ISSN 0137—0936
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Статьи

Фильтр
Ru:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
  

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Нины Николаевны Богомоловой. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.107-108

18 сентября 2016 г. на 90-м году жизни после тяжелой болезни скончалась Нина Николаевна Богомолова — наш коллега, друг и наставник, заслуженный научный сотрудник Московского университета, старший научный сотрудник кафедры  социальной психологии факультета психологии (1973—2015), кандидат исторических наук.

Страницы: 107-108
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Гордеева О.В. Трансформация сна во время гипнопедического воз- действия. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.88-106

В статье рассматривается состояние, возникающее при восприятии информации во время ночного сна и ее запоминании (данный способ обучения называется гипнопедией). На основе анализа результатов исследований по гипнопедии доказывается, что у учащегося формируется новый вид сна — гипнопедический сон (его нейрофизиологической основой являются стадии 1 и 2 фазы медленного сна). У этого вида сна появляются новые функции (связанные с восприятием и сохранением информации, полученной в состоянии сна, а не предшествовавшего бодрствования), четкие временнЫе границы (выработаны соответствующие условные рефлексы засыпания и пробуждения в ответ на определенное время и подачу информации), трансформированы нейрофизиологические основы (появляется альфа-ритм). Гипнопедический сон как измененное состояние сознания можно рассматривать в качестве аналога ВПФ, поскольку он является социальным по происхождению, произвольным (формируется не стихийно, а произвольно и направленно) и опосредованным предварительно созданной установкой на восприятие информации и ее сохранение.

Страницы: 88-106
Автор(ы): Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: сон; высшие психические функции (ВПФ); измененные состояния сознания (ИСС); психические функции сна; гипнопедия;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Петренко В.Ф., Гладких Н.Ю., Митина О.В. Психосемантический анализ восприятия политических лидеров (на материале вы- борки студентов из Южной Кореи). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.64-87

Психосемантический подход наиболее востребован, когда речь идет об исследованиях коллективных представлений. Он позволяет выявлять глубинные установки и стереотипы, которые плохо отрефлексированы или скрываются по причине социальной нежелательности, а потому с трудом поддаются диагностике. Отношение к политическим лидерам — как раз такой пример. В статье рассматриваются имиджи ряда современных политических лидеров, а также исторических персонажей, сыгравших в свое время значительную роль в мировой политике, в представлениях студенческой аудитории Южной Кореи. Для получения эмпирических данных (было опрошено 107 человек обоего пола) использовалась авторская психосемантическая методика «Образ политического лидера». Исследование включало построение многомерных семантических пространств, выступающих операциональной моделью категориальных структур восприятия политических лидеров. Для анализа данных использовались методы многомерной статистики: метод главных компонент и дискриминантный анализ.

Страницы: 64-87
Автор(ы): Петренко В.Ф. ; Гладких Наталья Юрьевна; Митина О.В. ;
Ключевые слова: политическая психология; психосемантика; имидж политического лидера; семантические пространства; методы многомерной статистики; студенты; Южная Корея;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Семенов И.Н. Научно-педагогическая и историко-методологическая деятельность Б.М. Теплова в Московском университете. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.46-63

В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. Теплова, которая внесла существенный вклад в развитие психологического познания и университетского образования в стране, а также в профессиональную подготовку в МГУ психологов высшей квалификации. 

Страницы: 46-63
Автор(ы): Семенов И.Н. ;
Ключевые слова: Теплов Б.М.; общая и дифференциальная психофизиология; военная психология; история психологии; методология человекознания; педагогическая деятельность;
Разделы журнала: История психологии;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Васильева И.И. Методологическое значение понятия «эргатическая система». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.36-45

Методом пошаговой конкретизации элементарной абстракции SO осуществлено моделирование основных феноменов коллективного труда и раскрыты базовые механизмы его интеграции: организационная культура, обменные отношения, процедурная и дистрибутивная справедливость, интеграция предметами труда. Результатом теоретического процесса восхождения от абстрактного к конкретному стало воссоздание всей полноты форм эргатических систем: индивидуальных и коллективных, с простыми предметами труда и со сложными, на всех уровнях психической регуляции — от простейших биомеханических до самых сложных, протекающих с участием сознания, что в целом образует понятие эргатической системы. Модель (понятие) эргатической системы при этом обнаруживает достаточность исходных логических предпосылок для интеграции предметов психологии труда, эргономики, инженерной психологии и организационной психологии.  Модель также раскрывает статус теории деятельностного опосредования психического как общей теории, единой для индивидуального и распределенного субъекта деятельности.

Страницы: 36-45
Автор(ы): Васильева Ирина Ивановна ;
Ключевые слова: субъект; объект; деятельностный подход; распределенный субъект; интеграция распределенного субъекта; эргатическая система; организационная культура; обменные отношения; групповая справедливость;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Еськов В.В., Филатова Д.Ю. Субъективная и объективная оценка степени напряжения мышц. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.19-35

Демонстрируются ограниченные возможности применения стохастики при сравнении ее с новыми методами многомерных фазовых пространств. Количественной мерой являются параметры квазиаттракторов для оценки хаотической динамики на примере работы мышцы, отводящей мизинец. Методом многомерных фазовых пространств выполнено изучение и моделирование сложных психофизиологических систем (complexity). Состояние нервно-мышечной системы изучается в двух режимах: слабое напряжение мышцы и усиленное, практически двукратное напряжение мышц, что для группы девушек (15 человек) без физической подготовки можно интерпретировать как максимальное усиление. Используются объемы квазиаттракторов многомерных фазовых пространств, которые обеспечивают идентификацию реальных изменений параметров функционального состояния мышцы при слабом (F1=5 даН) и сильном (F2=10 даН) статическом напряжении. Анализ временнОй развертки x1(t) сигнала, полученного с электромиографа, и автокорреляционных функций A(t) сигнала показал их неповторяемость. Сравнительный анализ состояния биомеханической системы производился на основе регистрации объема квазиаттрактора, а также на основе анализа энтропии Шеннона Е. Объем квазиаттрактора перемещений x1(t) и скорости x2(t)=dx1/dt при слабой нагрузке несколько меньше аналогичных объемов перемещений вектора (х1, х2)Т при сильной нагрузке мышцы, отводящей мизинец. Значения энтропии Шеннона при сильной нагрузке статистически не изменяются, что доказывает нецелесообразность энтропийного подхода в оценке мышечных усилий и о невозможности применения теоремы Гленсдорфа—Пригожина (из термодинамики неравновесных систем) в психофизиологических исследованиях. В целом ограничения возможностей применения методов стохастики и возможности использования метода многомерных фазовых пространств были продемонстрированы в эффекте Еськова—Зинченко.

Поступила: 12.05.2016
Принята к публикации: 21.06.2016
Страницы: 19-35
Автор(ы): Еськов Валерий Матвеевич; Зинченко Ю. П.; Еськов Валерий Валериевич; Филатова Диана Юрьевна;
Ключевые слова: хаос; двумерное фазовое пространство; квазиаттракторы; электромиограмма;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18

В статье рассматривается становление понятия мотива в теории А.Н. Леонтьева в соотнесении с идеями К. Левина, а также с различением внешней и внутренней мотивации и понятием континуума регуляции в современной теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Раскрыто разведение внешней мотивации, основанной на награде и наказании, и «естественной телеологии» в работах К. Левина и (внешнего) мотива и интереса в ранних текстах А.Н. Леонтьева. Подробно рассмотрено соотношение мотива, цели и смысла в структуре мотивации и регуляции деятельности. Вводится понятие качества мотивации как меры согласованности мотивации с глубинными потребностями и личностью в целом и показывается взаимодополнительность подходов теории деятельности и теории самодетерминации к проблеме качества мотивации.

Страницы: 3-18
Автор(ы): Леонтьев Д. А.;
Ключевые слова: мотивы; цели; смысл; теория деятельности; теория самодетерминации; интерес; внутренняя и внешняя мотивация; качество мотивации;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Еськов В.В. Понятие эволюции Гленс­дорфа—Пригожина и проблема гомеостатического регулиро­вания в психофизиологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 3-24.

Представлено обсуждение важнейшей проблемы психофизиологии и естествознания в целом: имеются ли повторения измеряемых значений психофизиологических показателей (функций) человека. Показывается, что для тремора и электромиограмм (при попытках сохранения статических мышечных напряжений) невозможно получить произвольно по­вторение выборок, статистические функции распределения выборок f(x) непрерывно изменяются. Эта динамика характерна и для тремора (условно непроизвольное движение), и для электромиограмм, когда высшая нервная деятельность человека курирует усилие, развиваемое мышцей. Непро­извольное движение (тремор) демонстрирует число совпадений выборок электромиограмм (при произвольном мышечном напряжении) k, кото­рое подобно тремору в матрицах парных сравнений выборок. Энтропия К . Шеннона при этом статистически значимо не изменяется.

Поступила: 15.02.2016
Страницы: 3-24
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Еськов Валерий Матвеевич; Еськов Валерий Валериевич;
Ключевые слова: гомеостаз; электромиограмма; энтропия; комплексность;
Разделы журнала: Фундаментальная наука сегодня;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Развитие функций прог­ раммирования и контроля у детей 7—9 лет. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 42-63

Работа посвящена нейропсихологическому анализу развития функций программирования и контроля (управляющих функций) у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 117 первоклассников (возраст 7.62±0.45 года) и 86 третьеклассников (возраст 9.64±0.4 года) с раз­ личной успешностью освоения школьной программы. Оценка состояния управляющих функций проводилась с помощью нейропсихологического обследования и трех компьютерных методик: “Dots”, таблицы Шульте, графомоторная проба. Анализ полученных данных показал хорошую со­ гласованность различных методов оценки. Обнаружено, что от 7 к 9 годам результаты выполнения проб значительно улучшаются, особенно в зада­ ниях с максимальной нагрузкой на управляющие функции. Увеличение темпа выполнения заданий, уменьшение количества ошибок от первого к третьему классу свидетельствуют о заметном развитии функций прог­ раммирования и контроля. Дополнение нейропсихического обследования компьютерными методиками позволяет более дифференцированно оцени­ вать состояние функций программирования и контроля у детей младшего школьного возраста. Сочетанное использование нейропсихологического обследования и компьютерных методик может оказаться достаточно хорошим средством оценки риска возникновения трудностей обучения у младших школьников.

Поступила: 19.01.2016
Страницы: 42-63
Автор(ы): Ахутина Т. В.; Корнеев А. А.; Матвеева Е. Ю.;
Ключевые слова: детская нейропсихология; регуляторные функции; внимание; младшие школьники;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Синельникова Е.С. Влияние характеристик ситуации на проявление культурных различий в предпочтении способов взаимодействия в конфликте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 64-78

Гипотеза исследования: характеристики конфликтной ситуации (тип отношений между партнерами, статусные различия между ними, содержание конфликта) оказывают влияние на проявление культурных различий во взаимодействии в конфликте. Респонденты: 125 голландцев (студенты, средний возраст 21.62 года) и 146 россиян (студенты, средний возраст 20.15 года). Использовалась методика «Конфликтные ситуации» Е.С. Синельниковой (Россия) и Д. Вигболдуса (Нидерланды). Выявлено, что тип отношений между партнерами (деловые, дружеские, семейные отношения), статусные различия между ними и содержание конфликта влияют на проявление культурных различий в предпочтении способов взаимодействия в конфликте. Россияне проявляют бóльшую готовность к выражению своих чувств, к конфронтации в семейном конфликте, гол­ ландцы — в конфликтах, связанных с нарушением социальных норм, неза­ висимо от типа отношений и статусных различий с партнером. Россияне и голландцы проявляют равную готовность к сотрудничеству с партнером в разрешении конфликта в интересах всех его сторон. Голландцы в большей степени предпочитают прямые способы взаимодействия в конфликте, россияне — непрямой способ (иронию).

Поступила: 01.09.2015
Страницы: 64-78
Автор(ы): Синельникова Елена Семёновна;
Ключевые слова: конфликтные ситуация; культура; способы взаимо­ действия в конфликте; российские студенты; голландские студенты;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Будякова Т.П. Интервью с Л .Б . Филоновым. //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с. 146-152

В память о большом ученом и замечательном человеке Льве Борисовиче Филонове мы публикуем его последнее интервью. Беседу провела 2 июля 2015 г. Татьяна Петровна Будякова — кандидат психо­логических наук, и .о.зав. кафедрой психологии и педагогики Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина. В данном интервью личность Льва Борисовича Филонова раскрылась как многогранная, раз­вивающаяся и творческая.

Страницы: 146-152
Автор(ы): Будякова Татьяна Петровна;
Ключевые слова: Филонов Л.Б.;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Капустин С.А. Использование результатов исследования семей с детско-­родительскими проблемами в практике психологического консультирования взрослых людей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 79-95

В предыдущих исследованиях нами было показано, что такие стили родительского воспитания, как гиперопека и сверхтребовательность, способствуют формированию у детей трех аномальных типов личности: ориентированного на внешнюю помощь, ориентированного на соответ­ ствие своего поведения требованиям других людей и ориентированного на протест против такого соответствия. Эти типы личности в значительной мере обусловливают возникновение детско­родительских проблем. В на­стоящем исследовании участвовали взрослые люди (n=54; возраст от 18 до 40 лет), обратившиеся в психологическую консультацию по поводу личных проблем. Анализ консультативных случаев выявил, что 42 из 54 клиентов (78%) в детстве воспитывались в условиях гиперопеки или сверх-требо­вательности. У этих клиентов были обнаружены те же аномальные типы личности, что и у детей из семей клиентов психологической консультации с детско­-родительскими проблемами, воспитывавшихся в аналогичных условиях. Сделан вывод о том, что аномальные типы личности, сформи­ ровавшиеся в детстве клиентов, оказали влияние на возникновение у них уже во взрослом возрасте ряда личных проблем.

Поступила: 24.06.2015
Страницы: 79-95
Автор(ы): Капустин С. А. ;
Ключевые слова: нормальная личность; аномальная личность; стили родительского воспитания; гиперопека; сверхтребовательность; детско-родительские проблемы; личные проблемы;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Соколова Е.Е. Чтобы быть психологом, нельзя не быть философом, или Почему имеет смысл спорить о понятиях. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 25-41

Статья написана в контексте развития творческого наследия А.А. Ле­онтьева (1936—2004). Откликаясь на призыв ученого интенсифицировать методологическую работу в психологии и углубить «критику понятий», автор статьи анализирует историю возникновения и развития понятия «функциональный орган» в психологии деятельности. В противовес попу­лярным в последнее время тенденциям определять психическое как функ­циональный орган индивида или души, автор настаивает на определении психики как функционального органа деятельности, что соответствует не букве, но духу деятельностного подхода в психологии в варианте школы А .Н. Леонтьева. Такое понимание сущности психического может вывести психологию из дихотомии механицизма и спиритуализма, без преодо­ления которой, как отмечал ещё Л.С. Выготский, невозможно адекватное развитие психологической науки и практики.

Поступила: 09.11.2015
Страницы: 25-41
Автор(ы): Соколова Е. Е. ;
Ключевые слова: А.А. Леонтьев; методология психологии; функциональный орган; деятельность; ментальность; деятельностный подход; школа А.Н.Леонтьева;
Разделы журнала: К 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (1936—2004);

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Курбатова Т.Н., Валова Ю.А. Личностные особенности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 96-110

Представлены результаты сравнительного исследования личностных особенностей подростков, имеющих и не имеющих опыта сексуальных отношений. Выборка: 405 школьников (г. Санкт-Петербург) в возрасте 14—16 лет: 228 сексуально активных (128 юношей и 100 девушек) и 177 сексуально неактивных (100 юношей и 77 девушек). Использованные методики: «Подростки о родителях» Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына; многофакторный личностный опросник «FPI» (фор- ма В) И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел; восьмифакторный личностный опросник Л. Гордона; «Самоактуализационный тест» (САТ) в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; авторская анкета. Обнаружено, что вне зависимости от пола подростки с опытом сексуальных отношений отличаются от сексуально неактивных высокой общительностью, склонностью к доминированию и энергичностью. Установлено, что дополнительный фактор, провоцирующий подростков на ранние сексуальные отношения, — эмоциональная дистанцированность родителей на фоне отсутствия системы требований.

Поступила: 21.08.2015
Страницы: 96-110
Автор(ы): Курбатова Т.Н.; Валова Юлиана Алексеевна;
Ключевые слова: сексуальное поведение; подростковый возраст; личностные характеристики ; профессиональная самореализация личности; детско-родительские отношения;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Рассказова Е.И. Русскоязычная версия опросника восприятия бо­лезни Р.Мосс-­Моррис и др.: апробация на выборке больных с непсихотическими депрессиями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 123-142

Приводятся результаты апробации русскоязычной версии опросника восприятия болезни (The Revised Illness Perception Questionnaire — IPQ-R), разработанного Р. Мосс­-Моррис с коллегами для диагностики представ­лений пациентов о причинах, длительности, последствиях заболевания, лечении и своих возможностях контроля за его течением. Выборку апробации (n=80) составили три группы больных в возрасте 17—26 лет (средний возраст 20.2±2.8 года) с непсихотическими депрессиями в рамках расстройств настроения (n=33), расстройств личности (n=22) и шизоти­пического расстройства (n=25) . С целью установления внешней валид­ности методики дополнительно больные заполняли шкалу когнитивного инсайта А. Бека, методики диагностики локуса контроля причин болезни и лечения и методику диагностики самоэффективности в отношении лечения. Показаны надежность­, согласованность и факторная валидность опросника. Больные всех трех групп склонны объяснять болезнь личност­ными и (в меньшей степени) ситуативными факторами, верить в важность и эффективность лечения, свои возможности контролировать состояние и в то, что заболевание краткосрочно и не носит циклического характера. О внешней валидности опросника восприятия болезни свидетельствуют корреляции шкал с результатами интервью, шкалой когнитивного инсайта и методиками локуса контроля в отношении болезни и лечения и само­ эффективности в отношении лечения.

Поступила: 22.11.2015
Страницы: 123-142
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: представления о болезни и её причинах; опросник восприятия болезни; репрезентация болезни; валидность; непсихотические депрессии; юношеский возраст;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Куколева К.И., Колпачников В.В. Соотношение самоактуализации и эгоцентризма в возрастном периоде ранней взрослости. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 111-122

Проведено изучение соотношения уровней эгоцентризма и самоак­ туализации у 115 представителей возрастного периода ранней взрослости (20—40 лет). Обнаружено отсутствие сильной прямой взаимосвязи пока­ зателей по «Самоактуализационному тесту» (CAT) Ю.Е. Алешиной и др. и «Тесту эгоцентрических ассоциаций» Т.И. Пашуковой и др. Умеренные и слабые корреляции уровня эгоцентризма с несколькими шкалами САТ выявили необходимость рассматривать эгоцентризм и самоактуализацию как сложные феномены, частично связанные между собой, но при этом имеющие связи и с различными другими факторами, среди которых вовле­ ченность в трудовую деятельность, половая принадлежность, возраст.

Поступила: 07.07.2015
Страницы: 111-122
Автор(ы): Куколева Ксения Игоревна; Колпачников В.В.;
Ключевые слова: профессиональная самореализация личности; эгоцентризм; ранняя взрослость; самопринятие; внимание к себе;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Льва Борисовича Филонова. //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.143-145

11 апреля 2016 г. скончался Лев Борисович Филонов, доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области юридической психологии, психологии труда, психологии личности и социальной психологии. Более 10 лет, с 1992 г., Л.Б. Филонов работал профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (по совместительству). Многие поколения российских психологов будут с благодар­ностью помнить Льва Борисовича Филонова как человека мягкого и доброжелательного в общении, неизменно честного в делах и отношениях с людьми, сохранившего до преклонных лет живой интерес к людям и к психологической науке.

Страницы: 143-145
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Филонов Л.Б.;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Лидии Васильевны Бороздиной //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.123-125

4 октября 2015 г. скончалась доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Лидия Васильевна Бороздина.

Страницы: 123-125
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: некролог; Лидия Васильевна Бороздина;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Аникина В.Г. Идеи М.К. Мамардашвили и культурно-диалогическое понимание рефлексии //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.114-122

В статье анализируются представления М.К. Мамардашвили о человеке и значении культуры в его становлении. Согласно этим представлениям, «природный человек» (биологическое существо) может стать человеком «бытийным» — сознательным, осмысленным, цельным. Бытие человека — это бодрствующее вертикальное состояние, которое необходимо постоянно удерживать — собирать. Одно из условий такой «сборки» — существование «культурных форм» как бытия, форм возможного человека. Очерчивание в статье областей соприкосновения взглядов М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского позволило акцентировать внимание на рефлексии как способе бытия и на слове как топосе, месте бытия. Вопрос о механизме «сборки» решается с опорой на понимание диалогической (М.М. Бахтин) природы рефлексии. Определяется понятие «рефлексивный текст» как культурная форма рефлексии.

Поступила: 07.09.2015
Страницы: 114-122
Автор(ы): Аникина В.Г. ;
Ключевые слова: природный человек; бытийный человек; бытие; слово; рефлексия; рефлексивный текст;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности (окончание) //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.98-113

В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального по- ведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности. Нумерация разделов продолжается.

Поступила: 11.02.2015
Страницы: 98-113
Автор(ы): Семенов И.Н. ;
Ключевые слова: личность; жизнетворчество; М.М. Зощенко; поведение; рефлексия; самовосприятие; самонаблюдение; понимание; саморазвитие; Я-концепция; индивидуальность; субъектность; смысл;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Каминский И.В. Контроль ракурса образов как средство повышения эффективности мысленной проработки двигательных навыков //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.83-97

Мысленная проработка двигательных навыков — один из наиболее востребованных методов в психологической подготовке спортсменов. Считается, что эффективность мысленной проработки можно повысить путем использования образов определенного ракурса. Несмотря на от­ сутствие общепринятой теории, широкое распространение получили рекомендации к использованию образов внутреннего ракурса как наиболее эффективного средства мысленной проработки движений. Анализ зарубежных исследований показал, что образы внешнего ракурса имеют преимущество на начальных этапах освоения сложного двигательного навыка, а также при проработке технических элементов, правильность исполнения которых зависит от пространственного взаиморасположения частей тела. Обобщены методологические ошибки проведенных исследований и сделан вывод о том, что рекомендации по использованию образов исключительно внутреннего ракурса не имеют достаточных оснований. Намечены актуальные направления дальнейшей разработки проблемы использования образов внутреннего и внешнего ракурса в спортивной психологии

Поступила: 19.06.2015
Страницы: 83-97
Автор(ы): Каминский И.В.;
Ключевые слова: психология спорта; мысленная проработка дви­гательных навыков; мысленный образ; образы внутреннего ракурса; образы внешнего ракурса;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Астрецов Д.А., Леонтьев Д.А. Психодиагностические возможности «Шкалы внутренней диалоговой активности» П. Олеся //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.66-82

В статье раскрывается понятие внутреннего диалога и его понимание в различных психологических школах и направлениях — отечественных и зарубежных. Кратко описаны представления о внутреннем диалоге М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Г.М. Кучинского, Х. Херманса. Представлена методика «Шкала внутренней диалоговой активности» (ШВДА) П. Олеся. Русскоязычная адаптация ШВДА проводилась на выборке 256 человек, 123 из которых участвовали в повторном тестировании спустя две недели. По результатам анализа эмпирических данных основной показатель методики (склонность к внутреннему диалогу) был успешно валидизирован, однако вместо авторской модели, включавшей 7 субшкал, по нашим данным более адекватной оказалась трехфакторная структура ШВДА (внутренний диалог, внутренний мир, внутренний конфликт), обладающая высокими показателями надежности и валидности. Конструкт- ная валидность обосновывается высокой связью с различными формами рефлексивных процессов и аспектами самоотношения. В отличие от дифференциального теста рефлексии Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина ШВДА представляет негативный полюс рефлексии, что подтверждается анализом связи ШВДА с другими личностными переменными. Представленная в работе методика может быть использована как в исследовательских целях, так и для решения прикладных задач.

Поступила: 20.10.2015
Страницы: 66-82
Автор(ы): Астрецов Д.А.; Леонтьев Д. А.;
Ключевые слова: рефлексия; самоотношение; психодиагностика; внутренний диалог;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Филиппова Е.В., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Программа развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена и экспериментальная проверка ее эффективности //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.55-65

В статье дано общее представление о разработанной авторами программе повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена средствами осознанной саморегуляции. Описаны результаты экспериментальной проверки ее эффективности на 57 учащихся 11-го класса (17—18 лет) СОШ г. Москвы. Для диагностики использовались многошкальный тест-опросник «Стиль саморегуляции учебной деятельности» (ССУД-М) и адаптированный вариант опросника оценочной тревожности Ч.Д. Спилбергера Test Anxiety Inventory (TAI). Анализ экспериментальных данных выявил статистически значимые изменения регуляторных параметров, а также показателей оценочной тревожности в контрольной (28 чел.) и экспериментальной (29 чел.) группах. В экспериментальной группе увеличились значения по регуляторным переменным моделирование, оценка результатов, гибкость, надежность, ответственность, общий уровень саморегуляции; снизились значения по беспокойству и общему уровню тревожности. Анализ надежности учебных действий учащихся путем сравнения академических отметок, пробных и итоговых отметок ЕГЭ показал, что в экспериментальной группе надежность учебных действий выше, чем в контрольной. Эффективность практического при- менения программы развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена экспериментально доказана

Поступила: 29.07.2015
Страницы: 55-65
Автор(ы): Филиппова Е.В.; Фомина Т.Г. ; Моросанова В.И. ;
Ключевые слова: осознанная саморегуляция; учебная деятельность; надежность учебных действий; оценочная тревожность;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Толочек В.А., Винокуров Л.В., Журавлева Н.И. Условия социальной среды как ресурсы профессиональной успешности субъектов //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.39-54

Цель исследования: выделить условия социальной среды, актуализируемые (идентифицируемые, воспринимаемые) представителями разных социальных групп как ресурсы успешности субъекта на протяжении его профессиональной карьеры. В статье анализируются результаты опроса 147 респондентов (менеджеров, бухгалтеров, частных предпринимателей) в возрасте 31—47 лет, М=39.2 по исследовательской анкете «Динамика профессионального становления субъекта». Опрос проводился в 2010—2013 гг. в ситуациях платных форм профессионального обучения. Разделение выборки на группы (мужчины/женщины, руководители/специалисты) и использование t-сравнения и множественного регрессионного анализа позволило выявить специфические для выделяемых социальных групп структуры и динамику актуализации условий среды как ресурсов. Исследование показало, что у респондентов, занимающих высокие должностные позиции (руководителей) спектр внесубъектных ресурсов достаточно широк и вариативен. Последовательная актуализация разных условий среды как ресурсов профессионального становления субъектов на протяжении профессиональной жизни (от 20 до 65 лет) сопряжена с высоким уровнем профессионализма, его динамичным ростом и долгой сохранностью, с социальной успешностью в целом. У менее реализованных респондентов спектр внесубъектных условий как ресурсов сравнительно узок; для них характерно преимущественное ис- пользование ресурсов родительской семьи.

Поступила: 02.08.2015
Страницы: 39-54
Автор(ы): Толочек В. А.; Винокуров Л.В.; Журавлева Н.И.;
Ключевые слова: условия; социальная среда; ресурсы; субъект; профессиональная успешность; становление;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Волкова Н.В., Чикер В.А. Адаптация персонала в российских организациях: различия профессиональной мотивации и уровня самомониторинга представителей трех поколений (на материале компаний г. Санкт-Петербурга) //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.21-38

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи профессиональной мотивации, уровня самомониторинга и принадлежности к определенному поколению у 142 новых сотрудников двух организаций г. Санкт-Петербурга. Использованные методики: «Шкала самомониторинга» М. Снайдера, опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна, дополненный шкалой «Патриотизм» из опросника «Привлекательность культуры» В.М. Снеткова, опросник «Шкала организационной лояльности персонала» Л. Портера. Выявлены существенные различия в самомониторинге и карьерных ориентациях, влияющих на результаты адаптации к организации, у представителей трех возрастных групп: Беби Бумеры(1946—1964 гг. рождения), поколение Х (1965—1983), поколение Y (1984 и позже). Наиболее высокие показатели адаптированности получены в группах Беби Бумеров и X. У представителей группы Y выявлены противоречивые социальные установки и представления об организационной жизни.

Поступила: 04.06.2015
Страницы: 21-38
Автор(ы): Волкова Н.В.; Чикер В.А.;
Ключевые слова: самомониторинг; адаптация персонала; карьерные ориентации; организационная социализация; поколения;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Климов Е.А. К «тронной речи» в экспертном совете //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.15-20

Материал, подготовленный Е.А. Климовым для выступления перед членами обновленного Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ в апреле 1999 г. в качестве вновь назначенного председателя данного совета. Источник — рукопись из личного архива Е.А. Климова. Стилистика оформления — авторская. Публикуется впервые.

Поступила: 02.07.2015
Страницы: 15-20
Автор(ы): Климов Е. А.;
Ключевые слова: Евгений Александрович Климов;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Леонова А.Б., Носкова О.Г. Идеалы психологической науки и практики в трудах Е.А. Климова //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.4-14

В статье представлен обзор творческого наследия Е.А. Климова (1930—2014) в связи с его 85-летием. Описаны тематика исследований ученого, понимание сути науки с позиции современного наукознания; роль системной методологии в психологии; проблемы преподавания психологии в университетском образовании, особые свойства мышления практиков по сравнению с теоретическим мышлением; психологические качества психолога как профессионала. Представлены взгляды ученого на историю психологической науки, соотношение научного и житейского знания о психике, ответственность психологической науки перед обществом и практикой.

Поступила: 02.08.2015
Страницы: 4-14
Автор(ы): Леонова А.Б.; Носкова О. Г.;
Ключевые слова: психология; психология труда; творческое наследие проф. Е.А. Климова; системная методология исследований; преподавание психологии; психолог как профессионал; ответственность психологической науки;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Коллектив факультета психологии. К 70-летию Юрия Михайловича Жукова //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.117-120

5 июля 2015 г. исполняется 70 лет доктору психологических наук, профессору кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрию Михайловичу Жукову — одному из ведущих специалистов в области практической социальной психологии. Он не только стоял у истоков концептуальной и методологической разработки данного направления, но и сегодня активно реализует его в своей деятельности в области социально-психологического тренинга, развития коммуникативной компетентности, технологий командообразования и консультирования организационного развития.

Страницы: 117-120
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Юбилеи; Юрий Михайлович Жуков;
Разделы журнала: Юбилеи;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Шойгу Ю. С., Филиппова М. В. Этические аспекты экстренной психологической помощи представителям разных культур//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.108-116

В статье приведены и содержательно раскрыты этические принципы, которыми должен руководствоваться психолог в работе с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС), в частности с представителями разных культур. Проведено сравнение основных положений этического кодекса Российского психологического общества и этического кодекса Европейской Федерации психологических ассоциаций. Сделаны выводы: 1. Психолог, оказывающий помощь людям в зоне ЧС, должен иметь высокую квали- фикацию и специальную подготовку. 2. Знание и соблюдение этических принципов в работе с людьми в зоне ЧС не менее важны и обязательны для психолога, чем профессиональные знания и навыки. 3. Учет всех специфических условий работы в зоне ЧС способствует эффективности оказываемой помощи и сохраняет профессиональное здоровье самого специалиста.

Поступила: 17.04.2015
Страницы: 108-116
Автор(ы): Шойгу Ю. С. ; Филиппова М.В.;
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; чрезвычайная ситуация (ЧС); этические принципы работы; пострадавшие; представители разных культур;
Разделы журнала: Психология — практике;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Матюшкина А. А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.93-107

В статье представлено эмпирическое исследование глубины мышления как характеристики, отражающей процесс понимания творческой проблемы; объект — решение проблемных заданий художественного содержания, актуализирующих продуктивное мышление; цель — выявление уровней решения проблемного задания в соотнесении с его успешностью. Теоретическую основу составили идеи гештальтпсихологии и теории проблемных ситуаций о понимании продуктивного мышления и оценке его успешности. В исследовании показано, что глубина мышления отражается как уровни понимания смысла художественных произведений — от непонимания до четкого и ясного понимания смысла в соответствии с авторским замыслом, которые выступают основанием для оценки успешности решения проблемных заданий. Со стороны объекта глубина решения определяется жанром произведения: наибольшей глубины анализа требует драматический жанр. Обнаружена положительная корреляция успешности выполнения двух типов заданий художественного содержания (понимание смысла фильма и рассказа по фрагментам) в отношении драматического и комедийного содержания, отрицательная корреляция характеризует успешность решения заданий эмоционально противоположных жанров— комического и драматического.

Поступила: 22.03.2015
Страницы: 93-107
Автор(ы): Матюшкина A.A.;
Ключевые слова: глубина мышления; проблемная ситуация; продуктивное мышление; понимание смысла; уровни решения;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Соленов И.В., Гордеева О.В. Мистико-религиозные состояния сознания в исихазме: влияние на их характеристики целей и техник религиозной практики//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.74-92

На основе психологического анализа христианских текстов традиции исихазма выявляются виды измененных состояний сознания (ИСС), возникающие в данной религиозной практике (благодатные и состояния прелести), и характерные для них изменения психики и появление соответствующих феноменов. В работе рассматриваются возможности культурно- деятельностного подхода в выявлении влияния культурных и социальных факторов на ИСС (в том числе и возникающие в религиозной практике) и в изучении механизмов данного влияния. Мистико-религиозное состояние рассматривается как функциональный орган, обеспечивающий реализацию целей и задач религиозной деятельности аскета. Доказывается, что религиозная картина мира, а также цели религиозной практики и существующие в этой практике техники индукции мистико-религиозных состояний сознания определяют характеристики данных состояний и их феноменологию.

Поступила: 08.02.2015
Страницы: 74-92
Автор(ы): Соленов И.В.; Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: культурно-деятельностный подход; измененные состояния сознания (ИСС); исихазм; молитва; благодатное состояние; способы индукции ИСС; феноменология ИСС;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Веракса А. Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.65-73

В статье представлен обзор современных исследований, направленных на изучение возможностей развития регуляторных функций дошкольников. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что регуляторные функции оказывают влияние на различные компоненты академической успешности детей. В связи с этим вопрос о взаимосвязи образовательной работы и степени развития регуляторных функций приобретает особую актуальность. Представлены примеры индивидуального и группового подхода к формированию регуляторных функций в дошкольном возрасте. Показано, что при использовании ряда стратегий работы с дошкольниками возможно значимое развитие регуляторных функций в условиях детского сада. Особое внимание уделяется компьютеризированным программам развития произвольности. Значимых взаимосвязей между качеством дошкольного образования и уровнем развития регуляторных функций не обнаружено. Гораздо большее влияние на становление произвольности оказывают культурные особенности.

Поступила: 11.05.2015
Страницы: 65-73
Автор(ы): Веракса А.Н.;
Ключевые слова: регуляторные функции; дошкольный возраст; качество дошкольного образования;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Кравков С.В. Отрывки из книги С.В. Кравкова «Самонаблюдение» //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.57-64

Приводятся отрывки из книги С.В. Кравкова «Самонаблюдение» (М.: Русский книжник, 1922. 176 с.). В своем исследовании С.В. Кравков излагает аргументацию в пользу необходимости интроспекции для психологической науки, отграничивает интроспекцию от рефлексии, анализирует психические процессы, обеспечивающие возможность интроспекции, обсуждает способы организации интроспективного исследования и другие теоретические и методические вопросы, возникающие в связи с интроспекцией.

Поступила: 07.02.2015
Страницы: 57-64
Автор(ы): Кравков С.В.;
Ключевые слова: самонаблюдение; интроспекция; психология; переживание; внимание; память; интенция;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Приёмко К.Д., Клегг Дж.В. Теоретическая структура самонаблюдения в контексте интервью //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.40-56

В статье предлагается новый взгляд на интроспекцию, основанный на диалогических и транзакционных традициях Джеймса, Мида, Бахтина и Волошинова. Авторская теория самонаблюдения (конкретно в контексте интервью «лицом к лицу») охватывает понятия о личности и социоидеологическом сознании. В этой модели сознание (или Я), по- груженное в бесконечный обмен внутренними и внешними диалогами, постоянно оценивает, согласовывает и преобразует непосредственный опыт в более устойчивые характеристики личности (меня). Эти аспекты меня характеризуются в понятии «высказывание» в трех семиотических жанрах: 1) идеологически-аффилятивном, 2) личностно-эмоциональном и 3) соционормативном. Авторы утверждают, что такие жанры пронизывают каждую стадию процесса исследования, начиная с построения вопросов ис- следования и кончая составлением отчета об исследовательской работе.

Поступила: 26.02.2015
Страницы: 40-56
Автор(ы): Приёмко К.Д.; Клегг Джошуа В.;
Ключевые слова: самонаблюдение; интроспекция; семиотические жанры коммуникации;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.22-39

В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально- предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения перцепции объектности через интроспекцию субъектности к рефлексии саморазвивающегося Я. Предлагается рефлексивная онтология психологической реальности внутренней жизни, где инкорпорированы такие ее компоненты, как самоактуализация, самовосприятие, самопознание, самопонимание, самосознание, самоопределение, самореализация индивидуальности Я. В контексте рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии рассматривается рефлексивная сущность интроспекции в проблемно-конфликтных ситуациях саморазвития индивидуальности в сфере художественного и научного творчества. Во второй части статьи предложенные теоретические положения реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности.

Страницы: 22-39
Автор(ы): Семенов И.Н. ;
Ключевые слова: психология; методология; онтология; персонология; личность; поведение; деятельность; сознание; интроспекция; рефлексия; познание; восприятие; самовосприятие; самонаблюдение; смысл; понимание; саморазвитие; Я-концепция; профессиональная Я-концепция; субъектность; жизнетворчество;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Яновский М.И. Самонаблюдение как метод психологии //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.3-21

В статье выдвигается идея о том, что причиной отсутствия единства психологической науки является отказ от естественного метода психологии — самонаблюдения. Утверждается, что самоочевидность внутреннего опыта у Р. Декарта есть следствие совпадения в самонаблюдении гносеологии и онтологии, акта знания и акта бытия. Выявлен органичный, неискажающий характер интроспекции при понимании психики как управляемой механизмом апперцепции (что реализует понимание психики как определенным образом организованной внутренней работы, т.е. психический детерминизм). Механизм апперцепции означает наличие в психике исходной неоднородности, множественности, квазиполисубъектности. В связи с этим проблема эффективного самонаблюдения рассматривается как проблема эффективной коммуникации разномерных, разнокоординатных сфер психического аппарата человека, адекватных внутренних трансляций опыта и адекватных внутренних переводов.

Поступила: 07.02.2015
Страницы: 3-21
Автор(ы): Яновский М.И.;
Ключевые слова: самонаблюдение; интроспекция; апперцепция; субъектность; полисубъектность;
Разделы журнала: Интроспекция: дискуссии, размышления;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015


Статьи 1 - 36 из 456
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер