Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4- 96 с.

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4- 96 с.

Экспериментальные и эмпирические исследования

Вартанов А.В., Козловский С.А., Скворцова В.Б., Созинова Е.В., Пирогов Ю.А., Анисимов Н.В., Куприянов Д.А. Память человека и анатомические особенности гиппокампа// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4 - с.3-16.

В представляемой работе индивидуальные особенности памяти 26 женщин (69±4.5 лет), количественно оцененные на основании комплексного нейропсихологического обследования, сопоставлялись с морфологическими особенностями гиппокампа, рассчитанными по МРТ. Подтверждена латеральная специализация гиппокампов: левый гиппокамп преимущественно участвует в процессах обработки вербальной информации и в регуляции процесса запоминания, а правый связан с активационными и нейродинамическими параметрами памяти. Выявлена большая связь переднего отдела левого гиппокампа с процессами восприятия и оценки времени и заднего отдела (хвоста) — с восприятием и структурированием пространства. Обнаружена функциональная специфичность центральной части левого гиппокампа по сравнению с его передней и задней частями: тело левого гиппокампа участвует в процессах памяти, поддерживая оптимальный для запоминания материала уровень активности.

Поступила: 23.12.2007
Страницы: 3-16
Ключевые слова: память; гиппокамп; морфометрия; нейропсихология; нормальное старение;
Автор(ы): href="/author/people/338/">Вартанов А.В.; Козловский С.А.; href="/author/people/4909/">Скворцова В.Б.; href="/author/people/4904/">Созинова Е. В.; href="/author/people/4910/">Пирогов Ю.А.; href="/author/people/4911/">Анисимов Н.В.; href="/author/people/4912/">Куприянов Д.А.;

Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4 - с.17-31.

В статье показывается роль системы привязанности ребенка к матери в развитии широкого спектра индивидуально-типических личностных особенностей. Эмоциональная привязанность ребенка к близкому взрослому рассматривается как сложная система внутренней регуляции и основание типологии психического развития. Приводятся результаты серии эмпирических исследований, демонстрирующие связь типа привязанности, формирующейся на ранних этапах развития ребенка, с особенностями его автономии, самооценки и эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Поступила: 14.12.2009
Страницы: 17-31
Ключевые слова: привязанность; типология психического развития; автономия; самосознание; самооценка; эмпатия; дошкольный и младший школьный периоды детства;
Автор(ы): href="/author/people/1969/">Бурменская Г. В.;

Полонская Н.Н. Случай зрительной агнозии у больной с двусторонним нарушением мозгового кровообращения в задних мозговых артериях. Сообщение 1. Исследование нарушений зрительного предметного гнозиса// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4 - с.32-43.

В статье описывается редкий случай всех видов зрительных агнозий: предметной, буквенной, зрительно-пространственной, лицевой и агнозии на цвета у пациента с двусторонним поражением головного мозга. Представлен комплекс методик, позволяющий достаточно полно выявить широкий спектр гностических расстройств. С помощью нейропсихологического подхода дается качественный анализ ошибок. Особенности нарушений зрительного гнозиса рассматриваются с позиций функциональной асимметрии, динамического и комплементарного взаимодействия двух полушарий головного мозга.

Поступила: 28.02.2008
Страницы: 32-43
Ключевые слова: отдельный случай; узнавание объектов ; зрительная память; оптический гнозис; виды агнозий; ассоциативная зрительная агнозия;
Автор(ы): href="/author/people/1592/">Полонская Н.Н.;

Колпаков Я.В., Ялтонский В.М. Когнитивные и поведенческие предикторы мотивации на лечение у женщин, зависимых от алкоголя// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4 - с.44-54.

В статье описаны основные результаты изучения когнитивных и поведенческих предикторов мотивации на лечение в выборке из 150 женщин, зависимых от алкоголя. В клинически однородной выборке были выделены 3 группы с разной мотивацией на лечение — негативной, амбитендентно-амбивалентнонеустойчивой и позитивной. Для каждой группы выявлены определенные особенности когнитивных (признание болезни, амбитендентно-амбивалентное отношение к болезни, общая самоэффективность, самоэффективность воздержания от употребления алкоголя в ближайшем будущем) и поведенческих (стратегии совладающего с болезнью поведения, настойчивость в достижении цели лечения, связанной с полным отказом от употребления алкоголя) предикторов мотивации на лечение. Эти особенности могут быть мишенями дифференцированной психотерапии женщин, зависимых от алкоголя.

Поступила: 10.11.2009
Страницы: 44-54
Ключевые слова: зависимость от алкоголя; мотивация на лечение; когнитивные предикторы; поведенческие предикторы;
Автор(ы): href="/author/people/4923/">Колпаков Я. В.; href="/author/people/4922/">Ялтонский В.М.;


Методика

Корнилов С.А., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Современные средства диагностики интеллектуального потенциала:кросс-культурная адаптация зарубежных методических комплексов// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4 - с.55-66.

В статье обсуждаются современные проблемы и подходы к разработке методического инструментария в области психологии образования и психологии способностей. Излагаются результаты адаптации двух зарубежных методических комплексов, основанных на теории успешного интеллекта Р. Стернберга и предназначенных для оценки уровня развития различных видов способностей у школьников и студентов. Показана перспективность кросс-культурной адаптации современных зарубежных диагностических комплексов.

Поступила: 24.09.2009
Страницы: 55-66
Ключевые слова: психология образования; диагностика; интеллект; креативность; одаренность; способности; успешность обучения;
Автор(ы): href="/author/people/616/">Корнилов С.А.; href="/author/people/3009/">Смирнов С. Д.; href="/author/people/503/">Григоренко Е.Л.;

Рождественская Н.А., Сорин А.В. Диагностика способов межличностного познания подростков: апробация методики// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4 - с.67-77.

В статье представлена разработанная авторами методика диагностики способов межличностного познания подростков. Описан опыт ее апробации на выборке учеников 8-го класса средней школы. Проведено сопоставление уровня владения респондентами способами межличностного познания с их успеваемостью, а также данными тестов на интеллект, уровень тревожности и социометрический выбор. Показано, что предлагаемая методика обладает дифференцирующей способностью и может быть использована в дальнейших исследованиях личностного развития подростков.

Поступила: 05.06.2009
Страницы: 67-77
Ключевые слова: способы межличностного познания; диагностическая методика; подростки;
Автор(ы): Рождественская Н.А.; href="/author/people/3033/">Сорин А. В.;


Научная информация

Веракса А.Н., Леонов С.В. Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4 - с.78-84.

В статье приводятся основные постулаты экологической теории У. Бронфенбреннера. Дается обзор эмпирических исследований в области психологии спорта, выполненных в рамках экологического подхода. Указывается на целесообразность сочетания позиций экологического подхода с объективными методами диагностики профессионально важных качеств спортсмена. Делается вывод, что данный подход может быть эффективно использован при анализе проблем, с которыми сталкиваются спортсмены, их родители, тренеры и спортивные психологи.

Поступила: 12.02.2009
Страницы: 78-84
Ключевые слова: экологический подход; спортивная психология;
Автор(ы): href="/author/people/364/">Веракса А.Н.; Леонов С.В.;


Научная жизнь


Юбилеи