Статья
Базаров Т. Ю., Пронин Р. О., Турсунова Ю. Т. Курс «Основы коммуникации» на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте: опыт разработки и проведения // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.78-93.
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович; Пронин Роман Олегович; Турсунова Юлдуз Тешабаевна
Аннотация
В статье дается описание предложенного авторами курса «Основы коммуникации»: перечисляются его образовательные цели и основные принципы, раскрывается содержание 5 разделов, обозначаются формы контроля знаний. Анализируется трехлетний опыт проведения данного курса на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте. На основе обратной связи от студентов делается вывод о позитивной роли разработанного курса на начальном этапе профессиональной социализации психологов. Указываются направления дальнейшего совершенствования курса с целью повышения его эффективности в развитии у студентов-психологов коммуникативной компетентности.
Разделы журнала: Преподавание психологии
PDF: /pdf/vestnik_2015_1/vestnik_2015-1_78-93.pdf
Поступила: 07.08.2014
Страницы: 78-93
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.78
Ключевые слова: общение; коммуникативная компетентность; студенты-психологи; социально-психологическая адаптация; программа курса «Основы коммуникации»; тренинг; обратная связь
Доступно в on-line версии с 31.03.2015
1. Проблематика общения в учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов и цели курса «Основы коммуникации»
Проблема общения — одна из ключевых тем таких психологических дисциплин, как общая психология (особенно раздел «Психология мышления и речи»), психолингвистика, психология общения, социальная психология (особенно в спецкурсах по коммуникативной компетентности, психологии маркетинга, менеджмента, массовой коммуникации, малой группы, массового сознания). В каждой дисциплине в той или иной степени подчеркивается огромная роль общения в жизни и деятельности отдельного человека и всего общества. «Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения» (Леонтьев, 2007, с. 10). Исходя из этого, можно утверждать, что «любая человеческая деятельность невозможна вне общения» (Панфёров, 1971, с. 126).
Функции общения и его значение особенно отчетливо выступают в коллективной трудовой деятельности. В наибольшей степени общение важно для тех профессий, которые относятся к системе «человек—человек» (Климов, 1998). Особенно ясно это выступает при анализе основных видов профессиональной деятельности психолога (научно-исследовательская, преподавательская, консультационно-терапевтическая). Общение является необходимым «рабочим инструментом» психолога при проведении лекционных, семинарских, практических занятий, тренингов, научных исследований, при участии в конференциях, научных семинарах, при психологическом консультировании и работе в тренинговых и психотерапевтических группах. Этим обусловлена необходимость поэтапного и разностороннего обучения студентов факультета психологии навыкам эффективного общения (Базаров, 1997, 2004).
Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество (Коломинский, 2006; Кринчик, 2004,2005,2006,2008,2011; Кричевский, Дубовская, 1991; Росляков, 2003; Смирнов, 2004). Выпускники общеобразовательной школы либо профессионального колледжа (академического лицея) уже обладают определенными житейскими знаниями, навыками и умениями в плане общения, которые обусловлены их индивидуальным опытом, особенностями обучения в том или ином учебном заведении и другими факторами. Однако поступив в вуз, они неизбежно меняют окружающую среду и, следовательно, начинают испытывать трудности, причинами которых, как указывает А.Е. Росляков (2003), являются: новая система обучения, отличающаяся от системы обучения в школе, колледже или лицее; взаимоотношения и взаимодействия с однокурсниками и преподавателями; социально- бытовые проблемы; самостоятельная жизнь в городских условиях (для студентов из других городов); недостаточное знание структурных подразделений и принципов работы вуза и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни. От того, насколько успешно произойдет адаптация, может зависеть эффективность как обучения, так и взаимодействия с однокурсниками, профессорско-преподавательским составом и т.д. (Росляков, 2003; Смирнов, 2004).
Социально-психологические дисциплины, посвященные проблеме общения, позволяют привить студентам те базовые компетенции, которые входят в состав коммуникативной компетентности (Петровская, 2007). Но соответствующие курсы и спецкурсы начинаются с 3-го года обучения, в то время как в навыках эффективного общения студенты нуждаются с первых дней пребывания в вузе. Поэтому мы сочли целесообразным разработать и провести курс «Основы коммуникации» уже на 1-м году обучения.
Понимая все многообразие подходов к обучению, мы сфокусировали свое внимание на экспериентальном обучении, или обучении, основанном на опыте. Вслед за Ю.М. Жуковым мы предлагаем отличать данный подход от другого — компетенциарного подхода, сфокусированного на компетенциях (Методы..., 2004). Если компетенциарный подход сосредоточен на предметной стороне обучения, описании и оценке того, что подлежит формированию, совершенствованию и развитию, то экспериентальное обучение, напротив, отвечает на вопрос о том, как учить и учиться.
Цели данного курса:
- Ознакомление первокурсников с основными аспектами психологии общения в теоретическом и практическом плане. Мы исходим из того, что знания, умения и навыки, полученные в рамках курса «Основы коммуникации», могут способствовать более эффективному освоению в дальнейшем таких дисциплин, как социальная психология, коммуникативная компетентность и многих других.
- Развитие у первокурсников навыков общения и взаимодействия. Это может способствовать более эффективному познанию студентами друг друга, их общению на профессиональном уровне, взаимодействию друг с другом, а также формированию благоприятного психологического климата в учебной группе.
- Формирование у студентов способов более эффективного получения знаний гуманитарного цикла в процессе обучения. Речь идет о знаниях, полученных через опыт переживания конкретных коммуникативных ситуаций, усвоение которых предполагает не только участие в конкретных упражнениях, но и рефлексию и описание собственного опыта (в форме эссе).
- Кроме того, данный курс может помочь студенту найти свое место (позицию) в группе (формальной), проявить свои личностные особенности, в том числе и лидерские качества.
2. Описание курса «Основы коммуникации»
Основные дидактические принципы курса:
- использование интерактивных и тренинговых форм обучения как эффективных средств воздействия, направленных на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений, компетентности в общении (Петровская, 2007);
- сочетание теоретических положений и практических упражнений, связанных с будущей профессиональной деятельностью, использование наглядных примеров;
- акцент на рефлексию как основу развития профессиональной позиции, самоорганизации, познавательной и профессиональной мотивации, активной позиции в обучении (Базаров и др., 2013; Ишков, 2004);
- направление процесса обучения на развитие личностных и профессиональных качеств студентов (Базаров и др., 2013);
- мониторинг усвоения знаний с помощью следующих форм контроля: оценка активности студентов на занятиях, письменные работы студентов (эссе), коллоквиум, контрольная работа по решению конкретной ситуации («кейса»), устный экзамен.
Курс «Основы коммуникации» включает 5 разделов: 1. Введение, основные понятия. 2. Структура общения. 3. Развитие навыков активного слушания. 4. Развитие навыков ведения беседы. 5. Применение навыков общения в учебно-профессиональной деятельности. Опишем каждый раздел более подробно.
Раздел 1. Введение, основные понятия. Темы: 1. Введение. 2. Характеристика общения. Используемая литература: Андреева, 2009; Ефимова, 2006; Петровская, 2007.
Данный раздел разбит на 8 учебных часов (4 пары). В рамках темы «Введение» (2 пары) происходит:
- Знакомство преподавателя со студентами и студентов между собой, причем последнее заключается в том, что студенты разбиваются по парам в соответствии с тем, как они сидят в аудитории, им дается 5 минут, чтобы узнать друг о друге следующую информацию: имя, возраст, интересы, мотивы поступления на факультет психологии. После этого каждый студент должен рассказать как можно интереснее и увлекательнее о своем собеседнике. Ожидаемый результат — творческий подход студентов к презентации своего собеседника.
- Затем проводится интерактивное упражнение с использованием метода «мозгового штурма» на тему «Мое понимание общения». Ожидаемый результат — участие студентов в групповом обсуждении, актуализация своих знаний и опыта, обмен информацией.
- После данного обсуждения проводится теоретическая часть, где раскрываются определение, место, значение общения в системе межличностных и общественных отношений, подчеркивается роль общения в профессиональной культуре психолога и дается понятие коммуникативной компетентности. Следует отметить, что изложение материала происходит в лекционно-интерактивной форме.
- Кроме этого в рамках данной темы предлагается поговорить о целях и причинах общения. Ожидаемый результат — осознание студентами целей, мотивов общения, необходимости повышения его эффективности.
В теме «Характеристика общения» (4 учебных часа) раскрываются функции, виды и типы общения в лекционно-интерактивной форме с применением примеров.
Раздел 2. Структура общения. Темы: 1. Общение как обмен информацией. 2. Общение как взаимодействие. 3. Общение как восприятие людьми друг друга. Используемая литература: Андреева, 2009. (20 учебных часов)
В теме «Коммуникативная сторона общения» разбираются в теоретическом и практическом плане особенности вербальной и невербальной коммуникации, средства и модель коммуникации. В ходе выполнения упражнения «Испорченный телефон» наглядно демонстрируются особенности передачи информации от одного человека к другому и возможные трансформации в коммуникативном процессе. В данном упражнении принимают участие 7—10 добровольцев. После того как будут объяснены и усвоены правила, все добровольцы, кроме одного, выходят за двери. Оставшемуся зачитывается небольшой текст. Его задача — передать то, что он услышал, следующему участнику. Участники заходят по очереди, слушают и передают следующему по очереди полученную информацию. Студенты, не принимающие участие в данном упражнении, фиксируют индивидуальные способы передачи информации и особенности тех искажений, которые допускают участники «телефонной коммуникации».
В теме «Интерактивная сторона общения» рассматриваются виды взаимодействий, конфликтных ситуаций. С помощью упражнения «Переправа» показываются способы выхода из конфликтных
ситуаций. Суть упражнения состоит в следующем. Участники встают друг напротив друга на расстоянии 10 шагов. Им необходимо с помощью мимики и жестов переманить партнера на свою сторону. После этого обсуждается, какая стратегия поведения была выбрана для взаимодействия: если партнер сразу перешел на сторону другого, это уступчивость; если встретились на середине, — компромисс; если активно договаривались и при этом каждый остался на своем месте, — противодействие; если не было попыток взаимодействия, — избегание; если один партнер сходил за другим и помог ему перейти на свою сторону, это сотрудничество.
Тема «Перцептивная сторона общения» знакомит студентов с особенностями, механизмами и эффектами межличностной перцепции. Кроме разбора ключевых вопросов в лекционно-интерактивной форме в ходе занятия предусматривается выполнение упражнения «Я за тебя отвечаю». В рамках данного упражнения вызываются два добровольца, которые садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Задание состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному участнику, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на этот вопрос ответил его напарник. Задача молчащего напарника — слушать и мысленно отмечать, где отвечающий за него партнер был точен, а где ошибся. Ответив на первую серию вопросов, объединенные в пару участники меняются ролями.
Обсуждение может проводиться в несколько этапов. На первом внимание уделяется впечатлениям молчащего члена пары. Он сообщает, каково было ему слушать, где были точные попадания в ответах, на какой вопрос он бы ответил иначе и как именно. Второй этап посвящен впечатлениям участника, взявшего на себя ответственность за первого. Он имеет возможность сообщить, легко ли было отвечать на вопросы, и как он находил ответы.
Раздел 3. Развитие навыков активного слушания. Темы: 1. Активное слушание. 2. Слушание публичного выступления. Используемая литература: Ефимова, 2006; Сидоренко, 2008. (8 учебных часов)
В рамках данного раздела студенты знакомятся с психологией слушания, со структурой и видами слушания, а также с принципами конспектирования публичного выступления, что может способствовать более эффективному получению знаний на лекционных и семинарских занятиях. При рассмотрении видов слушания подчеркиваются и усваиваются в упражнениях особенности активного, пассивного и эмпатического слушания, что может помочь в развитии навыков проведения психологического консультирования. В качестве примера можно описать авторское упражнение на виды слушания. Студенты разбиваются на 4 группы. Задача трех групп — продемонстрировать определенный вид слушания (активное, пассивное, эмпатическое), причем задачи каждой группы определяются жеребьевкой. 4-я группа старается отгадать, какой вид слушания демонстрирует та или иная группа. После того как выступили все 3 группы, 4-й группе дается время для совещания, результатом которого должно быть решение, какая из групп показала активное, пассивное, эмпатическое слушание.
Раздел 4. Развитие навыков ведения беседы. Темы: 1. Техники постановки вопросов. 2. Техники малого разговора. 3. Техники вербализации. 4. Регуляция эмоционального напряжения. Используемая литература: Ефимова, 2006; Сидоренко, 2008.
В рамках этого раздела рассматриваются и отрабатываются различные техники, с помощью которых можно начать беседу, поддержать ее, снизить эмоциональное напряжение. Это техники постановки открытых и закрытых вопросов, цитирования, позитивных констатаций, информирования, повтора, пересказа, перефразирования, интерпретации, подчеркивания общности, значимости, техники вербализации и отражения чувств. Данные техники также могут помочь студентам и в развитии коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.
Раздел 5. Применение навыков общения в учебно-профессиональной деятельности. Темы: 1. Развитие навыков ведения беседы в разных ситуациях. 2. Развитие навыков ведения дискуссии. 3. Развитие навыков ведения беседы/дискуссии при решении проблемной ситуации. 4. Развитие навыков публичного выступления. Используемая литература: Ефимова, 2006; Жуков, 2003.
Данный раздел помогает закрепить и применить полученные знания, умения и навыки активного слушания и ведения беседы в различных ситуациях. Рассматриваются и отрабатываются различные виды беседы, разные стили общения и стили речи, где коммуникация протекает в соответствии со спецификой ситуации общения; навыки ведения дискуссии согласно правилам самой дискуссии. Данный раздел предполагает также просмотр и последующее обсуждение соответствующего тематике курса художественного фильма (например, «Тысяча слов», режиссер Б. Роббинс, в главной роли Эдди Мёрфи), где наглядно показывается роль вербального и невербального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Немаловажной темой данного раздела является «Публичное выступление». В рамках этой темы студенты знакомятся с задачами, структурой, формами публичного выступления и в целях практического закрепления материала озвучивают подготовленные доклады на интересующие темы. Упражнение такого рода позволяет планировать и осуществлять выступление в соответствии с регламентом, получать обратную связь для его дальнейшего совершенствования.
3. Опыт проведения курса «Основы коммуникации»
Применительно к обучению первокурсников мы обозначили следующие этапы реализации экспериентальной модели: практика, анализ, теория, рекомендации (рисунок).
Практику мы определяем как учебную деятельность, основу которой составляет выполнение студентами ряда коммуникативных упражнений. Получение объективированного результата является предметом для последующего анализа. На наш взгляд, основная особенность практики в условиях проведения коммуникативных упражнений — это развернутая интерпретативная деятельность участников. Объектом интерпретации выступает текст, понимаемый в широком смысле — как вся система значений языка, используемая для коммуникации. Безусловно, все поведение человека в этом случае понимается как текст. Роль преподавателя на данном этапе занятия состоит в предъявлении студентам предмета практики и в постановке целей по отношению к нему. В роли предмета могут выступать задания, описания ситуаций, проблемы. Результатом же интерпретации становится внесение новых смыслов в понимание предмета обсуждения.
В отличие от практики, направленной на внешний предмет, объектом анализа становятся коммуникативные средства, применявшиеся участниками на предыдущем этапе. Осознание данных средств требует их оформления в языке, когда сказанное «для других» становится сказанным и «для себя». Как мы можем обеспечить процесс рефлексии? На наш взгляд, методом рефлексии является акт формулирования вопроса и получения ответа. Действия преподавателя на этом этапе в значительной степени должны воплощать принципы сократовской майевтики, когда путем вопрошания собеседника все участники занятия достигают общего понимания коммуникативной ситуации через осознание и вербализацию тех внутренних средств, которыми они пользовались на этапе практики. Под внутренними средствами здесь понимаются знания, умения, навыки, установки. Результатом данного этапа становится набор гипотез, позволяющих объяснить функционирование коммуникативного процесса.
Цель этапа теория — достижение понимания участниками закономерностей коммуникативной деятельности. Под пониманием имеется в виду способность студентов концептуально описать три аспекта общения. В частности, такая способность выражается в точности восприятия или интерпретации какого-либо коммуникативного события, явления и факта, в возможности вскрыть причинно-следственные связи между сообщением коммуникатора и его интерпретацией реципиентом. Мы бы хотели сосредоточить внимание на проблеме передачи и достижения понимания гуманитарных знаний. В отличие от технических гуманитарные знания относятся к некоторому социальному объекту и допускают массу различных интерпретаций. Например, даже само определение понятия «общение» допускает несколько трактовок. Вопрос для преподавателя состоит в том, как превратить знакомое для участников представление о феномене в согласованное и принимаемое знание? Одной из разработанных теорий познания социальных объектов является теория «социальных представлений» С. Московией, положения которой мы считаем справедливыми для процесса освоения новой информации (Андреева, 2009). Процесс возникновения социального представления, согласно С. Московией, содержит три фазы: зацепление, объектификацию и натурализацию.
Реализация данной последовательности в ходе учебных занятий означает, что чем выше собственная активность участников, тем быстрее и качественнее происходит освоение новой информации и превращение ее в знание. Творческая активность участников позволяет преподавателю на фазе зацепления привлечь внимание студентов к рассматриваемой теме через использование знакомых и популярных символов и значений. Фаза объектификации наполняет учебный процесс «живыми примерами», иллюстрациями, короткими и ясными формулами, историями из жизни известных людей. Что же касается фазы натурализации, то любое новое освоенное понятие может быть подвергнуто проверке с точки зрения дальнейшего использования.
Название этапа рекомендаций фокусирует внимание на том, что одним из способов завершения каждого тематического цикла может быть формулирование рекомендаций (как самому себе, так и другим). Цель данного этапа состоит в том, чтобы студенты имели возможность сформировать уверенность и готовность к поведению в будущем. По нашему мнению, именно уверенность и готовность отражают инструментальную и мотивационную основу сформированности действия.
Курс «Основы коммуникации» был включен в учебную программу 1-го курса факультета психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте в 2011/2012 уч. г. Занятия проводились в первом семестре на протяжении трех лет: в 2011/2012 уч. г. — 72 часа; в 2012/2013 и 2013/2014 уч. гг. — по 90 часов. От первого ко второму и третьему году общая структура курса претерпела ряд изменений.
Таблица 1
Структура курса «Основы коммуникации» в 2011/2012 уч. г.
1. Введение (8ч.) |
Раздел I. Коммуникативная сторона общения |
2. Общение как обмен информацией (8 ч.) |
Раздел II. Развитие навыков активного слушания |
3. Активное слушание (8 ч.) |
Раздел III. Развитие навыков ведения беседы |
4. Техники постановки вопросов (4 ч.) |
5. Техники малого разговора (4 ч.) |
6. Техники вербализации (4 ч.) |
7. Регуляция эмоционального напряжения (8 ч.) |
Раздел IV. Интерактивная сторона общения |
8. Общение как взаимодействие (4 ч.) |
9. Общение как восприятие людьми друг друга (4 ч.) |
Раздел V. Перцептивная сторона общения |
Раздел VI. Применение навыков общения в учебно-профессиональной деятельности |
10. Развитие навыков ведения беседы в разных ситуациях (6 ч.) |
11. Развитие навыков ведения дискуссии (6 ч.) |
12. Развитие навыков публичного выступления (8 ч.) |
Итоговый контроль (Экзамен) |
Таблица 2
Структура курса «Основы коммуникации» в 2012/2013, 2013/2014 уч. гг.
Раздел I. Коммуникативная сторона общения |
1. Введение (4ч.) |
2. Характеристика общения (4 ч.) |
Раздел II. Структура общения |
3. Общение как обмен информацией (8 ч.) |
4. Общение как взаимодействие (8 ч.) |
5. Общение как восприятие людьми друг друга (4 ч.) |
Раздел III. Развитие навыков активного слушания |
6. Активное слушание (6 ч.) |
7. Слушание публичного выступления (2 ч.) |
Текущий контроль (Коллоквиум) (2 ч.) |
Раздел IV. Развитие навыков ведения беседы |
8. Техники постановки вопросов (2 ч.) |
9. Техники малого разговора (4 ч.) |
10. Техники вербализации (6 ч.) |
11. Регуляция эмоционального напряжения (8 ч.) |
Раздел V. Применение навыков общения в учебно-профессиональной деятельности |
12. Развитие навыков ведения беседы в разных ситуациях (6 ч.) |
13. Развитие навыков ведения дискуссии (6 ч.) |
14. Развитие навыков ведения беседы / дискуссии при решении проблемной ситуации (4 ч.) |
15. Развитие навыков публичного выступления (8 ч.) |
Итоговый контроль (Экзамен) |
- Содержание курса. В первом году преподавания в программе были представлены следующие темы (табл. 1). Проверка на уровень «экспериентальности» обучения привела к необходимости внести коррективы в программу и разработать иную структуру курса (табл. 2).
Сравнивая две представленные структуры курса, можно видеть, что после первого года реализации программы были произведены изменения как в содержательном наполнении разделов, так и в структурно-логической последовательности отрабатываемых тем. Так, если в первоначальном варианте композиция разделов, полностью соответствуя компетенциарному подходу, приводила к неточному пониманию структуры курса у студентов (особенно это проявилось, когда после темы «Общение как обмен информацией» шла отработка тем, касающихся техник ведения беседы, что приводило к тому, что темы, отражающие другие аспекты общения, воспринимались в отрыве от коммуникативной стороны). После соответствующей коррекции все стороны общения в соответствии с экспериентальным подходом стали рассматриваться последовательно в рамках одного раздела. - Увеличение количества часов (с 72 до 90) позволило не только расширить общее количество тем с 12 до 15, но и максимально индивидуализировало участие студентов в практической отработке материала. Так, в соответствии с принципом экспериентальности каждый студент получил возможность участвовать во всей логической цепочке занятий: практика — анализ — теория — рекомендации.
- Изменилось не только количество письменных работ (эссе) студентов. Сами эссе стали посвящаться описанию собственных переживаний после прохождения упражнений по каждой теме, что позволило приблизить идею оформления письменных работ в их привязке не столько к описанию феноменологии коммуникативного процесса, сколько к фиксации собственного отношения к описываемой ситуации (Программа курсов..., 2008).
- Система оценивания активности и усвоения знаний студентов.
На первом году преподавания была разработана балльная система оценки:
- посещение (1 балл за 2 учебных часа, что в сумме дает 36 баллов);
- активность (0.5 балла за 2 учебных часа, что в сумме дает 18 баллов);
- эссе (1 балл за каждое эссе, что в сумме дает 12 баллов);
- контрольная работа (34 балла).
Проведенный анализ позволил внести в систему оценки существенные изменения:
- посещение (0.5 балла за 2 учебных часа, что в сумме дает 18 баллов);
- активность стала измеряться не только преподавателем, но и в ходе взаимооценок студентов (1 балл за 2 учебных часа, что в сумме дает 36 баллов);
- эссе стали вывешиваться в интернете и подвергаться рейтингованию со стороны студентов (2 балла за каждое эссе, занявшее с 1 по 10 место в рейтинге);
- контрольная работа — решение кейсов (максимально 34 балла).
- коллоквиум (максимально 15 баллов);
- итоговая контрольная работа стала состоять из 2 частей — теоретической и практической. Теоретическая проверяется с помощью теста на знание основных понятий, практическая представляет собой решение коммуникативных задач в виде упражнений (максимально 25 баллов).
Исходя из этого, набранное количество баллов позволяет выставить оценку по курсу «Основы коммуникации» в соответствии со следующими критериями:
0 —55.9 балла = «неудовлетворительно»
56.0 — 70.9 = «удовлетворительно»
71.0 — 85.9 = «хорошо»
86.0 — 100 баллов = «отлично».
Анализируя две балльные системы оценки, можно видеть, что в последней (она используется до сих пор) предпринята попытка учесть экспериентальный характер обучения, а именно поддержать уровень активности студентов в освоении практических упражнений, ориентировать ихусилия на анализ собственных переживаний (эссе), иметь возможность корректировки степени усвоения знаний в середине курса (коллоквиум) и обеспечить перенос полученных знаний в реальную жизнь (решение кейсов).
4. Обратная связь от студентов
Обратная связь от студентов нами рассматривается в качестве индикатора правильности/неправильности внесения изменений в проработку курса. Для этого вначале приведем суждения студентов, которые обучались по первоначальной программе. Затем остановимся на высказываниях студентов, обучавшихся в рамках экспериентального подхода.
Обратная связь от студентов первого потока
«Предмет “Основы коммуникации” действительно помог мне раскрыть себя и мой потенциал... у нас была совместная деятельность, которая сплотила группу».
«До момента изучения данного предмета я даже не думала, что многие явления, с которыми мы сталкиваемся в жизни, имеют свое научное описание».
«Данный предмет обогатил нас знаниями в сфере общения, конфликтных ситуаций, обсуждения и презентаций. Он немного приблизил нас к профессионалам и побудил во мне привычку рефлексировать обо всем, делать выводы».
«Этот курс научил нас лучше понимать друг друга, взаимодействовать более эффективно и относиться друг к другу более лояльно».
«Я в очередной раз убеждаюсь, что интерактивный метод — самый действенный из всех возможных. Таким образом, мы не только создаем хорошую обстановку и познаем себя, но и лучше усваиваем пройденный материал.
«...все темы, которые мы прошли, необходимы нам в жизни, а особенно в профессии психолога, где общение (точнее, правильное общение) играет большую и значительную роль».
«Мне очень нравится, что у нас в основном практические занятия. Обычно бывает так, что учишь какую-то теорию или тему и не знаешь, где и как ее применять, потом и полностью забываешь. А на этой паре мы сначала проводим интерактивные занятия или просто какое-нибудь интересное задание, я потом анализирую, докажу, убеждаюсь, сделаю нужный вывод и только потом понимаю теорию и никогда потом не забуду. Я думаю, что в этом и есть все преимущество».
Обратная связь от студентов второго и третьего потоков
«Я поняла, что именно процесс обучения готовит нас к тому, чтобы измениться, побороть свои страхи, подготовить себя к будущей профессии. В частности, курс “Основы коммуникации” приблизил нас к данной цели. Лично я еще два с половиной месяца назад ни за что не смогла бы выйти и прочитать перед своей группой свои стихи».
«Практика и теория находятся в прекрасном балансе. Я научилась выделять этапы в процессе коммуникации, что позволит больше контролировать сам процесс на каждой ступени».
«Подводя итог, могу сказать, что полученные при подробном рассмотрении темы знания послужат мне хорошей базой в последующем изучении психики людей, их мотиваций, поведения и скрытых эмоциональных состояний, проявляющихся как раз таки посредством невербальной коммуникации».
«... А мы находимся здесь и сейчас, и мы уже можем анализировать степень расположения или нерасположения к нам как к личности человека и насколько он готов пустить нас в свое личное пространство, а значит, и в свою жизнь. И эти знания мы получили на курсе “Основы коммуникации”. Поступая на психологию, не была уверена, что это действительно мое, но чем больше я здесь узнаю, тем яснее понимаю, что мне это действительно нравится».
«В этом курсе я начинаю учиться четко выражать свои мысли, преодолевать барьеры в общении и больше говорить о себе, не стесняясь. За короткое время учебы я стала более коммуникабельной. Этот курс дает полную свободу в общении, так как именно с общением связана наша профессия».
«Здесь все иначе: мы не просто слушатели, а непосредственные участники живого процесса обучения».
«Этот предмет мне дал осознать и в какой-то мере ощутить, насколько большое значение имеет для нас всех общение. Ведь общение — это не только обмен информацией, но и обмен эмоциями, в какой-то мере адреналином, мышлением».
5. Заключение
Анализ и осмысление опыта проведения занятий и материалов обратной связи от студентов в рамках курса «Основы коммуникации» приводят к выводу, что данный учебный предмет создает возможности для студентов-психологов быстрее адаптироваться к обучению в психологическом вузе, способствует творческому развитию личности, помогает лучше раскрыть свой потенциал, а также формирует сплоченность учебной группы. Экспериенталь- ный подход к проведению занятий не только помогает студентам освоить знания, умения и навыки эффективной коммуникации в учебном процессе, но и служит основой для их практического применения.
Исходя из анализа и рефлексии имеющегося опыта проведения занятий по курсу «Основы коммуникации» можно наметить следующие перспективные задачи:
- Повышение эффективности оценивания активности студентов с помощью технических средств (например, запись занятия на видео с последующим анализом).
- Мониторинг изменения коммуникативной компетентности студентов.
- Определение вместе со студентами новых тем, а также мультимедийных средств, затрагивающих такие психологические явления, которые представляют наибольший интерес для первокурсников, с последующим анализом и нахождением связей с теоретическими положениями в научной психологической литературе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009.
Базаров Т.Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога // Вести. Моск, ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 45—51.
Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: квалификация, компетентность (критерии качества)? // Открытый университет / Под ред. В.Л. Глазычева, С.Э. Зуева. М.: Центр стратегических исследований ПФО; Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 2004. С. 510—539. URL: http://www.ozon.ru/context/detail/ id/5382169/
Базаров Т.Ю., Губайдуллина А.Д., Туниянц А.А. Опыт разработки и проведения курса «Профессиональная социализация психолога» на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте // Вести. Моск, ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 3. С. 112—126.
Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2006.
Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003.
Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: АВС, 2004.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1998.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Академия, 2006.
КринчикЕ.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов. Сообщение 1. Трудности и проблемы обучения: рефлексия студентов факультета психологии МГУ // Вести. Моск, ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4. С. 61—69.
Кринчик Е.П. К проблеме психологической поддержки профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ. Сообщение 2. «Временной срез» литературного контекста проблемы // Вести. Моск, ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 2. С. 45—55.
Кринчик Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ // Вести. Моск, ун-та. Сер. 14. Психология. 2006. № 1. С. 82—89.
КринчикЕ.П. К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов // Психология в вузе. 2008. № 6. С. 73—92.
Кринчик Е.П. Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога: рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А. А. Вербицкого // Вести. Моск, ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 3. С. 144—155.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Изд-во Моск, ун-та, 1991.
Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2007.
Методы практической социальной психологии / Под ред. Ю.М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004.
Панфёров В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 126—131.
Петровская Л.А. Общение — компетентность — тренинг. М.: Смысл, 2007.
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Русский язык. Обучение профессиональной коммуникации студентов неязыковых вузов». Томск: Изд-во Томск, политех, ун-та, 2008.
Росляков А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС: Автореф.... дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2003.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008.
Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вести. Моск, ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2004. № 1. С. 10—35.Full version of the article you can find here / Полный текст статьи доступен по ссылке: http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2015_1/vestnik_2015-1_78-93.pdfДля цитирования статьи:
Базаров Т. Ю., Пронин Р. О., Турсунова Ю. Т. Курс «Основы коммуникации» на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте: опыт разработки и проведения // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.78-93.