ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1- 144 с.

К 45-летию ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ТРУДЫ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Ждан А.Н. История психологии на кафедре общей психологии: исследование и преподавание // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 3-11.

a:2:{s:4:"TEXT";s:409:"
<p>В статье описываются этапы становления и развития работ по истории психологии в Московском университете. Раскрывается вклад С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.Я. Гальперина, М.В. Соколова и других ученых в разработку исторического анализа психологической мысли. Характеризуются традиции и современное состояние историко-психологической науки на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 3-11
Ключевые слова: история психологии; российская психология; научные традиции; преподавание истории психологии; кафедра общей психологии;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;

Соколова Е.Е. Фундаментальные принципы университетского образования и психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 12-24.

a:2:{s:4:"TEXT";s:455:"
<p>В статье на основе ряда источников, в том числе архивного материала, выделяются и анализируются фундаментальные принципы университетского образования в их понимании А.Н. Леонтьевым: формирование диалектического мышления, единство обучения и воспитания, производство потребности в саморазвитии. Обсуждаются проблемы и перспективы использования идей А.Н. Леонтьева в современном образовании в контексте последних реформ средней и высшей школы. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 12-24
Ключевые слова: психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; образование; воспитание; мышление; диалектическая логика; формирование;
Автор(ы): Соколова Е. Е. ;

Братусь Б.С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 25-38.

a:2:{s:4:"TEXT";s:456:"
<p>В статье дается теоретическое обоснование рассмотрения веры как общепсихологического явления, необходимого компонента любой сложно организованной человеческой деятельности. Показаны различия и связь религиозной и нерелигиозной форм веры, их специфика при невротических отклонениях личности, суевериях, предрассудках, фанатизме. Предлагается психологическая классификация форм веры на основе степени их осознанности и активности субъекта веры. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 25-38
Ключевые слова: психология веры; сознание личности; ценностно-смысловая сфера; суеверие; предрассудки; фанатизм; классификация форм веры;
Автор(ы): Братусь Б. С. ; Инина Н. В. ;

Леонтьев Д.А., Фам А.Х. Как мы выбираем: структуры переживания собственного выбора и их связь с характеристиками личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 39-53.

В статье представлено исследование механизмов выбора на материале реальной ситуации принятия решения об участии/неучастии в выборах местных органов власти. С помощью авторского опросника «Субъективное качество выбора», а также специальных анкет и ряда методик диагностики личности выявлены хорошо интерпретируемые связи между различными аспектами переживания собственного выбора и личностными характеристиками. Полученные результаты указывают на существование двух устойчивых структур выбора, проявляющихся в особенностях его субъективного переживания. 

Страницы: 39-53
Ключевые слова: выбор; деятельность самоопределения; качество выбора; личностные переменные;
Автор(ы): Фам А. Х.; Леонтьев Д. А.;

Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 54-65.

Анализируется соотношение самооценки с Я-концепцией. Как показано, самооценка не имеет самостоятельного статуса в структуре Я-концепции, совмещаясь с самоотношением, образом Я либо концепцией Я в целом, что ведет к фактической потере важнейшего психического образования. Уточняется определение самооценки, рассматриваемой в качестве специальной функции самосознания, состоящей в установлении субъектом собственной значимости и несводимой к образу Я или самоотношению. Приводится аргументация предлагаемой теоретической схемы. 

Страницы: 54-65
Ключевые слова: самооценка; «Я-концепция»;
Автор(ы): Бороздина Л.В. ;

Корнилова Т.В. Динамическое функционирование интеллектуально-личностного потенциала человека в психологической регуляции решений и выборов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 66-78.

В статье представлены результаты цикла исследований, посвященных установлению закономерностей принятия и разрешения ситуаций неопределенности, характеризующих условия выбора. Формирование динамических регулятивных систем (ДРС) в актуалгенезе выбора предложено понимать как реализацию субъектом возможностей своего интеллектуально-личностного потенциала при подготовке и совершении выбора. Показано, что средства структурного моделирования позволяют конкретизировать представления о единстве личностных и интеллектуальных предпосылок и составляющих психологической регуляции выбора.

Страницы: 66-78
Ключевые слова: выбор; продуктивные решения; динамические регулятивные системы; интеллектуально-личностный потенциал; саморегуляция; неопределенность;
Автор(ы): Корнилова Т.В.;

Нуркова В. В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 79-90.

Статья посвящена перспективам исследования автобиографической памяти (АП) с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов. Продолжение линии анализа знакового опосредствования АП предполагает изучение: а) субкультурных моделей АП, которые сосуществуют в единой языковой среде; б) внутренней динамики культурных жизненных сценариев; в) параметров, моделируемых субъектом при создании индивидуальных средств регуляции АП. Деятельностный подход к изучению непроизвольных воспоминаний предполагает генетический анализ процесса операционализации воспоминаний и поиск характеристик деятельности, детерминирующих осознавание автоматизированных воспоминаний. Относительно смыслового уровня деятельности существенным является анализ того, как человек решает задачу расширения доступных способов использования ресурса АП, переходя к активному и сознательному осуществлению «проекта» своей личности за счет намеренного формирования АП. 

Страницы: 79-90
Ключевые слова: культурно-исторический подход; деятельностный подход; автобиографическая память; знаковое опосредствование; деятельностная регуляция;
Автор(ы): Нуркова Вероника Валерьевна;

Россохин А.В. От полилога к интерполилогу // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 91-99.

В статье представлено исследование динамики внутреннего полилога субъекта в ходе психоаналитического процесса. Результаты исследования позволили автору ввести и обосновать новое понятие — интерполилог. Интерполилог образуется в ходе внешнего диалога двух субъектов путем сложного нелинейного и многомерного взаимодействия и взаимопереплетения (в том числе и конфликтного) трех ключевых компонентов: внутренних полилогов каждого из субъектов диалога и внешнего диалога между ними. Высказано предположение об интерполилогичности сознания. 

Страницы: 91-99
Ключевые слова: психоаналитический процесс; диалог; внутренний полилог; интерполилог; рефлексия; сознание; бессознательное;
Автор(ы): Россохин А. В. ;

Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 100-111.

В статье представлен обзор современных подходов к определению и исследованию совладания с трудными жизненными ситуациями. Обсуждается вопрос о неоднозначности критериев разделения механизмов психологической защиты и копинга. Рассматривается понимание совладания как устойчивой личностной характеристики и динамического процесса. Анализируются дискуссионные аспекты применения опросников и других методов изучения стратегий и стилей совладания. Подчеркивается перспективность комплексного подхода к исследованию совладания. 

Страницы: 100-111
Ключевые слова: копинг; трудные жизненные ситуации; защитные механизмы; стратегии совладания; стили совладания; когнитивное оценивание ситуации;
Автор(ы): Битюцкая Е. В.;

Федорович Е.Ю. Изучение поведения животных в ситуациях новизны // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 112-123.

Кризис зоопсихологии в значительной степени связан с нехваткой собственного эмпирического материала, полученного с использованием методологических принципов отечественной психологии (теории деятельности). Дается обзор исследований поведения животных в ситуациях новизны, проведенных в лаборатории зоопсихологии ф-та психологии МГУ в 1980—1990 гг. (развертывание исследовательского поведения в «открытом поле», зависимость поведения в ситуациях новизны от ранга особи в группе, отличительные особенности обследования нового пространства синантропными видами грызунов). Ориентировочно-исследовательская деятельность является той формой активности животных, которая позволяет наглядно показать и исследовать закономерности функционирования психического у животных. 

Страницы: 112-123
Ключевые слова: зоопсихология; исследовательское поведение; ситуации новизны; активность субъекта; синантропные грызуны;
Автор(ы): Федорович Е.Ю.;

Митина О.В., Бабаева Ю.Д., Сабадош П.А. Психометрический анализ опросника «Многофакторное исследование толерантности» с использованием многочертной-многометодной модели // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 124-140.

Рассматриваются принципы анализа данных, полученных при разработке опросника «Многофакторное исследование толерантности» (МИТ), имеющего двухмерную структуру. Аргументируется необходимость рассмотрения толерантного отношения в комплексе: как с точки зрения его объектов, так и с точки зрения личностных уровней его регулирования. Используется структурное моделирование, а именно многочертная-многометодная модель (МЧММ). Приводятся уравнения, задающие сопоставляемые модели. Обсуждается возможность применения МЧММ в психосемантических исследованиях для анализа данных, имеющих трехмерную структуру. 

Страницы: 124-140
Ключевые слова: структурное моделирование; многочертная-многометодная модель; анализ трехмерных данных; толерантность; психодиагностика;
Автор(ы): Бабаева Ю. Д. ; Митина О.В. ; Сабадош П. А. ;


Юбилеи

Коллектив факультета психологии МГУ. К 70-летию Лидии Васильевны Бороздиной // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2011.- №1 -с.143-144.

31 марта 2011 г. отмечает свой юбилей Лидия Васильевна Бороздина — доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Страницы: 143-144
Ключевые слова: Юбилеи;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Коллектив факультета психологии МГУ. К 70-летию Жанны Марковны Глозман // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2011.- №1 -с.141-142.

28 декабря 2010 г. исполнилось 70 лет Жанне Марковне Глозман — доктору психологических наук, профессору, ведущему научному сотруднику лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ.

Страницы: 141-142
Ключевые слова: Юбилеи; Жанна Марковна Глозман;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер