Культурное опосредование идентичности цифрового поколения: перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа
Аннотация
Актуальность. Интернет и социальные медиа критически важны для когнитивного и личностного развития современных детей и молодежи. Многочисленные и часто противоречивые результаты исследований их интернет-активности требуют систематизации и обобщения, анализа возможностей и ограничений применяемых методов изучения онлайн-идентичности, в особенности набирающих популярность методов анализа больших данных (big data), потенциал которых зачастую необоснованно превозносится, однако их использование в социальных и психологических исследованиях остается всё ещё неоднозначным, в том числе в связи с этическими проблемами, например, вторжением в частную жизнь посредством сбора личных данных пользователей, особенно когда речь идет о детях и подростках, а также сомнениями в их объективности, достоверности и точности.
Цельобзора исследований в данной области состоит в анализе и структурировании существующих представлений о роли культуры в развитии идентичности в цифровом обществе и систематизации накопленных в разных этнокультурных контекстах посредством традиционных и инновационных методов исследования эмпирических данных о влиянии интернет-активности и деятельности в социальных медиа на развитие идентичности «цифрового субъекта».
Результаты.В мировой науке накоплен и продолжает интенсивно наращиваться большой массив данных о культурном опосредовании идентичности: результаты исследований, полученные в разных социокультурных контекстах, свидетельствуют о том, что использование социальных сетей представителями молодого поколения, их поведение в интернете, влияние интернета и социальных медиа на идентичность во многом зависят от культурных особенностей конкретного общества. Показано, что ставшая повседневной интернет-активность цифрового поколения (создание пользовательских профилей, размещение сообщений, переписка с друзьями, комментарии и «лайки» и др.) прочно связана у молодежи с анализом собственной идентичности, отношениями со сверстниками, участием в жизни общества и самовыражением, что делает актуальным и необходимым обращение к анализу социальных медиа для изучения вопросов социализации и формирования идентичности. Появившиеся благодаря социальным медиа новые способы самовыражения создают уникальную среду для развития идентичности и самораскрытия и позволяют «примерить» различные идентичности без обязательного закрепления их в реальном мире. Амбивалентная природа развития идентичности в условиях цифровой среды обнаруживается как в новых преимуществах, так и в новых рисках для подрастающих поколений: экспериментирование с новыми идентичностями онлайн может оказывать стимулирующее влияние, способствующее более глубокому познанию себя и самораскрытию, но также приводить к отчуждению и изоляции. Данный обзор будет способствовать углубленному изучению глобальных и культурно обусловленных тенденций развития идентичности цифрового поколения на современном этапе культурно-исторической эволюции общества и позволит наметить перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа для изучения этих тенденций.
Выводы. В статье рассмотрены современные представления об особенностях развития идентичности молодого поколения в связи с интернет-активностью и использованием социальных медиа; проанализированы результаты исследований, свидетельствующие о культурной опосредованности онлайн-идентичности; продемонстрированы возможности и ограничения анализа интернет-активности и социальных медиа в исследовании идентичности, обобщены рекомендации по их эффективному и соответствующему этическим нормам использованию и совмещению анализа больших данных и результатов традиционных социально-психологических исследований.
Литература
-
Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3–28.
-
Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования. 2013. Т. 6,№ 30. С. 5.
-
Войскунский А.Е., Солдатова Г.У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен. Консультативная психология и психотерапия. 2019. № 27 (3). С. 22–43.
-
Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе. Монография. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017.
-
Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. С. 875–884.
-
Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Исследование идентичности подростков, воспитывающихся в современной российской семье: возможности глубинного анализа данных (data mining) // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции 3–6 октября 2018 года / Под ред. О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2018.
-
Российская идентичность. Психологическое благополучие. Социальная стабильность: научная монография / ред. Ю. П. Зинченко. М.: Издательство Московского университета, 2017.
-
Солдатова Г.У. Цифровое поколение, или Главный гуманитарный вызов взрослым в XXI веке // Академический вестник. Научно-практический журнал Академии социального управления. 2017. Т. 3, № 25. С. 3–6.
-
Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. № 20(5). С. 105–124.
-
Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Ваханцева О.В., Зинченко Ю.П. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах // Национальный психологический журнал. 2019. № 3. С. 4–16.
-
Agre, P.E. (1994). Understanding the digital individual. The Information Society, 10 (2), 73–76.
-
Albritton, B.H., Tonidandel, S. (2020). How Can Big Data Science Transform the Psychological Sciences? The Spanish Journal of Psychology, 23, e44.
-
Ahmed, J., Muqeem, A. (2018). Big data and semantic web, challenges and opportunities a survey. International Journal of Engineering & Technology, 7(4), 631–633.
-
Bail, C. (2014). The Cultural Environment: Measuring Culture with Big Data. Theory and Society, 43 (3–4), 465–482.
-
Barassi, V. (2017). Digital citizens? Data traces and family life. Contemporary Social Science, 12 (1–2), 84–95.
-
Bleidorn, W., Hopwood, C. J., Wright, A. G. C. (2017). Using big data to advance personality theory. Current Opinion in Behavioral Sciences, 18, 79–82.
-
Botou, A., Marsellos, P.-S. (2018). Teens’ Perception about Social Networking Sites: Does Facebook[*] Influence Teens’ Self-Esteem? Psychology, 9 (6), 1453–1474.
-
Boulianne, S., Theocharis, Y. (2020). Young People, Digital Media, and Engagement: A Meta-Analysis of Research. Social Science Computer Review, 38 (2), 111–127.
-
Bouvier, G. (2012). How Facebook* users select identity categories for self-presentation. Journal of Multicultural Discourses, 7 (1), 37–57.
-
Boz, N., Uhls, Y. T., Greenfield, P. M. (2016). Cross-cultural comparison of adolescents’ online self-presentation strategies: Turkey and the United States. International Journal of Cyber Behavior, Psychology and Learning, 6 (3), 1–16.
-
Bozkurt, A., Tu, C.-H. (2016). Digital identity formation: socially being real and present on digital networks. Educational Media International, 53 (3), 153–167.
-
Centre for Addiction and Mental Health. Population studies eBulletins (2018). (Retrieved from https://www.camh.ca/-/media/files/pdfs---ebulletin/ebulletin-v20-n1-2017-campaign-monitor-report-hig...) (review date: 15.06.2021).
-
Chen, W., Quan-Haase, A. (2020). Big Data Ethics and Politics: Toward New Understandings. Social Science Computer Review, 38 (1), 3–9.
-
Cho, V., Jimerson, J. B. (2017). Managing digital identity on Twitter: The case of school administrators. Educational Management Administration & Leadership, 45 (5), 884–900.
-
Cisco Annual Internet Report (2020). (Retrieved from https://www.cisco.com/c/en/us/index.html) (review date: 09.12.2020).
-
Clement, C. H. (2020). Be Prepared. Annals of the ICRP, 49 (4), 5–9.
-
Cooley, S. C., Smith, L. R. (2013). Presenting me! An examination of self-presentation in US and Russian online social networks. Russian Journal of Communication, 5(2), 176–190.
-
CYCC Network (2013). The power of technology: Improving services, programs and policy for children and youth. (Retrieved from http://cyccnetwork .org/technology) (review date: 12.03.2021).
-
Daries, J.P., Reich, J., Waldo, J., Young, E. M., Whittinghill, J., Ho, A.D., Seaton, D.T., Chuang, I. (2014). Privacy, anonymity, and Big Data in the social sciences. Commun ACM, 57 (9), 56–63.
-
DataReportal (2021). Digital 2021 Global Digital Overview. (Retrieved from https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-digital-overview) (review date: 18.05.2021).
-
Dervin, F. (2020). Cultural identity, representation, and othering. In Jackson, J. (ed.) The Routledge handbook of language and intercultural communication. London: Routledge, 181−194.
-
Dimock, M. (2019). Defining generations: Where Millennials end and Generation Z begins. (Retrieved from https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins, free) (review date: 10.06.2021).
-
Duan, W., Mu, W., Bu, H. (2017). “Big data” versus “small data” in social sciences: A reflection of cross-cultural studies on structures of character strengths. Chinese Sociological Dialogue, 2 (3–4). 98–119.
-
Erikson, E.H. (1959). Identity and the life cycle: Selected papers. Oxford: International Universities Press.
-
Erikson, E.H. (1968). Identity: Youth and crisis. N.Y.: Norton.
-
Favaretto, M., De Clercq, E., Elger, B.S. (2019). Big Data and discrimination: perils, promises and solutions. A systematic review. Journal of Big Data, 6, 12.
-
GlobalWebIndex (2021). (Retrieved from https://www.gwi.com/) (review date: 15.02.2021).
-
Goffman, E. (1959). The Presentation of Self in Everyday Life. New York: Anchor Books.
-
Goriunova, O. (2019). The Digital Subject: People as Data as Persons. Theory, Culture & Society, 36 (6), 125–145.
-
Gowricharn, R., Elahi, J. (2018). Digital institutions: the case of ethnic websites in the Netherlands. Identities, 27 (4), 442−461.
-
Grasmuck, S., Martin, J., Zhao, S. (2009). Ethno-racial identity displays on Facebook*. Journal of Computer-Mediated Communication, 15, 158–188.
-
Hargittai, E. (2020). Potential Biases in Big Data: Omitted Voices on Social Media. Social Science Computer Review, 38 (1), 10–24.
-
Herring, S.C., Kapidzic, S. (2015). Teens, gender, and self- presentation in social media. In J. D. Wright (Eds.), International encyclopedia of social and behavioral sciences (pp. 146–152). Oxford: Elsevier.
-
Hong, S., Na, J. (2018). How Facebook* is Perceived and Used by People Across Cultures. Social Psychological and Personality Science, 9 (4), 435–443.
-
Huang, J., Kumar, S., Hu, C. (2020). Does Culture Matter? A Comparative Study on the Motivations for Online Identity Reconstruction Between China and Malaysia. SAGE Open, April-June, 1–17.
-
Ioannidis, J.P. (2013). Informed consent, Big Data, and the oxymoron of research that is not research. American Journal of Bioethics, 13 (4), 40–42.
-
Jackson, L. A., Wang, J.-L. (2013). Cultural differences in social networking site use: A comparative study of China and the United States. Computers in Human Behavior, 29, 910–921.
-
Keles, B., McCrae, N., Grealish, A. (2020). A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents. International Journal of Adolescence and Youth, 25 (1), 79–93.
-
Kim, Y., Sohn, D., Choi, S.M. (2011). Cultural difference in motivations for using social network sites: A comparative study of American and Korean college students. Computers in Human Behavior, 27, 365–372.
-
Kiviluoto, J. (2015). Information literacy and diginatives: Expanding the role of academic libraries. IFLA Journal, 41 (4), 308–316.
-
Kross, E., Verduyn, P., Demiralp, E., Park, J., Lee, D.S., Lin, N., Shablack, H., Jonides, J., Ybarra, O. (2013). Facebook* use predicts declines in subjective well-being in young adults. PLoS One, 8 (8), 1–6.
-
Larsen, M.C. (2016). An ‘Open Source’ Network Identity. On Young People’s Construction and Co-construction of Identity on Social Network Sites. In M. Walrave, E. Vanderhoven, B. Segaert, K. Ponnet, J. Haers (Eds.). Youth 2.0: Social Media and Adolescence. Connecting, Sharing and Empowering. Springer, 21–39.
-
Lee, G., Lee, J., Kwon, S. (2011). Use of social-networking sites and subjective well-being: A study in South Korea. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 14, 151–155.
-
Li, X. (2020). Are All “Friends” Beneficial? The Use of Facebook* and WeChat and the Social Capital of College Students in Macau. SAGE Open, October-December, 1–9.
-
Li, Y., Huang, Z.,, Tan, X., Liu, L. (2017). Cultural difference and cultural change in internet data. Advances in Psychological Science, 25 (6), 1045–1057.
-
Lim, S.S. (2013). Media and Peer Culture: Young people sharing norms and collective identities with and through media. In D. Lemish (ed). Routledge Handbook of Children, Adolescents and Media (322–328).
-
Lin, L.Y., Sidani, J.E., Shensa, A., Radovic, A., Miller, E., Colditz, J.B., Hoffman, B. L., Giles, L. M., Primack, B. A. (2016). Association between social media use and depression among US young adults. Depression and Anxiety, 33, 323–33.
-
Lupton, D. (2016). The quantified self. San Francisco, CA: John Wiley & Sons.
-
Ma, J.W., Yang, Y., Wilson, J.A.J. (2017). A window to the ideal self: a study of UK Twitter and Chinese Sina Weibo selfie-takers and the implications for marketers. Journal of Business Research, 74, 139–142.
-
Makri, K., Schlegelmilch, B.B. (2017). Time orientation and engagement with social networking sites: A cross-cultural study in Austria, China and Uruguay. Journal of Business Research, 80, 155–163.
-
Makri, K., Papadas, K., Schlegelmilch, B.B. (2019). Global social networking sites and global identity: A three-country study. Journal of Business Research, 130, 482–492.
-
Martinho, T.D. (2018). Researching Culture through Big Data: Computational Engineering and the Human and Social Sciences. Social Sciences, 7 (12).
-
Mertens, S., d’Haenens, L. (2010). The digital divide among young people in Brussels: social and cultural influences on ownership and use of digital technologies. Communications, 35, 187–207.
-
Mesch, G.S. (2012). Minority Status and the Use of Computer-Mediated Communication: A Test of the Social Diversification Hypothesis. Communication Research, 39(3), 317–337.
-
Montag, C., Yang, H., Elhai, J.D. (2021). On the Psychology of TikTok Use: A First Glimpse from Empirical Findings. Frontiers in Public Health, 9:641673.
-
Montgomery, K.C., Chester, J., Milosevic, T. (2017). Children’s Privacy in the Big Data Era: Research Opportunities. Pediatrics, 140 (2), S117–S121.
-
Moreno, D. (2017). Anxiety and social media: brain’s addiction to checking accounts. 2017. (Retrieved from http://www.ibtimes.com/anxiety-socialmedia-brains-addiction-checking-accounts-2573690) (review date: 15.06.2021).
-
Oswald F.L. (2020). Future research directions for big data in psychology. In S. E. Woo, L. Tay, R.W. Proctor (Eds.), Big data in psychological research (427–441).
-
Park, C., Jun, J., Lee, T. (2015). Consumer characteristics and the use of social networking sites: A comparison between Korea and the US. International Marketing Review, 32, 414–437.
-
Peters, A.N., Winschiers-Theophilus, H., Mennecke, B.E. (2015). Cultural influences on Facebook* practices: A comparative study of college students in Namibia and the United States. Computers in Human Behavior, 49, 259–271.
-
Qin, Y., Lowe, J. (2019). Is your online identity different from your offline identity? – A study on the college students’ online identities in China. Culture & Psychology, 1–29.
-
Qiu, L., Chan, S., Chan, D. (2018). Big data in social and psychological science: theoretical and methodological issues. Journal of Computational Social Science, 1, 59–66.
-
Qiu, L., Lin, H., Leung, A. K.-y. (2013). Cultural differences and switching of in-group sharing behavior between an American (Facebook*) and a Chinese (Renren) social networking site. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44 (1), 106–121.
-
Rambaree, K., Knez, I. (2017). Young people’s identity & Facebook* behaviour: The role of gender and ethnicity. Cogent Social Sciences, 3, 1.
-
Riva, G., Wiederhold, B., Cipresso, P. (2016). Psychology of Social Media: From Technology to Identity. The Psychology of Social Networking, 1, 4–14.
-
Rui, J., Stefanone, M.A. (2013). Strategic self-presentation online: A cross-cultural study. Computers in Human Behavior, 29 (1), 110–118.
-
Schwartz, S., Syed, M., Yip, T., Knight, G., Umaña-Taylor, A., Rivas-Drake, D. (2014). Methodological issues in ethnic and racial identity research: Theoretical precision, measurement issues, and research designs. Child Development, 85, 58–76.
-
Song, H., Cramer, E.M., Park, N. (2019). Cultural Differences in Social Comparison on Facebook*. Behaviour & Information Technology, 38 (2), 172–183.
-
Statistica. (2020). Social media – Statistics & Facts. (Retrieved from https://www.statista.com/topics/1164/social-networks/) (review date: 16.01.2021).
-
Sun, L., Zhang, H., Zhang, S., Luo, J. (2020). Content-based analysis of the cultural differences between TikTok and Douyin. (Retrieved from arXiv[Preprint].arXiv:2011.01414) (review date: 16.01.2021).
-
van der Merwe, P. (2017). Adolescent identities in the cyberworld. Journal of Psychology in Africa, 27 (2), 203–207.
-
Wängqvist, M., Frisén, A. (2016). Who Am I Online? Understanding the Meaning of Online Contexts for Identity Development. Adolescent Research Review, 1 (2), 139–151.
-
Yin, X.-Q., de Vries, D.A., Gentile, D.A., Wang, J.-L. (2019). Cultural Background and Measurement of Usage Moderate the Association Between Social Networking Sites (SNSs) Usage and Mental Health: A Meta-Analysis. Social Science Computer Review, 37 (5), 631–648.
-
Yip, T. (2018) Ethnic/Racial Identity – A Double-Edged Sword? Associations with Discrimination and Psychological Outcomes. Current Directions in Psychological Science, 27 (3), 170–175.
-
Zinchenko, Y., Shaigerova, L., Dolgikh, A., Almazova, O., Shilko, R., Vakhantseva, O. (2019). Connection between the amount of time spent by Russian teenagers on the internet and their psychological well-being. European Psychiatry, 56 (S1), S146–S146.
Прим.* Решением Тверского районного суда города Москвы от 21 марта 2022 года деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов-социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности. (https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/cases/docs/content/b23582e0-ae54-11ec-9dc4-77eec1d7bd14)
Поступила: 14.02.2022
Принята к публикации: 27.03.2022
Дата публикации в журнале: 31.08.2022
Ключевые слова: идентичность; Я-виртуальное; цифровой субъект; цифровое поколение; психическое развитие; культурное опосредование; этнокультурный контекст; большие данные; глубинный анализ данных
DOI: 10.11621/vsp.2022.02.04
Доступно в on-line версии с: 31.08.2022
Шайгерова, Л.А., Шилко, Р.С., Ваханцева, О.В. (2022). Культурное опосредование идентичности цифрового поколения: перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(2), 73-107. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.04
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная