ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2- 184 с.

К 45-летию ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М.В. ЛОМОНОСОВА

Труды кафедры возрастной психологии

Подольский А.И., Карабанова О.А. Введение //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2011.- №2 -с.4-8

Кафедра возрастной психологии была создана на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 1971 г. выдающимся отечественным психологом, заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором Петром Яковлевичем Гальпериным — автором всемирно известной теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. На протяжении многих лет на кафедре работали основоположники отечественной детской психологии Даниил Борисович Эльконин и Александр Владимирович Запорожец.

Страницы: 4-8
Ключевые слова: введение;
Автор(ы): Подольский А. И. ; Карабанова О.А. ;

Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 9-20.

В статье обобщаются результаты цикла международных исследований, нацеленных на определение актуального уровня психологического благополучия современных подростков и поиск путей его повышения. В 1992—2008 гг. на различных экспериментальных площадках России, Украины и Киргизии проводился мониторинг уровня психологического благополучия современных подростков. Исходя из полученных в ходе мониторинга данных разрабатывалась и осуществлялась программа разнопланового экспериментального вмешательства (работа с самими подростками, родителями, учителями, школьной администрацией). Полученные результаты доказывают продуктивность избранной стратегии и позволяют наметить направление дальнейшего движения. 

Страницы: 9-20
Ключевые слова: психоэмоциональное благополучие; социальная ситуация развития; подростковая тревожность и депрессивность; экспериментальное вмешательство;
Автор(ы): Хейманс П.; Идобаева О. А.; Карабанова О.А. ; Подольский А. И. ;

Бурменская Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 21-35.

a:2:{s:4:"TEXT";s:520:"
<p>В статье анализируется роль привязанности к матери (ПМ) в формировании отношения детей и подростков к окружающему миру и к себе. ПМ рассматривается как сложная система внутренней регуляции и основание типологии психического развития. Приводятся результаты серии исследований, показывающие связь надежной/ненадежной ПМ подростков с особенностями их мировосприятия, в частности с общим эмоциональным отношением к семье, учителям, сверстникам, друзьям, школе, а также к будущему, стране, людям и миру в целом. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 21-35
Ключевые слова: привязанность к матери; мировосприятие; самооценка; отношение к себе; оптимизм; пессимизм; младший школьный возраст; подростковый возраст;
Автор(ы): Бурменская Г. В.;

Карабанова О.А., Поскребышева Н.Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 36-47.

В статье рассматриваются детско-родительские отношения (ДРО) и отношения со сверстниками как составляющие социальной ситуации развития подростка. Подчеркивается их роль и значение в становлении личностной автономии подростка. В исследовании показана гетерохронность развития когнитивного, поведенческого, эмоционального и ценностного компонентов личностной автономии подростка. Выявлен сложный нелинейный характер связи между уровнем развития личностной автономии подростка и такими параметрами ДРО, как уровень родительского контроля, мера предоставляемой подростку в рамках ДРО автономности, характер сотрудничества в отношениях с родителями. 

Страницы: 36-47
Ключевые слова: личностная автономия; самостоятельность; социальная ситуация развития; детско-родительские отношения; отношения со сверстниками; гетерохронность развития; подростковый возраст;
Автор(ы): Карабанова О.А. ; Поскребышева Н. Н.;

Чеснокова О.Б., Мартиросова Ю.В., Субботский Е.В. Взаимодействия школьников с разным уровнем социального интеллекта в ситуации индуцированного конфликта интересов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 48-58.

Статья посвящена изучению влияния уровня развития социального интеллекта в младшем школьном и младшем подростковом возрасте на характер взаимодействия детей в ситуации индуцированного конфликта интересов, смоделированного в форме кооперативно-конкурентной игры. Каждый испытуемый участвовал в двух сериях эксперимента с двумя разными партнерами. В исследовании выявлены особенности стратегий взаимодействия и предпочтение использования стилей взаимодействия с первым и со вторым партнером в двух возрастных группах в зависимости от уровня развития социального интеллекта и способности манипулировать поведением партнеров.

Страницы: 48-58
Ключевые слова: социальный интеллект; конфликт интересов; ситуации с ограниченными ресурсами; кооперация; конкуренция; стратегия взаимодействия; стиль взаимодействия;
Автор(ы): Чеснокова О. Б.; Мартиросова Ю. В. ; Субботский Е. В. ;

Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 59-72.

В статье проанализированы основные подходы к моральному развитию как в зарубежной (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Э. Туриель), так и в отечественной психологии (Л.И. Божович, С.Н. Карпова, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон). Рассмотрены принцип справедливости и принцип заботы как основа для построения подходов к моральному развитию и сформулированы их основные различия. Приведены отдельные результаты исследования зависимости развития ценностно-моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте от особенностей социальной ситуации развития. 

Страницы: 59-72
Ключевые слова: моральное развитие; моральная ориентация; принцип справедливости; принцип заботы; подростковый возраст; юношеский возраст;
Автор(ы): Молчанов С. В.;

Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Модели восприятия моральной атмосферы школы современными российскими подростками как компонент социальной ситуации развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 73-85.

a:2:{s:4:"TEXT";s:447:"
<p>В рамках возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) рассматривается моральная атмосфера (МА) школы как компонент социальной ситуации развития (ССР) в подростковом возрасте. Подчеркивается значимость МА школы для развития ценностного сознания подростков в условиях модернизации образования в России. Приводятся результаты эмпирического изучения моделей восприятия МА школы современными российскими подростками. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 73-85
Ключевые слова: моральная атмосфера школы; нравственно-ценностные ориентации подростков; социальная ситуация развития; модели восприятия моральной атмосферы школы;
Автор(ы): Карабанова О.А. ; Садовникова Т.Ю. ;

Берсенева Н.В., Чурбанова С.М. Сравнительно-возрастное исследование решения задач «на соображение» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 86-96.

В статье описаны основные результаты изучения творческого решения задач «на соображение» (ЗнС) в сравнительно-возрастном аспекте. ЗнС геометрического типа были проанализированы исходя из возможного способа решения (исключение и присоединение элементов, включение в целое, объединение элементов, трансформация фигуры, расширение границ поиска, выход в пространство) и выстроены в некоторую систему. Данная система задач была предложена 200 детям в возрасте от 3 до 15 лет и 50 взрослым. Согласно полученным данным, первые инсайты, связанные с открытием способа решения, появляются в дошкольном возрасте, но не раньше 4 лет, далее наблюдается общее увеличение творческой продуктивности, которое имеет вид кривой с насыщением. 

Страницы: 86-96
Ключевые слова: креативность; развитие творческого мышления; задачи «на соображение»;
Автор(ы): Берсенева Н. В. ; Чурбанова С. М. ;

Захарова Е.И. Особенности мотивационной сферы матерей c детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 97-109.

В статье представлены результаты исследования содержания мотивационной сферы матерей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста. Показано, что в мотивационной сфере всех обследованных женщин лидирует мотив достижения счастья ребенка, но смысловое содержание данного мотива зависит от его соотношения с остальными составляющими мотивационной сферы матери. Прослежена специфика мотивационной сферы матери в связи с возрастом ребенка. Зафиксирована тенденция к обогащению мотивационной сферы матери в связи с возрастанием автономии ребенка. 

Страницы: 97-109
Ключевые слова: мотивационная сфера матери; лидирующие мотивы; возраст ребенка;
Автор(ы): Захарова Е. И.;

Минеева О. А., Лидерс А. Г. Методика исследования имплицитных теорий семьи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 110-125.

В работе описана психосемантическая методика изучения представлений о семье. Показано, что имплицитные теории семьи (ИТС) имеют трехуровневую структуру и зависят от возрастных, гендерных и культурных особенностей испытуемых. При этом существует система базовых конструктов ИТС, общих для всех людей: (1) Семья — Индивид; (2) Мы (Связанность — Привязанность), имеющий коннотативный оттенок, и (3) Функции семьи (Социальные — Психологические). Авторы рассматривают сходство и различие ИТС французов и русских, мужчин и женщин, состоящих в браке и холостых, испытуемых, принадлежащих к различным возрастным группам. 

Страницы: 110-125
Ключевые слова: психология семьи; имплицитные теории семьи; многомерное шкалирование; социальные представления; психосемантика; индивидуальные и групповые различия; кросс-культурные исследования;
Автор(ы): Лидерс А. Г.; Минеева О. А. ;

Пряжников Н.С. Звездный час и перспективы развития «маленького человека» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 126-134.

Психологически «маленький человек» определяется через его готовность осознавать, переживать и изменять свой социальный статус в разных общностях, начиная от семьи и кончая своим местом в культурно-историческом процессе. Выделяются особые условия и потенциальные возможности «маленького человека» для достижения успеха («звездного часа»), ставящего его иногда в более выгодное положение даже по сравнению с людьми, обладающими более значительным статусом (например, по сравнению с общепризнанными представителями элиты). Рассматривается проблема психологической неготовности многих «маленьких людей» использовать свои специфические преимущества. Делается попытка понять причины неожиданных успехов людей, которых не воспринимают всерьез. 

Страницы: 126-134
Ключевые слова: «маленький человек»; звездный час «маленького человека»; психологический феномен дурака; «анти-дурак»;
Автор(ы): Пряжников Н. С.;


На факультете психологии

Зинченко Ю.П., Березанская Н.Б., Володарская И.А., Тихомандрицкая О.А., Шмелев А.Г. Опыт внедрения компьютеризированных тестовых испытаний в систему итоговой государственной аттестации студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 135-153.

В статье освещаются результаты многолетнего опыта внедрения компьютеризированных тестов на выпускных курсах дневного, вечернего и спецотделения факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Дается описание методики тестового испытания, характеристика созданного банка тестовых заданий, рассматриваются технологические и организационные вопросы (регламент для студентов-экзаменуемых, регламент учета результатов для преподавателей-экзаменаторов). Основное внимание уделяется статистическому анализу полученных взаимозависимостей (статистических корреляций) между результатами тестовых испытаний, оценками на традиционном устном госэкзамене (по билетам) и суммарным баллом диплома, полученным студентом за все годы обучения (сумма оценок за все экзамены). В связи с систематической работой над качеством тестовых материалов корреляция между тестовыми баллами и суммарным баллом диплома (выбранным в качестве главного критерия валидности) год от года росла и достигла значений 0.72 (коэффициент Пирсона) и 0.86 (коэффициент Гилфорда для крайних групп). В то же время аналогичная корреляция для оценок на устном экзамене осталась на прежнем уровне (0.55—0.59 — коэффициент Пирсона в разные годы).

Страницы: 135-153
Ключевые слова: образовательное тестирование; компьютеризация; компьютеризированное тестирование; традиционные экзамены; банк тестовых заданий; валидность;
Автор(ы): Березанская Н.Б.; Шмелев А.Г. ; Тихомандрицкая О.А.; Володарская И.А; Зинченко Ю. П.;


Экспериментальные исследования

Гарусев А.В., Ван Дань, Измайлов Ч.А. Исследование цветоразличения у представителей российской и китайской популяций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 154-165

В статье представлены результаты экспериментального исследования цветоразличения у городских жителей Китая и средней полосы России. Сравнение цветового зрения производилось по основным хроматическим характеристикам (цветовому тону и насыщенности) в терминах сферической модели цветоразличения. Кросс-культурных различий не обнаружено. Цветоразличение надпороговых световых стимулов осуществляется в зрительной системе людей, принадлежащих к разным культурам, совершенно однотипным образом как для излучения, так и для света, отраженного от поверхности. Следовательно, сферическая модель цветового зрения является адекватным представлением цветоразличения вне зависимости от культурной принадлежности испытуемых. 

Страницы: 154-165
Ключевые слова: кросс-культурные различия; цветоразличение; многомерное шкалирование; сферическая модель цветового зрения;
Автор(ы): Гарусев А. В.; Измайлов Ч.А. ;


Психология за рубежом

Цветкова Л.А. Социально-психологические теории формирования аддикций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 166-178.

В статье представлен обзор зарубежных социально-психологических теорий формирования наркотизма: теория социального научения или социально-когнитивная теория (Bandura), теория социальных сетей (Needle et al.) и теория социального влияния (Ling et al.), теория стадий изменения поведения (Prochaska, DiClemente), теоретическая модель убеждений в отношении здоровья (Rosenstock), социально-экологическая теория (Hansen), теория социального контроля (Elliot), модель социального развития (Hawkins, Weis), теория семейного взаимодействия (Brook et al.), теория проблемного поведения (Jessor). Большая часть исследователей в рамках социально-психологического подхода изучения факторов наркотизма в молодежной среде делает акцент на параметрах социального окружения. 

Страницы: 166-178
Ключевые слова: личностные факторы; социальная среда; референтная группа; сверстники; нормативные представления; риск; наркотизм; наркопотребление; психоактивные вещества;
Автор(ы): Цветкова Л. А. ;


Научная хроника

Рикель А.М., Соловьева О.В. Московская Зимняя психологическая школа (ЗПШ) студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология социальных проблем: вызовы XXI века» //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2011.- №2 -с.179-183

Московская Зимняя психологическая школа (ЗПШ) студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология социальных проблем: вызовы XXI века».

Страницы: 179-183
Ключевые слова: Московская Зимняя психологическая школа;
Автор(ы): Рикель А.М.; Соловьева О.В.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер