Феномен многозадачности в контексте культурно-исторических трансформаций и растущей сложностности в информационном обществе
Аннотация
Актуальность. Многозадачность становится как задаваемой социально, так и доминирующей, с развитием информационных технологий системой требований и возможностей совмещения, переключения, чередования разных по форме и содержанию действий в рамках одной сложной деятельности. Являясь следствием технологического развития информационного общества и итогом мировоззренческих трансформаций в рамках парадигмы множественности постмодернистской культуры, феномен многозадачности как сложностной формы реализации деятельности в технологизированном обществе становится одним из актуальных объектов исследования в психологии и других науках о человеке. Особого внимания заслуживает рост медиапотребления в совокупности с информационным переизбытком, следствием чего является трансформация феномена многозадачности в медиамногозадачность.
Цели работы. Теоретический анализ феномена многозадачности как отражения многогранности и вариативности постмодернистской культуры и результата вхождения в повседневную жизнедеятельность цифровых технологий информационного общества в контексте понятий множественности и сложностности.
Метод. Логика и методология исследования основывается на культурно-исторической и деятельностно-смысловой парадигме. Для достижения поставленных целей используются методы теоретического анализа и метод обобщения.
Результаты. Осуществлен анализ социокультурных, мировоззренческих и технологических факторов, обусловивших природу многозадачности. Показана роль конкретных философских конструктов постмодернистского мировоззрения, а также конкретных технологий информационного общества в формировании базиса для появления психологического феномена многозадачности, а также его технологического воплощения — медиамногозадачности. Осуществлен теоретический анализ феномена сложностности как когнитивной предпосылки многозадачности в контексте особенностей деятельности субъекта в культурно-исторических условиях информационного общества.
Выводы. В настоящий момент многозадачность является практикой, продиктованной спецификой информационно-коммуникативной деятельности в условиях технологизированности и сложностности реалий современности. Вне зависимости от отношения к данному феномену многозадачность является объективным фактом культуры информационного общества и, как следствие, одной из предпосылок для эффективной деятельности в его условиях.
Благодарности: исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 19-29-14181 «Многозадачность в структуре цифровой социализации: когнитивные и личностные факторы эффективности в контексте цифровизации общего образования».
Литература
Аршинов В.И. Наблюдатель сложности в контексте парадигмы постнеклассической рациональности // Философия науки и техники. Философия науки в мире сложности. 2013. Т. 18. С. 48–51.
Аршинов В.И., Буданов В.Г. Парадигма сложностности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 59–70.
Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.08.2020).
Буданов В.Г. Сложностность и проблема единства знания. Вып. 1: К стратегиям познания сложности // РАН, Институт философии; В.Г. Буданов, В.И. Аршинов, В.Е. Лепский, Я.И. Свирский. М.: ИФ РАН, 2018.
Герасимова И.А., Бургете Аяла М.Р., Киященко Л.П., Розин В.М. Сложностность и проблема единства знания. Вып. 2: Множественность реальностей в сложностном мире // РАН, Институт философии; И.А. Герасимова, М.Р. Бургете Аяла, Л.П. Киященко, В.М. Розин. М.: ИФ РАН, 2019.
Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 74–84.
Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе. М.: Канон+, 2018.
Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Идентичность и символический хронотоп, М.: Канон+, 2020.
Ивахненко Е.Н. Хрупкий мир в оптиках простоты и сложности (часть 2) // Образовательная политика. 2020. № 4 (84). С. 16–27.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. И.О. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 54–66.
Режим многозадачности улучшает производительность и качество выполненной работы [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен. 2018. URL: https://zen.yandex.ru/media/vesti.ru/rejim-mnogozadachnosti-uluchshaet-proizvoditelnost-i-kachestvo-... (дата обращения: 28.09.2020).
Свирский Я.И. «Сложностное» мышление в контексте философских стратегий Ж. Делеза и Ф. Гваттари // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2012. № 1. С. 37–47.
Солдатова Г.У., Никонова Е.Ю., Кошевая А.Г., Трифонова А.В. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 8–21. DOI: 10.17759/jmfp.2020090401
Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Дренева А.А., Кошевая А.Г. Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 4. С. 54–69.
Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 250–275.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
Фридман А. Пожиратели времени. Как избавить от лишней работы себя и сотрудников. М.: Бомбора, 2019.
Эко У. Маятник Фуко. СПб.: Симпозиум, 1998.
3 Most Popular Search Engine Technologies in 2020 [Electronic resource]. Searchanise. URL: https://start.searchanise.com/blog/3-most-popular-search-engine-technologies-in-2020 (date of retrieval: 01.02.2021).
Atchley, P. (2020). You Can’t Multitask, So Stop Trying [Electronic resource]. Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/2010/12/you-cant-multi-task-so-stop-tr# (date of retrieval: 09.08.2020).
Castells, M. (1996). The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture Vol. I. Cambridge, Massachusetts; Oxford, UK: Blackwell.
D’Angelo, M. (2019). Why Does Multitasking Impact Productivity [Electronic resource]. Business News Daily. URL: https://www.businessnewsdaily.com/4019-multitasking-not-productive.html (date of retrieval: 11.11.2020).
van. Est R. (2014). Intimate Technology: The Battle for Our Body and Behavior / With assistance of Rerimassie V., Keulen I., van, Dorren G. The Hague: Rathenau Instituut.
Lyotard, J.-F. (1979). La Condition postmoderne: rapport sur le savoir. Paris: Minuit.
MacMillan, M. (2021). 12 Reasons to Stop Multitasking Now! [Electronic resource]. Health.com. URL: https://www.health.com/condition/adhd/12-reasons-to-stop-multitasking-now (date of retrieval: 07.03.2021).
Morin, E. (1990). Introduction à la pensée complexe, Paris: ESF, 1990.
Rasmussen, T. (1993). Hypertext Reading as Practical Action [Electronic reasource]. W3C. URL: https://www.w3.org/People/howcome/p/telektronikk-4-93/Rasmussen_T.html (date of retrieval: 01.03.2021).
Schummer, J. (2008). From Nano-Convergence to NBIC-Convergence: “The best way to predict the future is to create it”.Governing Future Technologies. Springer Netherlands. pp. 57–71.
Solis, B. (2019). Lifescale: How to Live a More Creative, Productive, and Happy Life. NJ: Wiley.
To Multitask or Not to Multitask [Electronic resource]. USCDornsife. URL: https://appliedpsychologydegree.usc.edu/blog/to-multitask-or-not-to-multitask/ (date of retrieval: 30.09.2020).
Why Multitasking Doesn’t Work [Electronic resource]. Cleveland Clinic. 2017. URL: https://health.clevelandclinic.org/science-clear-multitasking-doesnt-work/ (date of retrieval: 20.11.2020).
Поступила: 20.03.2021
Принята к публикации: 20.04.2021
Дата публикации в журнале: 15.09.2021
Ключевые слова: многозадачность; множественность; сложностность; культурно-исторический подход; информационное общество; культура постмодерна; информационно-коммуникативные технологии; мультимедиа; медиамногозадачность
DOI: 10.11621/vsp.2021.03.01
Доступно в on-line версии с: 15.09.2021
-
Для цитирования статьи:

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная