ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1- 128 с.

Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.3-21.

Исходя из позиций культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, авторы рассматривают блоги как платформу для конструирования виртуальной личности. В качестве примера процессов формирования виртуального «Я» представляются практики интернет-журналистики. Утверждается, что возникновение последовательной и стабильной «Я-репрезентации» в Интернете — необходимое условие для перемены в динамике развития социальных сетей: от мотивов, находящихся вне Интернета (в физическом пространстве), к ситуации, когда виртуальная личность достаточно полноценна, чтобы послужить мотивом для создания новых социальных интеракций в пределах Интернета. В результате виртуальная личность превращается в сетеобразующий фактор, и Интернет теряет свою вторичность по отношению к физическому пространству.

Страницы: 3-21
Ключевые слова: виртуальная личность; культурно-историческая психология; социальные сети; интернет-журналистика; блоги; социальные медиа;
Автор(ы): Асмолов Г. А.; Асмолов А.Г.;


Теоретические и эмпирические исследования

Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Комплементарность культуроспецифичных типов познания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.22-35.

В настоящей работе с позиций системного подхода обсуждается феномен культурной специфичности типов познания — обыденного и научного. В рамках этого обсуждения выделяются особенности российской науки. Рассматриваются аналогии между этапами индивидуального акта познания и познания как процесса, разворачивающегося на уровне мировой науки. Предполагается, что взаимодействие различающихся «локальных» наук принимает характер взаимо-содействия, направленного на достижение глобального результата — развития мировой науки.

Страницы: 22-35
Ключевые слова: субъективный опыт; культура; наука; познание; система; кросс-культурный подход;
Автор(ы): Александров Ю.И. ; Александрова Н. Л. ;

Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.36-45.

Статья посвящена исследованию роли осознанной саморегуляции в развитии индивидуальной саморегуляции. Описана концепция осознанной саморегуляции произвольной активности человека и ее приложение в исследованиях лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО. На основе полученных результатов была разработана типология индивидуальных стилей саморегуляции и установлена их взаимосвязь с успешностью учебной и профессиональной деятельности. Показано, что личностные особенности обусловливают специфику индивидуального регуляторного профиля субъекта. Доказано, что система осознанной саморегуляции интегрирует динамические и содержательные аспекты личности, ее осознанные и неосознаваемые компоненты для достижения принимаемых субъектом целей.

Поступила: 18.01.2010
Страницы: 36-45
Ключевые слова: осознанная саморегуляция; субъект; личность; индивидуальный стиль; профиль саморегуляции; личностные особенности;
Автор(ы): Моросанова В.И. ;

Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.46-57.

В работе поставлена проблема выявления связей показателей совладающего поведения с интеллектуальными и личностными составляющими единой динамической регуляции выбора в условиях неопределенности. На студенческих выборках (n=480) установлены корреляционные зависимости предпочтений продуктивных и непродуктивных копинг-стилей с успеваемостью, академическим и практическим интеллектом, имплицитными теориями интеллекта и личности (константными и инкрементальными), целевыми ориентациями в обучении, а также с личностными предпосылками преодоления неопределенности — готовностью к риску и рациональностью

Поступила: 09.10.2009
Страницы: 46-57
Ключевые слова: интеллектуально-личностный потенциал; готовность к риску; копинг-стили; имплицитные теории; принятие неопределенности; интеллект;
Автор(ы): Корнилова Т.В.;

Знаков В.В., Турок Е.М. Понимание и переживание террористической угрозы// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.58-69.

В статье анализируются психологические и социально-демографические факторы, от которых зависит понимание и переживание террористической угрозы (ТУ). В эмпирическом исследовании, проведенном на 698 жителях Саранска и Смоленска, показано: 1) у женщин и молодых испытуемых индексы переживания ТУ выше, чем у мужчин и взрослых; 2) предикторами общего индекса переживания являются личностная тревожность, макиавеллизм и способность контролировать ситуацию; 3) понимание ТУ тревожными испытуемыми сфокусировано на эмоционально-иррациональных сторонах терактов; 4) макиавеллисты понимают теракты как универсальные манипулятивные способы решения задач, достижения целей; 5) испытуемые с высокой способностью к контролю поведения подчеркивают запланированность терактов и целенаправленность действий причастных к ним людей.

Поступила: 09.02.2010
Страницы: 58-69
Ключевые слова: тревожность; террористическая угроза; понимание; переживание; макиавеллизм; контроль поведения;
Автор(ы): Знаков В.В. ; Турок Е. М.;

Полонская Н. Н. Случай зрительной агнозии у больной с двусторонним нарушением мозгового кровообращения в задних мозговых артериях. Сообщение 2. Исследование нарушений зрительного узнавания лиц, пространства, цвета и букв// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.70-83.

В статье продолжается рассмотрение случая зрительной агнозии у 70-летней пациентки Б. Применяется метод нейропсихологического исследования. Анализируются следующие нарушения: трудности в узнавании лиц близких людей и своего собственного; выраженная топографическая агнозия, не позволяющая ориентироваться в окружающем пространстве; трудности в узнавании и выборе названия цвета предметов при сохранном цветовом зрении; расстройства обобщенного восприятия буквенных знаков и чтения при сохранном процессе письма. Эти нарушения возникли в результате двустороннего поражения задних височно-теменно-затылочных отделов головного мозга.

Поступила: 28.02.2008
Страницы: 70-83
Ключевые слова: отдельный случай; оптический гнозис; узнавание лиц ; прозопагнозия ; оптическая алексия без аграфии; пространственная агнозия; агнозия и аномия на цвета;
Автор(ы): Полонская Н.Н. ;

Спиваковский В.Е. О взаимосвязи уровня рефлексии групповой (командной) роли с типом организационной культуры// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.84-93.

В статье излагаются результаты исследования взаимосвязи между степенью развития умения сотрудника адекватно отображать в сознании (рефлексировать) собственную групповую (командную) роль и организационной культурой компании, в которой этот сотрудник работает. Выдвигается и проверяется гипотеза о том, что в различных организационных культурах процесс рефлексии командной роли идет по-разному. Организационная (корпоративная) культура рассматривается как один из важнейших факторов успешного позиционирования (ролевого распределения). Определяются и операционализируются понятия «организационная культура» и «рефлексия командной роли».

Поступила: 12.05.2009
Страницы: 84-93
Ключевые слова: организационная культура; рефлексия командной роли; позиционирование; ролевая модель Белбина; модель Камерона—Куинна;
Автор(ы): Спиваковский В. Е. ;


Методика

Дегтяренко И.А., Бурмистров И.В., Леонова А.Б. Методика оценки удовлетворенности пользователей интерфейсом интернет-сайта// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.94-109.

Удовлетворенность пользователей является важной характеристикой качества программных продуктов, в частности интернет-сайтов. Существенным препятствием в эмпирических исследованиях удовлетворенности является отсутствие общепринятых методических средств ее оценки. В статье представлены результаты разработки новой психодиагностической методики, пригодной для использования в этих целях. Она представляет собой стандартизированный и хорошо сбалансированный по составу тест-опросник, обладающий высокой внутренней согласованностью и дифференцирующей чувствительностью. Использование этой методики обеспечивает получение многокомпонентной оценки удовлетворенности пользователя как основы для более эргономичного дизайна интерфейса интернет-сайтов

Поступила: 30.11.2009
Страницы: 94-109
Ключевые слова: пользовательский интерфейс; юзабилити интернет-сайтов; удовлетворенность пользователей; эргономическая оценка программных продуктов;
Автор(ы): Дегтяренко И. А.; Бурмистров И. В.; Леонова А.Б.;

Рождественская Н.А., Мамонова А.М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.110-116.

В статье рассматривается проблема формирования у подростков конструктивных стратегий поведения. Приводятся результаты исследования (по методике К. Томаса) стилей поведения современных подростков в конфликтных ситуациях. На материале развивающего эксперимента, проведенного в форме двух психологических тренингов, показано, что формированию стратегии сотрудничества способствуют упражнения на развитие способов межличностного познания, а формированию стратегии компромисса — упражнения на развитие рефлексии эмоциональных переживаний и саморегуляции.

Поступила: 05.06.2009
Страницы: 110-116
Ключевые слова: стратегии поведения в конфликтных ситуациях; подростки; психологический тренинг;
Автор(ы): Рождественская Н.А.; Мамонова А. М.;


Психология — практике

Дэвид Ж., Глозман Ж.М. Российско-португальский опыт нейро-психологического обследования дошкольников. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.117-124.

В статье анализируются теоретические и методологические принципы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. Оцениваются наиболее известные психометрические методы обследования дошкольников. Описывается опыт применения в Португалии разработанной в России шкалы для нейропсихологического обследования дошкольников, качественной и количественной оценки данных тестирования. При создании португальской версии учитываются луриевские принципы диалогового взаимодействия с обследуемым ребенком для выявления зоны его ближайшего развития.

Поступила: 05.12.2008
Страницы: 117-124
Ключевые слова: детская нейропсихология; зона ближайшего развития; нейропсихологическое обследование дошкольников;
Автор(ы): Дэвид Ж. ; Глозман Ж.М. ;


Юбилеи

Коллектив факультета психологии МГУ. К 80-летию Юлии Борисовны Гиппенрейтер// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2010.- №1 -с.125-126.

25 марта 2010 г. исполнилось 80 лет Юлии Борисовне Гиппенрейтер — выдающемуся отечественному психологу, доктору психологических наук, профессору-консультанту кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Страницы: 125-126
Ключевые слова: Юбилеи; Юлия Борисовна Гиппенрейтер;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Коллектив факультета психологии МГУ. К 70-летию Вячеслава Андреевича Иванникова // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2010.- №1 -с.127-128.

a:2:{s:4:"TEXT";s:360:"<p>
    1 марта 2010 г. исполнилось 70 лет Вячеславу Андреевичу Иванникову — известному психологу, замечательному педагогу, яркому организатору российского образования, члену-корреспонденту РАО, доктору психо- логических наук, профессору кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Президенту Академии социального управления.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 127-128
Ключевые слова: Юбилеи; Вячеслав Андреевич Иванников;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер