Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор

Аннотация

Актуальность. Как речь, так и аффективная сфера имеют критически важное значение для развития ребенка, его академической успешности. Необходимо изучать взаимосвязь этих психических функций, поскольку это дает новые возможности для развития дошкольников.

Цель. Обзор классических и современных исследований отечественных и зарубежных ученых о видах взаимосвязи речевого и эмоционального развития у детей дошкольного возраста.

Методика. Критический анализ литературы по теме эмоционального и речевого развития и их связи.

Результаты. На основании проанализированных работ делается вывод о тесной связи и взаимодействии эмоциональной и языковой сферы ребенка в процессе онтогенеза. Особенное внимание уделяется взаимосвязи эмоциональной компетентности ребенка (умении распознавать и называть эмоции) и уровнем развития лексического аспекта, особенно знанием слов, связанных с аффективной сферой. Другой значительной областью пересечения языка и эмоций стала сфера общения, которая у ребенка тем успешнее, чем лучше развиты у него как речь, так и эмоции. В качестве интерпретации предлагается несколько подходов — как культурно-исторический подход Л.С. Выготского, так и современные когнитивные модели.

Выводы. Данный анализ позволяет ознакомиться с новейшими отечественными и зарубежными работами в области взаимосвязи речи и эмоций детей и увидеть возможности для практического применения изложенных подходов. В частности, оценить вклад речевых функций в эмоциональную регуляцию и саморегуляцию ребенка, а также усовершенствовать развитие эмоционального словаря детей.

Благодарности: Работа выполнена при поддержке проекта РНФ №20-18-00457.

Литература

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М.: Педагогика, 1999.

Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Якупова В.А. Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Психология. Педагогика. Серия 16. 2018. № 8. С. 293–311. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2018.306

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008.

Аскерли А.С. Распознавание эмоций в дошкольном возрасте: теоретический анализ проведенных исследований // Современное дошкольное образование. 2019. № 3. С. 46–55. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10047

Баенская Е.Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии. М.: Издательство УРАО, 2001.

Брангье Ж.К. Беседы с Жаном Пиаже. Беседа шестая (май-июнь 1969): Знание и аффективность // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 6. С. 92–94.

Бучнева Е.Ю., Селезнева Ю.В., Чуприна Д.А. Детский театр и эмоциональный интеллект старших дошкольников: сборник методических материалов. Ростов-на-Дону: Foundation, 2020.

Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2011. Т. 4. С. 9–16.

Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Ощепкова Е.С. Взаимосвязь понимания эмоций и смысловых аспектов нарратива дошкольников // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4. С. 76–84. DOI: 10.22204/2410-4639-2019-104-04-76-84

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 14–27.

Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 264–273.

Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.

Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении. Дисс… канд. пед. наук. Новокузнецк, 2011.

Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018.

Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал. 2018. Т. 29. № 1 С. 6–16.

Еливанова М.А. Эмоции как компонент когнитивного развития, их роль в речевом и коммуникативном развитии ребенка: некоторые наблюдения // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции. 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт- Петербург). 2015. С. 103–109. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24369703 (дата обращения: 10.04.2021).

Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. 

Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3. С. 71–79.

Кравцов Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 53–64.

Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: РГГУ. 2017.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2003.

Микляева Н.В., Виноградова Н.А., Князев Е.А., Маринюк А.А., Степанова О.А., Юганова И.В., Красильников И.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. М.: Юрайт, 2019.

Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2020. Т. 99. № 3. С. 32–39. (2020б) DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10072

Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.: Академический проект, 2006.

Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2009.

Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2017.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 1. С. 7–14.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие. М.: Владос, 2000.

Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика. М.: Ин-т языкознания РАН, 1999.

Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 60–66.

Agnoli, S. et al. (2012). The interaction between emotional intelligence and cognitive ability in predicting scholastic performance in school-aged children. Personality and Individual Differences, 5, 660–665.

Aznar, A., & Tenenbaum, H. (2013). Spanish parents' emotion talk and their children's understanding of emotion. Frontiers in Psychology, 4, 670. DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00670

Beck, L., Kumschick, I.R., Eid, M., & Klann-Delius, G. (2012). Relationship between language competence and emotional competence in middle childhood. Emotion, 12, 503–514. DOI: 10.1037/a0026320

Bohlmann, N.L., Maier, M.F., & Palacios, N. (2015). Bidirectionality in self-regulation and expressive vocabulary: Comparisons between monolingual and dual language learners in preschool. Child Development, 86, 1094–1111. DOI: 10.1111/cdev.12375

Bosacki, S.L., & Moore, C. (2004). Preschoolers' understanding of simple and complex emotions: Links with gender and language. Sex roles, 50, 659–675. DOI: 0.1023/B:SERS.0000027568.26966.27

Brooks, J.A., Shablack, H., Gendron, M., Satpute, A.B., Parrish, M.H., & Lindquist, K.A. (2017). The role of language in the experience and perception of emotion: A neuroimaging meta-analysis. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 12, 169–183. DOI: 10.1093/scan/nsw121

Brown, J.R., & Dunn, J. (1996). Continuities in emotion understanding from three to six years. Child development, 67, 789–802.

Bullock, M., & Russell, J.A. (1984). Preschool children's interpretation of facial expressions of emotion. International Journal of Behavioral Development, 7, 193–214.

Calkins, S.D., & Bell, M.A.E. (2010). Child development at the intersection of emotion and cognition. W.: American Psychological Association.

Carpenter, J.L., & Drabick, D.A. (2011). Co-occurrence of linguistic and behavioural difficulties in early childhood: A developmental psychopathology perspective. Early Child Development and Care, 181, 1021–1045. DOI: 10.1080/03004430.2010.509795

Cassidy, J., Parke, R.D., Butkovsky, L. & Braungart, J.M. (1992). Family-peer connections: The roles of emotional expressiveness within the family and children's understanding of emotions. Child development, 63, 3, 603–618.

Clark, E.V. (2009). First Language acquisition. C.: Cambridge university press.

Cohen, J.S., & Mendez, J.L. (2009). Emotion regulation, language ability, and the stability of preschool children's peer play behavior. Early Education and Development, 20, 1016–1037. DOI: 10.1080/10409280903305716

Cole, P.M., Dennis, T.A., Smith-Simon, K.E., & Cohen, L.H. (2009). Preschoolers' emotion regulation strategy understanding: Relations with emotion socialization and child self-regulation. Social Development, 18, 324–352. DOI: 10.1111/j.1467-9507.2008.00503.x

Conti-Ramsden, G., Mok, P., Durkin, K., Pickles, A., Toseeb, U., & Botting, N. (2019). Do emotional difficulties and peer problems occur together from childhood to adolescence? The case of children with a history of developmental language disorder (DLD). European Child & Adolescent Psychiatry, 28, 993–1004. DOI: 10.1007/s00787-018-1261-6

Conti-Ramsden, G., Mok, P.L.H., Pickles, A., & Durkin, K. (2013). Adolescents with a history of specific language impairment (SLI): Strengths and difficulties in social, emotional and behavioral functioning. Research in Developmental Disabilities, 34, 4161–4169. DOI: 10.1016/j.ridd.2013.08.043

Day, K.L., & Smith, C.L. (2013). Understanding the role of private speech in children's emotion regulation. Early Childhood Research Quarterly, 28, 405–414. DOI: 10.1016/j.ecresq.2012.10.003

De Stasio, S., Fiorilli, C., & Di Chiacchio, C. (2014). Effects of verbal ability and fluid intelligence on children's emotion understanding. International Journal of Psychology, 49, 409–414. DOI: 10.1002/ijop.12032

Denham, S.A., Zoller, D., & Couchoud, E.A. (1994). Socialization of preschoolers' emotion understanding. Developmental psychology, 30, 928–936. DOI: 10.1037//0012-1649.30.6.928

Dunn, J., Bretherton, I., & Munn, P. (1987). Conversations about feeling states between mothers and their young children. Developmental psychology, 23, 132–139. DOI: 10.1037/0012-1649.23.1.132

Dunn, J., Brown, J., & Beardsall, L. (1991). Family talk about feeling states and children's later understanding of others' emotions. Developmental psychology, 27, 448–455.

Dunn, L.M., & Dunn, D.M. (2007). PPVT-4: Peabody picture vocabulary test Minneapolis. MN.: Pearson Assessments.

Etkind, E.G. (1985). The matter of verse. Paris: Institut d’etudes slaves.

Farina, E., Albanese, O., & Pons, F. (2007). Making inferences and individual differences in emotion understanding. Psychology of language and communication, 11, 3–19.

Fisher, K.W., Shaver, P.R., & Carnochan, P. (1990). How emotions develop and how they organize development. Cognition and Emotion, 4, 81–127. DOI: 10.1080/02699939008407142

Galasyuk, I.N., Lavrova, M.A., Suleymanova, E.V., & Kiselev, S.Y. (2019). Parent Responsiveness and its Role in Neurocognitive and Socioemotional Development of One-Year-Old Preterm Infant. Psychology in Russia: State of the Art, 12, 86–104. DOI: 10.11621/pir.2019.0307

Gil, S., Aguert, M., Bigot, L.L., Lacroix, A., & Laval, V. (2014). Children’s understanding of others’ emotional states: Inferences from extralinguistic or paralinguistic cues? International Journal of Behavioral Development, 6, 539-549. DOI: 10.1177/0165025414535123

Grazzani, I. et al. (2018). The relation between emotion understanding and theory of mind in children aged 3 to 8: The key role of language. Frontiers in psychology, 9, 724. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00724

Hale, C.M., & Tager-Flusberg, H. (2003). The influence of language on theory of mind: A training study. Developmental science, 6, 3, 346–359. DOI: 10.1111/1467-7687.00289

Harris, P.L., de Rosnay, M., Pons, F. (2005). Language and Children's Understanding of Mental States. Current Directions in Psychological Science, 14, 69-73. DOI: 10.1111/j.0963-7214.2005.00337.x

Izard, C.E., & Malatesta, C.Z. (1987). Perspectives on emotional development I: Differential emotions theory of early emotional development. Wiley & Sons.

Lindquist, K.A. (2009). Language is Powerful. Emotion Review, 1, 16–18. DOI: 10.1177/1754073908097177

Montroy, J.J., Bowles, R.P., Skibbe, L.E., McClelland, M.M., & Morrison, F.J (2016). The development of self-regulation across early childhood. Developmental Psychology, 52, 1744–1762. DOI: 10.1037/dev0000159

Pekrun, R., & Linnenbrink-Garcia, L. (2014). International handbook of emotions in education. N.Y.: Routledge. DOI: 10.4324/9780203148211

Pianta, R., LaParo, K., & Hamre, B. (2008). Classroom Assessment Scoring System PreK manual. Baltimore, MD: Brookes.

Pons, F., & Harris, P. (2000). Test of emotion comprehension: TEC. University of Oxford.

Pons, F., Harris, P.L., & de Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology, 1, 127–152. DOI: 10.1080/17405620344000022

Pons, F., Lawson, J., Harris, P.L., & De Rosnay, M. (2003). Individual differences in children's emotion understanding: Effects of age and language. Scandinavian journal of psychology, 44, 347-353. DOI: 10.1111/1467-9450.00354

Premack, D., & Woodruff, G. (1978). Does the chimpanzee have a “Theory of Mind”? Behavioral and Brain Sciences, 4, 515–526. DOI: 10.1017/S0140525X00076512

Ridgeway, D., Waters, E., & Kuczaj, S.A. (1985). Acquisition of emotion-descriptive language: Receptive and productive vocabulary norms for ages 18 months to 6 years. Developmental Psychology, 21, 901–908. DOI: 10.1037/0012-1649.21.5.901

Roberts, W.L., & Strayer, J. (1987). Parents' responses to the emotional distress of their children: Relations with children's competence. Developmental Psychology, 23, 415–422. DOI: 10.1037/0012-1649.23.3.415

Saltzman, J.A. et al. (2018). Development of appetite self-regulation: Integrating perspectives from attachment and family systems theory. Child Development Perspectives, 12, 51–57. DOI: 10.1111/cdep.12254

Streubel, B., Gunzenhauser, C., Grosse, G., & Saalbach, H. (2020). Emotion-specific vocabulary and its contribution to emotion understanding in 4-to 9-year-old children // Journal of Experimental Child Psychology, 193, 104790. DOI: 10.1016/j.jecp.2019.104790

Tenenbaum, H.R., Louis, A., Brooks, P.J., & Dunne, G. (2008). The effects of explanatory conversations on children's emotion understanding. British Journal of Developmental Psychology, 26, 249-263. DOI: 10.1348/026151007X231057

Thompson, R.A. (1991). Emotional Regulation and Emotional Development. Educational Psychology Review, 3, 269–307. DOI: 10.1007/BF01319934

Vallotton, C., & Ayoub, C. (2011). Use your words: The role of language in the development of toddlers’ self-regulation. Early Childhood Research Quarterly, 26, 169–181. DOI: 10.1016/j.ecresq.2010.09.002

Wareham, P., & Salmon, K. (2006). Mother–child reminiscing about everyday experiences: Implications for psychological interventions in the preschool years. Clinical Psychology Review, 26, 535-554. DOI: 10.1016/j.cpr.2006.05.001

Wellman, H.M. (1992). The MIT Press series in learning, development, and conceptual change. The child's theory of mind. London: The MIT Press. 

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 12.04.2021

Принята к публикации: 20.05.2021

Дата публикации в журнале: 15.09.2021

Ключевые слова: эмоциональное развитие; речевое развитие; онтогенез; теория сознания

DOI: 10.11621/vsp.2021.03.13

Доступно в on-line версии с: 15.09.2021

Номер 3, 2021