ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3- 176 с.

К 45-летию ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М.В. ЛОМОНОСОВА

Труды кафедры психологии образования и педагогики

Смирнов С. Д. Педагогическая деятельность и педагогическое общение/ Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 5-18.

В статье дается сопоставительный анализ двух основных форм профессиональной активности педагога — педагогической деятельности и педагогического общения. Показана их качественная разнородность и несводимость друг к другу при одновременном синкретическом единстве и невозможности изолированного существования. Описаны общие и различные функции педагогической деятельности и педагогического общения, с особым акцентом на роли непосредственного (лицом к лицу) общения учителя и ученика в передаче личностного знания. Рассматривается проблема формирования оптимального индивидуального стиля педагогического общения как компонента коммуникативной компетентности преподавателя.

Страницы: 5-18
Ключевые слова: педагогическое общение; педагогическая деятельность; стиль педагогического общения; коммуникативная компетентность; профессионально важные качества педагога;
Автор(ы): Смирнов С. Д. ;

Габай Т. В. Развитие предметно-содержательных представлений о деятельности и деятельностный подход в психологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 19-32.

В статье обсуждаются возможности деятельностного подхода в современной психологии. Говорится о необходимости дальнейшего развития психологической теории деятельности в направлении уточнения ее общей структуры. Особое значение придается детализированному диахроническому анализу деятельности с выявлением системы качественно различных компонентов ее процесса и их взаимосвязей. Акцентируется необходимость исследования завершающего компонента деятельности. Демонстрируются эвристические возможности понятия «фаза осуществления», обогащенного понятием «действие по удовлетворению исходной потребности», для решения проблемы подкрепления. Понятийная диада «ориентировка» и «исполнение» необходима для решения проблемы сознательности установки.

Страницы: 19-32
Ключевые слова: деятельностный подход; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; ориентировка; процессуальные компоненты деятельности;
Автор(ы): Габай Т. В. ;

Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 33-24.

На репрезентативной выборке учащихся 6—11-х классов массовых школ(N=665) показано, что школьники, демонстрирующие высокую академическую успешность (АУ), характеризуются особым профилем доминирующих у них мотивов учебной деятельности с преобладанием внутренней мотивации и значимо менее выраженной внешней мотивацией, основанной на стремлении получить признание родителей, учителей и одноклассников. Различия во внешней мотивации мальчиков и девочек позволяют объяснить феномен гендерных различий в АУ, в частности более высокую АУ девочек. Эти данные необходимо учитывать при отборе в специальные классы и школы для одаренных, а также при разработке программ для развития и поддержания внутренней учебной мотивации детей учителями и родителями в рамках семейного воспитания.

Страницы: 33-45
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности; академическая успешность; внутренняя и внешняя мотивация;
Автор(ы): Гордеева О.В. ;

Ильясов И. И., Седлов А. Ю. Внутренняя мотивация при решении творческих задач: возникновение и повышение уровня в ходе обучения эвристическим приемам. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 46-55.

В статье приводятся результаты исследования мотивационного компонента интеллектуальной активности студентов при решении творческих задач. Диагностика проводилась с помощью методики «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской до и после обучения испытуемых эвристическим приемам мышления по методике И.И. Ильясова. Получены дополнительные данные о положительном влиянии внутренней (познавательной) мотивации на успешность решения творческих задач. Выявлена возможность порождения внутренней мотивации и повышения ее уровня посредством обучения эвристическим приемам.

Страницы: 46-55
Ключевые слова: внутренняя и внешняя мотивация; интеллектуальная активность; эвристические приемы мышления; обучение;
Автор(ы): Ильясов И. И. ;

Корнилов С. А. Самооценка интеллекта и успешность обучения: мини метаанализ. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с.56 -66.

a:2:{s:4:"TEXT";s:465:"В процессе метаанализа 9 исследований, выявленных на основе исчерпывающего поиска литературы, получен средний эффект, свидетельствующий в пользу наличия значимой положительной связи между самооценкой интеллекта и успешностью обучения. Показана недостаточная разработанность теоретических подходов к пониманию этой связи. Предложены перспективные направления исследований, учитывающие многообразие конструктов и переменных, входящих в номологическую сеть самооценки ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 56 -66
Ключевые слова: самооценка интеллекта; самооценка способностей; академическая успешность; метаанализ;
Автор(ы): Корнилов С.А.;

Малахова С. И. Связь показателей психометрического интеллекта и копинг-стилей у студентов гуманитарной и негуманитарной специализации / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 67-75.

В статье представлены результаты тестирования 546 студентов гуманитарной (психология) и негуманитарной (физика и биоинформатика) специализации с помощью теста на интеллект (Амтхауэра) и опросника копинг-стилей(CISS). Показано, что более высокому уровню психометрического интеллекта сопутствует уменьшение количества выборов эмоционально-ориентированного копинга и копинга, направленного на избегание. Выявлены различия в показателях стилей совладания и психометрического интеллекта между группами студентов гуманитарной и негуманитарной специализации.

Страницы: 67-75
Ключевые слова: учебная деятельность; интеллект; копинг; саморегуляция;
Автор(ы): Малахова С. И. ;

Новикова М.А. Гендерные особенности связи самооценки интеллекта, успеваемости и личностных свойств студентов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 76-86.

a:2:{s:4:"TEXT";s:349:"На выборке из 500 студентов-психологов рассмотрены гендерные различия самооценки интеллекта (СОИ) и ее связи с успешностью обучения. Показаны значимые различия в высоте СОИ у мужчин и женщин. Обсуждается возможность рассмотрения СОИ в качестве переменной, связывающей интеллектуально-личностный потенциал субъекта с успешностью учебной деятельности.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 76-86
Ключевые слова: самооценка интеллекта; психометрический интеллект; академическая успешность; гендерные различия;
Автор(ы): Новикова М.А. ;

Рождественская Н. А. Особенности межличностного познания и пути его формирования у педагогов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 87-99.

Статья посвящена исследованию когнитивного компонента межличностного познания (МП) и изучению возможностей его совершенствования у педагогов. Проанализированы ошибки, совершаемые людьми в процессе познания друг друга, и предложена модель стратегий МП, обеспечивающая их сокращение. Представлены результаты исследований, выполненных под руководством автора, в которых показано, что учителя, обладающие модельным набором стратегий МП, оценивают личностные особенности детей лучше, чем педагоги, не использующие их. Предложена методика «Совершенствование стратегий межличностного познания» и рассмотрены формы и условия ее применения в процессе подготовки будущих педагогов.

Страницы: 87-99
Ключевые слова: принципы и стратегии межличностного познания; методика совершенствования межличностного познания;
Автор(ы): Рождественская Н.А.;

Сорин А. В. Связь стратегий межличностного познания с личностными и интеллектуальными особенностями подростков. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 100-109.

В статье рассматривается связь стратегий межличностного познания со статусами личностной идентичности, когнитивной сложностью имплицитных теорий самовосприятия, интеллектом, определенными видами тревожности и социометрическим статусом подростков.

Страницы: 100-109
Ключевые слова: Стратегии межличностного познания; тревожность; социометрический статус; подростковый возраст;
Автор(ы): Сорин А. В. ;

Сиднева А. Н. Особенности ориентировки школьников на заданное знание при решении задач в разных системах обучения. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 110-116.

a:2:{s:4:"TEXT";s:495:"В статье с позиций деятельностного подхода проводится психологический анализ некоторых типов ошибок учащихся при решении задач. Каждый из выделяемых типов ошибок связывается с определенным условием организации деятельности учащихся на уроках. Специально рассматриваются ошибки отсутствия ориентировки учащихся на заданное для усвоения знание при решении задач. Показывается, что учащиеся, обучающиеся в разных системах обучения, демонстрируют различия в качестве ориентировки на заданное знание.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 110-116
Ключевые слова: деятельностный подход; психологический анализ ошибок;
Автор(ы): Сиднева А.Н.;

Салмина Н. Г., Алексо В. А. Формирование обобщенного способа сборки составных картинок. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 117-131.

В статье описывается экспериментальное исследование по проблеме формирования у детей дошкольного возраста обобщенного способа сборки изображения (на материале пазлов (П), разрезных картинок (РК) и геометрических головоломок (Г). В работе показано, что на формирование способа сборки влияет ряд условий: вид игрового материала, последовательность введения разных видов материала, введение материала с использованием образца и без него. Установлено, что все эти условия облегчают или затрудняют выделение ориентиров для выполнения действия, формирования обобщенного способа, со становлением которого связано перцептивное развитие.

Страницы: 117-131
Ключевые слова: зрительное восприятие; деятельность по образцу и без образца; головоломки;
Автор(ы): Салмина Н.Г. ; Алексо В.A.;

Погожина И. Н. Децентрация у дошкольников: эмпирический анализ феномена, или что на самом деле диагностируют методики Хьюза и Пиаже. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 132-143.

Показатели уровней развития умения децентрироваться, полученные у дошкольников с помощью методик Хьюза и Пиаже, сопоставлены как между собой, так и с уровнями развития логических операций (классификации, сериации) и пониманием принципа сохранения. Установлено наличие статистически значимой корреляционной взаимосвязи (r Спирмена) между всеми исследуемыми показателями. Эмпирически подтверждена позиция Пиаже о когнитивной эгоцентричности как исходной точке детского развития, определяющей особенности логики ребенка. Обоснована необходимость учета всех характеристик логического мышления при разработке и оценке эффективности методик диагностики децентрации. Сделан вывод: методики диагностики децентрации Хьюза и Пиаже следует рассматривать как дополняющие, а не исключающие друг друга при оценке общего уровня развития логического мышления ребенка.

Страницы: 132-143
Ключевые слова: децентрация; логическое мышление; диагностика эгоцентризма; понимание принципа сохранения;
Автор(ы): Погожина И.Н. ;


На факультете психологии

Кринчик Е. П. Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога: рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А. Вербицкого. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 144-155.

В статье приведены основные положения модели контекстного обучения студентов в вузе А.А. Вербицкого и некоторые результаты опроса студентов факультета психологии МГУ, проведенного по окончании занятий общего психологического практикума. В модели А.А. Вербицкого предпринята попытка разрешить принципиальное методическое (если не методологическое) противоречие высшего профессионального образования, заключающееся в том, что студенты, обучаясь в вузе, в процессе учебной деятельности должны овладевать основами будущей профессиональной деятельности. Оценка студентами общего психологического практикума оказалась соотносимой и согласующейся с основополагающими принципами концепции вузовского образования А.А. Вербицкого.

Страницы: 144-155
Ключевые слова: модель контекстного обучения в вузе А.А. Вербицкого; профессиональная подготовка психологов;
Автор(ы): Кринчик Е. П;


Экспериментальные исследования

Монахова И. Е., Вартанов А. В. Мозговые механизмы субъективной организации слуховых ритмических паттернов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №3 - с. 156-168.

Мозговые механизмы субъективной организации ритмических паттернов исследовались при восприятии ритмических звуковых щелчков, объединяемых в одном случае по два в другом — по три. С помощью факторного анализа показано характерное изменение формы ВП при восприятии одинаковых стимулов, занимающих разное место в том или ином паттерне. Анализ динамики активности мозговых структур, рассчитанной на основе дипольной модели, выявил существование нескольких типов мозговой функциональной архитектоники при выполнении задачи объединения щелчков. В частности, обнаружено специфическое участие мозжечка не столько в восприятии ритма, сколько в интегрирующей деятельности когнитивных процессов, что имеет место при иерархической стратегии.

Страницы: 156-168
Ключевые слова: построение ритма; ритмический паттерн; апперцепция; вызванные потенциалы;
Автор(ы): Вартанов А.В.;


Юбилеи

Коллектив факультета психологии МГУ. К 70-летию Сергея Дмитриевича Смирнова // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2011.- №3 -с.173-175.

29 августа 2011 г. Сергею Дмитриевичу Смирнову — доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова — исполняется 70 лет.

Страницы: 173-175
Ключевые слова: Юбилеи; Сергей Дмитриевич Смирнов;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Коллектив факультета психологии МГУ. К 70-летию Татьяны Васильевны Ахутиной // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2011.- №3 -с.171-172.

15 августа 2011 г. исполняется 70 лет Татьяне Васильевне Ахутиной — доктору психологических наук, профессору, зав. лабораторией нейропсихологии факуль- тета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, лидеру таких новых направлений в нейропсихологии, как диагностика и коррекция трудностей обучения.

Страницы: 171-172
Ключевые слова: Юбилеи; Татьяна Васильевна Ахутина;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Коллектив факультета психологии МГУ. К 80-летию Нины Гавриловны Салминой // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2011.- №3 -с.169-170.

25 сентября 2011 г. отмечает свой юбилей доктор психологических наук, профессор факультета психологии, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ло- моносова Нина Гавриловна Салмина.

Страницы: 169-170
Ключевые слова: Юбилеи; Нина Гавриловна Салмина;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер