Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Проблема кросс-культурной коммуникации в зарубежных исследованиях

Аннотация

Актуальность. Межкультурное взаимодействие является основой позитивного развития в современном мире. Однако, ситуации конфликтов и кризисов серьезно нарушают кросс-культурную коммуникацию. Анализ результатов исследований, проведенных в разных странах и в разных ситуациях, дает возможность выявить психологические основы преодоления негативных последствий нарушения межкультурного взаимодействия.

Цель исследования. Изучение опыта исследования проблемы кросс-культурной коммуникации.

Метод. Обзор зарубежной литературы.

Результаты. Результаты анализа современных работ, посвященных кросс-культурной коммуникации, выявили следующую проблему. При том, что характеристики, обусловленные принадлежностью изучаемых групп к разным культурам, признаются в качестве ведущей детерминанты исследования, отсутствует собственно социально-психологическая типологизация культур, что не позволяет выстраивать прогностический анализ взаимодействия их представителей друг с другом. В исследованиях описаны различные виды непрямого, замещающего контакта, условия которого позволяют устанавливать позитивные взаимоотношения, что особенно актуально в ситуациях затяжных системных политических и экономических кризисов. Исследователи считают, что сложились объективные условия для функционирования интеркультурной психологии, и что для оценки эффективности предлагаемых психологами средств кросс-культурной коммуникации необходимо широкое междисциплинарное сотрудничество.

Выводы. Выявлена роль семиотического подхода в исследовании кросс-культурной коммуникации: поскольку различия существуют на уровне культурных кодов, смысловой аспект взаимодействия представителей разных культур составляет источник возможных непонимания и противоречий. Рассмотрена роль опосредствованного (индирективного, замещающего контакта), создающего условия не только для понимания представителей взаимодействующих групп, но и изменения отношения ко всем представителям иной культуры и даже к представителям тех культур, которые не участвуют в замещающем контакте. Этот эффект рассматривается как интеркультурная компетенция.

Литература

Гущин В.И., Швед Д.М., Юсупова А.К., Суполкина Н.С., Чекалина А.И., Савинкина А.О., Лебедева С.А. Влияние моделируемых факторов межпланетного полета на автономизацию коммуникации изолированного международного гетерогендерного экипажа // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2020. Т. 54, № 3. С. 28–35. doi: 10.21687/0233-528X-2020-54-3-28-35

Салмина Н.Г., Звонова Е.В. Развитие символической функции в концепции диалога культур // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2018. № 2. С. 24–39. doi: 10.11621/vsp.2018.02.24

Allport, G. (1954). The nature of prejudice. New York, NY: Basic Books.

Bagci, S. C., Stathi, S., Piyale, Z. E. (2019). When imagining intergroup contact mobilizes collective action: The perspective of disadvantaged and advantaged groups. International Journal of Intercultural Relations, 69, 32–43. doi: 10.1016/j.ijintrel.2018.12.003

Benet-Martínez, V. (2012). Multiculturalism: Cultural, social, and personality processes. In K. Deaux, M. Snyder (Eds.), The Oxford handbook of personality and social psychology (pp. 623–648). Oxford University Press.

Berry, J.W. (2003). Conceptual approaches to acculturation. In K. Chun, P. Balls-Organista, G. Martin (Eds.), Acculturation: Advances in theory, measurement, and applied research (pp. 17–37). Washington DC: American Psychological Association Press. doi: 10.1037/10472-004

Berry, J.W., Sam, D. (1997). Acculturation and adaptation. In J.W. Berry, M.H. Segall, C. Kagitcibasi (Eds.), Handbook of cross-cultural psychology, vol. 3 (pp. 291–326). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.

Crisp, R.J., Turner, R.N. (2012). The imagined contact hypothesis. Advances in Experimental Social Psychology, 46, 125–182. doi: 10.1016/B978-0-12-394281-4.00003-9

Dawel, A., Wong, T.Y., McMorrow, J., Ivanovici, C., He, X., Barnes, N., Irons, J., Gradden, T., Robbins, R., Goodhew, S.C., Lane, J., McKone, E. (2019). Caricaturing as a general method to improve poor face recognition: Evidence from low-resolution images, other-race faces, and older adults. Journal of Experimental Psychology: Applied, 25 (2), 256–279. doi: 10.1037/xap0000180

Goldstein, N.J., Cialdini, R.B. (2007). The spyglass self: A model of vicarious self-perception. Journal of Personality and Social Psychology, 92 (3), 402–417. doi: 10.1037/0022-3514.92.3.402

Hall, E.T., Hall, M.R. (1987). Hidden Differences: Doing Business with the Japanese. Garden City, NY: Anchor Press/Doubleday.

Hall, E.T., Trager, G.L. (1953). The Analysis of Culture. Washington, DC: Foreign Service Institute / American Council of Learned Societies.

Hall, S. (1973). Encoding and Decoding in the television discourse. Discussion Paper. University of Birmingham, Birmingham.

Hornsey, M.J., Gallois, C., Duck, J.M. (2008). The intersection of communication and social psychology: Points of contact and points of difference. Journal of Communication, 58 (4), 749–766. doi: 10.1111/j.1460-2466.2008.00412.x

Jetten, J., Dane, S., Williams, E., Liu, S., Haslam, C., Gallois, C., McDonald, V. (2018). Ageing well in a foreign land as a process of successful social identity change. International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being, 13 (1). doi: 10.1080/17482631.2018.1508198

Kim, S.Y., Shen, Y., Hou, Y., Tilton, K.E., Juang, L., Wang, Y. (2015). Annual review of asian american psychology, 2014. Asian American Journal of Psychology. 6 (4), 291–332. doi: 10.1037/aap0000031

Kornfeld, B.J., Kara, S. (2015). Industry-university collaboration in sustainable manufacturing. Procedia CIRP, 29, 8 – 12. doi: 10.1016/j.procir.2015.02.207

Liu, S. (2011). Acting Australian and being Chinese: Integration of ethnic Chinese business people. International Journal of Intercultural Relations, 35 (4), 406–415. doi: 10.1016/j.ijintrel.2010.04.004

Liu, S., Gallois, C. (2014). Integrating intercultural communication and cross-cultural psychology: Theoretical and pedagogical implications. Online Readings in Psychology and Culture, 2 (1). doi: 10.9707/2307-0919.1129

Mazziotta, A., Mummendey, A., Wright, S.C. (2011). Vicarious intergroup contact effects: Applying social-cognitive theory to intergroup contact research. Group Processes & Intergroup Relations, 14 (2), 255–274. doi: 10.1177/1368430210390533

Meghani, D.T., Harvey, E.A. (2016). Asian indian international students’ trajectories of depression, acculturation, and enculturation. Asian American Journal of Psychology, 7 (1), 1–14. doi: 10.1037/aap0000034

Miles, E., Crisp, R.J. (2014). A meta-analytic test of the imagined contact hypothesis. Group Processes and Inter-group Relations, 17 (1), 3–26. doi: 10.1177/1368430213510573

Nguyen, A.-M. D., Benet-Martínez, V. (2013). Biculturalism and adjustment: A meta-analysis. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44 (1), 122–159. doi: 10.1177/0022022111435097

Niederhauser, B. (2022). Salzburger Festspiele: Kartenverkauf wie im Rekordjahr 2019. APA – Austria Presse Agentur (Retrieved from https://volksblatt.at/salzburger-festspiele-kartenverkauf-wie-im-rekordjahr-2019) (review date: 05.09.2022).

Paluck, E.L. (2009). Reducing intergroup prejudice and conflict using the media: A field experiment in Rwanda. Journal of Personality and Social Psychology, 96 (3), 574–587. doi: 10.1037/a0011989

Paluck, E.L., Green, S.A., Green, D.P. (2019). The contact hypothesis re-evaluated. Behavioural Public Policy, 3 (2), 129–158. doi: 10.1017/bpp.2018.25

Peltokorpi, V., Zhang, L.E. (2022). Host country culture and language identification, and their workplace manifestations: A study on corporate expatriates in China and Japan. Journal of International Management, 28 (3), 18. doi: 10.1016/j.intman.2022.100926

Pettigrew, T.F., Tropp, L.R. (2006). A meta-analytic test of intergroup contact theory. Journal of Personality and Social Psychology, 90 (5), 751–783. doi: 10.1037/0022-3514.90.5.751

Rodenberg, P. (2019). Interkulturelle Wahrnehmung zwischen Angst, Neugier und Empathie. Gießen: Psychosozial-Verlag.

Stavrova, O., Ehlebracht, D. (2016). Cynical beliefs about human nature and income: Longitudinal and cross-cultural analyses. Journal of Personality and Social Psychology, 110 (1), 116–132. doi: 10.1037/pspp0000050

Stigson, B., Stigson, P. (2015). A future resource and pollution constrained world — an agenda for a new partnership between business, governments and academia. Technological Forecasting and Social Change, 98, 255–259. doi: 10.1016/j.techfore.2015.05.010

Taylor, L.K., Glen, C. (2019). From empathy to action: Can enhancing host-society children’s empathy promote positive attitudes and prosocial behaviour toward refugees? Journal of Community & Applied Social Psychology, 30 (2), 214–226. doi: 10.1002/casp.2438.

Thomas, A. (2016). Interkulturelle Psychologie: Verstehen und Handeln in internationalen Kontexten. Göttingen: Hogrefe Verlag.

Tian, L., Li, Y., Li, P.P., Bodla, A.A. (2015). Leader–member skill distance, team cooperation, and team performance: A cross-culture study in a context of sport teams. International Journal of Intercultural Relations, 49, 183–197. doi: 10.1016/j.ijintrel.2015.10.005

Valenzuela, M.A., Flinchbaugh, C., Rogers, S.E. (2020) Can organizations help adjust? The effect of perceived organizational climate on immigrants’ acculturation and consequent effect on perceived fit. Journal of International Management, 26 (3). doi: 10.1016/j.intman.2020.100775

Vezzali, L., Hewstone, M., Capozza, D., Giovannini, D., Wölfer, R. (2014). Improving intergroup relations with extended and vicarious forms of indirect contact. European Review of Social Psychology, 25 (1), 314–389. doi: 10.1080/10463283.2014.982948

Vezzali, L., Stathi, S., Giovannini, D. (2012). Indirect contact through book reading: Improving adolescents’ attitudes and behavioral intentions toward immigrants. Psychology in the Schools, 49 (2), 148–162. doi: 10.1002/pits.20621

Ward, C. (2008). Thinking outside the Berry boxes: New perspectives on identity, acculturation and intercultural relations. International Journal of Intercultural Relations, 32 (2), 105–114. doi: 10.1016/j.ijintrel.2007.11.002

White, F. A., Borinca, I., Vezzali, L., Reynolds, K.J., Blomster Lyshol, J.K., Verrelli, S., Falomir-Pichastor, J.M. (2021). Beyond direct contact: The theoretical and societal relevance of indirect contact for improving intergroup relations. Journal of Social Issues, 77 (1), 132–153. doi: 10.1111/josi.12400

White, F.A., Maunder, R.D., Verrelli, S. (2020). Text-based E-contact: Harnessing cooperative Internet interactions to bridge the social and psychological divide. European Review of Social Psychology, 31 (1), 76–119. doi: 10.1080/10463283.2020.1753459

White, F.A., Turner, R.N., Verrelli, S., Harvey, L.J., Hanna, J.R. (2018). Improving intergroup relations between Catholics and Protestants in Northern Ireland via E-contact. European Journal of Social Psychology, 49 (2), 429–438. doi: 10.1002/ejsp.2515

Wright, S.C., Aron, A., McLaughlin-Volpe, T., Ropp, S.A. (1997). The extended contact effect: Knowledge of cross-group friendships and prejudice. Journal of Personality and Social Psychology, 73 (1), 73–90. doi: 10.1037/0022-3514.73.1.73

Скачать в формате PDF

Поступила: 12.09.2022

Принята к публикации: 11.11.2022

Дата публикации в журнале: 31.12.2022

Ключевые слова: кросс-культурная коммуникация; группы; ситуация взаимодействия; тип контакта; интеркультурализма – «диалог культур»; искусство; эффективность коммуникации; междисциплинарные исследования.

DOI: 10.11621/vsp.2022.04.04

Доступно в on-line версии с: 31.12.2022

Номер 4, 2022