Количественные методы в историко-психологическом исследовании категориальной структуры ценностей и образов разных культур
Аннотация
Актуальность. Растущий интерес к историческому развитию социальных систем требует оценки возможностей выполнения количественного сравнения психологических характеристик человека и общества различных эпох.
Цель. Выявить структуру социальных ценностей и характеристик актуальных образов по вербальным и визуальным текстам культур прошлого.
Методы. Для кодирования текстов использованы характеристики поведения, описывающие базовые культурные размерности Г. Хофстеде (Hofstede, 1980). Психосемантическая оценка восприятия произведений искусства проводилась с использованием шкалы, построенной на основе факторов 2-го порядка многоаспектной пятифакторной модели личности Five Factor Model (FFM) П. Коста, Р. МaкКрэя (опросник NEO-PI-R в адаптации В.Е. Орла и соавт.) и шкалы восприятия образа человека в массовой коммуникации Л.В. Матвеевой и соавт.
Выборка. А) Античные греческие и римские тексты VII в. до н.э. — IV в., древнерусские тексты XI–XVII вв., византийские тексты V–XV вв. и тексты средневековой европейской культуры по XVII в. — всего 205 отдельных текстов.
Б) Визуальный стимульный материал по культурам: Древняя Греция (VII–I вв. до н.э.); Древний Рим (VII в. до н.э. — IV в.); Византия (V–XV вв.); Россия (XI–XIX вв.); Европа (IX, XI–XVII вв.) оценивали 68 респондентов в возрасте от 14 до 70 лет.
Результаты. Анализ надежности и конфирматорный факторный анализ в целом подтвердили структуру пятифакторной модели личности и базовых размерностей культуры по Г. Хофстеде на материале исторических текстов и произведений искусства. Наименее устойчивы размерность «маскулинность» Хофстеде и фактор «открытость опыту» личностной модели. Эксплораторный факторный анализ данных по историческим текстам дал факторную структуру, отражающую отдельные аспекты размерностей Хофстеде. В целом воспроизведены корреляции между личностными чертами и базовыми размерностями культуры, описанные Г. Хофстеде и Р. МакКрэем (Хофстеде, МакКрэй, 2010). Отличия в основном касаются фактора пятифакторной модели «экстраверсия». Обсуждаются особенности описанных в исторических нарративах социальных ситуаций, не фиксируемых характеристиками поведения, описывающими базовые размерности культуры по Хофстеде.
Выводы. Субразмерности современных моделей личности и культурных ценностей позволяют получить количественную оценку культур прошлого.
Практическое применение. Результаты могут быть использованы для разработки методики количественной оценки социокультурных ценностей в историко-психологических исследованиях.
Литература
Артемьева E.Ю. Психология субъективной семантики. М.: ЛКИ, 2007.
Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада. Документы. Англия. Византия. Германия. Россия. Франция // © 2001–2014. [Электронный ресурс] // URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty (дата обращения: 22.09.2020).Данилова А.Г. Дисперсионный анализ в исследовании культурных текстов прошлого: исторические нарративы и произведения искусства // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 64−77.
Данилова А.Г. Математическое моделирование культурно-исторических процессов по данным анализа культурных текстов // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 2. С. 90−104. doi: 10.7868/80205959218020095
Емельянова Т.П. Коллективная память о событиях отечественной истории: социально-психологический подход. М.: Институт психологии РАН, 2019.
Женин И.А. Исторические мифы и коллективная память в пространстве исследовательских практик // Шаги. Steps. 2021. Т. 7, № 1. С. 9−28.
Журавлев А.Л., Китова Д.А. Социально-психологический анализ образа Петра I (по материалам Научной электронной библиотеки) // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 6. С. 57−68. doi: 10.31857/s020595920012589-3
Кольцова В.А. Метод психолого-исторической реконструкции прошлого. Историческая психология: предмет, структура и методы / Под ред. А.А. Королева. М.: Изд-во МосГУ, 2004.
Мартиндейл К. Эволюция и конец искусства как гегелианская трагедия // Психология: журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, № 1. С. 111−119.
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации: учеб. пособие для студентов фак. психологии вузов по направлению: 5210000 и 020400 — «Психология». М.: РИП-Холдинг, 2004.
Митина О.В. Альфа Кронбаха: когда и зачем ее считать. Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике, 8–11 сентября 2015: в 2 т. Т. 1 / Под. ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.
Нечаева А.А. Нарративный анализ как метод исследования коллективной памяти // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 2 (21). С. 81−93. doi: 10.28995/2073-6401-2020-2-81-93
Орел В.Е., Рукавишников А.А., Сенин И.Г. Опыт адаптации методики диагностики личностных характеристик. Психологический пульс Ярославля: сборник / Под ред. В.В. Новикова. Ярославль, 1998.
Памятники литературы Древней Руси: в 12 т. / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. М.: Художественная литература, 1978−1994.
Петренко В.Ф. Интуитивизм в исторической психологии // Историческая психология и социология истории. 2009. Т. 2, № 1. С. 28−44.
Петренко В.Ф. Конструирование истории // Методология и история психологии. 2018. № 1. С. 15−33 doi: 10.7868/s1819265318010028
Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990.
Римские историки IV века. М.: РОССПЭН, 1997.
Рыжов Б.Н. Психологический возраст цивилизации: XV век, раннее Возрождение // Системная психология и социология. 2018. № 2 (26). С. 59−68.
Тит Ливий. История Рима от основания города: в 3 т. М.: Наука, 1989−1993.
Хофстеде Г., МакКрэй Р.Р. Возвращаясь к обсуждению личности и культуры: связь личностных черт и культурных осей // Социологический журнал. 2010. № 4. С. 9−41.
Andrijauskas, A. (2022). The Sources of the Psychology of Art and Its Place among the Disciplines That Study Art and Creativity. Arts, 11, 96. (Retrieved from http:// doi.org/10.3390/arts11050096) (review date: 22.09.2022).
Costa Jr, P.T., McCrae, R.R. (1995). Domains and facets: Hierarchical personality assessment using the Revised NEO Personality Inventory. Journal of Personality Assessment, 64 (1), 21–50.
Hofstede, G. (1980). Culture’s Consequences. Beverly Hills, CA: Sage.
Jenkins, L. (2017). Does personality effect facial emotion recognition? A comparison between the older Ekman Emotion Hexagon Test and a newly created measure. Madridge Journal of Neuroscience, 1 (1), 38–46. doi: 10.18689/mjns-1000107
Liu, J., Zeineddine, F., Choi, S., Zhang, R., Vilar, R., Páez, D. (2021). Living historical memory: Associations with national identity, social dominance orientation, and system justification in 40 countries. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 10 (1), 104−116. doi: 10.1016/j.jarmac.2020.09.007
Markey, Р., Jakesch, М., Leder, Н. (2019). Art looks different — Semantic and syntactic processing of paintings and associated neurophysiological brain responses. Brain and Cognition, 134, 58−66. doi: 10.1016/j.bandc.2019.05.008
Méndez, L., Cavalli, S., Pizarro, J., Telletxea, S., Castro-Abril, P., Padoan, S., Páez, D. (2022). The association between recall of historical events and well-being. Revista de Psicologia Social, 37 (2), 309−333. doi: 10.1080/02134748.2022.2034291
Moore, A., Rappaport, L., Blair, R., Pine, D., Leibenluft, E., Brotman, M., Hettema, J., Roberson-Nay, R. (2019). Genetic underpinnings of callous-unemotional traits and emotion recognition in children, adolescents, and emerging adults. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 60 (6), 638–645. doi: 10.1111/jcpp.13018Myszkowski, N., Storme, M., Zenasni, F. (2016). Order in complexity: How Hans Eysenck brought differential psychology and aesthetics together. Personality and Individual Differences, 103, 156−162. doi: 10.1016/j.paid.2016.04.034
Поступила: 30.07.2022
Принята к публикации: 02.12.2022
Дата публикации в журнале: 10.03.2023
Ключевые слова: историческая психология; психосемантика; культурные нормы и ценности; художественная коммуникация; образ человека; пятифакторная модель личности; контент-анализ; модель базовых культурных размерностей Г. Хофстеде
DOI: 10.11621/vsp.2023.01.10
Данилова, А.Г. (2023). Количественные методы в историко-психологическом исследовании категориальной структуры ценностей и образов разных культур. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(1), 221-246. https://doi.org/10.11621/vsp.2023.01.10
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная