Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Психолингвистический анализ интрапсихической динамики личности в процессе психоанализа

Аннотация

Теоретической предпосылкой данного исследования явились психоаналитическая теория объектных отношений и разработанная в ее русле теория структурных изменений. В процессе интериоризации значимых фигур, отношений и сопровождающих их аффектов формируется ин­ трапсихическое пространство объектных отношений личности. Статья посвящена эмпирической проверке основных предположений, лежащих в основе психоаналитической теории структурных изменений. Задача данного исследования состояла в том, чтобы, используя метод психолинг­ вистического анализа, формализованным способом оценить динамику реорганизации объектных отношений и интрапсихических инстанций личности субъекта в ходе психоанализа. Результаты психолингвисти­ ческого анализа динамики интрапсихических изменений подтвердили основные гипотезы: в процессе психоанализа происходит реорганизация пространства внутренних объектных отношений; психоаналитическая работа приводит к интрапсихическим изменениям личности: при увели­ чении показателя психической инстанции Эго уменьшаются показатели психических инстанций Супер-Эго и Ид. С помощью психолингвисти­ ческого анализа была также подтверждена гипотеза о повышенном по сравнению с обычным текстом содержании слов, обозначающих категорию Ид, в тексте, описывающем сновидение.

В этой статье продолжается изложение результатов проведенного нами исследования динамики интрапсихических изменений личности в ходе психоанализа. Теоретической предпосылкой данного исследования явились психоаналитическая теория объектных отношений и разработанная в ее русле теория структурных изменений (Кернберг, 1998; Fairbairn, 1952; Greenberg, Mitchell, 1983). В процессе интериоризации значимых фигур, отношений и сопровождающих их аффектов формируется интрапсихическое пространство объектных отношений личности (Кернберг, 2000; Gomez, 1997).

Эмпирическим материалом нашего исследования явились транскрипты аудиозаписей 12 сессий с г-жой А., состоявшихся спустя 2 месяца после начала психоанализа. Г-жа А. в возрасте 38 лет обратилась за психоаналитической помощью с желанием избавиться от приступов «беспричинной» тревоги, связанной со страхом психического срыва, и усилить внутренний контроль. В речи г-жи А. наблюдалось множество эмоционально окрашенных прилагательных и глаголов. В начале нашей работы существовали сложности с продуцированием материала, переживанием эмоций и их дальнейшей рефлексией. Однако со временем испытуемая стала способна достаточно «искренне» описывать свои чувства по отношению к тому или иному человеку, а также фантазировать по поводу различных спонтанно возникающих образов, с которыми она идентифицировалась или же приписывала своему внутреннему миру.

Материалы (транскрипты) подвергались психосемантическому и психолингвистическому анализу. Теоретические основания всего исследования и результаты, полученные по психосемантической методике, изложены нами в предыдущей публикации (Федорова, 116 Россохин, 2013). В данной статье мы представим методику и результаты психолингвистического анализа.

В исследовании нами были выдвинуты 2 основные гипотезы: 1) в процессе психоанализа происходит реорганизация пространства внутренних объектных отношений; 2) психоаналитическая работа приводит к интрапсихическим изменениям личности, а именно: при увеличении показателя психической инстанции Эго уменьшаются показатели психических инстанций Супер-Эго и Ид. Результаты психосемантического анализа подтвердили обе гипотезы (см.: Федорова, Россохин, 2013). Однако поскольку ранее такие фундаментальные для понимания личности в психоаналитическом процессе категории, как интрапсихические инстанции Ид, Эго и Супер-Эго, эмпирически не изучались, для повышения надежности и валидности результатов мы сочли необходимым провести дополнительное исследование тех же самых транскриптов с использованием другого эмпирического метода — психолингвистического анализа. Используя две методики, основанные на совершенно разных способах оценки динамики одних и тех же категорий, мы можем делать более обоснованные выводы.

Если в первом исследовании оценка интрапсихической динамики производилась самой испытуемой и могла содержать некоторые субъективные критерии, то в настоящем исследовании мы решили провести оценку тех же показателей (Ид, Эго и Супер- Эго) методом психолингвистического анализа (Залевская, 1999; Леонтьев, 1997; Реферовская, 1983) дословных транскриптов речи клиентки. Материал спонтанной речи представляет широкие возможности для получения информации о ее латентном содержании: намерениях, внутренних конфликтах и других, как осознаваемых, так и неосознаваемых субъектом аспектах. Таким образом, задачи данного исследования заключались в следующем: 1) используя психолингвистический метод анализа, оценить динамику изменения интрапсихических инстанций (Ид, Эго и Супер-Эго) личности субъекта в процессе психоанализа и 2) провести сравнительный анализ методов психосемантического и психолингвистического анализа с целью выявления сильных и слабых сторон каждого метода применительно к исследованию психоаналитического процесса.

Разработка метода исследования

Необходимо было подобрать адекватные критерии для анализа речевого материала в категориях интрапсихических инстанций. Рассмотрим особенности каждой из интрапсихических инстанций и очертим круг критериев для соотнесения с ними материала спонтанной речи. Эго — это переводчик, посредник между различными частями психики и внешним миром, оно способно как переживать внутриличностные конфликты (регрессирующее Эго), так и наблюдать их со стороны и рефлексировать (наблюдающее Эго). Ид наиболее тесно связано с телом, является резервуаром инстинктов и, таким образом, источником энергии для всех видов психической деятельности; Ид представляет собой бессознательное личности, наиболее примитивные, элементарные и спонтанные побуждения, желания, импульсы, которые носят «диктаторский» характер. Супер-Эго — интернализованный представитель наиболее важных для личности фигур родителей, внутренний реликт самых ранних и самых сильных эмоциональных связей.

Частотность употребления местоимения «я» может говорить о развитости Эго в случае, когда человек обозначает себя как активного субъекта действия. Пример 1: «Я приняла решение двигаться дальше, пусть даже будет много трудностей и иногда, возможно, мне будет не хотеться ... и ... и, возможно, будет больно» (Г-жа А., 11.04.1998). Однако при употреблении местоимения «я» в сочетании с пассивной формой глагола мы имеем дело с проявлением импульсов Ид. Пример 2: «В тот момент я была совершенно растеряна. Что происходит? Почему эти люди меня не слушают? Я металась, я была охвачена ужасом» (Г-жа А., 08.02.1998). Также местоимение «я» может обозначать и проявления Супер-Эго, когда употребляется с глаголами долженствования, оценочными прилагательными и существительными. Пример 3: «Я должна забыть и никогда об этом и не вспоминать, как страшный сон. Все пройдет, не надо даже и думать» (Г-жа А., 08.02.1998). Пример 4: «Мы вязнем с вами в этом болоте, я ничего не хочу, мои переживания ничего не стоят ... это все пустое, не вижу смысла говорить об этом дальше ... я — корова, я, я — беззаботная корова, пасущаяся на лугу» (Г-жа А., 16.12.1997).

Как мы видим, для соотнесения текста спонтанной речи с инстанциями Ид, Эго и Супер-Эго необходимо использовать качественный анализ каждого высказывания в силу того, что нельзя выделить однозначные критерии, охватывающие все тонкости и особенности верифицируемых категорий, хотя некоторые критерии все же пригодны и адекватны.

Итак, для категории Эго мы использовали критерий употребления местоимения «я» в сочетании с глаголами активной формы (за исключением случаев, относящихся к другим категориям).

Для категории Ид важнейшей характеристикой является то, что нечто происходит само собой, субъект при этом пассивен, не наблюдает и не рефлектирует происходящее с ним. Критериями служат: употребление местоимения «я» в сочетании с пассивной формой глагола или страдательным причастием (как в примере 2), наличие возвратных или безличных глаголов, а также наречий образа действия в сочетании с местоимениями «мне», «меня» или же без них, назывных предложений, обозначающих состояние субъекта. Пример 5: «В такие моменты мне всегда хочется чего-нибудь сладенького» (Г-жа А., 11.04.1998). Пример 6: «Я шла по набережной, солнце, вода искрится ...завораживает» (Г-жа А., 11.04.1998). Пример 7: «Лежу себе целыми днями, болею, ничего не делаю ... все носятся вокруг меня кругами ... хорошо ... и совесть совсем не мучает» (Г-жа А., 17.01.1999).

Для категории Супер-Эго мы исходили из того, что высказывание носит характер долженствования, оценки, вины, оно может и не содержать местоимения «я», «мне», иметь форму глагола повелительного наклонения, выражаться вопросом, подразумевающим ответ в виде позволения или оценки. Пример 8: «Ну, всё! Хватит ныть!... Извините, мне надо выйти» (Г-жа А., 10.03.1998). Пример 9: А. входит в кабинет, присаживается и спрашивает позволения начать: «Можно, да?» (Г-жа А., 12.12.1997). Пример 10: «Ведь я была не права в этой ситуации, правда?» (Г-жа А., 14.11.1998).

Описанные критерии, которые, на наш взгляд, адекватно характеризуют соответствующие категории, были выделены на основе их качественного анализа в соотнесении с лингвистическими особенностями высказываний. Под высказыванием понимается простое предложение — как отдельное, так и находящееся в составе сложного предложения. Бессознательное носит вневременной характер и не знает причинно-следственных связей, поэтому мы исходили из того, что все сказанное клиенткой является для нее в данный момент времени актуальным, вне зависимости от времени, в котором осуществляется высказывание.

Мы не стремились проанализировать все отдельные высказывания и отнести их к категориям. Так, не рассматривались высказывания, описывающие другого субъекта, его прямую речь, а также содержащие местоимение «мы» в различных формах. Мы проанализировали 10 транскриптов психоаналитических сессий, совпадавших по времени со срезами в психосемантическом исследовании (см.: Федорова, Россохин, 2013). По каждой сессии подсчитывался относительный показатель высказываний для каждой из категорий — Ид, Эго, Супер-Эго и относительный показатель их изменения; строились диаграммы.

Результаты

Анализ динамики интрапсихических инстанций Ид, Эго и Супер-Эго, выявленной с помощью психолингвистической методики (табл. 1), обнаружил в 7 из 10 срезов тенденцию к увеличению показателей Эго при уменьшении показателей Ид и Супер-Эго. В

Таблица 1. Показатели по категориям Ид, Эго и Супер-Эго в ходе психоанализа

Срезы

Ид

Эго

Супер-Эго

1. Декабрь 2002

12.8

2.0

11.6

2. Январь 2003

12.2

2.3

11.2

3. Февраль 2003

12.3

2.1

10.4

4. Март 2003

11.0

3.4

9.9

5. Апрель 2003

11.1

4.2

9.0

6. Май 2003

9.6

5.1

8.8

7. Октябрь 2003

10.5

4.0

9.6

8. Ноябрь 2003

9.2

4.4

9.2

9. Декабрь 2003

8.9

5.8

8.9

10. Январь 2004

8.8

6.2

8.6

остальных трех срезах наблюдается следующая картина: в срезе 3 показатель Ид увеличивается на 1 пункт при падении показателей Эго и Супер-Эго. С точки зрения хода психоаналитического процесса это объясняется тем, что при спонтанном повышении активности Ид и некотором ослаблении контроля со стороны Супер-Эго, достигнутом в ходе психоанализа, Эго также ослабляется. В срезе 5 показатели Эго и Ид повышаются при продолжающемся ослаблении Супер-Эго. К этому моменту г-жа А. находилась в анализе уже более 7 месяцев, ее Эго уже достаточно окрепло и стало способно выдерживать импульсы Ид, не регрессируя, а скорее увеличивая степень их осознанности. В срезе 7 наблюдается резкое повышение показателей Ид и Супер-Эго при значительном понижении Эго. Это явление мы связываем с большим перерывом в работе (2,5 месяца) из-за летних каникул. Дело в том, что в процессе психоанализа субъект сначала использует, а потом постепенно перенимает аналитическое Эго аналитика для развития и усиления собственного Эго, однако в обыденной жизни, не имея постоянной психологической поддержки, человек, у которого Эго еще недостаточно развито, под воздействием различных обстоятельств регрессирует, его Эго утрачивает свои функции, и на защиту от «опасных» импульсов Ид выходит Супер-Эго, увеличивая контроль.

Таким образом, мы можем констатировать, что разработанная нами психолингвистическая методика выявила ту же тенденцию к понижению показателей категорий Ид и Супер-Эго при росте показателей Эго, которая была выявлена на том же материале с помощью психосемантической методики (Федорова, Россохин, 2013).

Исследование текста сновидения

Фрейд называл сновидения «королевской дорогой» в бессознательное, имея в виду, что именно там наиболее непосредственно, часто в символической форме, проявляются спонтанные импульсы Ид. В процессе психолингвистического анализа транскриптов мы заметили, что участки текста, являющиеся описанием сновидения, содержат относительно больше критериев для отнесения к категории Ид, чем остальной текст. Это наблюдение послужило толчком к проведению дополнительного исследования, нацеленного на проверку предположения о повышенном по сравнению с обычным текстом содержании слов, обозначающих категорию Ид, в рассказе о сновидении.

Тексты семи психоаналитических сессий были разделены на участки, являющиеся описанием сновидения (часть 1) и остальной текст (часть 2). В каждой части было подсчитано общее количество слов, а также количество слов, обозначающих категорию Ид. По каждой отдельной сессии проводилось сопоставление выборок с использованием критерия ф Фишера (где nl, п2 удовлетворяют условиям использования данного критерия). Соответственно были сформулированы гипотезы:

НО: доля слов, обозначающих категорию Ид, в первой части не больше, чем во второй.

Н1: доля слов, обозначающих категорию Ид, в первой части больше, чем во второй.

Таблица 2. Сопоставление теста, описывающего сновидение, и обычного текста по количеству слов, обозначающих категорию Ид

Текст, описывающий сновидения

Остальной текст

 

 

 

φэмп

 

 

 

ρ

Общее
кол-во
слов

Кол-во
слов,
обознач.
категорию
Ид

Процентная
доля
слов,
обознач.
категорию
Ид

φ l

Общее
кол-во
слов

Кол-во
слов,
обознач.
категорию
Ид

Процентная
доля
слов,
обознач.
категорию
Ид

φ 2

1

264

16

6.1

0.499

4929

112

2.3

0.304

3.09

0

2

212

12

5.7

0.482

4016

111

2.7

0.330

2.16

0.015

3

105

9

8.6

0.595

4267

102

2.4

0.311

2.88

0

4

241

14

5.8

0.486

3893

91

2.3

0.304

2.74

0.002

5

196

10

5.1

0.456

4601

82

1.8

0.269

2.42

0.006

6

261

11

4.2

0.413

4002

78

1.9

0.277

2.13

0.017

7

229

9

3.9

0.398

4115

79

1.9

0.277

1.78

0.038

Данные табл. 2 показывают, что в четырех срезах уровень значимости (ρ) меньше 0.01 и в трех — меньше 0.05, следовательно, принимается гипотеза Н1: доля слов, обозначающих категорию Ид, в первой части (рассказе о сновидении) больше, чем во второй (остальном тексте), и это различие имеет высокую статистическую значимость.

Заключение

Итак, в проведенном нами исследовании эмпирическому анализу были подвергнуты такие фундаментальные для понимания личности в психоаналитическом процессе категории, как интрапсихические инстанции Ид, Эго и Супер-Эго и пространство внутренних объектных отношений. Ранее эти феномены эмпирически не изучались, поэтому проведенное эмпирическое исследование обладает научной новизной. Осуществленное исследование раздвигает рамки использования эмпирических методов для изучения феноменов, возникающих в психоаналитическом процессе. Применение нескольких эмпирических методик позволяет повысить надежность и валидность результатов.

В исследовании были использованы две методики, которые различаются как по способу оценки исследуемых категорий, так и по кругу исследуемых феноменов, имеют разные возможности и ограничения применения. Рассмотрим эти различия подробнее. В психосемантической методике испытуемый сам производит оценку интрапсихических категорий, заполняя специально разработанный опросник, и тем самым привносит в исследование субъективный фактор, который не влияет на построение пространства внутренних объектных отношений личности, но может влиять на показатели интрапсихических категорий, так как они оцениваются на основе представлений субъекта о себе в настоящем (может проявиться эффект социальной желательности). В психолингвистической методике производится экспертная оценка посредством анализа текста спонтанной речи клиента с помощью выделенных критериев. Этот метод исключает субъективность со стороны испытуемого, но требует от эксперта очень тонкой и кропотливой работы, а также высокой компетентности.

В психосемантической методике испытуемому приходится заполнять довольно громоздкий опросник, что не вполне этично для ситуации психоанализа. Для применения психолингвистической методики требуется лишь согласие клиента на диктофонную запись сессий, с условием анонимности. Психосемантическая методика позволяет исследовать динамику показателей интрапсихических инстанций, наглядно представить пространство внутренних объектов личности и дает широкие возможности для анализа таких психоаналитических феноменов, как перенос и идентификация. Психолингвистическая методика также позволяет исследовать динамику показателей интрапсихических инстанций, при этом раскрывает возможности для эмпирического изучения особенностей текстов, обозначающих сновидения, процессы идентификации, регресса, сопротивления и др.

На исследованном эмпирическом материале с использованием психосемантической методики были подтверждены выдвинутые гипотезы: (1) в процессе психоанализа происходит реорганизация внутренних объектных отношений личности; (2) при увеличении показателя Эго уменьшаются показатели Супер-Эго и Ид. С помощью психолингвистической методики также подтверждена вторая гипотеза и выдвинутая в ходе исследования гипотеза о повышенном, по сравнению с обычным текстом, содержании слов, обозначающих категорию Ид, в тексте, описывающем сновидение.

Список литературы

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 1999.

Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М.: Класс, 1998.

Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.

Реферовская Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. Л.: Наука, 1983.

Федорова С.М., Россохин А.В.  Динамика интрапсихических изменений личности в ходе психоанализа: психосемантический анализ // Вести. Моcк, ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 4. С. 106—118.

Fairbairn W.R.D. An object relations theory of the personality. N.Y.: Basic Books, 1952.

Gomez L. An introduction to object relations theory. London: Free Association Press, 1997.

Greenberg J., Mitchell S. Object relations in psychoanalytic theory. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England, 1983.

Скачать в формате PDF

Поступила: 11.09.2014

Ключевые слова:

DOI: 10.11621/vsp.2015.01.115

Array

Доступно в on-line версии с: 31.03.2015

Номер 1, 2015