Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Опыт применения методики CLASS для оценки качества образовательной среды детского сада

Опыт применения методики CLASS для оценки качества образовательной среды детского сада

Аннотация

Актуальность. Качество дошкольного образования имеет огромное значение
для последующей адаптации и успешности школьного обучения. Имеющийся в арсенале отечественных психологов инструментарий оценки качества образовательной среды детского сада с большим массивом накопленных данных — методика ECERS-R —
в большей степени нацелен на оценку материально-предметного обустройства дошкольного образовательного учреждения и характера взаимодействия ребенка
со средой (в том числе социальной). При этом, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется оценке эмоционального климата взаимодействий учащихся со взрослым
и оценке того, насколько предлагаемое обучение находится в зоне ближайшего развития ребенка.

Цель. Для восполнения выявленного дефицита была проведена работа по началу адаптации другого инструмента оценки качества образовательной среды — методики CLASS, основанной на идеях Л.С. Выготского об оптимальном построении учебного процесса.

Методы. Исследование было проведено в 41 подготовительной группе московских детских садов. В данных группах для оценки качества образовательной среды была использована методика CLASS, которая включает в себя 10 шкал, объединенных в три основных параметра: Эмоциональная поддержка, Организация в группе и Методическая поддержка. Также на части выборки (N=26 групп) дополнительно была использована методика ECERS-R.

Результаты. Анализ внутренней надежности инструментария показал удовлетворительные результаты. Хотя оценки по всем трем параметрам связаны между собой, оценки Методической поддержки оказались значимо ниже оценок Эмоциональной поддержки и Организации работы в группе. Сопоставление результатов методик CLASS
и ECERS-R показало небольшое количество связей между оценками шкал двух методик. При этом в большей степени связаны с ECERS-R шкалы CLASS параметра Методическая поддержка.

Выводы. Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что методика CLASS дает значимую информацию о качестве взаимодействия педагога
с детьми в группе детского сада, которая дополняет результаты ECERS-R, а значит, данный инструмент будет полезен для полноценной оценки качества образовательной среды детского сада.

Полный текст статьи смотрите на сайте РИНЦ или в формате pdf.

Литература

  1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Симонян М.С. Изучение образовательной среды
    с помощью методики CLASS: теоретические основания и практические перспективы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018. № 4 (86). С. 40–49. doi: 10.24411/1997-9657-2018-00016

  2. Безруких М. М., Верба А. С., Филиппова Т. А., Иванов В. В. (2022). Речевое развитие
    и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал, 18(4). C. 5–17. doi: 10.21702/rpj.2021.4.1

  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Ред-сост. Н.Е. Веракса,
    А.Н. Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

  4. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

  5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.

  6. Казанская К.О., Ромащук А.Н. Проблема перехода от житейских к научным понятиям: подход «концептуальных изменений» и школа Л.С. Выготского // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 3. С. 149–160. doi: 10.11621/vsp.2021.03.12

  7. Кривцова Т.В. Цифровая среда дошкольной образовательной организации: пространство новых возможностей // Современное дошкольное образование. 2022. № 2 (110). С. 16–29. doi: 10.24412/1997-9657-2022-2110-16-29

  8. Реморенко И.М., Шмис Т.Г., Шиян И.Б., Шиян О.А., Леван Т.Н., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования
    с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 16–31.

  9. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34). С. 25–32. doi: 10.11621/npj.2019.0208

  10. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Т. 281. М.: Национальное образование, 2016.

  11. Шиян И.Б., Зададаев С.А., Леван Т.Н., Шиян О.А. Апробация шкал оценки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Москвы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика
    и психология». 2016. № 2. С. 77–93.

  12. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория
    и практика. 2013. № 5. С. 68–78.

  13. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория
    и практика. 2015. № 7 (59). C. 38–49.

  14. Hall, J., Sylva, K., Sammons, P., Melhuish, E., Siraj-Blatchford, I., Taggart, B. (2013). Can Preschool Protect Young Children’s Cognitive and Social Development? Variation by Center Quality and Duration of Attendance. School Effectiveness and School Improvement: An International Journal of Research, Policy and Practice, 24 (2), 155–176.

  15. Hamre, B., Hatfield, B., Pianta, R., Jamil, F. (2014). Evidence for General and Domain-specific Elements of Teacher-Child Interactions: Associations with Preschool Children's Development. Child Development, 85, 1257–1274.

  16. Hamre, B.K., Pianta, R.C. (2003). Early Teacher-child Relationships and the Trajectory of Children’s School Outcomes through Eighth Grade. Child Development, 72 (2), 625–638.

  17. Hamre, B.K., Pianta, R.C. (2007). Learning Opportunities in Preschool and Early Elementary Classrooms. In R. Pianta, M. Cox, & K. Snow (Eds.), School Readiness & the Transition to Kindergarten in the Era of Accountability (pp. 49–84). Baltimore, MA: Brookes.

  18. Hamre, B.K., Pianta, R.C., Burchinal, M., Field, S., Locasale-Crouch, J., Downer, J.T., Howes, C., La Paro, K., Scott-Little, C. (2012). Supporting Effective Teacher-Child Interactions through Coursework: Effects on Teacher Beliefs, Knowledge, and Observed Practice. American Educational Research Journal, 49 (1), 88–123.

  19. Harms, T., Clifford, R.M., Cryer, D. (2005). Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R) Revised Edition. New York, NY: Teachers College Press.

  20. Mashburn, A.J., Pianta, R.C. (2006). Social Relationships and School Readiness. Early Education and Development, 17 (1), 151–176. doi: 10.1207/s15566935eed1701_7

  21. Mashburn, A.J., Pianta, R.C., Hamre, B.K., Downer, J.T., Barbarin, O.A., Bryant, D., et al. (2008) Measures of Classroom Quality in Prekindergarten and Children’s Development of Academic, Language and Social Skills. Child Development, 79 (3), 732–749. doi: 10.1111/j.1467-8624.2008.01154.x

  22. Murray, C., Pianta, R.C. (2015). The Importance of Teacher-Student Relationships for Adolescents with High Incidence Disabilities. Theory Into Practice, 46(2), 105–112. doi: 10.1080/00405840701232943

  23. Perlman, M., Howe, N., Gulyas, C., Falenchuk, O. (2019). Associations between Directors’ Characteristics, Supervision Practices and Quality of Early Childhood Education and Care Classrooms. Early Education and Development, 31, 507–523. doi: 10.1080/10409289.2019.1679006

  24. Pianta, R., LaParo, K., Hamre, B. (2008). Classroom Assessment Scoring System PreK manual. Baltimore, MD: Brookes.

  25. Pianta, R.C., La Paro, K.M., Payne, C., Cox, M.J., Bradley, R. (2002). The Relation of Kindergarten Classroom Environment to Teacher, Family, School Characteristics, and Child Outcomes. The Elementary School Journal, 102 (3), 225–238.

  26. Schad, E., Arnold, C. (2019). Educational Psychology in Europe. Psychology in Russia: State of the Art, 12 (4), 2–18. doi: 10.11621/pir.2019.0400

  27. Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I., Taggart, B., Smees, R., Toth, K., & Welcomme W. (2014). Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3–16 Project (EPPSE 3–16) Students’ Educational and Developmental Outcomes at Age 16 Department for Education Research Report RR354. URL: http://www.ioe. ac.uk/Research_Home/16-Influences-StudentsGCSE-Attainment-Progress-RR.pdf (review data: 14.04.2022)

  28. Vandell, D.L., Belsky, J., Burchinal, M. R., Steinberg, L., Vandergrift, N., NICHD Early Child Care Research. (2010). Do Effects of Early Child Care Extend to Age 15 Years? Results from the NICHD Study of Early Child Care and Youth Development. Child Development, 81 (3): 737–756. doi: 10.1111/j.1467- 8624.2010.01431.x.

  29. Weiland, C., Ulvestad, K., Sachs, J., Yoshikawa, H. (2013). Associations between Classroom Quality and Children's Vocabulary and Executive Function Skills in an Urban Public Prekindergarten Program. Early Childhood Research Quarterly, 28 (2), 199–209. doi: 10.1016/j.ecresq.2012.12.002


Поступила: 19.04.2022

Принята к публикации: 19.05.2022

Дата публикации в журнале: 31.08.2022

Ключевые слова: дошкольный возраст; качество образовательной среды; CLASS; ECERS-R

Доступно в on-line версии с: 31.08.2022

Номер 2, 2022