Что дети делают онлайн? Результаты исследований цифровых практик современных школьников
Аннотация
Актуальность. Использование цифровых устройств и интернета является неотъемлемой характеристикой современной повседневности, делая «цифровизированной» ситуацию развития детей. Существует не так много работ, изучающих специфику, виды и содержание цифровых практик школьников, и вопросы
о том, что и почему дети делают онлайн, часто подменяются вопросами о том, как это «что-то» связано с различными характеристиками благополучия, когнитивными
и личностными особенностями.
Цель. Рассмотреть исследования последних лет, в которых делается акцент
на практики современных школьников в различных цифровых средах. Интерес представляют как результаты исследований, так и методы, с помощью которых они были получены.
Методика. Работа представляет собой анализ литературы, посвященной изучению разнообразия цифровых практик современных подростков. Изначально отбирались публикации 2016 — 2021 гг., включенные в базу Scopus и содержательно анализирующие поведение школьников преимущественно подросткового возраста
в цифровых и онлайн-средах (запросы включали слова «digital/online behaviour/practices», «schoolchildren/adolescents» и т.п.), а также из подписок ключевых отечественных изданий за те же годы. Список в дальнейшем расширялся за счет цитируемых работ.
Результаты. При рассмотрении соотношения онлайн- и офлайн-сред в жизни современных подростков выделяются две основные идеи: объединение онлайн-
и офлайн-сред в единую гибридную среду либо рассмотрение их как взаимодополняющих и имеющих собственную специфику. Идея гибридности меняет постановку вопроса о благополучии подростков и возможности негативного влияния цифровых технологий: постоянная включенность в онлайн-контексты перестает патологизироваться и может быть рассмотрена как удовлетворение «офлайн-потребностей» новыми способами. Описаны способы выделения цифровых практик школьников: с опорой на содержание поведения, тип взаимодействия с контентом, цели взаимодействия, а также различные способы управления цифровым поведением
со стороны школы и родителей, которые могут становиться базой для появления новых форм цифрового неравенства. Результаты исследований показывают, что онлайн-среды хорошо подходят для удовлетворения подростками возрастных потребностей.
Выводы. Исследования последних лет позволили переосмыслить ряд вопросов
и продемонстрировать неактуальность некоторых установок относительно использования детьми цифровых технологий, что подчеркивает важность проведения эмпирических исследований с использованием качественной методологии, нацеленных на раскрытие смысла и содержания цифровых практик, а не ограничивающихся количественными измерениями заранее определенных психологических переменных.
Литература
-
Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий
и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016a. № 1. С. 205–224. doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224 -
Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие
в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. 2016b. Т. 5, № 2. С. 55–61. doi: 10.17759/jmfp.2016050207 -
Подросток в социальной сети: норма жизни – или сигнал опасности? // [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-il... (дата обращения: 18.10.2021)
-
Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Нисская А.К. Взросление пятиклассников: 1960‑е vs
2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185–205. doi: 10.17323/1814-9545-2017-2-185-205 -
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология
и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71–80. doi:10.17759/sps.2018090308 -
Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы
у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 97–118. doi: 10.17759/cpp.2019270307 -
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. «Цифровая» ситуация развития межпоколенческих отношений: разрыв и взаимодействие между подростками и родителями в Интернете // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 134–143.
-
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.
-
Вoyd, D. (2014). It's Complicated: The Social Lives of Networked Teens. New Haven; London: Yale University Press.
-
Brodsky, J.E., Lodhi, A.K., Powers, K.L., Blumberg, F.C., & Brooks, P.J. (2021). “It's just everywhere now”: Middle-school and college students' mental models of the Internet. Human Behavior and Emerging Technologies, 3 (4), 495–511. doi: 10.1002/hbe2.281
-
de Almeida, A.N., Delicado, A., de Almeida Alves, N., Carvalho, T. (2015). Internet, children and space: Revisiting generational attributes and boundaries. New Media & Society, 17 (9), 1436–1453. doi: 10.1177/1461444814528293
-
Domoff, S.E., Radesky, J.S., Harrison, K., Riley, H., Lumeng, J.C., & Miller, A.L. (2019). A Naturalistic Study of Child and Family Screen Media and Mobile Device Use. Journal of Child and Family Studies, 28, 401–410. doi: 10.1007/s10826-018-1275-1
-
George, M.J., Jensen, M.R., Russell, M.A., Gassman-Pines, A., Copeland, W.E., Odgers, C.L. (2020). Young Adolescents' Digital Technology Use, Perceived Impairments, and Well-Being in a Representative Sample. The Journal of pediatrics, 219, 180–187. doi: 10.1016/j.jpeds.2019.12.002
-
Geurts, S.M., Koning, I.M., Vossen, H., Van den Eijnden, R.J.J.M. (2021). A Qualitative Study on Children’s Digital Media Use and Parents’ Self-interest. Journal of Child and Family Studies, Online ahead of print. doi: 10.1007/s10826-021-02074-3
-
Granic, I., Morita, H., & Scholten, H. (2020). Beyond Screen Time: Identity Development in the Digital Age. Psychological Inquiry, 31:3, 195–223. doi: 10.1080/1047840X.2020.1820214
-
Guan, C., Tang, J., & Wang, M. (2020). The family politics of new media domestication: an ethnographic study of mobile phones’ influences on rural adolescents’ socialization in a central Chinese town. Asian Journal of Communication, 30 (1), 1–19. doi: 10.1080/01292986.2019.1683753
-
Hietajärvi, L., Seppä, J., & Hakkarainen, K. (2016). Dimensions of adolescents' socio-digital participation. Qwerty, 11 (2), 79–98.
-
Ito, M., Baumer, S., Boyd, D., Cody, R., Herr-Stephenson, B., Horst, H.A., Lange, P.G., Mahendran, D., Martinez, K.Z., Pascoe, C.J., Perkel, D., Robinson, L., Sims, C., & Tripp, L. (2010). Hanging Out, Messing Around, and Geeking Out: Kids Living and Learning with New Media. Cambridge: The MIT Press.
-
Jeffery, C.P. (2021). Parenting in the digital age: Between socio-biological and socio-technological development. New Media & Society, 23 (5), 1045–1062. doi: 10.1177/1461444820908606
-
Li, S., Hietajärvi, L., Palonen, T., Salmela-Aro, K., & Hakkarainen, K. (2017). Adolescents’ Social Networks: Exploring Different Patterns of Socio-Digital Participation. Scandinavian Journal of Educational Research, 61:3, 255–274. doi: 10.1080/00313831.2015.1120236
-
Livingstone, S., Helsper, E. (2007). Gradations in digital inclusion: Children, young people and the digital divide. New Media & Society, 9 (4), 671–696. doi: 10.1177/1461444807080335
-
Livingstone, S., & Helsper, E. (2008). Parental mediation and children’s Internet use. Journal of broadcasting & electronic media, 52 (4), 581–599. doi: 10.1080/08838150802437396
-
Livingstone, S., Sefton-Green, J. (2016). The Class: Living and Learning in the Digital Age. New York: New York University Press.
-
Lu, J., Hao, Q., Jing, M. (2016). Consuming, sharing, and creating content: How young students use new social media in and outside school. Computers in Human Behavior, 64, 55–64. doi: 10.1016/j.chb.2016.06.019
-
Miller, D., Costa, E., Haynes, N., McDonald, T., Nicolescu, R., Sinanan, J., Spyer, J., Venkatraman, S., Wang, X. (2016). How the World Changed Social Media. London: UCL Press.
-
Nesi, J., Telzer, E.H., & Prinstein, M.J. (2020). Adolescent development in the digital media context. Psychological Inquiry, 31 (3), 229–234. doi: 10.1080/1047840X.2020.1820219
-
Oloo, O.D. (2021). Online digital platform use by adolescents in Kenya. Journal of Children and Media, in press. doi: 10.1080/17482798.2021.1969254
-
Rafalow, H.M. (2020). Digital Divisions: How Schools Create Inequality in the Tech Era. First Edition. Chicago and London: The University of Chicago Press.
-
Starkey, L., Eppel, E.A., & Sylvester, A. (2019). How do 10-yearold New Zealanders participate in a digital world? Information, Communication & Society, 22 (13), 1929–1944. doi: 10.1080/1369118X.2018.1472795
-
Tolokonnikova, A., Dunas, D., & Kulchitskaya, D. (2020). Social media and adolescents: Possibilities for satisfying psychological needs. Results of in-depth interviews with Russian pupils and university students. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 4, 37–56. doi: 10.30547/worldofmedia.4.2020.2
-
Watkins, C. (2018). The Digital Edge: How Black and Latino Youth Navigate Digital Inequality. New York: New York University Press. doi: 10.1162/ijlm_a_00072
-
White, A.E., Weinstein, E., Selman, R.L. (2018). Adolescent friendship challenges in a digital context: Are new technologies game changers, amplifiers, or just a new medium? Convergence, 24 (3), 269–288. doi: 10.1177/1354856516678349
- Yau, J.C., & Reich, S.M. (2019). “It's Just a Lot of Work”: Adolescents’ Self‐Presentation Norms and Practices on Facebook and Instagram. Journal of Research on Adolescence, 29, 196–209. doi: 10.1111/jora.12376
Поступила: 29.12.2021
Принята к публикации: 29.03.2022
Дата публикации в журнале: 31.08.2022
Ключевые слова: цифровые практики; цифровая среда; цифровые технологии; интернет; онлайн; офлайн; школьники
DOI: 10.11621/vsp.2022.02.07
Доступно в on-line версии с: 31.08.2022
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная