ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1- 200 с.

Теоретические и обзорно-аналитические исследования

Петренко В. Ф. Базовые метафоры психологических теорий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 4-23.

Статья посвящена ментальным установкам, имплицитным моделям, базовым метафорам, которые задают специфику парадигмы той или иной психологической теории. Автор описывает социальный климат и духовные ценности, в атмосфере которых создавались психологические теории. 

Страницы: 4-23
Ключевые слова: имплицитные модели; базовые метафоры; психосемантика; психологические теории;
Автор(ы): Петренко В.Ф. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013

Патяева Е. Ю. Системы социокультурного мотивирования: концептуальная модель // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 24-41.

В статье продолжено рассмотрение сложных систем социокультурного мотивирования, начатое в предыдущей работе. Проанализированы взгляды социологов, этнометодологов и представителей нарративного подхода на системы социокультурного мотивирования. На основе концепции диспозитива М. Фуко и многочисленных данных, описанных социологами, социальными психологами, культурологами и нарративными терапевтами, предложена трехуровневая концептуальная модель социокультурного мотивирования человеческих действий, в которой различаются: а) базовый уровень диспозитива, б) его осознаваемый уровень и в) актуальное социальное поле, складывающееся из требований социальной ситуации и воздействий других людей. Данная модель позволяет соотнести друг с другом различные формы и механизмы социального побуждения и может быть использована при анализе мотивационного строения индивидуальной и коллективной деятельности. 

Страницы: 24-41
Ключевые слова: мотивация; социокультурное мотивирование; диспозитив; нарративный подход; смысловые системы; повседневные практики; социальное поле;
Автор(ы): Патяева Е.Ю. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013

Аникина В.Г. К проблеме использования феноменологии Э. Гуссерля для исследования рефлексии в современной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 42-51.

В статье ставится вопрос о возможности обращения к феноменологии Э. Гуссерля как к философскому основанию исследований рефлексии в психологии. Представлены ключевые понятия феноменологии Э. Гуссерля. Очерчена связь между сознанием, осознанием и рефлексией. Систематизированы представления Э. Гуссерля о видах рефлексии, результатах простой (естественной) и трансцендентальной (феноменологической) рефлексии, а также об условиях проявления последней. Выявлены проблемы, неразрешенность которых накладывает ограничения на психологическое изучение рефлексии с позиции феноменологии. 

Поступила: 18.06.2012
Страницы: 42-51
Ключевые слова: феноменология Э. Гуссерля; сознание; интенциональность; простая рефлексия; феноменологическая рефлексия;
Автор(ы): Аникина В.Г. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013

Миньяр-Белоручева А. П., Покровская М. Е. Этнические стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные образы-персонификации и вербальные образы-антропонимы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 52-65.

Статья посвящена рассмотрению межнациональных отношений в поли-культурной среде через призму восприятия тем или иным народом себя и других и отражение этих отношений в языке в виде стереотипов, персонификаций и этнонимов. Внимание уделяется истории изучения проблемы взаимосвязи языковой и психологической реальности в культуре. На примере некоторых этнических стереотипов англоязычного мира показано восприятие англичанами и американцами самих себя и своих заокеанских соседей. Рассматривается национально-культурная специфика стереотипов англоязычного мира. Приводятся примеры современных поисков возможных этно-психолингвистических путей разрешения этнических конфликтов. 

Страницы: 52-65
Ключевые слова: национально-культурная специфика стереотипов; этнопсихолингвистика; межнациональные отношения; персонификация; этноним; восприятие других; взаимосвязь языковой и психологической реальности;
Автор(ы): Миньяр-Белоручева А. П.; Покровская М. Е.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013


Эмпирические исследования

Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 66-83.

В социальных сетях представлены «виртуальные» идентичности, нередко отличающиеся от «реальных» идентичностей (как они сложились в реальной жизни). Когда пользователь социальных сетей конструирует более одной идентичности, назовем их альтернативными. В эмпирическом исследовании использован кейс, предоставленный Harvard Good Play Project. На основании глубинных интервью с 42 испытуемыми (три группы: 15—17, 18—21 и 22—25 лет; в каждой группе поровну мужчин и женщин) изучены особенности конструирования и презентирования альтернативной идентичности в социальных сетях. Материалы интервью обработаны с помощью компьютерного контент-анализа, нарративного и дисперсионного анализа. Выявлены возрастные и половые различия в конструировании альтернативных идентичностей и в отношении к их содержательной стороне.

Страницы: 66-83
Ключевые слова: идентичность; альтеративная идентичность; социальная сеть;
Автор(ы): Евдокименко А. С.; Федунина Н. Ю.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013

Фам А.Х., Леонтьев Д.А. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (Часть 1) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 84-96.

В статье представлено исследование процесса выбора и параметров его субъективного конструирования в реальных ситуациях разного уровня значимости. Проводится сравнение качественных и количественных особенностей ситуаций «судьбоносного» (С) и «повседневного» (П) выбора. В каждой из ситуаций выявляется связь качественных параметров деятельности выбора с устойчивыми особенностями личности. Предпринимается попытка выделения различных типов деятельности выбора в данных ситуациях. Результаты, полученные на выборке из 74 студентов (55 женщин и 19 мужчин) в возрасте 17—25 лет (ср. знач.=18.7 года, ст. отклон.=1.09) с использованием 3 основных (авторских) и 8 вспомогательных методик, позволяют сделать вывод о принципиальных качественных и количественных различиях между ситуациями С и П

Страницы: 84-96
Ключевые слова: выбор; конструирование выбора; самоопределение; субъектность; спонтанность; личностные переменные;
Автор(ы): Фам А. Х.; Леонтьев Д. А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013

Наумова В.А., Глозман Ж.М. Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в пожилом и старческом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 97-110.

В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости. Учитывая достоинства и особенности арт-терапии в геронтопсихологической практике, авторы разработали арт-терапевтическую программу и предположили, что заложенное в ней постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и прогрессивному развитию личности участников этих занятий. Исследование проводилось с 80 респондентами в возрасте 57—80 лет. Анализ результатов показал, что при использовании арт-терапевтических методов отмечается актуализация новых позитивных личностных смыслов жизни и деятельности, происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для актуализации жизненного опыта. 

Страницы: 97-110
Ключевые слова: старение; смысложизненные ориентации; жизнестойкость; рефлексивность; арт-терапия;
Автор(ы): Глозман Ж.М. ; Наумова В. А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013

Денисова Т. Н. Особенности представлений о времени у школьников и студентов с различной выраженностью мотивации достижения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 111-122.

В статье приводятся результаты исследования представлений о времени у 63 школьников (14—16 лет) и 68 студентов (21—23 лет), разделенных на 3 группы: с выраженной мотивацией достижения (МД), с выраженной мотивацией избегания неудачи, с невыраженным мотивационным полюсом. Анализ результатов респондентов по методике Ч. Осгуда «Семантический дифференциал» и проективной рисуночной методике «Нарисуй время» выявил различия данных групп по таким показателям, как представления о настоящем, эмоциональный знак оценок образа времени и его составляющих, уровень концепции времени, форма изображения времени, соотношение оценок настоящего и будущего. Сделан вывод, что представление респондентов о времени может служить предиктором МД; полученные данные могут быть использованы в психодиагностике и консультативно-психологической помощи школьникам и студентам.

Поступила: 19.12.2011
Страницы: 111-122
Ключевые слова: мотивация достижений; представление о времени и его составляющих; мотивация избегания неудач; школьники; студенты;
Автор(ы): Денисова Т. Н.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013

Семянищева П.А. Психологические ресурсы преодоления стресса в ситуации отраслевых организационных изменений (на контингенте военнослужащих) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 123-135.

В статье представлены результаты исследования совладающего поведения (СП) военнослужащих (42 офицеров) на начальном этапе реформирования Вооруженных Сил РФ. Определены основные стресс-факторы профессиональной деятельности и организационной среды, проанализированы мотивационные ресурсы преодоления стресса и часто применяемые модели СП, дана характеристика особенностей субъективной оценки качества жизни военнослужащих в период проведения реформ. Показано, что различия в отношении военнослужащих к социально-экономической обстановке и инновационным преобразованиям в армии взаимосвязаны с эффективностью актуализируемых моделей СП; в качестве косвенного показателя эффективности функционирования данных моделей выступает уровень удовлетворенности работой. Установлено, что опорными ресурсами успешного преодоления инновационного стресса для военнослужащих являются мотивационная ориентация на сохранение себя в выбранной профессии и социально ориентированные модели СП. 

Поступила: 24.08.2012
Страницы: 123-135
Ключевые слова: профессиональный стресс; ресурсы преодоления стресса; совладающее поведение ; отраслевые и организационные инновации; удовлетворенность работой; качество жизни;
Автор(ы): Семянищева П. А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013


Методика

Кононова В.Н., Нахаева И.В. Исследование психометрической эквивалентности двух версий проективной психодиагностической методики — традиционной («Цветовое зеркало») и компьютеризированной («Цветомер личности») // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 136-151.

В статье впервые упоминается модификация проективной методики «Цветовое зеркало» для Айпада, которая называется «Цветомер личности». Проведено исследование психометрической эквивалентности двух форм цветовой методики, бумажной и на Айпаде. Подробно освещены отличия и преимущества использования компьютерной версии. Описаны выборка, схема и процедура проведения. Получены показатели ретестовой надежности по интегральным шкалам (достоверность ответов, энергичность личности, стрессоустойчивость) и по другим показателям (предпочитаемые цвета, структура личности). Сопоставление результатов двойного тестирования в трех группах (на бумаге и на Айпаде; дважды на Айпаде; дважды на бумаге) свидетельствует в пользу однородности групп. Результаты тестирования на Айпаде следует считать сходными, хотя и не полностью эквивалентными результатам бумажного тестирования по методике «Цветовое зеркало». 

Поступила: 23.05.2015
Страницы: 136-151
Ключевые слова: компьютерное тестирование; бумажное тестирование; психометрическая эквивалентность; проективные методы; Айпад; ретест; ретестовая надежность; «Цветовое зеркало»; «Цветомер личности»;
Автор(ы): Кононова В. Н.; Нахаева И. В.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013


Преподавание психологии

Иванова Е. М. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональному становлению // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 152-159.

Цель исследования — формирование у студентов представления о будущей профессиональной деятельности и осознания своей готовности к социально-профессиональной и личностной самореализации. Исследование проводилось в условиях специального практикума «Профессиография» со студентами 4-го курса факультета психологии МГУ, специализирующимися на кафедре психологии труда и инженерной психологии. Организация практикума была направлена на обеспечение студентов полной ориентировочной основой планирования, организации и исполнения профессиональной деятельности. У студентов, прошедших 4 этапа обучения по специально разработанной программе, происходило переосмысление индивидуального опыта собственного труда (курсовая работа за 3-й курс) и осознание своей психологической и профессиональной готовности к будущей деятельности.

Поступила: 09.11.2012
Страницы: 152-159
Ключевые слова: психологическая готовность; формирование; обучение; ориентировочная основа деятельности (ООД); индивидуальный опыт; интроспективный анализ; осознание; образ профессионала;
Автор(ы): Иванова Е. М.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013


На факультете психологии

Коллектив факультета психологии МГУ. Конкурс дипломных работ-2011 // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №1 -с.160-178

Публикация содержит авторские аннотации лучших дипломных работ, выполненных на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2011 г.

Страницы: 160-178
Ключевые слова: конкурс дипломных работ; аннотации;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013

Коллектив факультета психологии МГУ. Конкурс дипломных работ-2012 // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №1 -с.179-190

Публикация содержит авторские аннотации лучших дипломных работ, выполненных на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2012 г.

Страницы: 179-190
Ключевые слова: конкурс дипломных работ; аннотации;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013


Научная жизнь

Бордовская Н.В., Даринская Л.А. «Ананьевские чтения-2012»: проблемы психологии образования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 191-200.

1 августа 2012 г. исполнилось 105 лет со дня рождения Бориса Герасимовича Ананьева, известного психолога, профессора, создателя концепции факультета психологии ЛГУ (СПбГУ). О нем написано немало теплых слов и в юбилейных сборниках, и в воспоминаниях его коллег, соратников, учеников. Данью памяти основателю ленинградской психологической школы является традиционная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения», которая проводится на факультете психологии СПбГУ в течение более чем трех десятилетий и всегда осенью, в октябре. С каждым годом расширяется география и состав участников конференции, включаются новые формы взаимодействия (телеконференция, интерактивные мастер-классы).

Страницы: 191-200
Ключевые слова: психология образования;
Автор(ы): Бордовская Н.В. ; Даринская Л.А. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер