Учебная мотивация, осмысленность жизни и ассертивность у учащихся седьмого класса проекта «Математическая вертикаль»
Аннотация
Актуальность. В школах Москвы функционирует программа по профессиональной ориентации школьников. Одним из примеров ее реализации являются специализированные классы, входящие в проект «Математическая вертикаль», в которых обучаются школьники 7–9 классов. Однако на настоящий момент исследований, изучающих различные психологические аспекты влияния обучения на личностные характеристики подростков в таких специальных классах, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников, недостаточно.
Целью исследования стала оценка школьной мотивации, смысложизненных ориентаций и ассертивности учащихся 7-х классов, сравнение указанных показателей между группами участников проекта «Математическая вертикаль» и обучающихся в обычном классе, а также определение корреляционных связей между рассматриваемыми показателями.
Методы. Использованы анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, а также тест на ассертивность В. Каппони и Т. Новака.
Выборка. В исследовании участвовали 50 учащихся 7-х классов. 28 подростков (из них 50 % мальчики) — ученики класса без специализации («обычный» класс), 22 респондента — ученики класса с математическим уклоном (из них 73 % мальчики). Средний возраст подростков составил 13 лет.
Результаты. Выявлен невысокий уровень учебной мотивации у учащихся обоих классов. У подростков мужского пола из класса с углубленным изучением математики уровень осмысленности жизни оказался выше, чем у их сверстников из обычного класса. Не было выявлено половых различий в показателях теста на ассертивность, в то время как количество ассертивных учеников оказалось выше в обычном классе по сравнению с математическим. Также в работе были показаны прямые корреляционные зависимости между уровнями школьной мотивации и осмысленностью жизни, между ассертивностью и осмысленностью жизни.
Выводы. Целесообразным представляется внедрение ряда мер в различных классах школы, целью которых стало бы развитие ассертивности, осознание и формирование жизненных смыслов и ориентаций, активной позиции по отношению к собственной жизни, что может положительно повлиять на уровень школьной мотивации.
Литература
Андрианова Ю.В., Бегунц А.В. О подготовке учителей к квалификационной работе проекта «Математическая Вертикаль» // Математика в школе. 2023. № 3. C. 13–19.
Вартанова И.И. Специфика школьной мотивации старшеклассников разного пола // Личность в пространстве и времени. 2020. № 9. C. 41–47.
Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Корреляционный анализ данных с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS // Наука и здравоохранение. 2017. № 1. C. 7–36.
Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. № 3 (5). C. 85–97.
Деза Е.И., Попов А.Н. Вопросы подготовки учителей математики к организации олимпиад для школьников // Преподаватель XXI век. 2021. № 4–1. C. 171–183.
Кадырова Т.Р. Роль и значение мотивации учащихся в процессе обучения // Знание. 2019. № 75 (11–2). C. 58–62.
Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: Питер, 1994.
Карзюк О.С. Ассертивность личности как основа повышения эффективности и улучшения качества жизни // Управление в социальных и экономических системах. 2022. № 31. C. 110–111.
Ким-Тян Л.Р., Недосекина И.С. «Математическая вертикаль» в период всеобщего карантина // Математика для школьников. 2021. № 3. C. 31–36.
Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003.
Колесникова В.В. Мотивация учения в среднем школьном возрасте // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2020. № 1 (35). C. 60–62.
Конради Ю.С. Гендерный аспект учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Аллея науки. 2022. № 68 (5). C. 104–106.
Коростелева Н.А. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. № 2 (4). C. 52–68.
Корытченкова Н.И., Будницкая Н.К. Особенности ассертивного поведения и самореализации личности студентов // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 9. C. 199–203.
Лебедева И.В. Мотивационные и ценностно-смысловые детерминанты ассертивности личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4. C. 6.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000.
Маркина Н.В. Личностные ресурсы академической успешности учащихся профильных классов // Психология. Психофизиология. 2023. № 1 (16). C. 29–40.
Марьяненко Д.А. Суверенность психологического пространства и ассертивность личности в юношеском возрасте // Аллея науки. 2018. № 21 (5). C. 624–627.
Математическая вертикаль: сайт. М., 2023. [Электронный ресурс] // URL: https://profil.mos.ru/matvertical/o-proekte.html (дата обращения: 10.10.2023).
Ортабаева И.В., Садыкова Э.Р. Особенности формирования мотивации у детей младшего школьного возраста с помощью современных технологий на уроках математики // Известия Института педагогики и психологии образования. 2022. № 3. C. 75–83.
Самсонова В.С., Маркова А.Ч., Ненахова Е.В. Оценка школьной мотивации // Эпомен: медицинские науки. 2022. № 6. C. 88–94.
Соколовская И.Э., Скоблецкая Е.В. Психологические особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с разным уровнем ассертивности // Энигма. 2021. № 33. C. 132–138.
Степанова Л.Н. Психологические особенности развития личности студентов как предиктор их преадаптации к профессиональному будущему // Психология. Психофизиология. 2021. № 2 (14). C. 55–65.
Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Закревская О.В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). C. 192–202.
Трегуб П.Н. Специфика проявления ассертивности в подростковом возрасте // Modern Science. 2020. № 12–3. C. 162–163.
Трошихина Е.Г., Навдушевич Г.В. Ассертивность как копинг-стратегия и личностная характеристика в подростково-юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. № 4 (27). C. 221–227.
Трусова А.С., Корепанова Е.В. Ассертивность как способ защиты от психологического деструктивного воздействия (к проблеме психологической безопасности образовательной среды) // Наука и Образование. 2018. № 3–4 (1). C. 30.
Феоктистова С.В., Беляев А.Г. Личностные особенности подростков, обучающихся в математическом классе средней общеобразовательной школы (гендерный аспект) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (54). C. 23–31.
Чистякова Н.В. и др. Проблема школьной вовлеченности как способ мотивации обучающихся 7–9 классов // Заметки ученого. 2021. № 1 (6). C. 225–228.
Чотчаев А.А. Проявления ассертивности в подростковом возрасте // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 2 (38). C. 70–72.
Шейнов В.П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. № 2 (15). C. 147–161.
Шейнов В.П. Ассертивность, незащищенностъ от манипуляций и эмоциональный интеллект индивидов // Системная психология и социология. 2019. № 31 (3). C. 38–45.
Шестирекова Н.Г. Модель формирования ассертивности старших подростков в учреждении дополнительного образования детей и молодежи // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические науки. 2021. № 57 (3). C. 239–244.
Поступила: 14.06.2023
Принята к публикации: 16.10.2023
Дата публикации в журнале: 18.12.2023
Ключевые слова: профориентация; мотивация; ассертивность; смысложизненные ориентации; математический класс; предпрофильная подготовка; корреляционный анализ
DOI: 159.9.07
Доступно в on-line версии с: 18.12.2023
Беляев, А.Г., Агапов, В.С., Феоктистова, С.В. (2023). Учебная мотивация, осмысленность жизни и ассертивность у учащихся седьмого класса проекта «Математическая вертикаль». Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(4), 203-226. https://doi.org/159.9.07
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная