Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Профессиональная идентичность и удовлетворенность профессиональной деятельностью как факторы благополучия на рабочем месте

Профессиональная идентичность и удовлетворенность профессиональной деятельностью как факторы благополучия на рабочем месте

Аннотация

Актуальность. В статье рассматриваются такие важные и неотъемлемые характеристики профессиональной идентичности у людей, занимающих разные должности, как: отождествление себя с профессионалом, отношение к своей профессии и своей роли в профессиональной деятельности.

Цель исследования — выявление связи профессиональной идентичности и удовлетворенности профессиональной деятельностью (процессом работы, условиями труда, организацией, выбором профессии и пр.) с благополучием на рабочем месте у людей, занимающих разные должности.

Выборка: 11558 сотрудников (7373 женщины (63,8%), и 4175 мужчин (36,2%)) крупной энергетической компании Российской Федерации.

Методы. Респонденты заполняли опросник компонентов удовлетворенности трудом, шкалы вовлеченности в работу, скуки на рабочем месте, эмоционального истощения, инициативности.

Результаты. Респонденты наиболее довольны пользой своей работы для людей, своим выбором профессии и самой профессией, а также процессом труда, но менее довольны условиями труда, оплатой, руководством и профессиональными перспективами. У всех опрошенныхвовлеченность в работу, низкий уровень скуки и эмоционального истощения, инициативность зависят не только от удовлетворенности условиями труда, оплатой, руководством и профессиональными перспективами, но и от удовлетворенности выбором профессии, самой профессией, ее осмысленностью, пользой для людей и процессом труда.

Выводы. Независимо от должности и удовлетворенности условиями труда, удовлетворенность выбором профессии, ее осмысленностью и пользой для людей, а также процессом труда связаны с благополучием на рабочем месте – в частности, вовлеченностью в работу, инициативностью, низким уровнем эмоционального истощения и скуки на работе.


Литература

Батаршев А.В. Интегральная удовлетворенность трудом / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. С. 470–473.

Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2007.

Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Единство и разнообразие процессов формирования идентичности личности // Вопросы философии. 2018. № 2. С. 27–38.

Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Т. 2, № 3. С. 2–15 [Электронный ресурс] // URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2012--3/62021308.html (дата обращения: 17.08.2022).

Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И. Социально-демографические и организационные факторы удовлетворенности трудом // Психологический журнал. 2013. № 34(6). С. 59-71.

Иляшенко Л.К., Семенова Е.А. Формирование конкурентоспособности будущего инженера по нефтегазовому делу // Перспективы развития высшей школы: материалы II Международной научно-практической конференции. Тюмень: ТИУ, 2021. С. 126-130.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1998.

Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: дисс. ... кандидата психологических наук. М.: МГУ, 2006.

Марцинковская Т.Д. Современная психология — вызовы транзитивности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42 [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.54359/ps.v8i42.533 (дата обращения: 31.08.2022).

Осин Е.Н., Горбунова А.А., Гордеева Т.О., Иванова Т.Ю., Кошелева Н.В., Овчинникова (Мандрикова) Е.Ю. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2017. Т. 7, № 4. С. 21-49. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru /2017-7-4/213472437.html (дата обращения: 30.07.2022).

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Дисс. … д.псих.наук. Москва, 2001.

Brown, M.E., Lim, J.H., Horsburgh, J., Pistoll, C., Thakerar, V., Maini, A., Johnson, C., Beaton, L., Mahoney, C., Kumar, S. (2022). Identity Development in Disorientating Times: the Experiences of Medical Students During COVID-19. Medical Science Educator, 32(5), 995-1004. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s40670-022-01592-z) (review date: 02.08.2022).

Cruess, S.R., Cruess, R.L., & Steinert, Y. (2019). Supporting the Development of a Professional Identity: General Principles. Medical Teacher, 41(6), 641-649. (Retrieved from https://doi.org/10.1080/0142159X.2018.1536260) (review date: 01.08.2022).

Fitzgerald, A. (2020). Professional Identity: A Concept Analysis. Nursing Forum, 55(3), 447-472. (Retrieved from https://doi.org/10.1111/nuf.12450) (review date: 01.05.2022).

Jarvis-Selinger, S., MacNeil, K.A., Costello, G.R.L., Lee, K., Holmes, C.L. (2019). Understanding Professional Identity Formation in Early Clerkship: A Novel Framework. Academic Medicine, 94(10), 1574-1580. (Retrieved from https://doi.org/10.1097/acm.0000000000002835) (review date: 04.08.2022).

Jawed, S., Mahboob, U., Yasmeen, R. (2019). Digital Professional Identity: Dear Internet! Who am I? Education for Health, 32(1), 33-35. (Retrieved from https://doi.org/10.4103/efh.efh_232_17) (review date: 10.09.2022).

Kowal, B., Włodarz, D., Brzychczy, E., Klepka, A. (2022). Analysis of Employees’ Competencies in the Context of Industry 4.0. Energies, 15(19). (Retrieved from https://doi.org/10.3390/en15197142) (review date: 30.10.2022).

Reijseger, G., Schaufeli, W.B., Peeters, M.C.W., Taris, T.W., van Beek, I., Ouweneel, E. (2013). Watching the Paint Dry at Work: Psychometric Examination of the Dutch Boredom Scale. Anxiety, Stress & Coping: An International Journal, 26:5, 508-525. (Retrieved from https://doi.org/10.1080/10615806.2012.720676) (review date: 29.04.2022).

Schaufeli, W.B., Bakker, A.B. (2003). Utrecht Work Engagement Scale: Preliminary Manual. Utrecht: Utrecht University.

Schaufeli, W.B., Bakker, A.B. (2004). Job Demands, Job Resources, and Their Relationship with Burnout and Engagement. Journal of Organizational Behavior, 25, 293-315.

Schaufeli, W.B., Taris, T.W., Van Rhenen, W. (2008). Workaholism, Burnout, and Work Engagement: Three of a Kind or Three Different Kinds of Employee Well-being? Applied Psychology: an International Review, 57(2), 173-203. (Retrieved from https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2007.00285.x) (review date: 03.05.2022).

Stetson, G.V., Kryzhanovskaya, I.V., Lomen-Hoerth, C., Hauer, K.E. (2020). Professional Identity Formation in Disorienting Times. Medical Education, 54(8), 765-766. (Retrieved from https://doi.org/10.1111/medu.14202) (review date: 29.04.2022).

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.09.2022

Принята к публикации: 11.11.2022

Дата публикации в журнале: 31.12.2022

Ключевые слова: профессиональная идентичность; удовлетворенность профессией; инициативность; благополучие на рабочем месте; эмоциональное истощение; скука; дезориентация; цифровые технологии; пандемия Covid-19

DOI: 10.11621/vsp.2022.04.05

Доступно в on-line версии с: 31.12.2022

Номер 4, 2022