Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Обзор истории китайской психологии

Аннотация

Актуальность. Данный материал будет очень полезен для российских ученых, поскольку позволит им оценить достижения китайской психологии. Авторы статьи полагают, что русские психологи заинтересуются историей, состоянием развития и достижениями китайской психологической науки.

Цель. В этой статье представлена история развития китайской психологии в различные исторические периоды, а также представлены результаты исследований психологии в различные периоды в Китае. Авторы пытаются разделить базовые термины «китайская психология» и «психология в Китае».

Методы. Для достижения цели мы будем использовать такие общенаучные методы, как анализ научной литературы, сопоставительный метод, метод обобщения.

Результаты. С развитием психологии увеличилась важность прикладной психологии. Достижения психологии крайне важны для таких областей, как образование, медицина и политология. В последние годы технологические изменения влияют на все сферы жизни, а появление Интернета также дало простор для новых подходов и методов теоретических и прикладных исследований психологии. Благодаря интернет-технологиям китайская психология стала активно развиваться.

Выводы. Сегодня, когда психология более чем за 100 лет развития стала самостоятельной наукой, необходимо изучать достижения древнекитайской психологической мысли по четырем причинам: во-первых, Китай является одним из мест зарождения психологии; во-вторых, китайская психология обогатила другие психологические школы; в-третьих, необходима работа по созданию психологической системы с китайской спецификой; в-четвертых, изучение китайской психологии позволит изучить культуру и приобщиться к знаниям древних китайских мыслителей.

Литература

Ван А. Теория и практика китайской психологии в области образования коренных народов // Теория и практика педагогики. 2007. № 1. C. 4551.

Ван Г. Современное состояние российской психологии в постсоветский период рассвета психологической науки // Развития психологической науки. 2012. № 6. C. 944948.

Ван С., Чжан Я. Психология коренных народов Китая и ее особенности // Дайджест социальных наук. 2017. № 4 C. 6870.

Гун Х., Хуан С. Классное коллективное строительство и развитие личности учащихся. Гуанчжоу. Guangdong Education Press,1999.

Гэ Л. Новые интерпретации и новые способы использования терминов традиционной психологии китайцев // Журнал Шаньдунского педагогического университета (издание по гуманитарным и социальным наукам). 2004. № 3. C. 38.

Лин Ч. Образовательные исследования по ускорению китаизации психологических исследований // Исследования педагогики. 2019. № 10. C. 155159.

Лю Ч. Китайская психология: что возможно? Как это установить? // Журнал Нанкинского педагогического университета (издание по социальным наукам). 2018. № 4. C. 513.

Лян Ц. Простой тест буддийской психологии // «Избранная психология», книжная компания «Чжунхуа», переиздаваемый за 22 года существования Китайской Республики. 1922. № 1. 1-6.

Пан Г.Э. Сексуальная психология. Пекин: Саньлянь, 1987.

Пань Ш. Сборник психологии Пань Шу. Нанкин. Изд-во Цзянсуского образования, 1987.

Пэн К., Чжун Н. Психология и развитие Китая: куда идет китайская психология? Пекин: China Light Industry Press, 2010.

Пэн Я. Другой голос: современное неоконфуцианство и китайская гуманистическая психология // Психологический журнал. 2007. № 4. C. 754760.

Пэн Я. Создание и построение системы китайского журнала психологии разума и природы // Северо-Западный педагогический университет (издание по социальным наукам). 2020. № 4. C. 54–62.

Фан Г., Тянь С., Би Х. Детское логарифмическое познание и стратегии // Acta Psychologica Sinica, 2001. №1. C. 3036.

Цай Ю. Избранные произведения эстетики Цай Юаньпея. Пекин: Издательство Пекинского университета, 1983.

Цао Ч., Донг Г. Ретроспектива века и перспективы китайской психологии // Гуанси. Социальные науки. 2001. №4. C. 1719.

Чэнь П. Чтение Пань Чжэ о намерении исследовать новое прочтение «Психологических» заметок по психологии профессора Пань И // Иновация психологии. 1984. № 4. C. 17.

Шао Б., Чен В. «Крестный отец» китайской физиологической психологии: Ван Цзинси // Популярная психология. 2016. № 7. С. 4546.

Шу Ю. Строительство школ и будущее китайской психологии // Оценка социальных наук в Китае. 2016. № 3. C. 5462.

Ответ на Рекомендацию № 5612 третьей сессии Тринадцатого Всекитайского собрания народных представителей, Рекомендация Гаогао [2020] № 587. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/xxgk_jyta/jyta_gaojiaosi/202101/t20595101010

Скачать в формате PDF

Поступила: 24.11.2021

Принята к публикации: 27.03.2022

Дата публикации в журнале: 31.08.2022

Ключевые слова: история психологии; китайская психология; сознание; периодизация китайской психологии; философия; Китай; марксизм; современная китайская психология

DOI: 10.11621/vsp.2022.02.01

Доступно в on-line версии с: 31.08.2022

Номер 2, 2022