Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Стратегии совладания с неопределенностью как предиктор психологического благополучия у абитуриентов 2020

Аннотация

Актуальность. Традиционно выпускные экзамены выступают серьезным фактором стресса для поступающих в вузы. В 2020 году поступление осложнилось пандемией COVID-19, когда абитуриенты столкнулись с дополнительными трудностями, связанными с условиями режима самоизоляции. Это могло проявиться, в частности, в выраженности у них симптомов тревоги и депрессии.

Целью настоящего исследования было сравнение уровня выраженности тревоги и депрессии выпускников и учеников 9–10 классов, а также анализ вклада стратегий совладания с неопределенностью в выраженность симптомов психологического неблагополучия.

Методики и выборка. Использовались Мельбурнский опросник принятия решений в адаптации Т.В. Корниловой; Госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS в адаптации А.В. Андрющенко, М.Ю. Дробижева, А.В. Добровольского; оригинальная анкета «Основные страхи поступающих», разработанная авторами.

Выборку составили 170 учащихся 9–11 классов в возрасте 16–18 лет из разных городов России, на добровольной основе заполнивших google-форму. Группами сравнения выступили школьники учащиеся 11 класса (N = 96) и ученики 9–10 классов (N = 74).

Результаты. Полученные результаты выявили, что предпочитаемые стратегии принятия решений вносят значимый вклад в уровень выраженности симптомов тревоги и депрессии. Достоверных различий в выраженности тревоги и депрессии у абитуриентов по сравнению с 9–10 классами выявлено не было.

Выводы. В настоящем исследовании удалось показать, что одним из средств снижения симптомов психологического неблагополучия абитуриентов в условиях пандемии выступают предпочитаемые стратегии совладания с неопределенностью.

Литература

  1. Андрюшенко А.В., Дробижев М.Ю., Добровольский А.В. Сравнительная оценка шкал CES-D, BDI и HADS(d) в диагностике депрессий в общемедицинской практике // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2003. № 5. С. 11–18.

  2. Корнилова Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 31. [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/883-kornilova31.html (дата обращения: 09.04.2021)

  3. Корнилова Т.В. Перспективы динамической парадигмы в психологии выбора // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. [Электронный ресурс] // URL:http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1013-kornilova36.html(дата обращения: 10.04.2021)

  4. Леонтьев Д.А. Психология выбора. Часть I. За пределами рациональности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 5. С. 5–18.

  5. Першина О. Предэкзаменационный стресс у старших школьников в условиях подготовки к сдаче единого государственного экзамена // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Т. 2, № 1. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/28 (дата обращения: 05.07.2021)

  6. Стрижиус Е.И. К проблеме формирования тревожности в переходный период (от подросткового к юношескому возрасту) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 12. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-trevozhnosti-v-perehodnyy-period-ot-podro... (дата обращения: 07.07.2021).

  7. Терехова О.И., Богданова М.В. Эффективность совладающего поведения старшеклассников в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского / редкол.: Л.И. Дементий, А.Ю. Маленова, А.А. Маленов. Электрон. текст. дан. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. С. 109–112.

  8. Andringa, T.C., & Denham, F.C. (2021). Coping and co-creation: one attempt and one route to well-being [Electronic resource] Psychology in Russia: State of the Art, 14, 2. URL: https://psyarxiv.com/fxyg9/ (date of retrieval: 06.08.2021).

  9. Clemens, V., Deschamps, P., & Fegert, J.M., et al. (2020). Potential effects of “social” distancing measures and school lockdown on child and adolescent mental health. European Child & Adolescent Psychiatry, 29 (6), 739–742.

  10. Coiro, M.J., Bettis, A.H., & Compas, B.E. (2016). College students coping with interpersonal stress: Examining a control-based model of coping. Journal of American College Health, 65 (3), 177–186.

  11. Das, N. (2020) Psychiatrist in post-COVID-19 era — Are we prepared? Asian journal of psychiatry, 51, 102082.

  12. Epishin, V.E., Salikhova, A.B., Bogacheva, N.V.*, Bogdanova, M.D., Kiseleva, M.G. (2020). Mental Health and the COVID-19 Pandemic: Hardiness and Meaningfulness Reduce Negative Effects on Psychological Well-Being. Psychology in Russia: State of the Art, 13 (4), 75–88.

  13. Fegert, J.M., Vitiello, B., Plener, P.L., & Clemens, V. (2020). Challenges and burden of the Coronavirus 2019 (COVID-19) pandemic for child and adolescent mental health: a narrative review to highlight clinical and research needs in the acute phase and the long return to normality. Child and adolescent psychiatry and mental health, 14, 20.

  14. Hyseni Duraku, Z., & Hoxha, L. (2018). Self-esteem, study skills, self-concept, social support, psychological distress, and coping mechanism effects on test anxiety and academic performance. Health psychology open, 5 (2), 2055102918799963.

  15. Janis, I.L., Mann, L. (1977). Decision making: A psychological analysis of conflict, choice, and commitment. N.Y.: The Free Press.

  16. Mann, L., Burnett, P., Radford, M., & Ford, S. (1997) The Melbourne Decision Making Questionnaire: An instrument for measuring patterns for coping with decisional conflict. Journal of Behavioral Decision Making, 10 (1), 1–19.

  17. Mark, G., & Smith, A. P. (2018). Coping and Its Relation to Gender, Anxiety, Depression, Fatigue, Cognitive Difficulties and Somatic Symptoms. Journal of Education, Society and Behavioural Science, 25 (4), 1–22.

  18. Rasskazova, E.I., Leontiev, D.A., Lebedeva, A.A. (2020). Pandemic as a Challenge to Subjective Well-Being: Anxiety and Coping. Counseling Psychology and Psychotherapy, 28, 2, 90–108.

  19. Sarı, S. A., Bilek, G., & Çelik, E. (2017) Test anxiety and self-esteem in senior high school students: a cross-sectional study. Nordic Journal of Psychiatry, 72 (2), 84–88.

  20. Singh, S., Roy, D., Sinha, K., Parveen, S., Sharma, G., & Joshi, G. (2020). Impact of COVID-19 and lockdown on mental health of children and adolescents: A narrative review with recommendations. Psychiatry Research, 293, 113429.

  21. Sun, X., Niu, G., You, Z., Zhou, Z., & Tang, Y. (2017). Gender, negative life events and coping on different stages of depression severity: A cross-sectional study among Chinese university students. Journal of Affective Disorders, 209, 177–181.

  22. Zigmond, A.S., & Snaith, R.P. (1983). The Hospital Anxiety and Depression Scale. Acta Psychiatrica Scandinavica, 67 (6), 361–370.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 09.10.2021

Принята к публикации: 10.12.2021

Дата публикации в журнале: 30.03.2022

Ключевые слова: Пандемия COVID-19 ; Неопределённость; Копинг-стратегии; Тревога; Депрессия; Абитуриенты

DOI: 10.11621/vsp.2022.01.04

Номер 1, 2022