Возрастная специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов школьной мотивации
Аннотация
Актуальность. Работа посвящена изучению возрастных и половых особенностей взаимосвязи эмоционального отражения старшеклассниками объектов-ценностей школьной жизни и осознание ими причин необходимости школьного обучения (мотивировок).
Целью исследования было изучение половых и возрастных особенностей взаимосвязи эмоционального отражения старшеклассниками объектов-ценностей школьной жизни и осознание ими причин необходимости школьного обучения (мотивировок).
Методы. Структура эмоционального отношения к ценностям школьной жизни выявлялась с помощью факторного анализа оценок по методике Семантического дифференциала Ч. Осгуда. Варианты объяснений-мотивировок причин обучения в школе (70 вариантов) выявлялись с помощью специального опросника. Степень взаимосвязи между выделенными факторами эмоционального отношения и мотивировками оценивалась с помощью вычисления коэффициентов корреляции Пирсона.
Выборка. В опросе добровольно (при согласии родителей) приняли участие школьники 8 — 11 классов (15 — 17 лет) двух школ г. Москвы с традиционной парадигмой обучения. По методике 1 (семантический дифференциал) всего опрошено 346 учеников, из них опрошено по методике 2 (опросник) всего 197 учеников. В результате получены данные для четырех групп учеников: 1) младших (8 — 9 кл.), 2) старших (10 — 11 кл.) мальчиков, 3) младших (8 — 9 кл.) и 4) старших (10 — 11 кл.) девочек.
Результаты. Обнаружено, что у младших и старших девочек выделяется четыре эмоционально-мотивационных фактора, тогда как у младших мальчиков только три,
а у старших четыре, т.е. мотивация мальчиков при взрослении становится более дифференцированной. Выявленные взаимосвязи между факторами-мотивами эмоционального отношения и вариантами сознательного объяснения причин обучения в школе (мотивировками) обнаруживают существенные различия между учащимися разного пола и возраста.
Выводы. Степень и характер согласования при развитии в существенной степени определяется типом доминирующей мотивации учебной деятельности.
У учащихся с мотивацией достижения, самоутверждающе-учебной и учебно-познавательной мотивацией, эмоциональный и вербальный уровень отношения
к ценностям школьной жизни хорошо согласован.
Литература
-
Берн Ш. Гендерная психология: М.: Прайм-Еврознак, 2004.
-
Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения: Дидактическое пособие. Воронеж: МОДЭК; М.: МПСИ, 2000.
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.
-
Вартанов А.В., Вартанова И.И. Онтогенез восприятия и категоризации эмоций. Вестник РГНФ, 2004. № 3. C. 197–207.
-
Вартанова И.И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников. Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53544.shtml (дата обращения: 16.04.2017)
-
Веракса Н.Е., Белолуцкая А.К. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований. Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 132–142.
-
Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова, Е.В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости. Вестник С.-Петербург. ун-та. Серия 16. Психология. 2016. № 3. С. 109–125. doi: https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.310
-
Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование параметров эмоционально-личностного благополучия российских студентов. Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2018. № 2. С. 76–88
-
Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: модели способностей и обзор методик диагностики. Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 54–68.
-
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983.
-
Пономарева М.С. Возрастно-половые особенности эмоциональности школьников 9-17 лет и ее восприятие учителями: дисс… канд. психол. наук. СПб, 2005.
-
Самбикина О.С. Детско-родительские отношения как фактор формирования стиля учебной деятельности подростков разного пола. Сборник XXXII Мерлинские чтения: Способности. Одаренность. Индивидуальность: мат. Всеросс. науч.-практ. конф.
(г. Пермь, 20-21 октября 2017 г.) / Под ред. А.А.Фихман. Пермь: ПГГПУ, 2017. -
Собкин В.С., Калашникова Е.А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы // Вопросы психологии. 2015.
№ 3. С. 3–15. -
Собкин В.С., Калашникова Е.А., Коломиец Ю.О. Причины конфликтов подростков
с учителями, родителями, одноклассниками и социальная ситуация развития // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 5. С. 13–25. -
Dotterer, A., McHale, S., Crouter, A. (2009). The development and correlates of academic interests from childhood through adolescence. Journal of Educational Psychology, 101 (2), 509–519.
-
Dweck, C., Bush, E. (1978). Sex differences in learned helplessness: I. Differential debilitation with peer and adult evaluators. Developmental Psychology, 11, 147-156.
-
Dweck, C., Davidson, W., Nelson, S., & Enna, B. (1978). Sex differences in learned helplessness: II. The contingencies of evaluative feedback in the classroom and III. An experimental analysis. Developmental Psychology, 14, 268–276. https://doi.org/10.1037/0012-1649.14.3.268
-
Eccles, J.S., Roeser, R.W. (2003). Schools as Developmental Contexts. Blackwell Handbook of Adolescens. Blackwell Publishing.
-
Gillet, N., Vallerand, R., Lafrenière M. (2009). Intrinsic and extrinsic school motivation as a function of age: the mediating role of autonomy support. Social Psychology Of Education: An International Journal, 15 (1), 77-95.
-
Grolnick, W.S., Ryan, R.M. (1989). Parent styles associated with children’s self-regulation and competence in school. Journal of Educational Psychology, 81, 143–154.
-
Grolnik, W.S., Ryan, R.M., Deci, E.L. (1991). Inner resources for school achievement: Motivational mediators of children’s perception of their parents. Journal of Educational psychology, 83, 508—517
-
Grouzet, F.M., Otis, N., & Pelletier, L.G. (2006). Longitudinal cross-gender factorial invariance of the Academic Motivation Scale. Structural Equation Modeling, 13, 73–98. doi:https://doi.org/10.1207/s15328007sem1301_4
-
Lazarides, R., Viljaranta, J., Aunola, K., Pesu, L., Nurmi, J. (2016). The role of parental expectations and students' motivational profiles for educational aspirations. Learning and Individual Differences, 51, 29–36. doi:https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.08.024
-
Lepper, M.R., Corpus, J.H., & Iyengar, S.S. (2005). Intrinsic and extrinsic motivational orientations in the classroom: Age differences and academic correlates. The Journal of Educational Psychology, 97, 184–196. doi:https://doi.org/10.1037/0022-0663.97.2.184
-
Lupart. J.L., Cannon, E., Telfer, J.A. (2004). Gender differences in adolescents academic achievement, interests, values and life-role expectations. High Abilities Studies, 15 (1), 28—39.
-
Reeve, J., Jang H. (2006). What teachers say and do to support students’ autonomy during a learning activity. Journal of Educational Psychology, 98, 209–218.
-
Vartanova, I.I. (2018). Motivations of high school students of different sex and age. Psychology in Russia: State of the Art,11 (3), 209–224.
-
Walls, T.A., Little, T.D. (2005). Relations among personal agency, motivation, and school adjustment in early adolescence. Journal of Educational Psychology, 97 (1), 23—31.
Поступила: 15.04.2022
Принята к публикации: 10.05.2022
Дата публикации в журнале: 31.08.2022
Ключевые слова: мотивация; эмоции; старшеклассники; смысл; возраст; личность; учебная деятельность
DOI: 10.11621/vsp.2022.02.05
Доступно в on-line версии с: 31.08.2022
Вартанова И.И. (2022). Возрастная специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов школьной мотивации. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(2), 108-127. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.05
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная