ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №4- 160 с.

Эмпирические исследования

Моросанова В.И., Филиппова Е.В., Фомина Т.Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.4-17.

В статье рассматривается роль осознанной саморегуляции в обеспечении надежности действий учащихся в ситуации сдачи ЕГЭ. Приводятся данные эмпирического исследования (выборка старшеклассников 16—18 лет, 231 чел.), в котором показано, что надежность регуляции (устойчивость основных регуляторных показателей в напряженной ситуации) является основой надежности действий учащихся с разным уровнем сформированности знаний. Описаны критерии определения надежности учебных действий школьников. Проведен сравнительный анализ стилевых особенностей осознанной саморегуляции у старшеклассников с разным уровнем надежности действий в ситуации сдачи ЕГЭ. Показано, что учащиеся с разным уровнем успеваемости и надежности действий различаются по уровню развития осознанной саморегуляции учебной деятельности, а также по показателям оценочной тревожности. Выявлено, что учащийся тем успешнее сдает экзамен, чем ниже у него уровень беспокойства и выше уровень развития осознанной саморегуляции учебной деятельности; при этом особую роль играют регуляторно-личностные свойства, в частности надежность саморегуляции. Представленное исследование проблемы надежности действий на экзамене позволяет приблизиться к пониманию того, какие психологические факторы значимо влияют на устойчивость и эффективность поведения учащегося в напряженных условиях и дают новую информацию о том, какими путями можно в практическом плане обеспечить эту надежность.

Поступила: 15.06.2014
Страницы: 4-17
Ключевые слова: осознанная саморегуляция; стилевые особенности; учебная деятельность; надежность действий; экзаменационная успешность;
Автор(ы): Моросанова В.И. ; Филиппова Е.В.; Фомина Т.Г. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Величковский Б.Б. Структура корреляционных зависимостей между показателями эффективности выполнения разных классов заданий на рабочую память // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.18-32.

Проведен анализ корреляционных зависимостей между показателями эффективности выполнения разных классов заданий на рабочую память — на определение ее объема и на обновление. Обнаружено, что показатели эффективности выполнения заданий со схожими требованиями к функциям оперативного хранения и обработки информации коррелируют между собой. Выделена трехфакторная структура показателей эффективности выполнения заданий на рабочую память, согласующаяся с представлениями о существовании в ее структуре трех компонентов — фокуса внимания, региона прямого доступа и активированной памяти. Полученные результаты свидетельствуют о том, что функции обработки и хранения информации в рабочей памяти осуществляются независимо, а также о том, что для хранения используются механизмы как кратковременной, так и долговременной памяти.

Поступила: 12.05.2014
Страницы: 18-32
Ключевые слова: рабочая память; фокус внимания; кратковременная память; долговременная память; задание n-back ;
Автор(ы): Величковский Б. Б.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.33-43.

В статье рассматривается взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и смысложизненных ориентаций педагогов. В ходе эмпирического исследования показано, что у респондентов с выраженным уровнем эмоционального выгорания статистически чаще наблюдаются рассогласования в системе смысложизненных ориентаций, чем у респондентов с невыраженным синдромом эмоционального выгорания. Для последних характерны внутренняя гармония, принятие своего прошлого, настоящего и будущего. В статье также обозначен парадокс: стрессовые ситуации, провоцирующие эмоциональное выгорание, могут при определенных обстоятельствах рассматриваться и как условия развития педагогов и психологов. В выявлении таких условий и разработке на их основе более современных медико-гигиенических нормативов труда педагогов и психологов авторы видят перспективы новых исследований синдрома эмоционального выгорания.

Поступила: 27.06.2014
Страницы: 33-43
Ключевые слова: смысложизненные ориентации; синдром эмоционального выгорания; профессиональные деструкции; профессиональный стресс; дистресс; психолого-педагогическая деятельность;
Автор(ы): Пряжников Н. С.; Ожогова Е.Г.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Агрис А.Р., Ахутина Т.В., Корнеев А.А. Варианты дефицита функций I блока мозга у детей с трудностями обучения (окончание)// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.44-55.

В статье представлены данные нейропсихологического исследования процессов регуляции активности (функций I блока мозга) у 64 первоклассников с различной успешностью в обучении. На основании нейропсихо- логического обследования были выделены три группы детей, различающихся по параметру состояния функций I блока мозга — без признаков дефицита I блока (норма), с преобладанием замедленности-утомляемости («замедленные») и с преобладанием гиперактивности-импульсивности (гиперактивные). Показана тесная связь обоих вариантов дефицита I блока со снижением академической успеваемости и с ухудшением большинства показателей работы II и III блоков мозга. Для гиперактивных детей в большей степени характерна слабость процессов программирования и контроля и переработки зрительно-пространственной информации, тогда как «замедленные» дети демонстрируют больший в сравнении с другими группами дефицит переработки слухоречевой и кинестетической информации. В компьютерных методиках «Точки» и «Таблицы Шульте—Горбова» для детей с дефицитом I блока в целом характерно снижение продуктивности и ухудшение темповых характеристик выполнения проб. Гиперактивные дети демонстрируют преобладание трудностей в наиболее сложных заданиях, предъявляющих повышенные требования к процессам программирования и контроля, а также показывают наиболее нестабильный характер выполнения проб. «Замедленные» дети ухудшают продуктивность и заметно снижают скорость выполнения в заданиях средней и высокой сложности и к концу выполнения длительной серии проб. Полученные данные вносят вклад в представления о различных вариантах энергетического дефицита и их связи с проблемами обучения в начальной школе.

Поступила: 05.02.2014
Страницы: 44-55
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности; трудности обучения; детская нейропсихология; компьютеризированные методы исследования;
Автор(ы): Ахутина Т. В.; Агрис А.Р.; Корнеев А. А.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014


Математическая психология

Беспалов Б.И. Сферическая нейросетевая модель познавательного действия// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.56-75.

На основе идей Е.Н. Соколова о механизмах «векторного кодирования» в мозге информации об объекте построена сферическая нейросетевая модель зрительного познавательного действия человека, в которой учтены и выражены в математической форме некоторые нейрофизиологические данные о строении и функционировании реальных нейронных сетей мозга. В работах Е.Н. Соколова и его последователей в математической форме описывалась преимущественно работа предетекторов и детекторов нейронной сети. Новизна данной работы состоит в том, что в ней в математической форме и с помощью общих принципов векторного кодирования информации в мозге описаны основные стадии опознавательного действия, начиная от воздействия объекта на сетчатку глаза и заканчивая стадией выполнения ответа на стимул. Рассмотрена также психофизиологическая проблема, связанная с описанием перехода q-го значения свойства объекта из его физиологического состояния Fq на выходе предетекторов в неосознанно ощущаемое (психологическое) состояние Dq на выходе ансамбля детекторов, а затем в частично осознанное состояние Ψq на выходе нейронов памяти, генерирующих опознавательные эталоны и пр. Механизм выбора двигательного ответа на q-е значение свойства объекта соотносится в модели с декодированием («редукцией») многомерного вектора Рq, описывающего состояние объекта на выходе ансамбля мотонейронов. Разработанная нейросетевая модель познавательного действия позволяет объединить в рамках деятельностной психологии идеи Е.Н. Соколова о «векторном кодировании» в мозге свойств объекта и представления А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца о механизмах «активного психического отражения объекта субъектом».

Поступила: 06.06.2014
Страницы: 56-75
Ключевые слова: сферическая нейросетевая модель; векторное кодирование информации в мозге; отражение объекта субъектом; психофизиологическая проблема;
Автор(ы): Беспалов Б.И. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014


Психологическое консультирование

Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.76-90.

В статье предложена классификация стилей родительского воспитания, встречавшихся в семьях клиентов психологической консультации, которые обратились за помощью в решении детско-родительских проблем. Данная классификация создана в результате обследования 176 семей. На основе данных бесед с клиентами выявлены и описаны два основных стиля родительского воспитания — гиперопека и сверхтребовательность. Их описания даны по трем составляющим взаимоотношений родителей со своими детьми — когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Выявлены и описаны различные виды гиперопеки и сверхтребовательности: локальная и тотальная, умеренная и сильная, «больничная», тревожная и любящая гиперопека; локальная и тотальная, умеренная и сильная, мягкая, жесткая и жестокая сверхтребовательность. Содержательная характеристика всех этих видов также была дана по отдельным составляющим взаимоотношений родителей со своими детьми. Данная классификация по сравнению с известными дает возможность более четко определить содержательное сходство и различие разных стилей воспитания по каждой из выделенных составляющих.

Поступила: 03.06.2014
Страницы: 76-90
Ключевые слова: психологическое консультирование; детско-родительские проблемы; классификация стилей родительского воспитания; гиперопека; сверхтребовательность;
Автор(ы): Капустин С. А. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014


Обзорно-аналитические исследования

Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.91-101.

В работе представлен обзор исследований, направленных на изучение регуляторных функций в детском возрасте. В статье показано, что и в исследованиях, ориентированных на изучение роли взрослого в развитии ребенка, и в исследованиях, уделяющих внимание взаимодействию между сверстниками и влиянию этих процессов на регуляторные функции, отчетливо прослеживается линия понимания регуляции в логике культурно- исторической теории (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец). Показано, что важность социального взаимодействия, постулированная Л.С. Выготским, экспериментально обосновывается в современных зарубежных исследованиях. В приведенных исследованиях прослеживается возрастная динамика в формировании регуляторных функций и специфика роли взрослого на разных этапах их развития; особо подчеркивается коммуникативный аспект взаимодействия, но не учитывается роль взрослого как носителя культурных средств.

Поступила: 14.07.2014
Страницы: 91-101
Ключевые слова: дошкольный возраст; регуляторные функции; совместное внимание; социальное взаимодействие;
Автор(ы): Веракса А.Н.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.102-119.

В статье рассматриваются модели, применяемые для описания и понимания поведения, приводящего к нарушению здоровья или, напротив, к его улучшению. Модели стадий (транстеоретическая модель, модель принятия мер предосторожности) сопоставляются с традиционными моделями континуума и с активно развивающимися в психологии здоровья моделями саморегуляции. Выделяются отличительные особенности моделей стадий: ориентация на феноменологические и психотерапевтические задачи, анализ динамики поведения и сопутствующих процессов, описательный подход. Выявлены проблемные области моделей стадий, касающиеся вопросов о дискретности/непрерывности процесса изменений, описательного/объяснительного характера основных конструктов. Обосновывается то, что модели стадий позволили психологии здоровья продвинуться в сторону понимания динамики поведения, но впоследствии стали претендовать на задачу его объяснения, что и стало причиной их уязвимости для критики.

Поступила: 11.06.2014
Страницы: 102-119
Ключевые слова: описание и объяснение в психологии здоровья; модели стадий; модели изменения поведения; транстеоретическая модель; модель процесса принятия мер предосторожности;
Автор(ы): Рассказова Е.И.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.120-130.

В статье рассматриваются основные направления и результаты исследований когнитивной сферы у игроков в компьютерные игры (геймеров). Изучение психологических особенностей геймеров в настоящее время особенно актуально в связи с широким распространением этого вида досуга среди детей, подростков, а также взрослых. Имеющиеся исследования позволяют утверждать, что когнитивная сфера геймеров обладает определенной спецификой. Наряду с возможными негативными последствиями (например, ухудшением долговременной памяти) отмечаются факты положительного воздействия опыта компьютерной игры на процессы внимания, пространственное мышление, когнитивный контроль у геймеров, а также у участников специально организованных игровых сессий. Наличие выраженного эффекта от контролируемых сеансов игры позволяет говорить о возможности тренировки когнитивных функций посредством компьютерных игр. Рассматривается вклад опыта компьютерной игры в специфику мышления и принятия решений, а также проблема мультитаскинга и высокая способность геймеров к переключению между разнородными заданиями. Развитие и степень выраженности когнитивных особенностей геймеров представляются в значительной степени связанными с содержанием и типом компьютерной игры.

Поступила: 05.02.2014
Страницы: 120-130
Ключевые слова: киберпсихология; когнитивная психология; компьютерные игры; геймеры; внимание; память; когнитивный контроль; мультитаскинг; пространственное мышление;
Автор(ы): Богачева Н. В;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014


Методика

Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.131-141.

В статье представлен тест-опросник, разработанный автором на базе методики К. Янг и позволяющий оценить количественную выраженность степени увлеченности младших подростков компьютерными играми — КИ). Опросник содержит 22 вопроса, определяющих пять 5 основных шкал: эмоциональное отношение к КИ; самоконтроль в КИ; целевая направленность на КИ; родительское отношение к КИ; предпочтение виртуального общения реальному. Исследование, проведенное на выборке из 304 школьников г. Нижнего Новгорода в возрасте 11—12 лет, показало, что разработанный тест-опросник дает возможность количественно оценить степень компьютерной зависимости младшего подростка; предоставляет возможность математической обработки; является относительно оперативным способом оценки большого количества респондентов; способствует объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивает сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Поступила: 24.02.2014
Страницы: 131-141
Ключевые слова: компьютерные игры; игровая компьютерная зависимость; младший подростковый возраст; опросник;
Автор(ы): Гришина А.В.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014


На факультете психологии

Кринчик Е.П. Научно-методическая рефлексия актуального образовательного процесса в отдельном вузе как важнейшая составляющая его самообследования и самоидентификации // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.142-153.

Научно-методическая рефлексия актуального образовательного процесса в отдельном вузе рассматривается как важнейшая составляющая его самообследования и самоидентификации. По мнению автора, социологические и в особенности психолого-педагогические исследования создают необходимое информационное обеспечение как для совершенствования учебного процесса в каждом вузе, так и для реформирования системы образования в стране в целом. В качестве аргумента дается краткая характеристика особого направления академических и прикладных зарубежных исследований, получившего название Institutional Research (внутренние исследования университета), и работы Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Делается вывод о недооценке значимости таких исследований для совершенствования и развития профессиональной подготовки студентов на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и о целесообразности создания подобного центра.

Поступила: 21.02.2014
Страницы: 142-153
Ключевые слова: образовательный процесс; самообследование вуза; научно-методическая рефлексия; внутриуниверситетские исследования за рубежом; центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ;
Автор(ы): Кринчик Е. П;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014


Юбилеи

Администрация и сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2014). К 75-летию Татьяны Васильевны Габай. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №4 - с. 154-155.

7 ноября 2014 г. исполняется 75 лет Татьяне Васильевне Габай — доктору психологических наук, профессору кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Страницы: 154-155
Ключевые слова: Юбилеи; Габай Татьяна Васильевна;
Автор(ы): Коллектив авторов;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Сотрудники кафедры возрастной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2014). К 60-летию Николая Сергеевича Пряжникова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №4 - с. 156-157.

22 декабря 2014 г. исполняется 60 лет доктору педагогических наук, профессору кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского университета Николаю Сергеевичу Пряжникову.

Страницы: 156-157
Ключевые слова: Юбилеи; Пряжников Николай Сергеевич ;
Автор(ы): Коллектив авторов;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер