Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития

Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития

Аннотация

Актуальность. Развитие творческого мышления в детском возрасте имеет огромное значение как ресурс дальнейшей самореализации личности. Изучение механизмов формирования творческого мышления является одной из перманентно развивающихся направлений в психологии. В современных условиях во всем мире показатель креативности как навыка XXI века выступает индикатором качества образовательной среды, что подтверждает высокую степень социального запроса
на изучение психологии творческого мышления.

Целью исследования явился обзор современных эмпирических исследований зарубежных ученых о развитии творческого мышления в детском возрасте, проведенных за последние годы.

Методы. Критический анализ литературы по теме развития творческого мышления в детском возрасте.

Результаты. Анализ источников показывает, что преобладающими работами являются лонгитюдные исследования творческого мышления с целью выявления наиболее благоприятного периода для его развития. В качестве основного метода выявления творческого мышления применяется тест Е. Торранса. Среди индикаторов креативности ученые рассматривают дивергентность мышления. Отмечается разобщенность исследовательских линий зарубежных и российских ученых, что подтверждается отсутствием ссылок на работы российских авторов в зарубежных статьях по креативности.

Выводы. Обзор источников по развитию творческого мышления в детском возрасте позволяет выявить общие тенденции в дизайне исследований, преобладающие методики, применяемые для диагностики креативности детей. Общая линия исследований показывает, что большинство из них являются лонгитюдными. Исследования творческого мышления направлены на выявление причин, его обуславливающих. Творческое мышление рассматривается в связи с условиями образовательной среды и деятельности.
В частности, исследуются возможности организации игровой деятельности детей
по развитию творческого мышления.


Полный текст статьи смотрите на сайте РИНЦ или в формате pdf.

Литература

Бердяев Н.А. Творчество и объективация / Под ред. А.Г. Шиманского, Ю.О. Шиманской. Мн.: Эконопресс, 2000.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Модэк, 1996.

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 5-14.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Питер», 2007.

Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 44-51.

Кудрявцев В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: очевидное и неочевидное // Журнал практического психолога. 2005. № 6. С. 77-87.

Матюшкин А.М. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. №1. С. 9-17.

Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1994.

Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: АПН РСФСР, 1960.

Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: ЭКСМО, 2010.

Сысун О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству // Пачатковая школа. 2006. № 11. С. 14-17.

Торшина К.А. Современное исследование проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 123-132.

Чулюкин К.С., Баянова Л.Ф. Проблема креативности детей в современной зарубежной психологии развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 10. С.14 -21.

Acar, S., Runco, M. (2019). Divergent thinking: New methods, recent research, and extended theory. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 13, 153-158. doi:10.1037/aca0000231.

Ahmadi, N., Besançon, M. (2017). Creativity as a stepping stone towards developing other competencies in classrooms. Education Research International, 2, 1-9. 1357456. doi:10.1155/2017/1357456.

Baer, J. (2016). Implications of Domain Specificity for Creativity Assessment. Domain Specificity of Creativity, 103–140. doi:10.1016/B978-0-12-799962-3.00005-7.

Bai, H., Leseman, P.P.M., Moerbeek, M., Kroesbergen, E.H., Mulder, H. (2021). Serial Order Effect in Divergent Thinking in Five - to Six-Year-Olds: Individual Differences as Related to Executive Functions. J. Intell, 9, 20. doi:doi.org/10.3390/jintelligence9020020.

Barbot, B. (2018). The dynamics of creative ideation: Introducing a new assessment paradigm. Frontiers in Psychology, 9, 25-29. doi:doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02529.

Benedek, M., Fink, A. (2019). Toward a neurocognitive framework of creative cognition: the role of memory, attention, and cognitive control. Current Opinion in Behavioral Sciences, 27, 116-122. doi:10.1016/j.cobeha.2018.11.002.

Duncker, K. (1945). On Problem-Solving. Psychological Monographs, 58 (5), 1–113.

El-Murad, J., West, D. (2004) The definition and measurement of creativity: what do we know? Journal of Advertising Research, 44 (2), 188–201.

Fehr, K., Russ, S. (2016). Pretend play and creativity in preschool-aged children: Associations and brief intervention. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 10 (3), 296-308.

Fein, G. (1987). Pretend Play: Creativity and consciousness. Curiosity, imagination, and play, (pp.281-304). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Gilhooly, K., Fioratou, E. (2009). Executive functions in insight versus non-insight problem solving: An individual differences approach. Thinking and Reasoning, 15, 355–376.

González Restrepo, K., Arias-Castro, C., López-Fernández, V. (2019) Psychologist Papers, 40 (2), 125-132. doi:doi.org/10.23923/pap.psicol2019.2901.

Gralewski, J., Lebuda, I., Gajda, A., Jankowska, D. M., Wiśniewska, E. (2016). Slumps and jumps: Another look at developmental changes in creative abilities. Creativity. Theories–Research-Applications, 3, 152–77. doi:10.1515/ctra-2016-0011.

Guilford, J. (1957). Creative abilities in the arts. Psychological Review, 64 (2), 110-118.

Henriksen D., Mishra P., P. Fisser. (2016). Infusing creativity and technology in 21st century education: A systemic view for change. Educational Technology and Society, 19 (3), 27–37.

Hoffmann, J., Russ, S. (2012). Pretend play, creativity, and emotion regulation in children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6 (2), 175-184.

Kaugars, A., Russ, S. (2009). Assessing pre-school children’s play: Preliminary validation of the affect in play scale – preschool version. Early Education and Development, 20, 733- 755.

Krampen, G. (2012). Cross-Sequential Results on Creativity Development in Childhood Within two Different School Systems: Divergent Performances in Luxembourg Versus German Kindergarten and Elementary School Students. Europe’s Journal of Psychology, 8 (3), 423-448. doi:doi.org/10.5964/ejop.v8i3.468.

Lilly, F. R. (2020). Creativity and cognitive development in adolescence. Encyclopedia of Child and Adolescent Development, 1-10. doi:doi.org/10.1002/9781119171492.wecad371.

Lilly, F., Bramwell-Rejskind, G. (2004). The dynamics of creative teaching. Journal of Creative Behavior, 38, 102-124.

Markovits, H., de Chantal, P. (2020). The Semantic Retrieval Model and Divergent Thinking as Critical to Understanding Logical Reasoning in Children, 6 (1), 81-98 doi:10.1163/9789004444591_006

Nicolopoulou, A. (2007). The interplay of play and narrative in children’s development: Theoretical reflections and concrete examples, 247-273. New York: Lawrence Erlbaum Associates.

Nikkola, T., Reunamo, J., Ruokonen, I. (2020). Children’s creative thinking abilities and social orientations in Finnish early childhood education and care. Early Child Development and Care. 192 (6), 872-876. doi:10.1080/03004430.2020.1813122.

Nusbaum, E., Silvia, P. (2011). Are intelligence and creativity really so different?: Fluid intelligence, executive processes, and strategy use in divergent thinking. Intelligence, 39 (1), 36–45. doi:10.1016/j.intell.2010.11.002

Prieto, M., García, C., Gómez, M., Prieto Sánchez, M. (2021). University of Murcia Location: Ibero-American journal of diagnosis and psychological evaluation, 59, 35-47.

Runco, M. (2008) Creativity and education. New Horizons in Education, 56, 96-104.

Runco, M., Jaeger, G. (2012). The Standard Definition of Creativity. Creativity Research Journal, 24, 92-96. doi:10.1080/10400419.2012.650092

Russ, S. (2014). Pretend play in creativity: Foundation of adult creativity. Washington, DC: American Psychological Association.

Schellig, D., Schuri, U., Arendasy, M. (2011). Manual nback nonverbal. Mödling: Schufried.

Singer, D., Singer, J. (1990). The house of make-believe: Children’s play and the the developing imagination. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Torrance, E.P. (1965). Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning.

Unsworth, N., Engle, R. W. (2007). The nature of individual differences in working memory capacity: Active maintenance in primary memory and controlled search from secondary memory. Psychological Review, 114, 104–132.

Wertheimer, M. (1966). Productive Thinking. L : Ass. Book Publ.

Zdanevych, L. et al. (2020). Creativity formation in the context of social and psychological adaptation of preschoolers aged 5-6 years. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. Special issue of Current Research and Trends in Cognitive Sciences, 8, 79-91.

Поступила: 05.02.2022

Принята к публикации: 29.03.2022

Дата публикации в журнале: 31.08.2022

Ключевые слова: творческое мышление; креативность; психология развития; навыки XXI века; игра; исполнительные функции

Доступно в on-line версии с: 31.08.2022

Номер 2, 2022