представители шоу-бизнеса и политики. Анализ представлений подростков о своем будущем через 15 лет позволил выявить критерии, которые являются наиболее значимыми для современных подростков в оценке будущей успешности своей профессиональной деятельности. Проанализированы гендерные различия в представлениях о профессиональной и жизненной успешности.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 10-15
Автор(ы): Бухаленкова Дарья А.;
Ключевые слова: успех; карьера; подростковый возраст;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Абдуллаева М.М. К вопросу о психосемантической классификации профессий. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.3-9

Статья посвящена обсуждению возможности использования особенностей субъективных семантик как оснований для предложенной Е.А. Климовым классификации профессий, базирующейся на дифференциации отношений работающего человека к объектам мира. В научной школе Е.Ю. Артемьевой эта классификация понимается как типология замещающей реальности, которая раскрывается через способы свободного описания объектов и метафорическую интерпретацию шкал семантического дифференциала. Соотнесение семантик с профессиональной принадлежностью позволит предсказывать степень соответствия человека миру профессий.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 3-9
Автор(ы): Абдуллаева М. М.;
Ключевые слова: мир профессий; психосемантика; классификация профессий; замещающая реальность; семантическое атрибутирование объектов; врачи разных специальностей;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Нины Николаевны Богомоловой. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.107-108

18 сентября 2016 г. на 90-м году жизни после тяжелой болезни скончалась Нина Николаевна Богомолова — наш коллега, друг и наставник, заслуженный научный сотрудник Московского университета, старший научный сотрудник кафедры  социальной психологии факультета психологии (1973—2015), кандидат исторических наук.

Страницы: 107-108
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Гордеева О.В. Трансформация сна во время гипнопедического воз- действия. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.88-106

В статье рассматривается состояние, возникающее при восприятии информации во время ночного сна и ее запоминании (данный способ обучения называется гипнопедией). На основе анализа результатов исследований по гипнопедии доказывается, что у учащегося формируется новый вид сна — гипнопедический сон (его нейрофизиологической основой являются стадии 1 и 2 фазы медленного сна). У этого вида сна появляются новые функции (связанные с восприятием и сохранением информации, полученной в состоянии сна, а не предшествовавшего бодрствования), четкие временнЫе границы (выработаны соответствующие условные рефлексы засыпания и пробуждения в ответ на определенное время и подачу информации), трансформированы нейрофизиологические основы (появляется альфа-ритм). Гипнопедический сон как измененное состояние сознания можно рассматривать в качестве аналога ВПФ, поскольку он является социальным по происхождению, произвольным (формируется не стихийно, а произвольно и направленно) и опосредованным предварительно созданной установкой на восприятие информации и ее сохранение.

Страницы: 88-106
Автор(ы): Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: сон; высшие психические функции (ВПФ); измененные состояния сознания (ИСС); психические функции сна; гипнопедия;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Петренко В.Ф., Гладких Н.Ю., Митина О.В. Психосемантический анализ восприятия политических лидеров (на материале вы- борки студентов из Южной Кореи). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.64-87

Психосемантический подход наиболее востребован, когда речь идет об исследованиях коллективных представлений. Он позволяет выявлять глубинные установки и стереотипы, которые плохо отрефлексированы или скрываются по причине социальной нежелательности, а потому с трудом поддаются диагностике. Отношение к политическим лидерам — как раз такой пример. В статье рассматриваются имиджи ряда современных политических лидеров, а также исторических персонажей, сыгравших в свое время значительную роль в мировой политике, в представлениях студенческой аудитории Южной Кореи. Для получения эмпирических данных (было опрошено 107 человек обоего пола) использовалась авторская психосемантическая методика «Образ политического лидера». Исследование включало построение многомерных семантических пространств, выступающих операциональной моделью категориальных структур восприятия политических лидеров. Для анализа данных использовались методы многомерной статистики: метод главных компонент и дискриминантный анализ.

Страницы: 64-87
Автор(ы): Петренко В.Ф. ; Гладких Наталья Юрьевна; Митина О.В. ;
Ключевые слова: политическая психология; психосемантика; имидж политического лидера; семантические пространства; методы многомерной статистики; студенты; Южная Корея;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Семенов И.Н. Научно-педагогическая и историко-методологическая деятельность Б.М. Теплова в Московском университете. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.46-63

В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. Теплова, которая внесла существенный вклад в развитие психологического познания и университетского образования в стране, а также в профессиональную подготовку в МГУ психологов высшей квалификации. 

Страницы: 46-63
Автор(ы): Семенов И.Н. ;
Ключевые слова: Теплов Б.М.; общая и дифференциальная психофизиология; военная психология; история психологии; методология человекознания; педагогическая деятельность;
Разделы журнала: История психологии;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Васильева И.И. Методологическое значение понятия «эргатическая система». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.36-45

Методом пошаговой конкретизации элементарной абстракции SO осуществлено моделирование основных феноменов коллективного труда и раскрыты базовые механизмы его интеграции: организационная культура, обменные отношения, процедурная и дистрибутивная справедливость, интеграция предметами труда. Результатом теоретического процесса восхождения от абстрактного к конкретному стало воссоздание всей полноты форм эргатических систем: индивидуальных и коллективных, с простыми предметами труда и со сложными, на всех уровнях психической регуляции — от простейших биомеханических до самых сложных, протекающих с участием сознания, что в целом образует понятие эргатической системы. Модель (понятие) эргатической системы при этом обнаруживает достаточность исходных логических предпосылок для интеграции предметов психологии труда, эргономики, инженерной психологии и организационной психологии.  Модель также раскрывает статус теории деятельностного опосредования психического как общей теории, единой для индивидуального и распределенного субъекта деятельности.

Страницы: 36-45
Автор(ы): Васильева Ирина Ивановна ;
Ключевые слова: субъект; объект; деятельностный подход; распределенный субъект; интеграция распределенного субъекта; эргатическая система; организационная культура; обменные отношения; групповая справедливость;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Еськов В.В., Филатова Д.Ю. Субъективная и объективная оценка степени напряжения мышц. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.19-35

Демонстрируются ограниченные возможности применения стохастики при сравнении ее с новыми методами многомерных фазовых пространств. Количественной мерой являются параметры квазиаттракторов для оценки хаотической динамики на примере работы мышцы, отводящей мизинец. Методом многомерных фазовых пространств выполнено изучение и моделирование сложных психофизиологических систем (complexity). Состояние нервно-мышечной системы изучается в двух режимах: слабое напряжение мышцы и усиленное, практически двукратное напряжение мышц, что для группы девушек (15 человек) без физической подготовки можно интерпретировать как максимальное усиление. Используются объемы квазиаттракторов многомерных фазовых пространств, которые обеспечивают идентификацию реальных изменений параметров функционального состояния мышцы при слабом (F1=5 даН) и сильном (F2=10 даН) статическом напряжении. Анализ временнОй развертки x1(t) сигнала, полученного с электромиографа, и автокорреляционных функций A(t) сигнала показал их неповторяемость. Сравнительный анализ состояния биомеханической системы производился на основе регистрации объема квазиаттрактора, а также на основе анализа энтропии Шеннона Е. Объем квазиаттрактора перемещений x1(t) и скорости x2(t)=dx1/dt при слабой нагрузке несколько меньше аналогичных объемов перемещений вектора (х1, х2)Т при сильной нагрузке мышцы, отводящей мизинец. Значения энтропии Шеннона при сильной нагрузке статистически не изменяются, что доказывает нецелесообразность энтропийного подхода в оценке мышечных усилий и о невозможности применения теоремы Гленсдорфа—Пригожина (из термодинамики неравновесных систем) в психофизиологических исследованиях. В целом ограничения возможностей применения методов стохастики и возможности использования метода многомерных фазовых пространств были продемонстрированы в эффекте Еськова—Зинченко.

Поступила: 12.05.2016
Принята к публикации: 21.06.2016
Страницы: 19-35
Автор(ы): Еськов Валерий Матвеевич; Зинченко Ю. П.; Еськов Валерий Валериевич; Филатова Диана Юрьевна;
Ключевые слова: хаос; двумерное фазовое пространство; квазиаттракторы; электромиограмма;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18

В статье рассматривается становление понятия мотива в теории А.Н. Леонтьева в соотнесении с идеями К. Левина, а также с различением внешней и внутренней мотивации и понятием континуума регуляции в современной теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Раскрыто разведение внешней мотивации, основанной на награде и наказании, и «естественной телеологии» в работах К. Левина и (внешнего) мотива и интереса в ранних текстах А.Н. Леонтьева. Подробно рассмотрено соотношение мотива, цели и смысла в структуре мотивации и регуляции деятельности. Вводится понятие качества мотивации как меры согласованности мотивации с глубинными потребностями и личностью в целом и показывается взаимодополнительность подходов теории деятельности и теории самодетерминации к проблеме качества мотивации.

Страницы: 3-18
Автор(ы): Леонтьев Д. А.;
Ключевые слова: мотивы; цели; смысл; теория деятельности; теория самодетерминации; интерес; внутренняя и внешняя мотивация; качество мотивации;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Еськов В.В. Понятие эволюции Гленс­дорфа—Пригожина и проблема гомеостатического регулиро­вания в психофизиологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 3-24.

Представлено обсуждение важнейшей проблемы психофизиологии и естествознания в целом: имеются ли повторения измеряемых значений психофизиологических показателей (функций) человека. Показывается, что для тремора и электромиограмм (при попытках сохранения статических мышечных напряжений) невозможно получить произвольно по­вторение выборок, статистические функции распределения выборок f(x) непрерывно изменяются. Эта динамика характерна и для тремора (условно непроизвольное движение), и для электромиограмм, когда высшая нервная деятельность человека курирует усилие, развиваемое мышцей. Непро­извольное движение (тремор) демонстрирует число совпадений выборок электромиограмм (при произвольном мышечном напряжении) k, кото­рое подобно тремору в матрицах парных сравнений выборок. Энтропия К . Шеннона при этом статистически значимо не изменяется.

Поступила: 15.02.2016
Страницы: 3-24
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Еськов Валерий Матвеевич; Еськов Валерий Валериевич;
Ключевые слова: гомеостаз; электромиограмма; энтропия; комплексность;
Разделы журнала: Фундаментальная наука сегодня;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Развитие функций прог­ раммирования и контроля у детей 7—9 лет. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 42-63

Работа посвящена нейропсихологическому анализу развития функций программирования и контроля (управляющих функций) у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 117 первоклассников (возраст 7.62±0.45 года) и 86 третьеклассников (возраст 9.64±0.4 года) с раз­ личной успешностью освоения школьной программы. Оценка состояния управляющих функций проводилась с помощью нейропсихологического обследования и трех компьютерных методик: “Dots”, таблицы Шульте, графомоторная проба. Анализ полученных данных показал хорошую со­ гласованность различных методов оценки. Обнаружено, что от 7 к 9 годам результаты выполнения проб значительно улучшаются, особенно в зада­ ниях с максимальной нагрузкой на управляющие функции. Увеличение темпа выполнения заданий, уменьшение количества ошибок от первого к третьему классу свидетельствуют о заметном развитии функций прог­ раммирования и контроля. Дополнение нейропсихического обследования компьютерными методиками позволяет более дифференцированно оцени­ вать состояние функций программирования и контроля у детей младшего школьного возраста. Сочетанное использование нейропсихологического обследования и компьютерных методик может оказаться достаточно хорошим средством оценки риска возникновения трудностей обучения у младших школьников.

Поступила: 19.01.2016
Страницы: 42-63
Автор(ы): Ахутина Т. В.; Корнеев А. А.; Матвеева Е. Ю.;
Ключевые слова: детская нейропсихология; регуляторные функции; внимание; младшие школьники;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Синельникова Е.С. Влияние характеристик ситуации на проявление культурных различий в предпочтении способов взаимодействия в конфликте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 64-78

Гипотеза исследования: характеристики конфликтной ситуации (тип отношений между партнерами, статусные различия между ними, содержание конфликта) оказывают влияние на проявление культурных различий во взаимодействии в конфликте. Респонденты: 125 голландцев (студенты, средний возраст 21.62 года) и 146 россиян (студенты, средний возраст 20.15 года). Использовалась методика «Конфликтные ситуации» Е.С. Синельниковой (Россия) и Д. Вигболдуса (Нидерланды). Выявлено, что тип отношений между партнерами (деловые, дружеские, семейные отношения), статусные различия между ними и содержание конфликта влияют на проявление культурных различий в предпочтении способов взаимодействия в конфликте. Россияне проявляют бóльшую готовность к выражению своих чувств, к конфронтации в семейном конфликте, гол­ ландцы — в конфликтах, связанных с нарушением социальных норм, неза­ висимо от типа отношений и статусных различий с партнером. Россияне и голландцы проявляют равную готовность к сотрудничеству с партнером в разрешении конфликта в интересах всех его сторон. Голландцы в большей степени предпочитают прямые способы взаимодействия в конфликте, россияне — непрямой способ (иронию).

Поступила: 01.09.2015
Страницы: 64-78
Автор(ы): Синельникова Елена Семёновна;
Ключевые слова: конфликтные ситуация; культура; способы взаимо­ действия в конфликте; российские студенты; голландские студенты;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Будякова Т.П. Интервью с Л .Б . Филоновым. //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с. 146-152

В память о большом ученом и замечательном человеке Льве Борисовиче Филонове мы публикуем его последнее интервью. Беседу провела 2 июля 2015 г. Татьяна Петровна Будякова — кандидат психо­логических наук, и .о.зав. кафедрой психологии и педагогики Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина. В данном интервью личность Льва Борисовича Филонова раскрылась как многогранная, раз­вивающаяся и творческая.

Страницы: 146-152
Автор(ы): Будякова Татьяна Петровна;
Ключевые слова: Филонов Л.Б.;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Капустин С.А. Использование результатов исследования семей с детско-­родительскими проблемами в практике психологического консультирования взрослых людей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 79-95

В предыдущих исследованиях нами было показано, что такие стили родительского воспитания, как гиперопека и сверхтребовательность, способствуют формированию у детей трех аномальных типов личности: ориентированного на внешнюю помощь, ориентированного на соответ­ ствие своего поведения требованиям других людей и ориентированного на протест против такого соответствия. Эти типы личности в значительной мере обусловливают возникновение детско­родительских проблем. В на­стоящем исследовании участвовали взрослые люди (n=54; возраст от 18 до 40 лет), обратившиеся в психологическую консультацию по поводу личных проблем. Анализ консультативных случаев выявил, что 42 из 54 клиентов (78%) в детстве воспитывались в условиях гиперопеки или сверх-требо­вательности. У этих клиентов были обнаружены те же аномальные типы личности, что и у детей из семей клиентов психологической консультации с детско­-родительскими проблемами, воспитывавшихся в аналогичных условиях. Сделан вывод о том, что аномальные типы личности, сформи­ ровавшиеся в детстве клиентов, оказали влияние на возникновение у них уже во взрослом возрасте ряда личных проблем.

Поступила: 24.06.2015
Страницы: 79-95
Автор(ы): Капустин С. А. ;
Ключевые слова: нормальная личность; аномальная личность; стили родительского воспитания; гиперопека; сверхтребовательность; детско-родительские проблемы; личные проблемы;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Соколова Е.Е. Чтобы быть психологом, нельзя не быть философом, или Почему имеет смысл спорить о понятиях. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 25-41

Статья написана в контексте развития творческого наследия А.А. Ле­онтьева (1936—2004). Откликаясь на призыв ученого интенсифицировать методологическую работу в психологии и углубить «критику понятий», автор статьи анализирует историю возникновения и развития понятия «функциональный орган» в психологии деятельности. В противовес попу­лярным в последнее время тенденциям определять психическое как функ­циональный орган индивида или души, автор настаивает на определении психики как функционального органа деятельности, что соответствует не букве, но духу деятельностного подхода в психологии в варианте школы А .Н. Леонтьева. Такое понимание сущности психического может вывести психологию из дихотомии механицизма и спиритуализма, без преодо­ления которой, как отмечал ещё Л.С. Выготский, невозможно адекватное развитие психологической науки и практики.

Поступила: 09.11.2015
Страницы: 25-41
Автор(ы): Соколова Е. Е. ;
Ключевые слова: А.А. Леонтьев; методология психологии; функциональный орган; деятельность; ментальность; деятельностный подход; школа А.Н.Леонтьева;
Разделы журнала: К 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (1936—2004);

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Курбатова Т.Н., Валова Ю.А. Личностные особенности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 96-110

Представлены результаты сравнительного исследования личностных особенностей подростков, имеющих и не имеющих опыта сексуальных отношений. Выборка: 405 школьников (г. Санкт-Петербург) в возрасте 14—16 лет: 228 сексуально активных (128 юношей и 100 девушек) и 177 сексуально неактивных (100 юношей и 77 девушек). Использованные методики: «Подростки о родителях» Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына; многофакторный личностный опросник «FPI» (фор- ма В) И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел; восьмифакторный личностный опросник Л. Гордона; «Самоактуализационный тест» (САТ) в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; авторская анкета. Обнаружено, что вне зависимости от пола подростки с опытом сексуальных отношений отличаются от сексуально неактивных высокой общительностью, склонностью к доминированию и энергичностью. Установлено, что дополнительный фактор, провоцирующий подростков на ранние сексуальные отношения, — эмоциональная дистанцированность родителей на фоне отсутствия системы требований.

Поступила: 21.08.2015
Страницы: 96-110
Автор(ы): Курбатова Т.Н.; Валова Юлиана Алексеевна;
Ключевые слова: сексуальное поведение; подростковый возраст; личностные характеристики ; профессиональная самореализация личности; детско-родительские отношения;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Рассказова Е.И. Русскоязычная версия опросника восприятия бо­лезни Р.Мосс-­Моррис и др.: апробация на выборке больных с непсихотическими депрессиями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 123-142

Приводятся результаты апробации русскоязычной версии опросника восприятия болезни (The Revised Illness Perception Questionnaire — IPQ-R), разработанного Р. Мосс­-Моррис с коллегами для диагностики представ­лений пациентов о причинах, длительности, последствиях заболевания, лечении и своих возможностях контроля за его течением. Выборку апробации (n=80) составили три группы больных в возрасте 17—26 лет (средний возраст 20.2±2.8 года) с непсихотическими депрессиями в рамках расстройств настроения (n=33), расстройств личности (n=22) и шизоти­пического расстройства (n=25) . С целью установления внешней валид­ности методики дополнительно больные заполняли шкалу когнитивного инсайта А. Бека, методики диагностики локуса контроля причин болезни и лечения и методику диагностики самоэффективности в отношении лечения. Показаны надежность­, согласованность и факторная валидность опросника. Больные всех трех групп склонны объяснять болезнь личност­ными и (в меньшей степени) ситуативными факторами, верить в важность и эффективность лечения, свои возможности контролировать состояние и в то, что заболевание краткосрочно и не носит циклического характера. О внешней валидности опросника восприятия болезни свидетельствуют корреляции шкал с результатами интервью, шкалой когнитивного инсайта и методиками локуса контроля в отношении болезни и лечения и само­ эффективности в отношении лечения.

Поступила: 22.11.2015
Страницы: 123-142
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: представления о болезни и её причинах; опросник восприятия болезни; репрезентация болезни; валидность; непсихотические депрессии; юношеский возраст;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Куколева К.И., Колпачников В.В. Соотношение самоактуализации и эгоцентризма в возрастном периоде ранней взрослости. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 111-122

Проведено изучение соотношения уровней эгоцентризма и самоак­ туализации у 115 представителей возрастного периода ранней взрослости (20—40 лет). Обнаружено отсутствие сильной прямой взаимосвязи пока­ зателей по «Самоактуализационному тесту» (CAT) Ю.Е. Алешиной и др. и «Тесту эгоцентрических ассоциаций» Т.И. Пашуковой и др. Умеренные и слабые корреляции уровня эгоцентризма с несколькими шкалами САТ выявили необходимость рассматривать эгоцентризм и самоактуализацию как сложные феномены, частично связанные между собой, но при этом имеющие связи и с различными другими факторами, среди которых вовле­ ченность в трудовую деятельность, половая принадлежность, возраст.

Поступила: 07.07.2015
Страницы: 111-122
Автор(ы): Куколева Ксения Игоревна; Колпачников В.В.;
Ключевые слова: профессиональная самореализация личности; эгоцентризм; ранняя взрослость; самопринятие; внимание к себе;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016


Статьи 1 - 38 из 478
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер