Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Культурное опосредование идентичности цифрового поколения: перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа

Аннотация

Актуальность. Интернет и социальные медиа критически важны для когнитивного и личностного развития современных детей и молодежи. Многочисленные и часто противоречивые результаты исследований их интернет-активности требуют систематизации и обобщения, анализа возможностей и ограничений применяемых методов изучения онлайн-идентичности, в особенности набирающих популярность методов анализа больших данных (big data), потенциал которых зачастую необоснованно превозносится, однако их использование в социальных и психологических исследованиях остается всё ещё неоднозначным, в том числе в связи с этическими проблемами, например, вторжением в частную жизнь посредством сбора личных данных пользователей, особенно когда речь идет о детях и подростках, а также сомнениями в их объективности, достоверности и точности.

Цельобзора исследований в данной области состоит в анализе и структурировании существующих представлений о роли культуры в развитии идентичности в цифровом обществе и систематизации накопленных в разных этнокультурных контекстах посредством традиционных и инновационных методов исследования эмпирических данных о влиянии интернет-активности и деятельности в социальных медиа на развитие идентичности «цифрового субъекта».

Результаты.В мировой науке накоплен и продолжает интенсивно наращиваться большой массив данных о культурном опосредовании идентичности: результаты исследований, полученные в разных социокультурных контекстах, свидетельствуют о том, что использование социальных сетей представителями молодого поколения, их поведение в интернете, влияние интернета и социальных медиа на идентичность во многом зависят от культурных особенностей конкретного общества. Показано, что ставшая повседневной интернет-активность цифрового поколения (создание пользовательских профилей, размещение сообщений, переписка с друзьями, комментарии и «лайки» и др.) прочно связана у молодежи с анализом собственной идентичности, отношениями со сверстниками, участием в жизни общества и самовыражением, что делает актуальным и необходимым обращение к анализу социальных медиа для изучения вопросов социализации и формирования идентичности. Появившиеся благодаря социальным медиа новые способы самовыражения создают уникальную среду для развития идентичности и самораскрытия и позволяют «примерить» различные идентичности без обязательного закрепления их в реальном мире. Амбивалентная природа развития идентичности в условиях цифровой среды обнаруживается как в новых преимуществах, так и в новых рисках для подрастающих поколений: экспериментирование с новыми идентичностями онлайн может оказывать стимулирующее влияние, способствующее более глубокому познанию себя и самораскрытию, но также приводить к отчуждению и изоляции. Данный обзор будет способствовать углубленному изучению глобальных и культурно обусловленных тенденций развития идентичности цифрового поколения на современном этапе культурно-исторической эволюции общества и позволит наметить перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа для изучения этих тенденций.

Выводы. В статье рассмотрены современные представления об особенностях развития идентичности молодого поколения в связи с интернет-активностью и использованием социальных медиа; проанализированы результаты исследований, свидетельствующие о культурной опосредованности онлайн-идентичности; продемонстрированы возможности и ограничения анализа интернет-активности и социальных медиа в исследовании идентичности, обобщены рекомендации по их эффективному и соответствующему этическим нормам использованию и совмещению анализа больших данных и результатов традиционных социально-психологических исследований.

Литература

  1. Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3–28.

  2. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования. 2013. Т. 6,№ 30. С. 5.

  3. Войскунский А.Е., Солдатова Г.У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен. Консультативная психология и психотерапия. 2019. № 27 (3). С. 22–43.

  4. Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе. Монография. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017.

  5. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. С. 875–884.

  6. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Исследование идентичности подростков, воспитывающихся в современной российской семье: возможности глубинного анализа данных (data mining) // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции 3–6 октября 2018 года / Под ред. О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2018.

  7. Российская идентичность. Психологическое благополучие. Социальная стабильность: научная монография / ред. Ю. П. Зинченко. М.: Издательство Московского университета, 2017.

  8. Солдатова Г.У. Цифровое поколение, или Главный гуманитарный вызов взрослым в XXI веке // Академический вестник. Научно-практический журнал Академии социального управления. 2017. Т. 3, № 25. С. 3–6.

  9. Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. № 20(5). С. 105–124.

  10. Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Ваханцева О.В., Зинченко Ю.П. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах // Национальный психологический журнал. 2019. № 3. С. 4–16.

  11. Agre, P.E. (1994). Understanding the digital individual. The Information Society, 10 (2), 73–76.

  12. Albritton, B.H., Tonidandel, S. (2020). How Can Big Data Science Transform the Psychological Sciences? The Spanish Journal of Psychology, 23, e44.

  13. Ahmed, J., Muqeem, A. (2018). Big data and semantic web, challenges and opportunities a survey. International Journal of Engineering & Technology, 7(4), 631–633.

  14. Bail, C. (2014). The Cultural Environment: Measuring Culture with Big Data. Theory and Society, 43 (3–4), 465–482.

  15. Barassi, V. (2017). Digital citizens? Data traces and family life. Contemporary Social Science, 12 (1–2), 84–95.

  16. Bleidorn, W., Hopwood, C. J., Wright, A. G. C. (2017). Using big data to advance personality theory. Current Opinion in Behavioral Sciences, 18, 79–82.

  17. Botou, A., Marsellos, P.-S. (2018). Teens’ Perception about Social Networking Sites: Does Facebook[*] Influence Teens’ Self-Esteem? Psychology, 9 (6), 1453–1474.

  18. Boulianne, S., Theocharis, Y. (2020). Young People, Digital Media, and Engagement: A Meta-Analysis of Research. Social Science Computer Review, 38 (2), 111–127.

  19. Bouvier, G. (2012). How Facebook* users select identity categories for self-presentation. Journal of Multicultural Discourses, 7 (1), 37–57.

  20. Boz, N., Uhls, Y. T., Greenfield, P. M. (2016). Cross-cultural comparison of adolescents’ online self-presentation strategies: Turkey and the United States. International Journal of Cyber Behavior, Psychology and Learning, 6 (3), 1–16.

  21. Bozkurt, A., Tu, C.-H. (2016). Digital identity formation: socially being real and present on digital networks. Educational Media International, 53 (3), 153–167.

  22. Centre for Addiction and Mental Health. Population studies eBulletins (2018). (Retrieved from https://www.camh.ca/-/media/files/pdfs---ebulletin/ebulletin-v20-n1-2017-campaign-monitor-report-hig...) (review date: 15.06.2021).

  23. Chen, W., Quan-Haase, A. (2020). Big Data Ethics and Politics: Toward New Understandings. Social Science Computer Review, 38 (1), 3–9.

  24. Cho, V., Jimerson, J. B. (2017). Managing digital identity on Twitter: The case of school administrators. Educational Management Administration & Leadership, 45 (5), 884–900.

  25. Cisco Annual Internet Report (2020). (Retrieved from  https://www.cisco.com/c/en/us/index.html) (review date: 09.12.2020).

  26. Clement, C. H. (2020). Be Prepared. Annals of the ICRP, 49 (4), 5–9.

  27. Cooley, S. C., Smith, L. R. (2013). Presenting me! An examination of self-presentation in US and Russian online social networks. Russian Journal of Communication, 5(2), 176–190.

  28. CYCC Network (2013). The power of technology: Improving services, programs and policy for children and youth. (Retrieved from http://cyccnetwork .org/technology) (review date: 12.03.2021).

  29. Daries, J.P., Reich, J., Waldo, J., Young, E. M., Whittinghill, J., Ho, A.D., Seaton, D.T., Chuang, I. (2014). Privacy, anonymity, and Big Data in the social sciences. Commun ACM, 57 (9), 56–63.

  30. DataReportal (2021). Digital 2021 Global Digital Overview. (Retrieved from https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-digital-overview) (review date: 18.05.2021).

  31. Dervin, F. (2020). Cultural identity, representation, and othering. In Jackson, J. (ed.) The Routledge handbook of language and intercultural communication. London: Routledge, 181−194.

  32. Dimock, M. (2019). Defining generations: Where Millennials end and Generation Z begins. (Retrieved from https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins, free) (review date: 10.06.2021).

  33. Duan, W., Mu, W., Bu, H. (2017). “Big data” versus “small data” in social sciences: A reflection of cross-cultural studies on structures of character strengths. Chinese Sociological Dialogue, 2 (3–4). 98–119.

  34. Erikson, E.H. (1959). Identity and the life cycle: Selected papers. Oxford: International Universities Press.

  35. Erikson, E.H. (1968). Identity: Youth and crisis. N.Y.: Norton.

  36. Favaretto, M., De Clercq, E., Elger, B.S. (2019). Big Data and discrimination: perils, promises and solutions. A systematic review. Journal of Big Data, 6, 12.

  37. GlobalWebIndex (2021). (Retrieved from https://www.gwi.com/) (review date: 15.02.2021).

  38. Goffman, E. (1959). The Presentation of Self in Everyday Life. New York: Anchor Books.

  39. Goriunova, O. (2019). The Digital Subject: People as Data as Persons. Theory, Culture & Society, 36 (6), 125–145.

  40. Gowricharn, R., Elahi, J. (2018). Digital institutions: the case of ethnic websites in the Netherlands. Identities, 27 (4), 442−461.

  41. Grasmuck, S., Martin, J., Zhao, S. (2009). Ethno-racial identity displays on Facebook*. Journal of Computer-Mediated Communication, 15, 158–188.

  42. Hargittai, E. (2020). Potential Biases in Big Data: Omitted Voices on Social Media. Social Science Computer Review, 38 (1), 10–24.

  43. Herring, S.C., Kapidzic, S. (2015). Teens, gender, and self- presentation in social media. In J. D. Wright (Eds.), International encyclopedia of social and behavioral sciences (pp. 146–152). Oxford: Elsevier.

  44. Hong, S., Na, J. (2018). How Facebook* is Perceived and Used by People Across Cultures. Social Psychological and Personality Science, 9 (4), 435–443.

  45. Huang, J., Kumar, S., Hu, C. (2020). Does Culture Matter? A Comparative Study on the Motivations for Online Identity Reconstruction Between China and Malaysia. SAGE Open, April-June, 1–17.

  46. Ioannidis, J.P. (2013). Informed consent, Big Data, and the oxymoron of research that is not research. American Journal of Bioethics, 13 (4), 40–42.

  47. Jackson, L. A., Wang, J.-L. (2013). Cultural differences in social networking site use: A comparative study of China and the United States. Computers in Human Behavior, 29, 910–921.

  48. Keles, B., McCrae, N., Grealish, A. (2020). A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents. International Journal of Adolescence and Youth, 25 (1), 79–93.

  49. Kim, Y., Sohn, D., Choi, S.M. (2011). Cultural difference in motivations for using social network sites: A comparative study of American and Korean college students. Computers in Human Behavior, 27, 365–372.

  50. Kiviluoto, J. (2015). Information literacy and diginatives: Expanding the role of academic libraries. IFLA Journal, 41 (4), 308–316.

  51. Kross, E., Verduyn, P., Demiralp, E., Park, J., Lee, D.S., Lin, N., Shablack, H., Jonides, J., Ybarra, O. (2013). Facebook* use predicts declines in subjective well-being in young adults. PLoS One, 8 (8), 1–6.

  52. Larsen, M.C. (2016). An ‘Open Source’ Network Identity. On Young People’s Construction and Co-construction of Identity on Social Network Sites. In M. Walrave, E. Vanderhoven, B. Segaert, K. Ponnet, J. Haers (Eds.). Youth 2.0: Social Media and Adolescence. Connecting, Sharing and Empowering. Springer, 21–39.

  53. Lee, G., Lee, J., Kwon, S. (2011). Use of social-networking sites and subjective well-being: A study in South Korea. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 14, 151–155.

  54. Li, X. (2020). Are All “Friends” Beneficial? The Use of Facebook* and WeChat and the Social Capital of College Students in Macau. SAGE Open, October-December, 1–9.

  55. Li, Y., Huang, Z.,, Tan, X., Liu, L. (2017). Cultural difference and cultural change in internet data. Advances in Psychological Science, 25 (6), 1045–1057.

  56. Lim, S.S. (2013). Media and Peer Culture: Young people sharing norms and collective identities with and through media. In D. Lemish (ed). Routledge Handbook of Children, Adolescents and Media (322–328).

  57. Lin, L.Y., Sidani, J.E., Shensa, A., Radovic, A., Miller, E., Colditz, J.B., Hoffman, B. L., Giles, L. M., Primack, B. A. (2016). Association between social media use and depression among US young adults. Depression and Anxiety, 33, 323–33.

  58. Lupton, D. (2016). The quantified self. San Francisco, CA: John Wiley & Sons.

  59. Ma, J.W., Yang, Y., Wilson, J.A.J. (2017). A window to the ideal self: a study of UK Twitter and Chinese Sina Weibo selfie-takers and the implications for marketers. Journal of Business Research, 74, 139–142.

  60. Makri, K., Schlegelmilch, B.B. (2017). Time orientation and engagement with social networking sites: A cross-cultural study in Austria, China and Uruguay. Journal of Business Research, 80, 155–163.

  61. Makri, K., Papadas, K., Schlegelmilch, B.B. (2019). Global social networking sites and global identity: A three-country study. Journal of Business Research, 130, 482–492.

  62. Martinho, T.D. (2018). Researching Culture through Big Data: Computational Engineering and the Human and Social Sciences. Social Sciences, 7 (12).

  63. Mertens, S., d’Haenens, L. (2010). The digital divide among young people in Brussels: social and cultural influences on ownership and use of digital technologies. Communications, 35, 187–207.

  64. Mesch, G.S. (2012). Minority Status and the Use of Computer-Mediated Communication: A Test of the Social Diversification Hypothesis. Communication Research, 39(3), 317–337.

  65. Montag, C., Yang, H., Elhai, J.D. (2021). On the Psychology of TikTok Use: A First Glimpse from Empirical Findings. Frontiers in Public Health, 9:641673.

  66. Montgomery, K.C., Chester, J., Milosevic, T. (2017). Children’s Privacy in the Big Data Era: Research Opportunities. Pediatrics, 140 (2), S117–S121.

  67. Moreno, D. (2017). Anxiety and social media: brain’s addiction to checking accounts. 2017. (Retrieved from http://www.ibtimes.com/anxiety-socialmedia-brains-addiction-checking-accounts-2573690) (review date: 15.06.2021).

  68. Oswald F.L. (2020). Future research directions for big data in psychology. In S. E. Woo, L. Tay, R.W. Proctor (Eds.), Big data in psychological research (427–441).

  69. Park, C., Jun, J., Lee, T. (2015). Consumer characteristics and the use of social networking sites: A comparison between Korea and the US. International Marketing Review, 32, 414–437.

  70. Peters, A.N., Winschiers-Theophilus, H., Mennecke, B.E. (2015). Cultural influences on Facebook* practices: A comparative study of college students in Namibia and the United States. Computers in Human Behavior, 49, 259–271.

  71. Qin, Y., Lowe, J. (2019). Is your online identity different from your offline identity? – A study on the college students’ online identities in China. Culture & Psychology, 1–29.

  72. Qiu, L., Chan, S., Chan, D. (2018). Big data in social and psychological science: theoretical and methodological issues. Journal of Computational Social Science, 1, 59–66.

  73. Qiu, L., Lin, H., Leung, A. K.-y. (2013). Cultural differences and switching of in-group sharing behavior between an American (Facebook*) and a Chinese (Renren) social networking site. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44 (1), 106–121.

  74. Rambaree, K., Knez, I. (2017). Young people’s identity & Facebook* behaviour: The role of gender and ethnicity. Cogent Social Sciences, 3, 1.

  75. Riva, G., Wiederhold, B., Cipresso, P. (2016). Psychology of Social Media: From Technology to Identity. The Psychology of Social Networking, 1, 4–14.

  76. Rui, J., Stefanone, M.A. (2013). Strategic self-presentation online: A cross-cultural study. Computers in Human Behavior, 29 (1), 110–118.

  77. Schwartz, S., Syed, M., Yip, T., Knight, G., Umaña-Taylor, A., Rivas-Drake, D. (2014). Methodological issues in ethnic and racial identity research: Theoretical precision, measurement issues, and research designs. Child Development, 85, 58–76.

  78. Song, H., Cramer, E.M., Park, N. (2019). Cultural Differences in Social Comparison on Facebook*. Behaviour & Information Technology, 38 (2), 172–183.

  79. Statistica. (2020). Social media – Statistics & Facts. (Retrieved from https://www.statista.com/topics/1164/social-networks/) (review date: 16.01.2021).

  80. Sun, L., Zhang, H., Zhang, S., Luo, J. (2020). Content-based analysis of the cultural differences between TikTok and Douyin. (Retrieved from arXiv[Preprint].arXiv:2011.01414) (review date: 16.01.2021).

  81. van der Merwe, P. (2017). Adolescent identities in the cyberworld. Journal of Psychology in Africa, 27 (2), 203–207.

  82. Wängqvist, M., Frisén, A. (2016). Who Am I Online? Understanding the Meaning of Online Contexts for Identity Development. Adolescent Research Review, 1 (2), 139–151.

  83. Yin, X.-Q., de Vries, D.A., Gentile, D.A., Wang, J.-L. (2019). Cultural Background and Measurement of Usage Moderate the Association Between Social Networking Sites (SNSs) Usage and Mental Health: A Meta-Analysis. Social Science Computer Review, 37 (5), 631–648.

  84. Yip, T. (2018) Ethnic/Racial Identity – A Double-Edged Sword? Associations with Discrimination and Psychological Outcomes. Current Directions in Psychological Science, 27 (3), 170–175.

  85. Zinchenko, Y., Shaigerova, L., Dolgikh, A., Almazova, O., Shilko, R., Vakhantseva, O. (2019). Connection between the amount of time spent by Russian teenagers on the internet and their psychological well-being. European Psychiatry, 56 (S1), S146–S146.

Прим.* Решением Тверского районного суда города Москвы от 21 марта 2022 года деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов-социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности. (https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/cases/docs/content/b23582e0-ae54-11ec-9dc4-77eec1d7bd14)




Скачать в формате PDF

Поступила: 14.02.2022

Принята к публикации: 27.03.2022

Дата публикации в журнале: 31.08.2022

Ключевые слова: идентичность; Я-виртуальное; цифровой субъект; цифровое поколение; психическое развитие; культурное опосредование; этнокультурный контекст; большие данные; глубинный анализ данных

DOI: 10.11621/vsp.2022.02.04

Доступно в on-line версии с: 31.08.2022

Номер 2, 2022