Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2- 128 с.

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2- 128 с.

К 80-ЛЕТИЮ ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КЛИМОВА

Коллектив факультета психологии МГУ. Профессору Климову — 80!// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2010.- №2 -с.4.

11 июня 2010 г. исполняется 80 лет Евгению Александровичу Климову, доктору психологических наук, профессору, академику РАО, одному из ведущих специалистов в области отечественной психологии труда.

Страницы: 4
Ключевые слова: Юбилеи;
Автор(ы): href="/author/people/5483/">Коллектив факультета психологии;

Климов Е.А. Факультет в эпоху перестройки: интервью с Е.А. Климовым // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.5-14.

Представлены материалы беседы с профессором Е.А. Климовым, состоявшейся в 2006 г. Тема беседы – опыт деятельности декана факультета, впечатления о преподавателях, научной жизни МГУ, сравнение Московского университета с другими университетами.

Страницы: 5-14
Ключевые слова: интервью ;
Автор(ы): href="/author/people/2951/">Климов Е. А.;

Иванова Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.15-22.

В статье представлена субъектно-деятельностная концепция профессио- нального труда Е.А. Климова, рассматриваемая как теоретико-методическая основа, обеспечивающая построение научной стратегии решения целого ряда прикладных задач, направленных на обеспечение взаимосоответствия человека и профессии.

Страницы: 15-22
Ключевые слова: эргатическая система; субъект труда; психологические признаки субъекта труда; психические регуляторы труда; конфликтующие реальности;
Автор(ы): href="/author/people/1807/">Иванова Е. М.;

Стрелков Ю.К. Временная форма профессионального опыта // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.23-31.

Временна´я форма множества процессов синтезирована в сознании субъекта, она сложна, многомерна и динамична. Чтобы добиться синхронизации действий с процессами в окружающем мире, человек опирается не только на структуры опыта, но и на антиципацию, максимально используя наличную информацию, объединенную со следами памяти. В основе теоретических разработок автора лежат исследования труда людей, управляющих транспортными средствами.

Страницы: 23-31
Ключевые слова: процесс; структуры опыта; временна'я форма; длительность; труд; синхронизация; человек; деятельность; сознание; гуманитарная парадигма;
Автор(ы): Стрелков Ю.К.;

Носкова О.Г. Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.32-42.

Автор обсуждает предмет, задачи, общественный статус психологии труда, инженерной психологии и эргономики, соотношение этих научных дисциплин в разные периоды второй половины ХХ — начала XXI в. в России.

Страницы: 32-42
Ключевые слова: психология труда; инженерная психология; эргономика; историко-психологический анализ;
Автор(ы): href="/author/people/3595/">Носкова О. Г.;

Толочек В.А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее и будущее // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.43-51.

Рассматриваются предпосылки становления проблемы индивидуального стиля деятельности (ИСД) и история ее изучения в отечественной психологии. Выделяются сущностные характеристики концепции ИСД, предложенной Е.А. Климовым, особенности разных подходов к изучению феномена в 1950—2000 гг. Формулируются перспективные направления дальнейших исследований.

Страницы: 43-51
Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности; субъект; этапы; подходы; перспективы исследований;
Автор(ы): href="/author/people/4275/">Толочек В. А.;

Тютюнник В.И. Творческий труд как личностно-образующее взаимодействие взрослых и детей // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.52-62.

Автор статьи сопоставляет игру и творческий труд как формы личностно- образующего взаимодействия ребенка и взрослого, показывает, что развитие личности ребенка зависит от общественной позиции взрослых.

Страницы: 52-62
Ключевые слова: творческий труд; игра; склонность к азартным играм; зона перспективного развития; психологическая структура самосознания личности как субъекта труда;
Автор(ы): Тютюнник В. И. ;

Кононова В.Н., Шмелев А.Г. «ДДО» и «Профориентатор»: преемственность отечественных профориентационных методик // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.63-74.

В статье представлены данные, свидетельствующие о преемственности отечественных профориентационных методик ДДО и «Профориентатор». Описан научный и организационный вклад профессора Е.А. Климова в развитие современных профориентационных диагностических методов. Кратко приведена история появления компьютеризированной методики «Профориентатор» и логика ее преобразования. Особое внимание уделено блоку «Интересы» и вторичным шкалам современного теста по направлениям профильного обучения. Анализ эмпирического материала, полученного с применением методов экспертной оценки и математической статистики, позволил аргументированно доказать прогностичность результатов тестирования школьников с помощью теста «Профориентатор» при реальном выборе профессии с точностью до шести направлений профильного обучения. Описанные материалы убедительно свидетельствуют о ценности заложенных Е.А. Климовым теоретических оснований отечественного профориентационного подхода

Страницы: 63-74
Ключевые слова: прогностическая валидность; психодиагностика; профориентация; интересы; отечественный компьютерный тест; профильное обучение; классификация профессий;
Автор(ы): href="/author/people/1817/">Кононова В. Н.; href="/author/people/1417/">Шмелев А.Г.;

Буякас Т. М. Становление стойкого интереса к профессиональной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.75-82.

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором на основе студенческих работ, выполненных в рамках спецкурса «Психология самоопределения личности» на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Предметом данного исследования является стойкий интерес к профессиональной деятельности. Предложена методика становления профессионального самосознания.

Страницы: 75-82
Ключевые слова: чувства; профессиональная деятельность; профессиональное самосознание;
Автор(ы): href="/author/people/4292/">Буякас Т. М.;

Кузнецова А.С., Ерилова В.А., Титова М.А. Саморегуляция функционального состояния на разных этапах профессионального развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.83-92.

В статье представлены результаты серии исследований системы средств саморегуляции функционального состояния (ФС), формирующейся в процессе накопления профессионального опыта. Цель исследования — оценка соответствия актуализируемых средств оптимизации ФС специфике профессионального труда в условиях жестких организационных требований. Выявлено, что по мере накопления профессионального опыта сотрудники более успешно справляются с задачей оптимизации ФС, вероятно, в результате перестройки системы средств саморегуляции по мере «врастания» в организационную культуру. На контингенте налоговых служащих показано, что у молодых специалистов доминируют агрессивные и асоциальные модели преодоления профессионального стресса; у более опытных специалистов изменения системы средств саморегуляции связаны с актуализацией более «здоровых» и организационно приемлемых способов копинг-поведения.

Страницы: 83-92
Ключевые слова: функциональное состояние; психологическая саморегуляция состояния; копинг-поведение; эффективность средств оптимизации состояния;
Автор(ы): href="/author/people/706/">Кузнецова А.С.; href="/author/people/4310/">Ерилова В. А.; href="/author/people/4309/">Титова М. А.;

Родина О.Н., Прудков П.Н. Сравнительное исследование мотивации выбора профессии психолога студентами из Москвы и Баку // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.93-101.

Статья содержит описание кросскультурного исследования моти- вации выбора профессии психолога у первокурсников, обучающихся в МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Москве и в филиале МГУ в г. Баку. Показано, что формирование этой мотивации зависит от той социально-экономической ситуации, в которой происходит выбор профессии. В соответствии с обнаруженными в исследовании различиями у двух групп испытуемых даются рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения.

Страницы: 93-101
Ключевые слова: профессиональная мотивация; профессиональное становление; выбор профессии;
Автор(ы): href="/author/people/4315/">Родина О.Н.; href="/author/people/4316/">Прудков П. Н.;

Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.102-110.

В литературе по профессиональному самоопределению существует пред- ставление об успешном выборе профессии как осознанном, самостоятельном и ответственном. Проведенный анализ ошибок старшеклассников при выборе профессии показал, что наиболее часто встречающейся причиной ошибок является низкая осознанность основных факторов выбора — «хочу» и «могу». Поэтому психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников необходимо начинать с их личностного самоопределения как необходимого этапа профессионального самоопределения.

Страницы: 102-110
Ключевые слова: успешный выбор профессии; ошибки выбора; осознанность; самосознание; самостоятельность; ответственность; личностное и профессиональное самоопределение;
Автор(ы): href="/author/people/4324/">Зотова Н. Н.;

Михеев В.А. Три опорных момента профессионального образования: из опыта проведения занятий// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.111-120.

В статье показано, что образовательные установки, сформулированные Е.А. Климовым в отношении подготовки педагогов, являются действенными и для психологов. Высказано предположение, что эти три опорных момента профессиональной подготовки (обостренное «чувство одушевленности», способность добывать требуемое психологическое знание и активная познавательная позиция) являются базовыми для всех профессий типа «Человек—Человек». Кратко изложено содержание занятий курса «Введение в профессию», которые автор статьи стремился проводить в соответствии с обозначенными образовательными установками.

Страницы: 111-120
Ключевые слова: психическая реальность; «чувство одушевленности»; психологическое знание; познавательная позиция; надситуативная активность; специалист; профессионал; эллиптическая модель сознания; творческая деятельность;
Автор(ы): href="/author/people/4335/">Михеев В. А.;

Мотькина Ю.В. Опережающая рефлексия в контексте изучения потенциала профессионального развития руководителей // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №2 - с.121-127.

В статье описывается постановочная часть исследования роли опережающей рефлексии в профессиональном развитии руководителей, ход исследования и намечаются пути анализа полученных данных. Это исследование необходимо в интересах психологической науки, поскольку позволяет внести вклад в фундаментальное понятие рефлексии, а также в интересах практики работы с руководящим персоналом с целью повышения эффективности профессионального развития. Автором выдвинута гипотеза, согласно которой опережающая рефлексия способствует профессиональному развитию руководителей посредством формирования осознанного отношения к профессиональному развитию и карьерному росту

Страницы: 121-127
Ключевые слова: опережающая рефлексия; гармоничность плана профессионального развития; потенциал профессионального развития;
Автор(ы): href="/author/people/4346/">Мотькина Ю. В.;