Оценка управляющих функций и функций регуляции активности у детей 6-9 лет: конфирматорный факторный анализ данных нейропсихологического обследования
Аннотация
Актуальность. Работа посвящена проблеме измерения и соотношения двух важнейших групп функций, которые участвуют практически в любой деятельности — функций регуляции активности и управляющих функций. Исследование их структуры и возможностей оценки их состояния у детей дошкольного и младшего школьного возраста методами нейропсихологической диагностики и компьютеризированного тестирования важны как с точки зрения практики работы нейропсихолога, так и с точки зрения понимания общих закономерностей развития когнитивной сферы в этом возрасте.
Целью работы является построение и проверка моделей, устанавливающих соотношение результатов нейропсихологической диагностики и различных групп когнитивных функций, связанных с произвольной регуляцией поведения и общей регуляцией психической активности.
Методики и выборка. В исследовании приняли участие дети в возрасте 6–9 лет (от старших дошкольников до третьеклассников), в общей сложности 434 человека. Все дети были обследованы с помощью нейропсихологического обследования, адаптированного для детей 6–9 лет, а также выполняли тесты из батареи компьютеризированного нейропсихологического обследования для детей 6–9 лет. Результаты обследования использовались для проведения конфирматорного факторного анализа.
Результаты. Предложена модель, включающая три фактора — один соответствует управляющим функциям и два относятся к регуляции активности — фактор проявлений гиперактивности и импульсивности и фактор проявлений утомляемости и замедленности. Оценки модели показали хорошее соответствие эмпирическим данным. Совместное использование показателей традиционного и компьютерного нейропсихологического обследования повысило качество модели.
Выводы. Проведенный анализ позволил выделить индикаторы, которые могут отражать состояние отдельных групп функций регуляции произвольной деятельности и регуляции активности. Слабость одного из выделенных компонентов регуляции активности может приводить к специфическому изменению поведенческих реакций, проявляющихся в нейропсихологическом обследовании, а при более серьёзном и обширном дефиците — к появлению синдрома дефицита внимания и гиперактивности или синдрома низкого когнитивного темпа.
Литература
-
Агрис А.Р., Ахутина Т.В., Корнеев А.А. Варианты дефицита функций I блока мозга у детей с трудностями обучения (окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 4. С. 44–55.
-
Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / Под ред. Т. В.Ахутиной. В. Секачев Москва, 2016.
-
Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Гусев А.Н., Кремлев А.Е., Букинич А.М. Опыт разработки интегральных показателей батареи компьютеризированной нейропсихологической диагностики // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. / Под ред. Е. В. Печенковой, М. В. Фаликман. М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. 2019.
-
Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. 3-е изд. М.: Генезис, 2017.
-
Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Москва: Издание экспериментальн. дефектологического института им. М.С. Эпштейна, 1936.
-
Гусев А.Н., Кремлев А.Е., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Ахутина Т.В. Оценка чувствительности компьютерных методик нейропсихологической диагностики младших школьников // Психология образования: образовательный потенциал развития личности: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции психологов образования Сибири с международным участием, Иркутск, 03–04 сентября 2020 года. Иркутск: Иркутский государственный университет. 2020. С. 192–199.
-
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учеб. пособие для биол., психол., и мед. спец. вузов. Москва: Изд-во МГУ, 1992.
-
Корнеев А.А., Ахутина Т.В., Воронова М.Н. Оценка согласованности нейропсихологических индексов с помощью конфирматорного факторного анализа // Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет. Москва: В. Секачев. 2016. С. 224–239.
-
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Москва: Издательство Московского университета, 1969.
-
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для ун-тов. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
-
Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). Абакан: АГПИ. 1990.
-
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет. М.: ИНТОР, 1997.
-
Хомская Е.Д. Нейропсихология / 4-е изд. СПб.: Питер, 2005.
-
Becker, S.P., Leopold, D.R., Burns, G.L., Jarrett, M.A., Langberg, J.M., Marshall, S.A. & Willcutt, E.G. (2016). The internal, external, and diagnostic validity of sluggish cognitive tempo: A meta-analysis and critical review. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 55 (3), 163–178.
-
Becker, S.P. (2021). Systematic Review: Assessment of Sluggish Cognitive Tempo Over the Past Decade. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 60 (6), 690–709.
-
Blair, C. (2017). Educating executive function. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, 8 (1–2), e1403.
-
Bodin, D., Pardini, D.A., Burns, T.G., & Stevens, A.B. (2009). Higher order factor structure of the WISC-IV in a clinical neuropsychological sample. Child Neuropsychology, 15 (5), 417–424.
-
Bodrova, E., Leong, D.J., Akhutina, T.V. (2011). When everything new is well-forgotten old: Vygotsky / Luria insights in the development of executive functions. New directions for child and adolescent development, 133, 11–28.
-
Bush, G. (2010). Attention-deficit/hyperactivity disorder and attention networks. Neuropsychopharmacology, 1 (35), 278–300.
-
Camprodon-Rosanas E., Pujol J., Martínez-Vilavella G., Blanco-Hinojo L., Medrano-Martorell S., Batlle, S., ... & Sunyer, J. (2019). Brain structure and function in school-aged children with sluggish cognitive tempo symptoms. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 2 (58), 256–266.
-
Chhabildas, N., Pennington, B.F., Willcutt, E.G. (2001). A comparison of the neuropsychological profiles of the DSM-IV subtypes of ADHD. Journal of abnormal child psychology, 29 (6), 529–540.
-
Cole, W.R. Arrieux J.P., Ivins, B.J., Schwab, K.A., & Qashu, F.M. (2018). A comparison of four computerized neurocognitive assessment tools to a traditional neuropsychological test battery in service members with and without mild traumatic brain injury. Archives of clinical neuropsychology, 33 (1), 102–119.
-
Davidson, M.C., Amso, D., Anderson, L.C., & Diamond, A. (2006). Development of cognitive control and executive functions from 4 to 13 years: Evidence from manipulations of memory, inhibition, and task switching. Neuropsychologia, 44 (11), 2037–2078.
-
De La Fuente, A., Xia, S., Branch, C., & Li, X. (2013). A review of attention-deficit/hyperactivity disorder from the perspective of brain networks. Frontiers in human neuroscience, 7, 192.
-
Diamond, A., Barnett, W.S., Thomas J., & Munro, S. (2007). Preschool program improves cognitive control. Science (New York, NY), 318 (5855), 1387.
-
Dias, N.M. Trevisan, B.T., León, C.B.R., Prust, A.P., & Seabra, A.G. (2017). Can executive functions predict behavior in preschool children? Psychology & Neuroscience, 10 (4), 383.
-
Friedman, N.P., & Miyake, A. (2017). Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure. Cortex, 86, 186–204.
-
Korneev, A., Akhutina, T., Gusev, A., Kremlev, A., Matveeva, E. (2018). Computerized Neuropsychological Assessment in 6–9 Years-old Children. KnE Life Sciences, 4 (8), 495–506.
-
Lutkenhoff, E.S. Wright, M.J., Shrestha, V., Real, C., McArthur, D.L., Buitrago-Blanco, M., ... & Monti, M.M. (2020). The subcortical basis of outcome and cognitive impairment in TBI: A longitudinal cohort study. Neurology. 95 (17), e2398–e2408.
-
Maloney, K.A., Schmidt, A.T., Hanten, G.R., & Levin, H.S. (2020). Executive dysfunction in children and adolescents with behavior disorders and traumatic brain injury. Child neuropsychology, 26 (1), 69–82.
-
McBurnett, K., Pfiffner, L.J., & Frick, P.J. (2001). Symptom Properties as a Function of ADHD Type: An Argument for Continued Study of Sluggish Cognitive Tempo. Journal of Abnormal Child Psychology, 29 (3), 207–213.
-
Miyake, A., & Friedman, N.P. (2012). The nature and organization of individual differences in executive functions: Four general conclusions. Current Directions in Psychological Science, 21 (1), 8–14.
-
Rosseel, Y. (2012). Lavaan: An R package for structural equation modeling and more. Version 0.5–12 (BETA). Journal of statistical software, 48 (2), 1–36.
-
Smith, P.J., Need, A.C., Cirulli, E.T., Chiba-Falek, O., & Attix, D.K. (2013). A comparison of the Cambridge Automated Neuropsychological Test Battery (CANTAB) with “traditional” neuropsychological testing instruments. Journal of clinical and experimental neuropsychology, 35 (3), 319–328.
-
Snider, S.B., Bodien, Y.G., Bianciardi, M., Brown, E.N., Wu, O., & Edlow, B.L. (2019). Disruption of the ascending arousal network in acute traumatic disorders of consciousness. Neurology, 93 (13), e1281–e1287.
-
Tamm, L., Brenner, S.B., Bamberger, M.E., & Becker, S.P. (2018). Are sluggish cognitive tempo symptoms associated with executive functioning in preschoolers? Child Neuropsychology, 24 (1), 82–105.
Поступила: 31.08.2021
Принята к публикации: 03.12.2021
Дата публикации в журнале: 30.03.2022
Ключевые слова: управляющие функции; регуляция активности; функциональные блоки мозга; младшие школьники; нейропсихологическое обследование; конфирматорный факторный анализ
DOI: 10.11621/vsp.2022.01.02
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная