Ситуационная активность личности в вынужденной самоизоляции: социально-психологический аспект
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена отсутствием социального опыта переживания ситуации вынужденной самоизоляции и необходимостью детального изучения общесоциальных и индивидуально-личностных последствий. Исследование базируется на авторской концепции ситуационной активности личности, в основе которой лежит положение о личности как социальном субъекте, реализующей свою активность в зависимости от конкретных характеристик личностно-ситуационного взаимодействия, регулируемого социальным контекстом.
Цель исследования — описать и проанализировать ситуационную активность личности, пережившей ситуацию вынужденной самоизоляции
Исследование проведено с использованием авторской методики «Оценка ситуационной активности личности (ОСА). Измерение проводилось дважды в сентябре 2020 и в мае 2021 гг.
Выборку первого измерения составили 130 человек: 37 мужчин и 93 женщины в возрасте 22–39 лет. Выборка для повторного измерения (30 испытуемых: 12 мужчин и 18 женщин) подбиралась стратифицировано на основании анализа данных первого измерения.
Анализ полученных результатов позволили сформулировать следующие выводы:
1. Ситуация вынужденной самоизоляции представляет собой жизненную трудность, вызывающую противоречия в восприятии личностью ее характеристик вследствие отсутствия устойчивых социальных норм переживания подобных событий.
2. Индивидуальная оценочная модель ситуации вынужденной самоизоляции характеризуется высокой интенсивностью составляющих физиологического компонента, гипертрофированностью ментального компонента и дисгармоничностью рефлексивного компонента ситуационной активности
3. Личность в большинстве случаев выбирает стратегии совладающего и гиперсовладающего типа ситуационной активности. При этом выбор стратегий гиперсовладания свидетельствует о крайнем рассогласовании процессов личностно-ситуационного взаимодействия, что может рассматриваться в отдельных случаях как тенденция к формированию нежелательных социальных форм поведения.
Литература
-
Белан Е.А., Худик В.А. Психологические особенности оценивания жизненных ситуаций взрослыми: монография. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2015.
-
Битюцкая Е.В. Структура и динамика образа трудной жизненной ситуации // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 3. С. 116–131.
-
Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация // Психологические исследования. Научный электронный журнал. 2011. № 3 (17). [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/491-grishina17.html
-
Зинченко Ю.П., Салагай О.О., Шайгерова Л.А., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Восприятие стресса различными категориями медицинского персонала во время первой волны пандемии COVID-19 в России // Общественное здоровье. 2021. № 1 (1). С. 65–89.
-
Колантаевская А.С., Гришина Н.В., Базаров Т.Ю. Стилевые особенности самодетерминации в ситуации жизненных изменений // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 51–62.
-
Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. СПб.: Общество памяти игумений Таисии, 2015.
-
Макарова Е.Ю., Цветкова Н.А. Психологические особенности реакций на стресс, обусловленный режимом самоизоляции в период пандемии CОVID-19 // E-Scio. 2020. № 10. С. 145–157.
-
Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010.
-
Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 90–108.
-
Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 2000.
-
Сидячева Н.В., Зотова Л.Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 218–225.
-
Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. Смысложизненные установки в понимании ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. Т. 1. № 1. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslozhiznennye-ustanovki-v-ponimanii-situatsii-samoizolyatsii-v-....
-
Amin, S. (2020). The psychology of coronavirus fear: Are healthcare professionals suffering from corona-phobia? International Journal of Healthcare Management, 13 (3), 249–256.
-
Anglim, J., & Horwood, S. (2020). Effect of the COVID-19 Pandemic and Big Five Personality on Subjective and Psychological Well-Being. Social Psychological and Personality Science, 1948550620983047.
-
Cullen, W., Gulati, G., & Kelly, B.D. (2020). Mental health in the COVID-19 pandemic. QJM: An International Journal of Medicine, 113 (5), 311–312.
-
Endsley, M.R. (1995). Toward a theory of situation awareness in dynamic systems. Human factors, 37 (1), 32–64.
-
Hult Khazaie, D., & Khan, S.S. (2020). Social psychology and pandemics: Exploring consensus about research priorities and strategies using the Delphi method. Asian Journal of Social Psychology, 23 (4), 363–371.
-
Jetten, J., Bentley, S.V., Crimston, C.R., Selvanathan, H.P., & Haslam, S.A. (2021). COVID-19 and social psychological research: A silver lining. Asian Journal of Social Psychology, 24 (1), 34–36.
-
Marmarosh, C.L., Forsyth, D.R., Strauss, B., & Burlingame, G.M. (2020). The psychology of the COVID-19 pandemic: A group-level perspective. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 24 (3), 122–138.
-
Meléndez, J.C., Satorres, E., Reyes-Olmedo, M., Delhom, I., Real, E., & Lora, Y. (2020). Emotion recognition changes in a confinement situation due to COVID-19. Journal of Environmental Psychology, 72, 101518.
-
Miller, E.D. (2020). The COVID-19 pandemic crisis: The loss and trauma event of our time. Journal of Loss and Trauma, 25 (6–7), 560–572.
-
Okabe-Miyamoto, K., Folk, D., Lyubomirsky, S., & Dunn, E.W. (2021). Changes in social connection during COVID-19 social distancing: It’s not (household) size that matters, it’s who you’re with. Plos one, 16 (1), e0245009.
-
Rigotti, T., De Cuyper, N., & Sekiguchi, T. (2020). The Corona Crisis: What Can We Learn from Earlier Studies in Applied Psychology? Applied Psychology-An International Review-Psychologie Appliquee-Revue Internationale, 69 (3), 1–6.
-
Templeton, A., Guven, S.T., Hoerst, C., Vestergren, S., Davidson, L., Ballentyne, S., ... & Choudhury, S. (2020). Inequalities and identity processes in crises: Recommendations for facilitating safe response to the COVID-19 pandemic. British Journal of Social Psychology, 59 (3), 674–685.
-
Trzebiński, J., Cabański, M., & Czarnecka, J.Z. (2020). Reaction to the COVID-19 pandemic: the influence of meaning in life, life satisfaction, and assumptions on world orderliness and positivity. Journal of Loss and Trauma, 25 (6–7), 544–557.
-
Yamaguchi, K., Takebayashi, Y., Miyamae, M., Komazawa, A., Yokoyama, C., & Ito, M. (2020). Role of focusing on the positive side during COVID-19 outbreak: Mental health perspective from positive psychology. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 12 (1), 49–50.
-
Zacher, H., & Rudolph, C.W. (2020). Individual differences and changes in subjective wellbeing during the early stages of the COVID-19 pandemic. American Psychologist. 76 (1), 50–62.
Поступила: 19.07.2021
Принята к публикации: 20.09.2021
Дата публикации в журнале: 30.03.2022
Ключевые слова: личность; ситуация; категоризация ситуации; индивидуальная оценочная модель ситуации; совладание; гиперсовладание
DOI: 10.11621/vsp.2022.01.07
Мазилов В.А., Белан, Е.А. (2022). Ситуационная активность личности в вынужденной самоизоляции: социально-психологический аспект. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(1), 158-180. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.01.07
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная