Оценка представлений пользователей о персональном компьютере
Аннотация
Актуальность. Рост сложности технических устройств, используемых человеком, высокая скорость появления новых устройств и их функций приводят к возникновению различных практик и привычек работы с ними. За каждой из таких практик возможно увидеть специфическое представление о том, из чего состоит и как работает персональный компьютер (ПК), сложившееся в ходе работы пользователя с ПК как ментальная модель, отражающая его опыт. Однако задача реконструкции этих моделей и сравнения различных респондентов между собой по специфике их представления о ПК не имеет необходимого методического обеспечения. Для эффективного соотнесения представлений разных людей или разных групп пользователей между собой и изучения их представлений о ПК необходимо получить их в сравнимом виде, при этом сохранив качественную специфику этих представлений.
Цель данной работы — эмпирически апробировать технологию реконструкции представлений пользователей ПК о самом компьютере как многомерного психологического пространства описаний его работы.
Методики. Для сбора описаний работы ПК использовались методы группового интервью и сортировки карточек, для реконструкции представлений о ПК среди групп участников исследования использовались методы многомерного шкалирования.
Результаты. Нами были реконструированы и описаны представления о работе ПК трёх групп пользователей — школьников (N = 22), программистов (N = 22) и обычных взрослых людей без специального образования в сфере информационных технологий (N = 21) как многомерные семантические пространства описаний работы ПК. Были выделены основания классификации описаний работы ПК для каждой группы пользователей, а также разработана технология анализа результатов изучения их представлений о ПК как латентных характеристик, составляющих основу классификации описаний работы ПК.
Литература
Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40, С. 1. http://psystudy.ru (дата обращения 01.02.2021).
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2009.
Батурин, Н.А. Психология оценивания и оценки: теоретические и прикладные аспекты: монография / Под ред. Н.А. Батурина, И.В. Выбойщика. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.
Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
Гусев А.Н., Уточкин И.С. Психологические измерения: Теория. Методы: Общепсихологический практикум / Под ред. А. Н. Гусева, И. С. Уточкина. М.: Аспект Пресс, 2011.
Дорохов Е.А., Гусев А.Н. О возможности изучения ментальных моделей пользователей компьютера: от когнитивных карт к образу мира // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 3. С. 47–65. DOI: 10.11621/vsp.2019.03.47
Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 35–47.
Квале С. Исследовательское интервью. 2-е изд. М.: Смысл, 2009.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань: Издательство Казанского университета, 1969.
Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика. 1983, c. 251–261.
Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование. М.: Аспект Пресс, 2007.
Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Бусыгина Н.П., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И. Критерии оценки качественных исследований // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14), с. 49–51.
Можаровский И.Л. Осознание житейских представлений как условие их изменения в процессе усвоения научных знаний: дисс… канд. психол. наук. М., 1997.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Издательство Московского университета, 1988.
Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. M.: Наука, 1986.
Червинская, К.Р. Психология извлечения экспертных знаний субъектов труда: дисс… д-ра психол. наук: Санкт-Петербург, 2010.
Austin, D.E. (1994). Incorporating cognitive theory into environmental policymaking. The Environmental Professional, 16, 262–274.
Gkorezis, P., Georgiou, K., Nikolaou, I. & Kyriazati, A. (2020). Gamified or traditional situational judgement test? A moderated mediation model of recommendation intentions via organizational attractiveness. European Journal of Work and Organizational Psychology, 30, 1–11. DOI:10.1080/1359432X.2020.1746827
Heyes, C. (2018). Cognitive gadgets: The cultural evolution of thinking. Harvard University Press. https://doi.org/10.4159/9780674985155
Hmelo-Silver, C.E. & Pfeffer, M.G. (2004). Comparing expert and novice understanding of a complex system from the perspective of structures, behaviors, and functions. Cognitive Science, 28, 127–138. DOI:10.1207/s15516709cog2801_7
Jones, N.A., Ross H., Lynam T., Perez P.& Leitch A. (2011). Mental models: an interdisciplinary synthesis of theory and methods. [Electronic resource] Ecology and Society, 16 (1), 46. URL: http://www.ecologyandsociety.org/vol16/iss1/art46/ (date of retrieval: 01.02.2021).
de Leeuw, J., Mair P. (2009). Multidimensional Scaling Using Majorization: SMACOF in R [Electronic resource]. Journal of Statistical Software, 31 (3), 1–30. URL http://www.jstatsoft.org/v31/i03/
Paul, C. (2014). Analyzing Card-Sorting Data Using Graph Visualization. Journal of Usability Studies, 9, 87–104.
Pednault E.P.D. (2000). Representation is everything. Communications of the ACM, 43, 8, 80–83. DOI: 10.1145/345124.345153
R Core Team (2015). R: A Language and Environment for Statistical Computing. [Electronic resource] R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria. URL: http://www.R-project.org (date of retrieval: 01.02.2021).
Vosniadou, S., & Brewer, W. F. (1992). Mental models of the earth: A study of conceptual change in childhood. Cognitive Psychology, 24 (4), 535–585. https://doi.org/10.1016/0010-0285(92)90018-W
Özesmi, U. & Maurer, S. (2004). Ecological models based on people's knowledge: A multi-step fuzzy cognitive mapping approach. Ecological Modelling. 176, 43–64. 10.1016/j.ecolmodel.2003.10.027
Поступила: 12.02.2021
Принята к публикации: 24.03.2021
Дата публикации в журнале: 15.09.2021
Ключевые слова: ментальная модель; персональный компьютер; сортировка карточек; групповые представления; многомерное шкалирование; киберпсихология
DOI: 10.11621/vsp.2021.03.10
Доступно в on-line версии с: 15.09.2021
-
Для цитирования статьи:

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная