ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1- 128 с.

Теоретические и эмпирические исследования

Знаков В.В. Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании чужого как врага // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.3-15.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2036:"<p>В статье на примере растущего числа конфликтов между приверженцами христианских и мусульманских ценностей, а также этнорелигиозной
природы терроризма анализируются психологические причины понимания
чужого человека не как друга, а как врага. Обосновывается, что в понимании
чужого важную роль играют не только осознанные рациональные знания
субъекта, но также бессознательное и житейские понятия. Акцент сделан
на исследовании когнитивного и аффективного бессознательного — вне-
понятийных иррациональных компонентов понимания чужого. Доказывается, что существуют такие сферы человеческого бытия, которые вообще не приемлют рационального познания. В подобных сферах есть коренное противоречие между рациональным знанием, объяснением и глубинными эмоция ми, переживаниями. Глубинные установки и предубеждения не опираются на разумные суждения и потому их невозможно разрушить
обычной логикой. Главный вопрос, на который сделана попытка дать ответ,
заключается в следующем: почему при узнавании факта сожжения Корана
или поступка девушек из группы «Пусси Райот» не только осознанные ра-
циональные объяснения, но и бессознательные компоненты поведенческих реакций людей, говорящих на разных языках и проживающих в разных
странах, оказываются очень похожими? Объяснение этого феномена в
статье развивается в трех направлениях. Во-первых, приводятся данные
о том, что многие моральные и религиозные решения субъект принимает
автоматически, интуитивно, бессознательно. Во-вторых, из исследований Ж. Пиаже следует, что некоторые операциональные схемы действий могут противоречить идеям, которые субъект сознательно уже сформулировал. Эти идеи занимают более высокое место, чем схемы действия, и блокируют
их интеграцию в сознательное мышление. В-третьих, со ссылкой на результаты психофизиологических исследований обосновывается существование в сознании фильтров, актуализирующихся при соотнесении древних и недавно сформированных культурных феноменов с менее и более дифференцированными мозговыми системами.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 3-15
Ключевые слова: понимание; чужой; враг; терроризм; когнитивное и аффективное бессознательное;
Автор(ы): Знаков В.В. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014

Толочек В.А., Тимашкова Н.А., Денисова В.Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности:позитивные и негативные изменения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.16-32.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1781:"<p>
    Задачи исследования: 1) Анализ динамики профессионального становления субъекта (ПСС) как эволюции/инволюции в аспектах профессионального развития, профессиональных деструкций и профессионального выгорания. 2) Выделение интрасубъектных ресурсов и внесубъектных, сопряженных с динамикой ПСС. Гипотезы: 1) Профессиональные деструкции и профессиональное выгорание более выражены у учителей, чем у других представителей социономических профессий (воспитате- лей). 2) Детерминантами деструкций и выгорания выступают дефициты в актуализации интра- и внесубъектных ресурсов. 3) Деструктивные процессы у субъектов возрастают с 35—45 лет. 4) Начальные фазы де- струкций и выгорания адекватно рефлексируются субъектами. Выборка: 1) учителя средних школ — 51 женщина в возрасте от 28 до 65 лет (М=46.2; SD=8.6) со стажем работы от 7 до 42 лет (М=23.9; SD=9.1); 2) воспитатели детских дошкольных учреждений — 34 женщины в возрасте от 29 до 65 лет (М=46.4; SD=10.4) со стажем работы от 2 до 43 лет (М=24.1; SD=10.3). Метод — квазиизмерения. Основные выводы. Динамику ПСС учителей можно характеризовать как неоптимальную; использование ресурсов — как ограниченное, фраг- ментарное, частичное; динамику ПСС воспитателей — как оптимальную; использование ресурсов — как более эффективное, фрагментарное, ча- стичное. Неполнота использования ресурсов, их рассогласованность с ПСС сопряжены с нарастанием деструктивных процессов с 35—45 лет и усилением на рубеже 55 лет, с формированием профессионального аут- сайдерства, либо типа специалистов, поддерживающих профессионализм ценой психофизиологического перенапряжения. Учителя более подвержены профессиональным деструкциям и профессиональному выгоранию, чем воспитатели. Первые стадии выгорания и деструкций ими адекватно рефлексируются.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 22.09.2013
Страницы: 16-32
Ключевые слова: профессиональное выгорание; карьера; профессиональное становление; субъект; эволюция; деструкции;
Автор(ы): Толочек В. А.; Тимашкова Н.А.; Денисова В. Г.;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014

Пикулёва О.А. Социальные и психологические факторы в выборе ассертивных тактик самопрезентации личности студенческой молодежью // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.33-46.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1551:"В статье представлены результаты эмпирического исследования
взаимосвязи личностных ценностей и самопрезентационного поведения.
Основная гипотеза исследования заключалась в том, что существуют раз-
личия в ценностных приоритетах и предпочтении тактик и стратегий
самопрезентации личности, обусловленные социальными (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность) и психологическими (самомониторинг) факторами. В исследовании при-
няли участие 209 студентов (средний возраст 20 лет) из городов Выборг и
Нальчик. В Выборге для обработки были приняты анкеты респондентов,
определивших свою идентичность как русские, а также указавших в качестве
вероисповедания православие, в Нальчике — анкеты респондентов, определивших свою идентичность как кабардинцы или балкарцы и указавших в
качестве вероисповедания ислам. В результате исследования выявлено, что
существует прямая связь между установками на индивидуализм и проявлением ассертивного самопрезентационного поведения (уровень значимости
р<0.001). Личностно-сфокусированные ценности, поддерживающие стрем-
ление личности к материальному успеху и индивидуальным социальным
достижениям, способствуют ориентации человека на ассертивную стратегию самопрезентации «Самовозвышение», а социально-сфокусированные ценностные ориентации, направленные на заботу о благополучии других, — препятствуют. Использование ассертивных тактик и стратегий самопрезентации личности связано с высоким уровнем самомониторинга вне зависимости от этнокультурной дифференциации.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 15.09.2013
Страницы: 33-46
Ключевые слова: самопрезентация личности; тактики и стратегии самопрезентации; самомониторинг; личностные ценности;
Автор(ы): Пикулёва О. А.;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014

Сазонова Е.В. Психологическое содержание интереса подростков к книгам Дж. Роулинг о Гарри Поттере// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.47-58.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1431:"В статье анализируется содержание интереса подростков к книгам
серии «Гарри Поттер». Указывается, что тексты относятся к жанру фэнтези,
который в свою очередь восходит к волшебной сказке и романтическому
повествованию. Ключевой характеристикой героя в таких текстах является инициативность — принятие решения действовать.Предварительное исследование, проведенное на интернет-аудитории (1052 респондента), выявило, что интерес к текстам о Гарри Поттере связан с тремя значимыми характеристиками действия героя — местом действия, средствами действия и собственно действием. Основное исследование (214 респондентов в возрасте 13—18 лет) проводилось методом семантического дифференциала с использованием шкал, образованных по результатам предварительного исследования.
Исследование показало, что в произведениях Дж. Роулинг «Гарри
Поттер» особую привлекательность для подростков имеют те моменты
текста, которые связаны с инициативным действием героя, с достижением
поставленной цели. Для совершения такого действия необходимы: 1) соб-
ственные усилия (ловкость, умения, стремление к победе, целеустремлен-
ность); 2) волшебные средства, которые помогают герою быть могуществен-
ным, способным, защищенным, а также свободным и непринужденным;
3) особая — непредсказуемая, опасная, трудная, осмысленная — среда для
действия. Реальный мир воспринимается подростками как бездейственный,
серый, унылый, лишенный цели.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 19.11.2013
Страницы: 47-58
Ключевые слова: современные подростки; интерес в подростковом возрасте; семантический дифференциал;
Автор(ы): Сазонова Е.В.;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014


Обзорно-аналитические исследования

Мельникова О.Т., Кутковая Е.С. Дискурсивный подход к исследованию идентичности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.59-71.

a:2:{s:4:"TEXT";s:988:"В статье проводится сопоставление основополагающих понятий, используемых в традиционном (социокогнитивном) и дискурсивном подходе к исследованию идентичности. Раскрывается своеобразие таких понятий, как социальная категория и процесс социальной категоризации, социальная роль и позиция, социальная норма, контекст и социальная практика.
Описываются два направления дискурсивных исследований — изучение
так называемых Д-дискурсов и д-дискурсов. Рассматриваются варианты
дискурс-анализа, применяемые для исследования идентичности: критиче-
ский дискурс-анализ, теория позиционирования и дискурсивная психология, конверсационный анализ.
Итог анализа: с позиции дискурсивного подхода идентичность проявляется и формируется в интеракции; ее основной чертой является пластичность, т.е. ситуативный, изменяющийся характер; она вплетена в широкий культурный контекст и воспроизводится на базе существующих социальных практик. Особую роль в формировании идентичности играют
язык и текст.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 07.11.2013
Страницы: 59-71
Ключевые слова: идентичность; дискурсивный подход; практика; контекст; социальная категория; дискурс-анализ; критический дискурс-анализ;
Автор(ы): Мельникова О.Т. ; Кутковая Е.С.;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014


Психологическая помощь

Бороздина Л.В., Волкова Н.Н. Опыт коррекции «триады риска» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.72-86.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1908:"Феномен «триады риска» представляет собой рассогласование высоты
самооценки субъекта и уровня избираемых им целей, т.е. уровня притязаний человека, что сопровождается статистически значимым повышением хронической тревожности (а также агрессивности и фрустрированности) в отличие от одинакового соположения высотных характеристик оценки
себя индивидом и его целевого выбора. Диссоциация уровневых параме-
тров самооценки и притязаний имеет два типа: последние могут превышать
самооценку или не достигать ее. Верификация диссоциативного комплекса на материале артериальной гипертонии (эссенциальная форма) и язвенной болезни (дуоденума), т.е. на материале заболеваний, не вызывающих в медицине вопроса об их главным образом психогенной этиологии, обнару-
живает не просто наличие «триады», а более экстенсивное и интенсивное
ее проявление при названных болезнях. Не оставляет сомнений тот факт,
что разрыв высот самооценки и притязаний, сочетающийся с выражен-
ным увеличением балла тревожности является потенциально патогенным
комплексом. Первоначально он получил наименование «триада риска пси-
хосоматических заболеваний». Однако данные последних исследований,
свидетельствующие о значимо большей частоте заражения ОРВИ детей
10—16 лет с «триадой риска» (4—5 раз в год) в сравнении с ее отсутствием
(1—2 раза в год) вынуждают расширить сферу действия найденного фе-
номена. Вычлененный комплекс составляет не столько рядовую вариацию соотношения параметров отдельных психических образований, сколько опасное их совмещение. Ранняя манифестация «триады риска» в онтогенезе (10—11 лет) требует разработки способов ее коррекции. В статье излагается схема такой коррекции для типа гиперпритязаний, когда уровень целевого выбора субъекта оказывается выше его самооценки. Анализируются основные задачи построенной схемы, результаты ее использования с подробным пояснением приводимых случаев.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 30.11.2013
Страницы: 72-86
Ключевые слова: самооценка; уровень притязаний; индекс тревожности; «триада риска»; направленность и тип реакции на фрустрацию;
Автор(ы): Бороздина Л.В. ; Волкова Н.Н.;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014


Дискуссии, размышления

Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.87-102.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1491:"В статье освещаются и обсуждаются результаты экспертной оценки
16 определений понятия «компетенции». Оценки выносили 45 психологов
высшей квалификации (кандидаты и доктора наук) — члены Эксперт-
ного интернет-сообщества психологов на сайте www.ht.ru. В ходе оценок
эксперты использовали 7 различных оценочных шкал. Полученный куб
данных 45×16×7 подвергался факторному и кластерному анализу. Было выявлено 2 устойчивых фактора, отражающих уровень популярности
определения (первый фактор), а также близость-удаленность от термино-
логической отечественной традиции (второй фактор), связанной в основ-
ном с понятиями ПВК («профессионально важные качества») и ЗУНы («знания-умения-навыки»). Оценки определений со стороны академиче-
ских специалистов оказались ближе к отечественной традиции, а оценки
психологов-практиков — ближе к западной традиции. С помощью кластер-
ного анализа было выявлено 4 устойчивых кластера: 1) компетенция как
область полномочий и ответственности, 2) компетенции — это те же самые
ПВК, 3) компетенция как мобилизация знаний и навыков для решения
конкретной производственной задачи, 4) компетенции — это описательные
единицы (элементы) эффективной профессиональной деятельности. Наи-
более перспективным и эвристичным подходом авторы считают третий
кластер определений, в котором осуществляется попытка творческого
синтеза отечественной (деятельностной) и западной (бихевиористской)
концептуально-терминологических традиций.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 16.10.2013
Страницы: 87-102
Ключевые слова: компетенции; компетентность; профессионально важные качества (ПВК); оценка персонала; личностные черты; организационный контекст; требования организации; экспертные оценки; факторный анализ; кластерный анализ;
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович; Ерофеев А.К.; Шмелев А.Г. ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014


Методика

Красная М.А. Разработка и апробация методики определения позиции человека в социальной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.103-111.

a:2:{s:4:"TEXT";s:892:"В статье описывается попытка разработки и апробации методики опре-
деления позиции субъекта в социальной ситуации. Понятие «позиция» рас-
сматривается как способ формирования отношений человека с обществом.
Позиция индивида в мире вырабатывается активностью, реализуется через его отношения с социальной ситуацией. Выделены 2 позиции, занимаемые индивидом при формировании отношений с окружающей действительностью: 1) позиция аналитика-наблюдателя; 2) позиция преобразователя. В качестве проективного стимульного материала методики были выбраны
пословицы. Материал предоставляет возможность рассмотреть позицию
индивида через его интерпретацию различных социальных ситуаций, данных
в пословицах. Методика была апробирована в четыре этапа. На основе полученных результатов сделан вывод о возможности разработки многоуров-
невой схемы изучения позиции субъекта в социальной ситуации.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 03.08.2013
Страницы: 103-111
Ключевые слова: социальная ситуация; позиция субъекта; аналитик-наблюдатель; преобразователь; пословицы как проективный стимульный материал;
Автор(ы): Красная М.А.;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014


Психофизиология

Девишвили В.М., Турковский А.А., Палихова Т.А. Самостимуляция виноградной улитки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.112-125.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1886:"«Простые нервные системы» являются удобным экспериментальным
объектом для изучения механизмов пластичности на поведенческом, ней-
ронном и синаптическом уровнях. В данной работе электростимуляция
внутренних органов виноградных улиток Helix pomatia была использована,
во-первых, для определения параметров висцеральной стимуляции при из-
менении функционального состояния и, во-вторых, для оценки значения для
улитки (положительного или отрицательного) самостимуляции внутренних
органов в условиях выбора поведения. Эксперименты проводились на 20
интактных улитках (N=20) с вживленными под раковину парными серебря-
ными электродами. Движения улиток регистрировались двухкоординатным
датчиком движений. В 1-й серии пороги активации локальными стимулами
при длительности 50—100 мс составили 4—6 В (на выходе стимулятора). В
48 экспериментах (из 100, n=100) для пробуждения улитки было достаточно
одного стимула, в остальных — двух (30) и трех (22) стимулов. Стимуляция
активных улиток увеличивала время их бодрствования на 30% (N=10). Во
2-й серии улиткам предлагался выбор между пищевым стимулом и палоч-
кой, движение которой вызывало электрическое раздражение внутренних
органов животного. Оценивалось время выбора палочки, движение которой
по обратной связи вызывало электрическое висцеральное раздражение, в условиях самостимуляции и без нее. Результат оказался неожиданным: в условиях самостимуляции улитки предпочли электрическое раздражение
внутренних органов. Среднее время выбора палочки было в 3 раза больше
в условиях самостимуляции (15 мин/час по сравнению с 5 мин/час при вы-
ключенном токе, средние для N=8, n=94). Полученные данные позволяют
утверждать, что висцеральная электростимуляция является для улитки положительным подкреплением для продолжения активности, направленной
на получение этого стимула в условиях самостимуляции.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 08.11.2013
Страницы: 112-125
Ключевые слова: выбор поведения; виноградная улитка; висцеральная электростимуляция; самостимуляция; оперантное обусловливание; подкрепление;
Автор(ы): Девишвили В.М.; Турковский А.А. ; Палихова Т.А.;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014


Юбилеи

Коллектив факультета психологии МГУ. К 60-летию Александра Георгиевича Шмелева // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №1 -с.126-128

a:2:{s:4:"TEXT";s:228:"<p>
    15 февраля 2014 г. исполняется 60 лет Александру Георгиевичу Шмелеву — доктору психологических наук, профессору Московского университета, ведущему специалисту в области психосемантики и компьютерной психодиагностики.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 126-128
Ключевые слова: Юбилеи; Александр Георгиевич Шмелев;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 31.03.2014


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер