Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Психологические риски подростков, обучающихся в условиях повышенной учебной нагрузки

Аннотация

Актуальность. В работе рассматриваются факторы риска психического здоровья ученика в условиях повышенной учебной нагрузки. Внедрение новых технологий, мультилингвизм в образовательных технологиях влияют на эмоциональный мир подростка. За внешней успешностью ученика могут скрываться риски «срыва адаптации».

Цель работы — исследование проявлений тревожности и агрессивности подростков в условиях повышенной учебной нагрузки.

Методы. Анализ психологических особенностей подростков группы риска по дезадаптивному перфекционизму проводился с помощью количественных и качественных методов исследования. Использовались: методика Прихожан для изучения «Я-концепции» подростков 12–17 лет, опросник агрессии Басса — Перри, адаптированный С.Н. Ениколоповым, шкала перфекционизма АРS-R в модели Р. Слейни, адаптированная С.Н. Ениколоповым, незаконченные предложения, тест руки Вагнера, психологическая беседа, образные субтесты Е. Торренса, социометрия.

Выборка. В исследовании приняли участие 245 учащихся 8-х классов четырех школ в г. Москве и г. Дмитрове. Две школы с углубленным изучением двух иностранных языков и две школы без углубленного изучения иностранного языка.

Результаты. По результатам исследования, маркерами неблагополучного состояния успешного школьника являются: личностная тревожность, дезадаптивный перфекционизм, враждебность, гнев. В группу риска по тревожности входит порядка 20 % участников исследования. Объективно ученики демонстрируют хорошие результаты, но подростки постоянно сомневаются в собственном успехе. В данном случае тревога вызвана страхом не соответствовать установленным для себя высоким стандартам. Несоответствие своим требованиям и прокрастинация выше в школах с углубленным изучением двух иностранных языков. Самооценочная тревожность связана с компонентами «Я-концепции»: интеллект, ситуация в школе, общение, уверенность в себе. Несоответствие собственным стандартам и прокрастинация связаны с гневом.

Выводы. В школах, участвовавших в исследовании, численность высокотревожных подростков колеблется от 12 до 20 %. В гимназии с повышенной учебной нагрузкой вообще не обнаружены эмоционально благополучные ученики. Тревожность коррелирует с различными показателями агрессивности. Значения прокрастинации/тревоги по Слейни положительно коррелируют с гневом и враждебностью подростков. Показатели дезадаптивного перфекционизма по Слейни связаны с компонентами «Я-концепции». Объективно успехи учеников хорошие, но подростки сомневаются в своем успехе, обнаруживают неспособность начать действовать. Маркерами дезадаптивного состояния высокотревожного школьника являются: дезадаптивный перфекционизм, враждебность, гнев. По результатам качественных методов исследования, у высокотревожных подростков могут наблюдаться деструктивные тенденции личности. По результатам исследования, проявления тревожности и агрессивности подростков в участвовавших в исследовании школах сходны. Однако несоответствие своим требованиям и прокрастинация выше в условиях повышенной учебной нагрузки.

Литература

Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос, 2005.

Гао Лин, Киселева Л.Б., Наследов А.Д., Шамаев А.Н. Позитивные и негативные аспекты перфекционистских установок студентов // Вестник Cанкт-Петербургского государственного университета. Психология и педагогика. 2017. Т. 7, № 2. С. 115–127.

Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости. М.: Когито-Центр, 2006.

Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115–124.

Моросанова В.И., Филиппова Е.В., Фомина Т.Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 4–17.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2009.

Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 1. С. 41–48.

Сиах П.Ч., Анг С.С., Тан К.В., Пхи Ч.Н., Пунг П.В. Перфекционизм и академическая адаптация среди студентов: копинг-стратегии как посредник // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 5. С. 57–68. doi: 10.17759/pse.2022270505

Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995.

Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением // Психологические исследования. 2011. № 5 (19). [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n5-19/551-sokolova-tsygankova19.html (дата обращения 01.01.2023).

Тарасова С.Ю. Индикаторы школьной тревожности и дезадаптации: дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2012.

Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 4. С. 102–116. doi: 10.17759/psyedu.2016080411

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

Щипицына А.С. Методики измерения перфекционизма // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 235–245.

Ясная В., Ениколопов С. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. № 6 (29). https://doi.org/10.54359/ps.v6i29.701

Abdollahi, А. (2019). The Association of Rumination and Perfectionism to Social Anxiety. Psychiatry, 82 (4), 345–353. doi: 10.1080/00332747.2019.1608783

Bardone-Cone, A., Lin, S., Butler, R. (2017). Perfectionism and Contingent Self-Worth in Relation to Disordered Eating and Anxiety. Behavior Therapy, 48 (3), 380–390. doi: 10.1016/j.beth.2016.05.006

Burch, G., Pavelis, Chr., Hemsley, D., Corr, Phi. (2006). Schizotypy and creativity in visual artists. British Journal of Psychology, 97 (2), 177–190. doi: 10.1348/000712605X60030

Blatt, S.J. (1974). Level of object representation in anaclitic and introjective depression. Psychoanalytic Study of the Child, 29, 107–157.

Ćorluka Čerkez, V., Vukojević M. (2021). The Relationship between Perfectionism and Anger in Adolescents. Psychiatria Danubina, 33 (4), 778–785.

Dobos, B., Pikó, B. (2018). The role of perfectionism, social phobia, self-efficacy and life satisfaction in the background of trait anxiety. Psychiatria Hungarica, 33 (4), 347–358.

Doyle, I., Catling, J. (2022). The Influence of Perfectionism, Self-Esteem and Resilience on Young People’s. Mental Health Journal Psychology, 156 (3), 224–240. doi: 10.1080/00223980.2022.2027854

Drieberg, H., McEvoy, P., Hoiles, K., Shu, C., Egan, S. (2018). An examination of direct, indirect and reciprocal relationships between perfectionism, eating disorder symptoms, anxiety, and depression in children and adolescents with eating disorders. Eating Behaviors, 32, 53–59. doi: 10.1016/j.eatbeh.2018.12.002

Egan, S., Wade, T., Shafran, R. (2011). Perfectionism as a transdiagnostic process: a clinical review. Clinical Psychology Review, 31 (2), 203–212. doi: 10.1016/j.cpr.2010.04.009

Fejes, N., Rózsa, S., Must, A. (2018). Schizotypal traits and verbal creativity. Ideggyogyaszati Szemle, 71 (3–4), 113–125. doi: 10.18071/isz.71.0113

Halldorsson, B., Creswell, C. (2017). Social anxiety in pre-adolescent children: What do we know about maintenance? Behavior Research and Therapy, 99, 19–36. doi: 10.1016/j.brat.2017.08.013

Lloyd, S., Schmidt, U., Khondoker, M., Tchanturia, K. (2015). Can Psychological Interventions Reduce Perfectionism? A Systematic Review and Meta-Analysis. Behavioral and Cognitive Psychotherapy, 43 (6), 705–31. doi: 10.1017/S1352465814000162

Miller, R., Hilsenroth, M., Hewitt, P. (2017). Perfectionism and Therapeutic Alliance: A Review of the Clinical Research. Research Psychotherapy, 20 (1), 264. doi: 10.4081/ripppo.2017.264

Morgan-Lowes, K., Clarke, P., Hoiles, K., Shu, C., Watson, H., Dunlop, P., Egan, S. (2019). The relationships between perfectionism, anxiety and depression across time in paediatric eating disorders. Eating Behaviors, 32, 53–59. doi: 10.1016/j.eatbeh.2019.101305

Park, H., Kirk, I., Waldie, K. (2015). Neural correlates of creative thinking and schizotypy. Neuropsychologia, 73, 94–107. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2015.05.007

Pezzica, L. (2022). On Talkwithability. Communicative Affordances and Robotic Deception. Technology and Language, 3 (1), 104–110. https://doi.org/10.48417/technolang.2022.01.10

Pietrabissa, G., Gullo, S., Aimé, A., Mellor, D. et al. (2020). Measuring perfectionism, impulsivity, self-esteem and social anxiety: Cross-national study in emerging adults from eight countries. Body Image, 35, 265–278. doi: 10.1016/j.bodyim.2020.09.012

Reichenberger, Y., Blechert, J. (2018). Malaise with praise: A narrative review of 10 years of research on the concept of Fear of Positive Evaluation in social anxiety. Depressive Anxiety, 35 (12), 1228–1238. doi: 10.1002/da.22808

Robinson, K., Wade, T. (2021). Perfectionism interventions targeting disordered eating: A systematic review and Meta-Analysis. International Journal Eating Disorders, 54 (4), 473–487. doi: 10.1002/eat.23483

Stoeber, J., Harvey, L., Almeida, I., Lyons, E. (2013). Multidimensional sexual perfectionism. Archives of Sexual Behavior, 42 (8), 1593–1604. doi: 10.1007/s10508-013-0135-8

Slaney, R.B., Rice, K.G., Mobley, M., Trippi, J., Ashby, J.S. (2001). The revised Almost Perfect Scale. Measurement and Evaluation in Counseling and Development, 34 (3), 130–145.

Tarasova, S. (2021). A Picture of Trait Anxiety and Aggressiveness among Adolescents from Different Types of Educational Institutions. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (4), 130–148. doi: 10.11621/pir.2021.0409

Tarasova, S. (2021). Talent as a Personality Resource of People with Schizotypal Personality. In Bylieva, D., Nordmann, A. (Eds.), Technology, Innovation and Creativity in Digital Society. Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF) 2021. International Conference, 26 October 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, 345 (pp. 42–58). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_5

Thomas, M., Bigatti, S. (2020). Perfectionism, impostor phenomenon, and mental health in medicine: a literature review. International Journal Medical Education, 11, 201–213. doi: 10.5116/ijme.5f54.c8f8

Walter, G., Nau, J., Oud, N. (2012). Aggression und Aggressions-management. Bern: Verlag Hans Huber.

Скачать в формате PDF

Поступила: 11.11.2022

Принята к публикации: 10.01.2023

Дата публикации в журнале: 10.03.2023

Ключевые слова: успешность; тревожность; перфекционизм; деструктивные тенденции личности ; факторы риска

DOI: 10.11621/vsp.2023.01.12

Доступно в on-line версии с: 10.03.2023

Номер 1, 2023