ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4- 152 с.

Междисциплинарные исследования

Шишкин С. Л., Федорова А. А., Нуждин Ю. О., Ганин И. П., Осадчий А. Е., Величковский Б. Б., Каплан А. Я., Величковский Б. М. На пути к высокоскоростным интерфейсам глаз—мозг—компьютер: сочетание «одностимульной» парадиг- мы и перевода взгляда. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с. 4-19

В работе описан новый вид интерфейса мозг—компьютер, использую- щий счет пользователем однородных зрительных стимулов без разделения их на целевые и нецелевые («одностимульная» парадигма) при среднем темпе их асинхронного предъявления около 2 стимулов в секунду и учете момента саккадического перевода взгляда. Счет начинается сразу после перевода взгляда в область предъявления. Работа интерфейса моделировалась на основе применения линейного классификатора к сигналам ЭЭГ, зарегистрированным в экспериментах с участием здоровых испытуемых, в покое и при переводе взгляда на стимул. При этом была получена исключительно высокая для неинвазивных интерфейсов мозг—компьютер средняя скорость отклика — не более двух секунд после начала саккады в область стимула. Этот результат свидетельствует о перспективности гибридных интерфейсов глаз—мозг—компьютер, в особенности с учетом возможности еще боль- шего повышения эффективности распознавания команд при объединении предложенного электрофизиологического интерфейса с системой быстрого анализа характеристик зрительных фиксаций и саккад.

Поступила: 17.06.2013
Страницы: 4-19
Ключевые слова: интерфейс мозг—компьютер; «одностимульная парадигма»; зрительные стимулы; связанные с событиями потенциалы; проблема «прикосновения Мидаса»;
Автор(ы): Величковский Б.М. ; Шишкин Сергей Львович; Федорова Анастасия Андреевна;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013


Теоретические исследования

Клочко В.Е. Проблема сознания в психологии: постнеклассический ракурс // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с.20-35.

В статье рассматриваются основные противоречия, которые возникли на классическом и неклассическом этапе развития психологии сознания. Утверждается, что для разрешения этих противоречий необходимо ис- пользовать мышление более высокого системного уровня, что и приводит к возникновению тенденции перехода науки к новым парадигмальным установкам. Выделяются три фактора, определяющих актуальный статус проблемы сознания. Один из них обусловлен особенностями общественного развития, благодаря которым проблема сознания оказывается сегодня одной из самых значимых. Второй фактор обусловлен изменениями в структуре научного познания, которые проявляются в том, что междисциплинарный подход начинает трансформироваться в трансдисциплинарный подход, обеспечивая тем самым интеграцию естественно-научного и гуманитарного знания, необходимую для решения проблемы сознания. Третий фактор связан с внутренними тенденциями развития психологической науки. По- казаны этапы эволюции профессионально-психологического мышления и признаки одномерно-бинарной логики, свойственной классической науке, бинарно-тернарной логики, которую использует неклассическая психоло- гия. В многомерной логике, которую осваивает постнеклассическая наука, человек рассматривается как сложнейшая пространственно-временнáя организация, саморазвивающаяся система, а сознание открывается не в дискретном составе (в качестве функционирующего органа), а в его кон- тинуальности, непрерывности и дальнодействии. В постнеклассическом ракурсе смыслы предстают как особые психологические новообразования, которые обеспечивают содержательное наполнение сознания и указывают направления, в которых человек может действовать, понимая смыл и цен- ность своих действий.

Поступила: 11.02.2013
Страницы: 20-35
Ключевые слова: сознание; смысл; постнеклассическая наука; саморазвитие; открытые системы; многомерное мышление;
Автор(ы): Клочко В.Е.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013


Эмпирические исследования

Корнилова Т.В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с.36-47.

В эмпирическом исследовании на студенческой выборке (n=304, Mean=19.49, SD=2.11); 206 женщин и 98 мужчин) устанавливались связи пе- ременных сиптомокомплекса ригидности, переменных принятия неопреде- ленности (толерантности/интолерантности к неопределенности, готовности к риску), рациональности и рефлексивности, интеллекта (академического и практического) и креативности. Использовались методики: «Новый опрос- ник толерантности к неопределенности», «Личностные факторы принятия решений», «Томский опросник ригидности», опросник «Рефлексивность- 27», тестовая батарея ROADS. Проверялись гипотезы о положительных связях ригидности с комплексом переменных рациональности, рефлек- сивности интолерантности к неопределенности, о связях креативности с толерантностью к неопределенности, готовностью к риску и отрицательной связи с ригидностью, а также с показателями личностных переменных с успеваемостью (по GPA). Верифицированы гипотезы об указанных связях ригидности с личностными переменными. Было показано, что вербальная креативность выше у лиц с высокой личностной рефлексивностью и с низкой установочной ригидностью. Лица с более высокими показателями кристаллизованного интеллекта демонстрируют более высокую успевае- мость и более высокую креативность. Флюидный интеллект отрицательно связан с рациональностью, и хотя между собой оба вида интеллекта связаны положительно, но флюидный интеллект не был связан с креативностью. Показано, что креативность выступает положительным предиктором успе- ваемости, а преморбидная ригидность — отрицательным; толерантность к неопределенности, как и рациональность и рефлексивность, не связаны с успеваемостью. Но рефлексивность оказалась связанной с креативностью по методике «Креативные рассказы». Вербальная креативность выше у лиц с высокой личностной рефлексивностью и с низкой установочной ригидностью. Повышение интолерантности к неопределенности и готовности к риску сопутствует более низкой успеваемости студентов.

Поступила: 09.09.2013
Страницы: 36-47
Ключевые слова: ригидность; креативность; толерантность/интолерантность к неопределенности; рациональность; рефлексивность; интеллект;
Автор(ы): Корнилова Т.В.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Воронова М.Н., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Лонгитюдное исследование развития высших психических функций у младших школьников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с.48-64.

В статье излагаются результаты популяционного лонгитюдного ней- ропсихологического исследования развития высших психических функций (ВПФ) у младших школьников — учеников 1—3-го класса московской средней общеобразовательной школы (n=84). С помощью 7 индексов, отражающих состояние отдельных компонентов ВПФ, таких как про- извольная регуляция деятельности, серийная организация движений и действий, переработка кинестетической, слуховой, зрительной и зрительно- пространственной информации, регуляция активации, в трех срезах (в первом, втором и третьем классе) прослежена динамика компонентов ВПФ выборки в целом и групп детей с разным исходным (измеренным в 1-м классе) уровнем развития ВПФ (высоким, средним, низким). Исследование обнаружило в целом положительную динамику состояния структурно- функциональных компонентов ВПФ у обследованных детей. Группы детей с разным исходным уровнем развития ВПФ стойко сохраняли в каждом из срезов различия в степени сформированности компонентов ВПФ, несмотря на то, что наибольшая динамика компонентов ВПФ была обнаружена у детей с начально низким, а наименьшая — у детей с исходно высоким уровнем развития ВПФ. Среди компонентов наименьшая динамика была выявлена в развитии произвольной регуляции, т.е. функций программирования, ре- гуляции и контроля деятельности. Отсутствие у детей с исходно высоким уровнем функционирования значимой динамики от первого к третьему классу по данной функции может быть связано с падением их учебной мотивации, с тем, что их обучение идет в зоне актуального развития, а не в зоне ближайшего развития.

Поступила: 21.08.2013
Страницы: 48-64
Ключевые слова: нейропсихология; лонгитюдное исследование ; младшие школьники; возрастная динамика ВПФ; произвольная регуляция и мотивация учения;
Автор(ы): Воронова М. Н.; Корнеев А. А.; Ахутина Т. В.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Шипкова К.М. Изменение профиля слухоречевой асимметрии при афазии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с.65-75.

В статье рассматривается проблема межполушарной реорганизации речевых процессов при афазии. В исследовании участвовали 27 больных с афазией с поражением левого полушария сосудистой и травматической этиологии. В первую группу (острая афазия) вошли 11 больных в возрасте от 21 до 62 лет с давностью заболевания от 2 до 6 месяцев, из них 7 — с преимущественно «передними» формами (моторные афазии и динами- ческая афазия) и 4 — с преимущественно «задними» (височные формы и семантическая афазия). Во вторую группу (хроническая афазия) вошли 16 пациентов в возрасте от 32 до 65 лет с давностью заболевания более 2 лет, из них 3 с «передними» и 13 — с «задними» афазиями. Батарея нейропсихоло- гических методик включала нейропсихологическое исследование по схеме А.Р. Лурия, количественную оценку степени выраженности афазического дефекта и методику дихотического прослушивания в начале и в конце курса речевой реабилитации. Результаты: 1) в обеих группах испытуемых выявлен высокий процент случаев доминантности левого уха; 2) эффект левого уха был типичен для височных поражений левого полушария; 3) в нейропси- хологическом синдроме всех пациентов обнаружены правополушарные симптомы; 4) в обеих группах не было достоверных сдвигов в изменении значения коэффициента ведущего уха по завершении курса нейрореаби- литации. Основные выводы: преимущественное доминирование правого полушария в речевом восприятии устанавливается на ранних сроках одно- стороннего поражения левого полушария мозга; мозговая реорганизация речи при афазии происходит спонтанно.

Поступила: 21.04.2013
Страницы: 65-75
Ключевые слова: афазия; межполушарная асимметрия; дихотическое прослушивание; восстановительное обучение; мозговая реорганизации речи при афазии;
Автор(ы): Шипкова К. М. ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Любимова Г. Ю., Евсевичева И. В. Феноменология и обучающие аспекты начального опыта работы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с.76-91.

Цель исследования — выявить значимые аспекты начального опыта работы путем качественного анализа текстов мини-сочинений на тему: «Рабочая ситуация, с которой мне не удалось справиться. Рабочая ситуация, с которой мне удалось справиться. Сделанные мною выводы». Респонден- ты — студенты 5-го курса дневного отделения московского вуза (29 женщин и 9 мужчин), завершающие образование по специальности «Менеджмент» и имеющие начальный опыт работы (в рамках производственной практи- ки, в общественных организациях, летних детских лагерях, коммерческих структурах и др.). Анализировались только те сочинения, которые были выполнены в точном соответствии с инструкцией. Основные результаты: 1) ведущая тема сочинений — личностные аспекты делового взаимодействия (с начальством, коллегами, деловыми партнерами, клиентами). 2) централь- ный феномен — соотношение «Я» и профессиональной роли, т.е. способ- ность или неспособность фокусироваться на содержании рабочей пробле- мы, психологически дистанцируясь от оценочных суждений партнеров по общению. 3) Выводы, сделанные респондентами из описанных ситуаций, делятся на две категории — «отношение к рабочей ситуации» (поведение в конфликте, адаптация к работе, образ руководителя, внутренние средства деятельности, стиль собственного поведения) и «личностный рост» (соот- ношение «Я» и ролевой позиции, навыки самоорганизации и саморегуляции, ценностные ориентации).

Поступила: 11.08.2013
Страницы: 76-91
Ключевые слова: карьера; феноменология начального опыта работы; качественные методы; профессиональная Я-концепция;
Автор(ы): Любимова Г. Ю.; Евсевичева И. В.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Арестова О.Н., Богачева Н.В. Особенности самоотношения у подростков и юношей с близорукостью // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с.92-105.

В исследовании проверялась гипотеза о влиянии близорукости на самоотношение у испытуемых подросткового и юношеского возраста. В исследовании приняли участие 50 испытуемых: 30 человек с близорукостью (12 юношей и 18 девушек) и 20 (8 юношей и 12 девушек) с нормальным зрением, в возрасте от 15 до 20 лет, школьники старших классов и студен- ты. В исследовании применялись проективные и опросниковые методы: рисунок несуществующего животного (РНЖ); «Автопортрет»; «Методика исследования самоотношения» (МИС), а также самооценивание по специ- ально разработанным нами шкалам. Результаты исследования подтвер- дили гипотезу о наличии особенностей самоотношения, характерных для близоруких подростков и юношей, состоящих в следующем: склонность к самокритике, негативизму в отношении собственных личностных качеств в целом; снижение оценки себя как партнера по общению, низкая оценка собственной коммуникативной активности и социальных качеств, прояв- ляющихся в общении, склонность к глубокой интеллектуальной рефлексии в сфере собственного Я, сочетающаяся с повышенным вниманием к своим недостаткам. Кроме того, характерными чертами самоотношения у близо- руких испытуемых являются категоричность, склонность к полярным оцен- кам; пассивность в коммуникативной сфере; чувствительность к оценкам со стороны окружающих. Полученные результаты позволяют говорить о наличии у близоруких таких специфических черт самоотношения, отме- чаемых у слепых и слабовидящих, как более критичное отношение к себе, негативизм в отношении собственных коммуникативных способностей и активности.

Поступила: 17.09.2013
Страницы: 92-105
Ключевые слова: самоотношение; перцептивные нарушения; близорукость; проективные и опросниковые методы;
Автор(ы): Арестова О.Н.; Богачева Н. В;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Федорова С.М., Россохин А.В. Динамика интрапсихических изменений личности в ходе психоанализа: психосемантический анализ// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с.106-118.

Теоретической предпосылкой данного исследования явились пси- хоаналитическая теория объектных отношений и разработанная в ее русле теория структурных изменений. В процессе интериоризации зна- чимых фигур, отношений и сопровождающих их аффектов формируется интрапсихическое пространство объектных отношений личности. Статья посвящена эмпирической проверке основных предположений, лежащих в основе психоаналитической теории структурных изменений. Задача данного исследования состояла в том, чтобы, используя методику семантического дифференциала, формализованным способом оценить динамику реорга- низации объектных отношений и интрапсихических инстанций личности субъекта в ходе психоанализа. Результаты психосемантического анализа динамики интрапсихических изменений подтвердили основные гипотезы: в процессе психоанализа происходит реорганизация пространства вну- тренних объектных отношений; психоаналитическая работа приводит к интрапсихическим изменениям личности, а именно: при увеличении по- казателя психической инстанции Эго уменьшаются показатели психических инстанций Супер-Эго и Ид.

Поступила: 11.09.2013
Страницы: 106-118
Ключевые слова: идентификация; личность; психосемантический анализ; интериоризация; семантический дифференциал; психоанализ; объектные отношения личности; интрапсихические изменения; проекция;
Автор(ы): Федорова С.М.; Россохин А. В. ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции у студентов первого и второго курса (мониторинг)// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с.119-130

В статье представлены данные об особенностях изменения волевой ре- гуляции при переходе студентов с 1-го на 2-й курс. Испытуемые — студенты 5 факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова (n=481). Методики: «Формали- зованная модификация методики самооценки (СО) Дембо—Рубинштейн»; «Шкала контроля за действием при планировании» Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина; Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леон- тьева. Установлено, что при переходе с 1-го на 2-й курс показатели волевой регуляции растут. Однако характер изменения разных показателей неодина- ков для групп студентов с различными индивидуальными особенностями и для групп студентов-мужчин и студентов-женщин.

Поступила: 16.05.2013
Страницы: 119-130
Ключевые слова: мотивационно-смысловая сфера личности; волевая регуляция; волевые качества личности; самоконтроль; ориентация на действие; ориентация на состояние; студенческий возраст;
Автор(ы): Барабанов Д.Д. ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013


На факультете психологии

Коллектив факультета психологии МГУ. Конкурс дипломных работ-2013 // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №4 -с.131-139

Публикация содержит авторские аннотации лучших дипломных работ, выполненных на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2013 г.

Страницы: 131-139
Ключевые слова: Конкурс дипломных работ-2013; конкурс дипломных работ; аннотации;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013


Юбилеи

Степанова М.А. К 90-летию Нины Федоровны Талызиной // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №4 -с.140-148

28 декабря 2013 г. исполняется 90 лет известному отечественному психологу Нине Федоровне Талызиной — доктору психологических наук, профессору Московского университета, академику РАО.

Страницы: 140-148
Ключевые слова: Юбилеи; Нина Федоровна Талызина;
Автор(ы): Степанова М.А.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер