Лонгитюдное исследование понимания смешанных эмоций детьми 5-6 и 7-8 лет: когнитивный аспект
Аннотация
Актуальность. В статье представлены данные лонгитюдного изучения понимания смешанных эмоций детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также связи понимания эмоций с развитием мышления. Понимание смешанных эмоций рассматривается как способность детей распознавать и интерпретировать эмоции, состоящие одновременно из двух эмоций с разной валентностью. В отличии от большинства исследований, выполненных в русле теории Ж. Пиаже, в нашей работе, выполненной в русле структурно-диалектического подхода, мы оценивали не только связи понимания смешанных эмоций с формальными операциями, но и с диалектическими действиями, которые позволяют рассмотреть способ, с помощью которого ребенок образует единство двух противоположных эмоций.
Целью исследования был анализ того, как развивается понимание смешанных эмоций у детей в 5-6 и 7-8 лет, и оценка характера изменений связи понимания смешанных эмоций с показателями когнитивного развития в этих двух возрастных группах.
Выборка. Данные получены в ходе диагностики 80 детей, среди них 42 (52,5%) мальчика в период с 2019 по 2022 год.
Методы. Оценка понимания дошкольниками смешанных эмоций проводилась с помощью комплекта заданий, состоящих из трех историй, персонажи которых испытывали нетипичные эмоциональные переживания (Веракса и др., 2022a). Для диагностики формально-логического мышления были применены методики «Вероятность», «Весы» и «Цилиндр» (Piaget, Inhelder, 1951; Piaget, Inhelder, Sieminska, 1948), входившие в состав классических проб Пиаже. Оценка развития диалектического мышления проводилась с помощью методик «Рисунок необычного дерева», «Что может быть одновременно?» и «Циклы» (Веракса и др., 2022б).
Результаты. Анализ показал, что дети в первом классе успешнее справлялись с заданиями, направленными на понимание смешанных эмоций, чем дети в старшей дошкольной группе. Оказалось, что успешность выполнения заданий на понимание смешанных эмоций старшими дошкольниками и школьниками первого класса связана с развитием операций мультипликации (формально-логические операции) и операций опосредствования, сериации и обращения (диалектические операции).
Выводы. Выявлены своеобразие связи понимания смешанных эмоций и развития формального и диалектического мышления у детей в 5-6 и 7-8 лет.
Литература
Белолуцкая А.К. Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований // Современное дошкольное образование. 2021. № 4 (106). С. 22–33. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-4106-22-33
Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 38—48.
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006.
Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Тарасова К.С. Понимание смешанных эмоций в дошкольном возрасте: роль когнитивного развития ребенка // Экспериментальная психология. 2022а. Т. 15, № 1. С. 122–138. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150108
Веракса Н.Е., Алмазова О.В., Тарасова К.С. Диалектическое и формально-логическое мышление старших дошкольников // Российский психологический журнал. 2022б. № 2. C. 129–149.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.
Нуркова В.В. Культурное развитие эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 3–17. https://doi.org/10.11621/npj.2020.0401
Ржанова И.Е., Алексеева О.С., Фоминых А.Я. Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 141–157. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.02.07
Abdulaeva, E.A., Smirnova, E.O. (2021). Formation of a Spatial Self-Image at an Early Age. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1 (1), 24–42. doi: 10.11621/nicep.2021.0102
Alekseeva, D.S., Ermakov, P.N., Babenko, V.V., & Yavna, D.V. (2017). Studying the Functional Equivalence of Mechanisms for Emotion Perception and Emotion Generation by Means of Evoked Potentials. Russian Psychological Journal, 14 (4), 97–120. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.5
Albanese, О., Stasio, S.D., Chiacchio, C.D., Fiorilli, C., Pons, F. (2010). Emotion Comprehension: The Impact of Nonverbal Intelligence. The Journal of Genetic Psychology: Research and Theory on Human Development, 171, 101–115. https://doi.org/10.1080/00221320903548084
Barford, K.A., Smillie, L.D. (2016). Openness and other Big Five traits in relation to dispositional mixed emotions. Personality and Individual Differences, 102, 118–122. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.07.002
Bennett, M., Hiscock, J. (1993). Children’s Understanding of Conflicting Emotions: A Training Study. The Journal of Genetic Psychology, 154 (4), 515–524. https://doi.org/10.1080/00221325.1993.9914749
Berrios, R., Totterdell, P., & Kellett, S. (2018). When Feeling Mixed Can Be Meaningful: The Relation Between Mixed Emotions and Eudaimonic Well-Being. Journal of Happiness Studies, 19 (3), 841–861. https://doi.org/10.1007/s10902-017-9849-y
Braniecka, A., Trzebinska, E., Dowgiert, A., Wytykowska, A. (2014). Mixed Emotions and Coping: The Benefits of Secondary Emotions. PLoS ONE, 9 (8), e103940. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0103940
Brown, J.R., Dunn, J. (1996).Continuities in Emotion Understanding from Three to Six Years. Child Development, 67, 789–802. https://doi.org/10.2307/1131861
Dunn, J. (1995). Children as psychologists: The later correlates of individual differences in understanding of emotions and other minds. Cognition & Emotion, 9 (2–3), 187–201. https://doi.org/10.1080/02699939508409008
Harter, S., Buddin, B.J. (1987). Children’s understanding of the simultaneity of two emotions: A five-stage developmental acquisition sequence. Developmental Psychology, 23 (3), 388–399. https://doi.org/10.1037/0012-1649.23.3.388
Heubeck, B.G., Butcher, P.R., Thorneywork, K., & Wood, J. (2015). Loving and angry? Happy and sad? Understanding and reporting of mixed emotions in mother-child relationships by 6- to 12-year-olds. British Journal of Developmental Psychology, 34 (2), 245–260. https://doi.org/10.1111/bjdp.12128
Larsen, J.T., To, Y.M., Fireman, G. (2007). Children’s Understanding and Experience of Mixed Emotions. Рsychological science, 18, 186–191.
Larsen, J.T., Hemenover, S.H., Norris, C.J., Cacioppo, J.T. (2003). Turning adversity to advantage: On the virtues of the coactivation of positive and negative emotions. In: Aspinwall LG, Staudinger UM, editors. A psychology of human strengths: Fundamental questions and future directions for a positive psychology (pp. 211–225). Washington: APA. https://doi.org/10.1037/10566-015
Leybina, A.V., Kashapov, M.M. (2022). Understanding Kindness in the Russian Context. Psychology in Russia: State of the Art, 15 (1), 66–82. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0105
Malti, T., & Keller, M. (2010). The development of moral emotions in a cultural context. In W.F. Arsenio & E.A. Lemerise (Eds.), Emotions, aggression, and morality in children: Bridging development and psychopathology (pp. 177–198). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/12129-009
Piaget, J., Inhelder, B. (1951). La genese de l’idee de hasard chez l’enfant. Paris: PFU.
Piaget, J., Inhelder, B., Sieminska, A. (1948). La géométrie spontanée de l’enfant. Paris: PFU.
Pons, F., Harris, P.L. ( 2019). Children’s Understanding of Emotions or Pascal’s “Error”: Review and Prospects. In LoBue V., Pérez-Edgar K., Buss K. (Eds.), Handbook of Emotional Development. Cham: Springer.
Pons, F., Harris, P.L., de Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology, 1, 127–152. https://doi.org/10.1080/17405620344000022
Smith, J.P., Glass, D.J., Fireman, G. (2015). The Understanding and Experience of Mixed Emotions in 3–5-Year-Old Children. The Journal of Genetic Psychology, 176, 65–81. https://doi.org/10.1080/00221325.2014.1002750
Valeeva, R., Kalimullin, A. (2021). Adapting or changing: The covid-19 pandemic and teacher education in Russia. Education Sciences, 11 (8), 408.
Поступила: 04.11.2022
Принята к публикации: 14.01.2023
Дата публикации в журнале: 10.03.2023
Ключевые слова: понимание смешанных эмоций; называние эмоций; формально-логическое мышление; диалектическое мышление; логическое мышление; дошкольный возраст; младший школьный возраст
DOI: 10.11621/vsp.2023.01.07
Доступно в on-line версии с: 08.03.2023
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная