ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4- 168 с.

К 110-летию со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина

Подольский А.И. Введение //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2012.- №4 -с.5-10

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается специальный номер «Вестника», посвященный 110-летнему юбилею выдающегося отечественного ученого Петра Яковлевича Гальперина.Мы постарались построить этот номер так, чтобы отразить в нем если не все (что совершенно невозможно не только в журнальном выпуске относительно небольшого объема, но и в гораздо более обширной публикации), то часть из основных линий реализации того, что может быть названо «системой психологии Гальперина». Удивительная особенность этой системы заключается в том, что в ней можно и найти ответы на многие «вечные» вопросы психологии и озадачиться новыми, прежде не возникавшими проблемами. Одновременно со 110-летним юбилеем самого Петра Яковлевича можно отметить и 60-летний юбилей существования его теории: летом 1952 г.

Страницы: 5-10
Ключевые слова: введение;
Автор(ы): Подольский А. И. ;

Подольский А. И. Психологическая концепция П.Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 11-22

В статье обсуждаются теоретико-методологические вопросы, касающиеся статуса психологической концепции П.Я. Гальперина. Выделяются три основных аспекта анализа и применения данной концепции: 1) планомерно-поэтапное формирование как метод исследования становления и развития психической деятельности человека; 2) использование положений теории планомерно-поэтапного формирования в практике обучения; 3) теоретически описываемый и реально осуществляемый процесс планомерно-поэтапного формирования как психологическая реальность. Последнему направлению уделяется особое внимание; демонстрируются возникающие проблемы; намечаются некоторые пути их решения. 

Страницы: 11-22
Ключевые слова: психологическая концепция П.Я. Гальперина; метод планомерно-поэтапного формирования; иерархическая структура ориентировочной деятельности; гипотетически предполагаемые и реальные экспериментальные условия;
Автор(ы): Подольский А. И. ;

Нечаев Н. Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 23-42.

В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий. Приводится история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории П.Я. Гальперина. 

Страницы: 23-42
Ключевые слова: методология; психика; деятельность; развитие ; поэтапное формирование; ориентировка; предмет психологии;
Автор(ы): Нечаев Н.Н. ;

Степанова М.А. П.Я. Гальперин: опыт построения неклассической психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 43-52.

a:2:{s:4:"TEXT";s:334:"
<p>В статье предпринята попытка рассмотрения исследований П.Я. Гальперина в контексте культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. На примере изучения процессов интериоризации обосновывается идея преемственности школ Выготского и Гальперина. Теория П.Я. Гальперина представлена как вариант неклассической психологии.  </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 43-52
Ключевые слова: культурно-историческая психология; теория П.Я. Гальперина; неклассическая психология; интериоризация;
Автор(ы): Степанова М.А.;

Шабельников В.К. Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 53-72.

Метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина предполагает раскрытие внутренней структуры действий, скрытой от прямого наблюдения, но существующей как объективная реальность. В статье обсуждается проблема истоков и оснований логики и структуры умственных действий. Сопоставляются взгляды философов (Платон, Аристотель, Майстер Экхарт, Гегель) и психологов (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) на проблему оснований детерминации умственных структур. Выделены нерешенные проблемы детерминации умственных действий. 

Страницы: 53-72
Ключевые слова: умственное действие; деятельность; субъект; формирование; структура; основы логики; психология; культура;
Автор(ы): Шабельников В.К.;

Карабанова О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 73-82.

В статье представлена модель динамической структуры социальной ситуации развития ребенка. На основе учения об ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина обосновывается роль и место ориентирующего образа в структуре социальной ситуации развития, реализующего активно-действенное отношение ребенка к миру. Выделены виды ориентирующих образов, показана их возрастная специфика. Конкретизирован механизм развивающего эффекта зоны ближайшего развития. 

Страницы: 73-82
Ключевые слова: социальная ситуация развития; внутренняя позиция; ориентировка; ориентирующий образ; социальные контексты; зона ближайшего развития;
Автор(ы): Карабанова О.А. ;

Семенов И.Н. Учение П.Я. Гальперина об ориентировке как концептуальный базис рефлексивной психологии творческого мышления //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2012.- №4 -с.83-91

a:2:{s:4:"TEXT";s:405:"<p>
    В статье анализируется роль П.Я. Гальперина в становлении рефлексивной психологии творческого мышления. Концепция ориентировки как предмета психологии трактуется в качестве концептуального базиса для теоретико-экспериментального изучения функций рефлексии в организации мыслительной деятельности и саморегуляции процесса продуктивного мышления при дискурсивном поиске решения творческих задач.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 83-91
Ключевые слова: теория П.Я. Гальперина; ориентировка; рефлексия; формирование; решение задач;
Автор(ы): Семенов И.Н. ;

Берсенева Н. В., Чурбанова С. М. Возрастные и индивидуальные возможности систематического исследования «творческой» задачи детьми в русле подхода П.Я. Гальперина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 92-100.

Представленная работа продолжает подход П.Я. Гальперина к исследованию творческого мышления. Как известно, успех в решении задач «на соображение» (ЗнС) в научной школе П.Я. Гальперина связывается с организованным, систематическим подходом к анализу и решению задачи. В нашем исследовании поиск условий, обеспечивающих эффективное решение ЗнС, касается не столько способов преобразования задачи детьми, сколько психологических особенностей субъекта, решающего задачу. В связи с этим анализируются возрастно-психологические и индивидуальные возможности дошкольников, младших школьников и подростков в решении некоторой системы ЗнС.  

Страницы: 92-100
Ключевые слова: творческое мышление; малые творческие задачи (ЗнС); систематическое исследование задачи; возрастные новообразования; дошкольный возраст; младший школьный возраст; подростковый возраст;
Автор(ы): Берсенева Н. В. ; Чурбанова С. М. ;

Салмина Н.Г. Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 101-112.

В статье дается описание лонгитюдного эксперимента, проведенного в 1965—1970 гг. с учащимися школы № 1 г. Москвы (с 1-го по 4-й класс). Освещается программа формирования математических понятий в начальной школе, созданная под руководством и при непосредственном участии П.Я. Гальперина. Показано, что реализация данной программы в условиях массового эксперимента позволила не только получить высокие результаты усвоения материала учащимися, но и сделать психологические выводы относительно принципов построения учебных предметов и организации деятельности на основе теории поэтапного формирования умственных действий. 

Страницы: 101-112
Ключевые слова: теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД); начальная ориентировка; пропедевтическая программа; обобщенные схемы; способность к свертыванию действия; совмещение форм действия;
Автор(ы): Салмина Н.Г. ;

Кабанова О. Я. Теория П.Я. Гальперина — перестройке содержания учебных предметов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 113-122.

В статье основное внимание уделено значению теории П.Я. Гальперина для перестройки содержания учебных предметов. Показан опыт перестройки содержания учебного предмета «Язык». 

Страницы: 113-122
Ключевые слова: теория П.Я. Гальперина; содержание учебных предметов; языковое сознание; ориентировочная основа деятельности (ООД); учебный предмет «Язык»;
Автор(ы): Кабанова О. Я. ;

Погожина И.Н. Деятельностный групповой тренинг — новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П.Я. Гальперина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 123-132.

В статье анализируются современные подходы к формированию сложных коммуникативных умений с точки зрения отбора и структурирования содержания знания, которое необходимо присвоить учащемуся, и технологии приобретения этого знания в рамках ситуации группового социально-психологического тренинга. Предлагается инновационный подход к формированию сложных коммуникативных умений — деятельностный групповой тренинг, разработанный на основе метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и объединяющий в себе преимущества деятельностного подхода и группового тренинга как активного метода обучения. 

Страницы: 123-132
Ключевые слова: сложные коммуникативные умения; метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий; деятельностный групповой тренинг;
Автор(ы): Погожина И.Н. ;


Методика

Шмелев А.Г. , Портнова Д.С., Страхов Н.Н. Метод контекстной вставки как инструмент компьютеризированного контроля качества знаний // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 133-147.

В статье представлена проблематика компьютеризированных процедур аттестационного контроля: их разработки, применения, достоинств и недостатков. Описан опыт работы с «методом контекстной вставки» как технологическим решением, позволяющим преодолеть ограничения классического тестирования и обеспечивающим комплексный подход к диагностике знаний учащихся. Приведены результаты содержательной и психометрической апробации метода на студентах факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках курса «Основы психодиагностики», а также на материале проверки грамотности. Обоснована перспективность подобного метода при проведении текущего и итогового контроля, очерчены границы его применения и возможные трудности организационного характера.

Страницы: 133-147
Ключевые слова: компьютеризированное тестирование; система дистанционного обучения; оценка знаний; аттестация; контекстная вставка; система управления обучением; тест завершения; заполнение пропусков;
Автор(ы): Портнова Д.С.; Шмелев А.Г. ; Страхов Н.Н.;


Эмпирические исследования

Маркелов В.И. Влияние специально организованного стимулирования на изменение выраженности показателей «Самоактуализационного теста» у студентов помогающих профессий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №4 - с. 148-158.

В статье анализируется структура профессионально-творческой самоактуализации (ПТС) студентов. Приводятся результаты эксперимента по стимулированию процесса ПТС у студентов помогающих профессий. По результатам выполнения респондентами (N=126) «Самоактуализационного теста» (САТ) до и после эксперимента обнаружена эффективность лекционно-практической формы подачи стимулирующего материала; выявлены изменения в двух жизненных сферах личности — ценностной и самопринятии; между студентами очной и заочной форм обучения отмечены различия в независимости поведения и поступков от воздействия извне, в стремлении руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. 

Страницы: 148-158
Ключевые слова: самоактуализация; развитие личности; помогающие профессии; стимулирование; «Самоактуализационный тест» (САТ); студенты очной и заочной форм обучения;
Автор(ы): Маркелов В.И. ;


Юбилеи

Коллектив факультета психологии МГУ. К 75-летию Елены Михайловны Ивановой// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2012.- №4 -с.159-160.

К 75-летию Елены Михайловны Ивановой.

Страницы: 159-160
Ключевые слова: Юбилеи; Елена Михайловна Иванова;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Коллектив факультета психологии МГУ. К 60-летию Александра Шамилевича Тхостова // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2012.- №4 -с.161-162.

8 ноября 2012 г. исполняется 60 лет Александру Шамилевичу Тхостову — доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, одному из ведущих специалистов в области отечественной клинической психологии.

Страницы: 161-162
Ключевые слова: Юбилеи; Александр Шамилевич Тхостов;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер