Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Методологические основы психологии театральной деятельности

Методологические основы психологии театральной деятельности

Аннотация

Актуальность. В статье раскрывается актерская игра как деятельность, дается определение метода «психофизических действий» в контексте освоения актерской роли как процесса развития высших психических функций личности артиста.

Цель. В данной статье осуществляется попытка психологической интерпретации технологий актерского мастерства, представленных в работах К.С. Станиславского,
а также его учеников и коллег: В.О. Топоркова, М.А. Чехова, Е.Б. Вахтангова,
В.Э. Мейерхольда, М.О. Кнебель и др. с точки зрения культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, психологических теорий общения и личности.

Методы. Используя метод критического анализа, авторы статьи рассматривают сценическое общение и развитие личности в ходе освоения роли с точки зрения основ социальной психологии и психологии личности, а также раскрывают психологические механизмы актерской профессии как осознанной непрерывной деятельности, направленной на достижение правдоподобия существования актера на сцене.

Результаты проведенного теоретического исследования позволяют выявить психологические закономерности театральной деятельности и предложить технологии анализа предлагаемых обстоятельств роли в профессии артиста.

Выводы. В качестве заключения приводится аргументированная позиция
о необходимости научного изучения актерской деятельности с использованием методологии психологической науки с целью разработки наиболее эффективного метода развития актерской профессии как процесса формирования высших психических функций у артиста и выбора адекватных психофизических действий в предлагаемых обстоятельствах роли.


Литература

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.

Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Моск. псих. соц. ин-т, 1995.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2016.

Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во «Смысл»; Эксмо, 2005.

Жуков Ю.М., Хренов Д.В. Методический анализ исследований неискренности // Мир психологии. 1999. № 3. С. 219–231.

Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуации развития» в современной психологии // Методология и история психологии. Направления и школы в психологии. 2007. № 2 (4). С. 40–56.

Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность — среда» // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. С. 10–21. [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.08.2022).

Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Планета музыки, 2021.

Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

Леонтьев Д.А. Понятие Мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниереба, 1972.

Нуркова В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности // Ежегодник российского психологического общества. Специальный выпуск. 2005. Т. 1. С. 25–27.

Омельяненко М.В. Концепция искусства в докладах Л.А. Орбели о второй сигнальной системе // Вестник СПбГУКИ. 2011. № 2. С. 146–154.

Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности и ее развития. М.; Л.: Изд-во «Наука», 1964.

Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. М.: Институт социологии образования РАО, 2015.

Соловьева О.В. Обратная связь как механизм повышения субъектности личности в общении и совместной деятельности. Социальная психология личности
и группы в трансформирующейся России: Мат. Всеросс. науч.-практ. онлайн-конф. (Курск, 16–17 декабря 2021 года) / Отв. ред. С.В. Сарычев. Курск: Университетская книга, 2021.

Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 2. Работа актера
над собой. Ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. М.: Искусство, 1989.

Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 4. Работа актера
над ролью. М.: Искусство, 1957.

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2 кн. Кн. 1. О профессии режиссера / Ред-сост. Ю.С. Рыбаков. М.: Искусство, 1984.

Топорков В.О. О технике актера. М.: Искусство, 1954.

Топорков В.О. Метод творческой практики К.С. Станиславского. Доклад
на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1964.

Фрай О. Детекция лжи и обмана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.

Чехов М.А. О технике актера. М.: АСТ, 2018.

Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии. М.: Litres, 2022.

Arp-Dunham, J.R. (2017). The cognitive Stanislavski in the rehearsal hall. Stanislavski Studies, 5 (1), 67–74.

Benedetti, J. (2008). Stanislavski and the Actor. London: Methuen Drama.

Bernhardt, B.C., Singer, T. (2012). The Neural Basis of Empathy. Annual Review of Neuroscience, 35 (1), 1–23.

Bronfenbrenner, U. (1989). Ecological systems theory. Annals of Child Development, 6, 187–249.

Bruner, J. (1987). Life as narrative. Social Research, 54 (2), 11–32.

Connolly, R., Ralley, R. (2007). The Laws of Normal Organic Life or Stanislavski Explained: Towards a scientific account of the subconscious. Stanislavski’s System Studies in Theatre and Performance, 3 (27), 237–259.

Evangelatou, A. (2020). Konstantin Stanislavski and Michael Chekhov: tracing the two practitioners’ “lures” for emotional activation. Stanislavski Studies, 9 (1), 21–39. doi: 10.1080/20567790.2020.1772550

Hetzler, E. (2019). Emotion memory: “A dangerous reputation”. Stanislavski Studies, 8 (1), 87–96. doi: 10.1080/09603123.2019.1708619

McAdams, D.P. (2011). Narrative identity. In Schwartz, S.J., Luyckx, K., Vignoles, V.L. (Eds.), Handbook of Identity Theory and Research (pp. 99–115). NY: Springer.

Polanco, F., Bonfiglio, D.B.V. (2016). Stanislavski’s objectives, given circumstances and magic “if” through the lens of optimal experience. Stanislavski Studies, 4 (2), 205–216.

Squire, L.R., Knowlton, B., Muse, G. (1993). The structure and organization of memory. Annual Review Psychology, 44, 453–495.

Takahashi, H., Shibuya, T., Kato, M., Sassa, T., Koeda, M., Yahata, N., Suhara, T., Okubo, Y. (2008). Enhanced Activation in the Extrastriate Body Area by Goal-directed Actions. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 62, 214–219.

Tulving, E. (1972). Episodic and semantic memory. In E. Tulving, W. Donaldson (Eds.), Organization of Memory (pp. 381–402). New York: Academic Press.

Whyman, R. (2018). Stanislavski: Contexts and Influences. The Great European Stage Directors, 1, 1–29.


Скачать в формате PDF

Поступила: 02.09.2022

Принята к публикации: 15.11.2022

Дата публикации в журнале: 31.12.2022

Ключевые слова: культурно-исторический подход; развитие высших психических функций; метод психофизических действий; психология актерской профессии; высшие психические функции

DOI: 10.11621/vsp.2022.04.08

Доступно в on-line версии с: 31.12.2022

Номер 4, 2022