Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Возрастная специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов школьной мотивации

Аннотация

Актуальность. Работа посвящена изучению возрастных и половых особенностей взаимосвязи эмоционального отражения старшеклассниками объектов-ценностей школьной жизни и осознание ими причин необходимости школьного обучения (мотивировок).

Целью исследования было изучение половых и возрастных особенностей взаимосвязи эмоционального отражения старшеклассниками объектов-ценностей школьной жизни и осознание ими причин необходимости школьного обучения (мотивировок).

Методы. Структура эмоционального отношения к ценностям школьной жизни выявлялась с помощью факторного анализа оценок по методике Семантического дифференциала Ч. Осгуда. Варианты объяснений-мотивировок причин обучения в школе (70 вариантов) выявлялись с помощью специального опросника. Степень взаимосвязи между выделенными факторами эмоционального отношения и мотивировками оценивалась с помощью вычисления коэффициентов корреляции Пирсона.

Выборка. В опросе добровольно (при согласии родителей) приняли участие школьники 8 — 11 классов (15 — 17 лет) двух школ г. Москвы с традиционной парадигмой обучения. По методике 1 (семантический дифференциал) всего опрошено 346 учеников, из них опрошено по методике 2 (опросник) всего 197 учеников. В результате получены данные для четырех групп учеников: 1) младших (8 — 9 кл.), 2) старших (10 — 11 кл.) мальчиков, 3) младших (8 — 9 кл.) и 4) старших (10 — 11 кл.) девочек.

Результаты. Обнаружено, что у младших и старших девочек выделяется четыре эмоционально-мотивационных фактора, тогда как у младших мальчиков только три,
а у старших четыре, т.е. мотивация мальчиков при взрослении становится более дифференцированной. Выявленные взаимосвязи между факторами-мотивами эмоционального отношения и вариантами сознательного объяснения причин обучения в школе (мотивировками) обнаруживают существенные различия между учащимися разного пола и возраста.

Выводы. Степень и характер согласования при развитии в существенной степени определяется типом доминирующей мотивации учебной деятельности.
У учащихся с мотивацией достижения, самоутверждающе-учебной и учебно-познавательной мотивацией, эмоциональный и вербальный уровень отношения
к ценностям школьной жизни хорошо согласован.


Литература

  1. Берн Ш. Гендерная психология: М.: Прайм-Еврознак, 2004.

  2. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения: Дидактическое пособие. Воронеж: МОДЭК; М.: МПСИ, 2000.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.

  4. Вартанов А.В., Вартанова И.И. Онтогенез восприятия и категоризации эмоций. Вестник РГНФ, 2004. № 3. C. 197–207.

  5. Вартанова И.И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников. Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53544.shtml (дата обращения: 16.04.2017)

  6. Веракса Н.Е., Белолуцкая А.К. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований. Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 132–142.

  7. Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова, Е.В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости. Вестник С.-Петербург. ун-та. Серия 16. Психология. 2016. № 3. С. 109–125. doi: https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.310

  8. Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование параметров эмоционально-личностного благополучия российских студентов. Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2018. № 2. С. 76–88

  9. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: модели способностей и обзор методик диагностики. Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 54–68.

  10. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983.

  11. Пономарева М.С. Возрастно-половые особенности эмоциональности школьников 9-17 лет и ее восприятие учителями: дисс… канд. психол. наук. СПб, 2005.

  12. Самбикина О.С. Детско-родительские отношения как фактор формирования стиля учебной деятельности подростков разного пола. Сборник XXXII Мерлинские чтения: Способности. Одаренность. Индивидуальность: мат. Всеросс. науч.-практ. конф.
    (г. Пермь, 20-21 октября 2017 г.) / Под ред. А.А.Фихман. Пермь: ПГГПУ, 2017.

  13. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы // Вопросы психологии. 2015.
    № 3. С. 3–15.

  14. Собкин В.С., Калашникова Е.А., Коломиец Ю.О. Причины конфликтов подростков
    с учителями, родителями, одноклассниками и социальная ситуация развития // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 5. С. 13–25.

  15. Dotterer, A., McHale, S., Crouter, A. (2009). The development and correlates of academic interests from childhood through adolescence. Journal of Educational Psychology, 101 (2), 509–519.

  16. Dweck, C., Bush, E. (1978). Sex differences in learned helplessness: I. Differential debilitation with peer and adult evaluators. Developmental Psychology, 11, 147-156.

  17. Dweck, C., Davidson, W., Nelson, S., & Enna, B. (1978). Sex differences in learned helplessness: II. The contingencies of evaluative feedback in the classroom and III. An experimental analysis. Developmental Psychology, 14, 268–276. https://doi.org/10.1037/0012-1649.14.3.268

  18. Eccles, J.S., Roeser, R.W. (2003). Schools as Developmental Contexts. Blackwell Handbook of Adolescens. Blackwell Publishing.

  19. Gillet, N., Vallerand, R., Lafrenière M. (2009). Intrinsic and extrinsic school motivation as a function of age: the mediating role of autonomy support. Social Psychology Of Education: An International Journal, 15 (1), 77-95.

  20. Grolnick, W.S., Ryan, R.M. (1989). Parent styles associated with children’s self-regulation and competence in school. Journal of Educational Psychology, 81, 143–154.

  21. Grolnik, W.S., Ryan, R.M., Deci, E.L. (1991). Inner resources for school achievement: Motivational mediators of children’s perception of their parents. Journal of Educational psychology, 83, 508—517

  22. Grouzet, F.M., Otis, N., & Pelletier, L.G. (2006). Longitudinal cross-gender factorial invariance of the Academic Motivation Scale. Structural Equation Modeling, 13, 73–98. doi:https://doi.org/10.1207/s15328007sem1301_4

  23. Lazarides, R., Viljaranta, J., Aunola, K., Pesu, L., Nurmi, J. (2016). The role of parental expectations and students' motivational profiles for educational aspirations. Learning and Individual Differences, 51, 29–36. doi:https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.08.024

  24. Lepper, M.R., Corpus, J.H., & Iyengar, S.S. (2005). Intrinsic and extrinsic motivational orientations in the classroom: Age differences and academic correlates. The Journal of Educational Psychology, 97, 184–196. doi:https://doi.org/10.1037/0022-0663.97.2.184

  25. Lupart. J.L., Cannon, E., Telfer, J.A. (2004). Gender differences in adolescents academic achievement, interests, values and life-role expectations. High Abilities Studies, 15 (1), 28—39.

  26. Reeve, J., Jang H. (2006). What teachers say and do to support students’ autonomy during a learning activity. Journal of Educational Psychology, 98, 209–218.

  27. Vartanova, I.I. (2018). Motivations of high school students of different sex and age. Psychology in Russia: State of the Art,11 (3), 209–224.

  28. Walls, T.A., Little, T.D. (2005). Relations among personal agency, motivation, and school adjustment in early adolescence. Journal of Educational Psychology, 97 (1), 23—31.

Скачать в формате PDF

Поступила: 15.04.2022

Принята к публикации: 10.05.2022

Дата публикации в журнале: 31.08.2022

Ключевые слова: мотивация; эмоции; старшеклассники; смысл; возраст; личность; учебная деятельность

DOI: 10.11621/vsp.2022.02.05

Доступно в on-line версии с: 31.08.2022

Номер 2, 2022